Музейный урок "Предметы старины далёкой"
план-конспект урока по краеведению (6 класс)

Наталия Алексеевна Дёмина

Музейный урок "Предметы старины далёкой". Цель: познакомить детей со старинными предметами домашнего обихода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynyy_urok.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий музейного урока  «Предметы старины далёкой»

Цели:

– познакомить с предметами старины, их назначением в прошлом и ценностью сейчас;

– развивать сообразительность и образность мышления;

– воспитывать любовь к малой Родине, бережное отношение к предметам старины.

Ход мероприятия

Дорогих гостей встречаем
круглым, пышным караваем.
Шумбра кши мы вам подносим,
поклонясь, отведать просим.

Гости, отведав каравай, рассаживаются по местам.
Учитель:  Здравствуйте, ребята, гости!
 Мы рады вас приветствовать в нашем школьном музее. Сегодня  мы отправимся в путешествие во времени

Учитель: У каждого человека есть своя Родина, и каждый любит место, где родился и живет по–своему. Давным-давно это было, когда на месте сегодняшнего села Шугурово росли густые леса. По легенде первыми жителями села были два брата Шу и Гур.

сценка

Шу – Господи! Да куда ж мы приехали? Здесь непроходимые болота, дубы и орешники !

Гур – Надо назад вернуться! В Нижегородскую губернию

Шу– Ох, матерь Божья, да как же мы жить тут будем? – (Причитает)

Говорил я тебе, надо было на берегу Волги остаться. Если бы не голод и нищета, никогда бы не поехали в эти дикие неведомые места.

Гур– Погодь, голосить! Глянь, луга-то какие!

Шу – А травы, травы! Выше нас с тобой. Какой кругом покой!

Гур – А земли-то сколько – глянь, да какая добротная… А сколько речушек протекает

Шу – Ну, что же, , наверное, здесь останемся жить.

– Авось, Господь нам поможет обустроимся на этой земле. Будем жить, строить деревню.

 Учитель:  Первыми переселенцами были  жители Старых Найман. Свои дома ставили по берегам реки Дожга.  Корчевали деревья, обрабатывали земли, занимались скотоводством.

 III. Определение темы урока, постановка цели и задач (1 мин.)

Ребята, а что мы видим в музее? (Предметы старины)

Сегодня мы рассмотрим старинные предметы, домашнюю утварь, хозяйственные  принадлежности наших предков, узнаем, из чего они сделаны, для чего предназначались.

Некоторые  предметы тесно связаны с древними обрядами, традициями, обычаями людей. Наши предки были суеверными . Они верили, что знаки на предметах, вышивка  их одежде уберегут  от злых духов.

Учитель: Ребята, что вы видете на столе? (хлеб, соль)

 Обрядовые караваи назывались «шумбра кши». Хлебом встречали гостей, над хлебом молились о счастье новорождённого, караваи брали с собой при переселении в новый дом, во время свадьбы родители благословляли хлебом-солью жениха и невесту. А сейчас эти обряды соблюдаются?

-Найдите предмет, который использовался для приготовления теста.(показать корыто(очко)

Учитель -В этом корыте (очко) месили тесто , потом разделывали, а затем на широкой деревянной лопате( кши койме)  сажали туда тесто будущего каравая и отправляли  в печь.  Кто покажет лопату? . (показать)

-Давайте попробуем «посадить хлеб» в печь (выполняются имитации)

Учитель: Отгадаем самых «припечных жителей»

1. Чёрный конь

Скачет в огонь.

(Кочерга).

 

2. Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

Сам в угол идёт.

(Ухват).

 -Кто найдёт кочергу и ухват. Для чего они были нужны хозяйке дома?

Кочергой выгребали золу из печи и ворошили угли. (покажем)

Ухватом (показывает) хозяйка ловко цепляла пузатые горшки или чугунки и отправляла их в печь или доставала из печи. Кто сможет посадить чугунок ухватом в печь? (покажем)

Учитель:  -Кроме хлеба, что ещё готовили наши предки из муки? (блины-пачалксеть, пироги (прякат) , кашу) Каша и блины считались обрядовыми блюдами. Их приносили с собой на моления(озкс), у богини Норов-авы просили добра и богатства: Послушаем

Норовава, матушка,

Норовава,  кормилила!

Думали твоему имени почести отдать,

Хотели твоему имени почтение отдать.

Сварили бочку пива,

Испекли хлеб-соль,

Поставили праздничный стол,

Постелили скатерть,

Положили хлеб-соль,

Поставили ведро пуре,

Зажгли светлые свечи,

Отдали тебе свои поклоны.

Почему мы кланялись,

Что мы у тебя просим?

Просим, чтобы хлеб уродился

С толстой соломой, с жёлтым зерном.

Обобщение: Хлеб доставался нашим предкам большим трудом, был главным продуктом питания. Поэтому хлеб считался символом здоровья, даром богов.

Учитель: Назовём, какие в старину в селе были мельницы? (ветряные, водяные)

В нашем селе мельницы были ветряные. Но в каждом доме была небольшая, ручная . (Жернова) С помощью таких ручных мельниц дробили зерно.

Крестьяне также использовали ступу и пест (човар ды петькель)

-Для чего нужна была ступа? (В этой ступе очищали от щелухи просо (суро ямкст). Из неё готовили пщённую кашу и   блины. В нашем селе также толкли в ступе зёрна конопли и пекли пироги.                   - Кто из вас хочет толочь в ступе? 

-Отгадаем загадку и скажем для чего служил .  Согнут в дугу - траву стегает на лугу.

 Что за орудие труда? (Серп)  Серпом  жали хлеб.  Ещё применяли косу- горбушу

Учитель: -   Из чего изготавливалась домашняя утварь наших предков? (из дерева и глины.)

Учитель:   К нашему занятию вы, ребята, дома подготовили информацию о предметах домашнего быта. Послушаем ___

1-й      Дерево, глина было самым доступным и любимым материалом жителей нашего села. Молоко, брагу хранили в глиняных горшках, корчагах (большой глиняный сосуд), кувшинах.

Для варки пищи применялись  обожженные горшки небольших размеров, чугунки,  для хранения зерна и других продуктов – горшки большие, толстостенные .(Показать)

 Разнообразна была деревянная долбленая и бондарная утварь ( мерники, кадушки, солонки, ложки, ковши, чашки, лохани, корыта, маслобойки и т.д. )  (Показать) На этих предметах была богатая  резьба . Была повседневная  домашняя утварь, праздничная и ритуальная.

 Для зерна использовались почти двухметровой высоты мерники, выдолбленные из липы или осины.

Из луба и лычка делали кузова, кошели, ложкарницы, солонки и др. предметы. Широко были распространены плетенные изделия из прута.

Новая посудина, а вся в дырках. Что это? Это всем известные корзины. (Показать)  А из чего они сделаны? Корзины изготовлены из ивовых прутьев.  С ними ходили в лес, в них собирали оставшиеся в поле колоски, хранили предметы, женщины носили полоскать бельё.

2.й     О чём моя загадка?

Спинка есть- брюха нет,

Голова есть, да без мозгов,

Уши есть, да не слышит.

Подвяжешь - идёт,

Развяжешь - лежит,

Про этот же предмет говорили:

Из липы свито дырявое корыто,

Днём заперто, а ночью открыто.

В лес идёт- клетки кладёт,

Из леса идёт- перекладывает.

Правильно, это лапти. Подошва лаптя называлась спинкой, передняя часть - головкой, ушками называли вот эти петельки, в которые продевались верёвочки, удерживающие лапоть на ноге. Днём лапти на ногах человека - значит, заперты. Ночью их снимали с ног - вот и открыты. След лаптей похож на клетки, в лес клетки направлены в одну сторону, а из леса- в обратную.

Из чего плелись лапти? Правильно, из лыка. Лыко- это тонко надранные из липы ленты. Про липу существовала даже такая загадка: «На какое дерево можно залезть разутым, а спуститься обутым?» Получается, что за лапти ничего не надо платить, поэтому их носили все.

3-й  Обратите внимание на самопрялку(пряха) и (прялка).  Они полностью сделаны из дерева. Их использовали для домашнего прядения. Прялка -более простой инструмент. Самопрялка приводилась в движение с помощью педаля.

Прялка представляет собой палку (гребень), вставленную в донце. А работает она так:на палку или гребень привязывали шерсть, пальчиками вытягивали шерсть и крутили нитку. А нитки наматывали на веретено (показывает веретено) Его назвали потому,что она вертится.Чем больше кружусь, тем больше толстею. Вот я сколько ниток напряла.( Показывает клубок) Долгими зимними вечерами девушки на посиделках пряли и пели песни. (Песня «Косо, косо, да Утяша)

4-й  Большим разнообразием отличались высокие, наподобие кадушки, пари.  Их выдалбливали из липы и украшали резным орнаментом.  Они могли быть разных размеров.  Пари закрывались плотной крышкой и замками. Они применялись для хранения холста, женской одежды и украшений. В одной из мифических песен так говориться про парь:

                                     Тридцать лет я прожила,

                                     Тридцать годов я прожила,

                                     Три паря добра у меня,

                                     Три сундука у меня пожитков.

Учитель: Давайте посмотрим обряд укладки паря невесты.  Парь был обязательным предметом на свадьбе. Его   готовил свекор в подарок будущей снохе.  

 Перед укладкой сундук очищали от нечистой силы: сначала  зажжённой лучиной, потом иконой.

  1. Первым клали каравай хлеба «шумбра кши». При этом говорили: «Чтобы бог дал здоровья, чтобы бог велел жить в добром здравии»
  2. Потом клали пять штук серебряных монет. Четыре по углам, пятую на середину, на каравай. При этом говорили «Бог велел бы жить молодым при серебряном свете, чтобы были богаты»
  3. Затем клали принесённые родственниками лепёшки
  4. На лепёшки клали принесённые лапти
  5. Во время укладки рубашек невеста причитала (стр. 161)

5. Одежду наши предки носили домотканую – которую ткали на домашних станках

В нашем музее есть домашний ткацкий станок. В каждом доме жителей села Шугурово были все необходимые приспособления для изготовления холста. Ткацкий станок работал всю зиму в крестьянской избе.   Наши жители сами выращивали сырье для изготовления домотканого холста. Материалом служила конопля. Сначала пряли нити на прялке, а на ткацком станке ткали холст. Шили различную одежду: нижние женские рубашки, мужские рубашки и верхние портки. Более грубый холст шел на мешки, сумки.

6. Из такого же тканого холста были и полотенца, которые в нашем селе называли  словом нардамо. Они хранятся в нашем музее. В праздничные дни в избе их вешали в святые углы от сглаза. Молодыми девушками шились  в качестве приданого. Края отделывали крючком, вышивали красивые узоры.

До сих пор эти полотенца используются в народных праздниках.

Учитель: Женщины умели не только работать, но и отдыхать.

По таким случаям надевали самую красивую одежду. К нам на урок пришла Уняша. Расскажите мне, во  что нарядилась кукла?»    

Вам задание, ребята! В словах, правильно расставив буквы вы прочтёте элементы женского костюма. БАРУХА (рубаха), СОЯП   (пояс) ,КОШНИКОК (кокошник) , ЛАЙПУ (пулай), репедник(передник),СЫБУ (бусы) Эти слова скажем по мордовски

Учитель: А теперь проверю, как запомнили старинные предметы. Буду показывать картинки, вы называете вид ремесла и что за предмет изготавливают.

Наше занятие закончилось. Мы с вами познакомились с самыми распространѐнными предметами крестьянского быта.  Их подарили жители нашего села.  А собрать их  помогли учащиеся школы ещё в 90 годы прошлого века.  Если наше занятие  вас заинтересовало, расспросите своих бабушек и дедушек, возможно они  хранят память о прошлом своей семьи, а может и старинные вещи у вас тоже сохранились, принесите в музей . Мы ещё придём в музей и рассмотрим другие экспонаты из истории нашего села. 

Рефлексия

1. Какие из предметов особенно запомнились?

2.  Что вы узнали о предметах быта крестьян нашего села? (Все они сделаны из природного материала. Удобные в использовании и красивы, соблюдались в обрядах)

3. Что узнали о своих предках?

Были трудолюбивыми ,  хорошими умельцами, т.к. все необходимые для жизни  предметы делали своими руками. Они сами придумывали,  как облегчить и разнообразить свою жизнь)

4. Есть ли смысл сохранять   домотканые полотенца, расшитые красными нитями, донца прялок, , пари, все предметы, которыми сейчас не пользуются люди? (Да, для того,  чтобы  помнить свою историю , гордиться  своими  предками.)

5.–В ваших домах имеются самодельные вещи?

Чем дальше в будущее входим,

 Тем больше прошлым дорожим,  

 И в старом красоту находим

 Хоть новому принадлежим.

  Пока жива наша память, пока жива наша культура – будет жить и процветать наша Родина. Ведь без прошлого нет настоящего, а значит и надежды на будущее.

Ребята, если урок вам понравился – улыбнитесь.  Спасибо вам за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе. Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги.

Нетрадиционный урок математики в 5 классе "Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги". Прилагается конспект урока и презентация....

"Старину мы помним, старину мы чтим"

Посиделки  "Старину мы помним, старину мы чтим" (творческое объединение "Ремесла родного края")...

ЗАБАВЫ СТАРИНЫ ДАЛЁКОЙ

Приобщение  детей к ценностям русской культуры, поддержка  интереса к разным видам музыкально-ритмической деятельности...

Музейный урок на тему: "Предметы быта русской старины"

       В настоящее время, когда происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни российского общества, возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обыча...

Музейный урок "В старину едали деды"

Цель мероприятия:  познакомить обучающихся с особенностями национальной кухни, лучшими кулинарными традициями и обычаями русского народа....

Сценарий внеурочного мероприятия(музейного урока) «Как бывало в старину»

Сценарий внеурочного мероприятия(музейного урока)«Как бывало в старину»....

Технологическая карта внеклассного мероприятия. Интеллектуальная игра: «Старину мы помним, старину мы чтим (история народа)»

Интеллектуальная игра «Старину мы помним, старину мы чтим" способствует развитию интереса обучающихся к истории русского народа, его обычаям и традициям; расширяет кругозор; формирует стрем...