Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня "Грибы. Автоматизация произношения звука Р в словах и предложениях"
план-конспект занятия на тему

Устинова Евгения Александровна

Сделать тяжелую работу по автоматизации поставленного звука интересной детям и разнообразить её - вот главная задача этого занятия.

Использование в коррекционном процессе куклы,  вымышленного яркого  персонажа, вызывает у детей различные эмоциональные  переживания, поддерживает активный интерес на протяжении всей образовательной деятельности, предупреждает риск переутомления,  побуждает к активным речевым действиям, способствует усовершенствованию диалогической формы речи,  позволяет снять психологическое напряжение, ведь происходит замена реального контакта со взрослым на контакт через куклу.

Это конспект подгруппового занятия на автоматизацию звука Р в словах и предложениях на основе лексической темы "Грибы"  для детей 5-6 лет с Общим недоразвитием речи 3 уровня. Прежде чем проводить это занятие необходима индивидуальная и подгрупповая работа над лексико-грамматическими категориями речи, звукопроизношением, а так же работа воспитателей и родителей направленная на расширение объёма знаний детей об окружающем мире.

В процессе занятия дети играют в знакомые речевые игры,  развивают фонематический слух и произносительные умения, упражняются в использовании лексико-грамматических категорий, совершенствуют связную речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия с детьми с ОНР 3 уровня

Старший дошкольный возраст

Тема: Грибы. Автоматизация произношения звука Р в словах и предложениях.

В ходе занятия используется кукла Егорка - Тараторка

Описание куклы: высота  30см. Кукла изготовлена из проволочного каркаса и поролона, обтянута  тканью. Волосы куклы из ниток. Глаза пластиковые. Лицо раскрашено красками. Костюм куклы из ткани, выполнен в казачьем стиле.

Цели использования куклы: использование в коррекционном процессе такого вымышленного яркого  персонажа вызывает у детей различные эмоциональные  переживания, поддерживает активный интерес на протяжении всей образовательной деятельности, предупреждает риск переутомления,  побуждает к активным речевым действиям, способствует усовершенствованию диалогической формы речи,  позволяет снять психологическое напряжение, ведь происходит замена реального контакта со взрослым на контакт через куклу.

Кукла используется на индивидуальных и подгрупповых занятиях в различных речевых играх и упражнениях.

Предварительная работа воспитателя: беседа о грибах, рассматривание картинок с изображением грибов.

Цели занятия:

Развитие фонематического слуха и произносительных умений:

- упражнение в выделении звука Р в словах;

- закрепление правильного и четкого произношения  звука Р в словах и предложениях.

Развитие лексико-грамматических категорий:

-расширение и активизация словаря;

- согласование существительных с прилагательными;

- согласование существительных с числительными;

-закрепление подбора определений к предмету;

- практическое усвоение Родительного падежа существительных.

Развитие связной речи:

-развитие понимания речи;

-учить отвечать на вопросы полным предложением.

Оборудование: кукла Егорка-Тараторка, предметные картинки с изображением грибов (большие и маленькие), корзинка, ведерко, счетная полоска  (линейка),  магнитная доска,  магниты.

Ход занятия:

Дети сидят за столом. Логопед обращает внимание детей на доску, где выставлены большие картинки с изображением  грибов, уточняет названия грибов.

Игра «Поймай слово»

Детям предлагается хлопнуть в ладоши, если они услышат слово со звуком Р.

Логопед медленно и четко произносит названия грибов, изображенных на картинках: боровик, масленок, лисичка, мухомор, сыроежка, подосиновик, рыжик, груздь, опенок, сморчок, поганка.

Логопед выносит куклу Егорки-Тараторки с корзинкой, в корзинке маленькие картинки с изображением грибов.

Логопед:

- Ребята,  посмотрите, кто к нам пришел! Здравствуй, Егорка-Тараторка!

Егорка-Тараторка:

- Здравствуйте, ребята!

Логопед:

- Откуда ты идешь, что в корзинке несешь?

Егорка-Тараторка:

- Я был в лесу, собирал грибы. Посмотрите, сколько много их у меня в корзинке! Все такие разные…

Логопед:

- Егорка, у тебя в корзинке, действительно много грибов, но, мне кажется, не все эти грибы можно есть… Ребята, как вы думаете, все ли грибы в корзинке у Егорки съедобные? Давайте поможем Егорке разобраться в таком сложном деле.

Игра «Съедобный-ядовитый»

Картинки из корзинки Егорки выкладываются на стол стопкой. Дети по очереди берут картинки из стопки, определяют, съедобен гриб или ядовит и кладут съедобные в корзинку, а ядовитые в ведерко, стоящие на столе. Свои действия дети комментируют.

Например: «Боровик съедобный, я его брошу в корзинку.» или  «Мухомор ядовитый, я его брошу в ведро.»

Егорка:

- Молодцы, ребята, помогли мне понять, какие грибы можно есть, а какие нет. А давайте, мы теперь грибы эти посчитаем?

Упражнение «Посчитай до десяти»

Дети по очереди вынимают картинки из корзинки и считают с опорой на счетную полоску.

Например: один рыжик, два рыжика, три рыжика, …. десять рыжиков.

Егорка:

- Я знал, что вы хорошо считаете, а теперь в игру поиграем.

Игра «Один-много»

Егорка, вынимая картинку из корзинки:

- У меня один сыроежка.

Дети:

- Егорка-Тараторка, у тебя один сыроежка, а у нас много сыроежек!

По аналогии продолжается игра с остальными картинками.

Упражнение «Подбери признак»

Боровик (какой?) – большой, съедобный, полезный и др.

Мухомор (какой?) – маленький, ядовитый, вредный, нарядный, пёстрый.

Знакомство со словом «пёстрый». Объяснение значения слова, составление предложений с данным словом.

 Егорка:

- Ребята, а я знаю стихотворение со словом «пёстрый» . послушайте:

Мухомор

В яркой куртке на пригорке,

Украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Ядовитый мухомор.

Заучивание стихотворения .

Припоминание слов со звуком Р.

Прощание с Егоркой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста: "В гостях у Тигры".

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [p].Авторы: учитель-логопед Зайцева Елена Владимирона, учитель-дефектолог Ретивых Елена Сергеевна....

Конспект коррекционного занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

"Развитие коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения через ознакомление с мимикой, жестами, пантомимой". Конспект коррекционного занятия для детей старшего дошкольного возраста....

Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет Тема: «Необычное путешествие. Звук «Л»

Подгрупповое логопедическое занятие "Необычное путешествие. Звук "Л"Этап: автоматизация звука в связной речи....

Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет «Путешествие на волшебном самолете. Звук «Л»

Подгрупповое логопедическое занятие "Путешествие на волшебном самолете. Звук "Л".Этап: автоматизация звука в связной речи....

Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста "На пути к звездам"

Занятие на закрепление  и обобщение математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, через современные образовательные технологии....

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста "Жадность и щедрость".

Интегрированное занятие "Жадность и щедрость", формирует представления детей о щедрости и жадности как о нравственных качествах человека....

Методическая разработка конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Музыка весны".

Конспект открытого музыкальногозанятия длядетей старшего дошкольного возраста. Тема занятия "Музыка весны".Используется весенняя атрибутика,диатонические колокольчики, музыкальные инстр...


 

Комментарии

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

С детьми с ОНР очень трудно работать. Приходится подбирать много материала. Ваше занятие построено методически верно, доступно, интересно.

Устинова Евгения Александровна

Спасибо, Элеонора Юрьевна.

Зимова Светлана Александровна

Евгения Александровна, спасибо за интересную методическую разработку.Содержание занятия соответствует поставленной цели и интересам детей, построено с учетом принципа доступности, широко используется наглядность. С удовольствием воспользуюсь Вашим опытом в своей профессиональной деятельности.С уважением, Зимова С.А.

Устинова Евгения Александровна

Светлана Александровна, большое спасибо за Вашу оценку. В свою очередь благодарю Вас за материалы, представленные на Вашем сайте.