Музейный урок на тему: "Предметы быта русской старины"
план-конспект урока по краеведению

Сопина Яна Александровна

         В настоящее время, когда происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни российского общества, возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков. Сколько бы времени не проходило, культура народа, в которой опыт и душа народа, будет волновать человека. Эта культура впитана нами с молоком матери. Вот почему так интересно для детей приобщение к традициям народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynyy_urok.docx772.21 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Колосковская СОШ»

Валуйского района Белгородской области

Муниципальный этап недели «Музей и дети»

Предметы быта русской старины

(музейный урок)


http://itd0.mycdn.me/image?id=863594389002&t=20&plc=WEB&tkn=*-0EGavzWpko6qN6Ewy5cBg0JWHs

Подготовила: Сопина Яна Александровна,

учитель истории и обществознания

МОУ «Колосковская СОШ»

Валуйского района Белгородской области

Колосково, 2019

Пояснительная записка

         В настоящее время, когда происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни российского общества, возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков. Сколько бы времени не проходило, культура народа, в которой опыт и душа народа, будет волновать человека. Эта культура впитана нами с молоком матери. Вот почему так интересно для детей приобщение к традициям народа.

Прикоснуться к своему удивительному историческому прошлому ребенок может на музейных уроках. Здесь ребята узнают о славном прошлом своего народа. Члены кружка «История родного края» с  интересом готовят выставки и экспозиции, проводят экскурсии о быте и культурных традициях предков.

Узнавая о своем историческом прошлом, ребенок приобщается к культуре своего народа.

Мероприятие рассчитано на детей 5-7 классов. 

Тема: «Предметы быта русской старины».

Цель урока: познакомить учащихся с предметами быта русской избы, их назначением.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с крестьянским бытом, предметами обихода, кухонной утварью.
  2. Расширить знания учащихся о назначении предметов быта.
  3. Описать  историю старинных вещей.
  4. Развивать логическое мышление, образное восприятие истории нашего прошлого.
  5.  Воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям, к родной земле.

      Оборудование: прялка, корыто, цеп, коромысло, гребень, рубель, кувшин, чугунок, черпак, тарелка, ступа, толкач, лопата, рогач, скатерть.

   Форма урока: комбинированный

   Методы: словесный, наглядный, практический

           Этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

2.1.Вводная беседа.

3.Подготовка к восприятию нового материала.

3.1. Сообщение учащегося на тему «Интерьер русской избы»

3.2. Обобщение.

4. Экскурсия по экспозиции  «Предметы быта русской старины».

          4.1. Рассказ экскурсоводов.

          4.2. Рассказ учителя. История старинных вещей. Рушник.

5. Закрепление. Задание по карточкам.

6. Практическая работа.

6.1. Описание рушника.

7. Итог урока. Загадки.

Литература:

  1. Ащурков В.Н., Коцюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М.:1997.
  2. Горяева Н.А. «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» Москва «Просвещение», 2006. 
  3. Жаров М. Народная художественная культура Белгородчины. - Белгород, 2000.
  4.  Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор».
  5.  «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», Москва, «Просвещение»,1990г.
  6.  Раппопорт П.А. Древнерусское жилище. Л., 1975.
  7.  Тихонова М.Н., Смирнова М.С. «Красна изба», С. – П., 2000.
  8. Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997.

Электронные ресурсы:

  1. Русская изба http://viki.rdf.ru/item/2835/download/

Ход урока

  1. Организационный момент.

 Учитель: Многие предметы крестьянского труда и быта, с которыми мы сегодня познакомимся,  ещё в начале XX века находились в каждодневном обиходе русского крестьянина и с самых малых лет хорошо были известны каждому ребёнку. А можете ли вы сегодня правильно назвать предметы нашей выставки и рассказать о том, как они использовались в старину? (ответы детей)

2. Вступительное слово учителя.

2.1.Вводная беседа.

        Учитель: Честь и хвала нашим бабушкам и прабабушкам,  именно они бережно сохранили и донесли до нас культурное наследие предков, согретое руками нескольких поколений.  Сегодня мы сможем восстановить приблизительную картину быта и нравов тех времён, представить, как жили наши предки, ведь жилище – один из важнейших и наиболее ярких показателей культуры. Сегодня мы подробнее рассмотрим предметы быта, которые входили в интерьер избы и узнаем историю старинных вещей.

3.Подготовка к восприятию нового материала.

3.1. Сообщение учащегося на тему «Интерьер русской избы»

      Ученик:  Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ. Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала!

Центром чистого пространства был передний угол. В переднем углу избы располагался «Красный угол». Его еще в народе называли большой, святой. Это было самое почетное место – духовный центр дома. Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами «Красный угол», снимал шапку, трижды осенял себя крестным знаменем и низко кланялся образам, а уже потом только здоровался с хозяевами. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога - не до порога». В углу на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска окладах, украшенные тканым или вышитым полотенцем. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу на лавку за стол, убранный нарядной скатертью – столешником. Красный угол обращен был к юго-востоку. Он принимал первые лучи солнца и как бы олицетворял собой зарю. Здесь же стоял обеденный стол за которым происходили не только каждодневные трапезы, но и отмечались все важнейшие семейные события.

 Быт русской избы вращался вокруг печи. Она служила местом для приготовления пищи, отдыха, обогрева и даже банных процедур. Наверх вели ступени, в стенах имелись ниши для разной утвари. Топка всегда была с железными заслонами. Устройство русской печи – сердца любой избы – удивительно функциональное.

Печь в традиционных русских избах всегда размещалась в основной зоне, справа или слева от входа. Именно её считали главным элементом дома, поскольку на печи готовили еду, спали, она обогревала весь дом. Доказано, что приготовленная в печи еда самая полезная, поскольку в ней сохраняются все полезные витамины. 

Для сна использовали лавки, скамейки, сундуки с плоской крышкой, кровати.

Для грудных детей предназначались подвесные люльки или колыбели, которые украшали резьбой, токарными деталями, росписью, фигурными вырезами в досках. Люльку обычно делали из дерева или плели из лозы. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки.

https://zabavnik.club/wp-content/uploads/Kartinki_pro_vnutrennee_ubranstvo_russkoy_izby_2_22231715.jpg

3.2. Обобщение.

Учитель:  

Очень часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хоть более привычны, нам полёты на Луну,

Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину.

Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек. Каждый экспонат – это наша память. Ребята, давайте подойдем к выставке «Предметы быта  русской старины» и послушаем, что о них расскажут наши экскурсоводы. (Экскурсоводами являются члены краеведческого кружка).

4. Экскурсия по экспозиции «Предметы быта русской старины».

4.1. Рассказ экскурсоводов.

C:\Users\User\Desktop\музейный урок 2019\IMG_20190320_152554.jpg

Экскурсовод 1.

Прялка - предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар, или погибнут пчелы. Парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку. Прядение занимала большую часть в году, длилось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, плохой приметой считалось упасть с прялки во время катания.

Скатерть.  Покрывался стол скатертью. В крестьянской избе скатерти изготавливали из домотканины как простого полотняного переплетения. Используемые повседневно скатерти сшивали из двух полотнищ, как правило, с клеточным узором или просто грубого холста. Такой скатертью накрывали стол во время обеда, а после еды покрывали ею хлеб, оставляемый на столе. Праздничные скатерти отличались лучшим качеством полотна, такими дополнительными деталями как кисти, кружево или бахрома по периметру, а также узором на ткани.

Экскурсовод 2.

Корыто. На Руси корыто известно с X века, об этом свидетельствуют археологические находки Великого Новгорода, Старой Ладоги и иных мест, где в земле хорошо сохраняется дерево. Использовали по-разному, как любую ёмкость: для сбора урожая яблок, капусты и т. д., для заготовки солений, для стирки, купания, для остуживания пива, сусла при пивоварении, в них месят хлеб и из них кормят скот и птицу (водопойное, кормовое корыто). В перевёрнутом виде использовали как большую крышку - корыто в хозяйстве пригождалось для всего и имело самое разнообразное назначение, а зимой крестьянские дети катались в них с горок, как в санках.

Валёк. Назначение некоторых «устройств» вызывают, по меньшей мере, недоумение у подрастающего поколения. Например, валёк. Многие, в том числе и я сама, знают о нем только по рассказам бабушек или мам. Существовали вальки как для стирки, так и для разглаживания белья (предки утюгов), могли быть самыми простыми, а могли быть украшенными замысловатой резьбой или росписью. В разных местах его называли по-разному: чаще всего валёк, колотушка, но еще  и варта, и лапта, и портомойник, и пральник. Использовали валёк следующим образом: брали его за ручку и ударяли нижней поверхностью по кому мокрого белья, пока пластина валька не выбивала из него жидкость, и так повторяли до тех пор, пока белье не станет чистым.

Экскурсовод 3.

Рубель. В России бытовал способ глажки с помощью рубеля и валька.

На ровно обструганную палку наматывали просушенное белье и прокатывали его по столешнице при помощи рифленой доски. Ребра этой плашки касались ткани, разминая и сглаживая морщины. В разных регионах Руси это гладильное орудие называлось «рубель», «пральник», «праник», «гранчак», «ребрак», «раскатка». Ткани тогда изготавливались вручную и были так грубы, что после стирки стояли колом. Обработка их рубелем не только удаляла складки, но и делала их мягче. Мастера-резчики украшали рубели причудливыми узорами.

         Гребень похож на тот гребешок, которым на Руси девушки расчёсывали волосы. Однако не совсем, гребень для чесания шерсти большего размера. Вообще для шерсти были чески – это на деревянной основе часто набитые гвозди небольшого размера. Такими ческами удобно было работать с шерстью, не только чесать, но и чистить её. Таким гребнем могли чесать и лен, который также использовали в ткачестве.

Экскурсовод 4.

Ступа и толкач (пест). Ступы были в каждом сельском доме, выдалбливались они из крепкого дерева: дуба, березы иногда осины, в основном это нижняя часть ствола без сучков, высота достигала 80 см, глубина – 50 см, диаметр - 40 см. Обязательное условие - ступа должна быть изначально из цельного куска дерева, а не из частей, склеить, скрепить хотя бы из двух деталей ее было нельзя: нагрузка велика, могли образоваться щели. Ступы были тяжелыми, массивными, устойчивыми. Необходимой принадлежностью ступы был пест. Изготавливался он до 100 см длины при диаметре около 7 см., для удобства пест делали с перехватом посередине. Казалось бы, чего проще сварить кашу, залил крупу молоком, поставил в печь, вот и все дела, да не тут то было. Семь потов сойдёт, пока крупу к варке приготовишь. В начале зёрна нужно освободить от оболочки - лузги (твёрдой шелухи). Для этих целей служила ступа с пестом. Домашняя ступа считалась не просто хозяйственной утварью. В частности, ей приписывали целительские свойства: в ступе пытались истолочь болезнь как у взрослых и детей, так и у домашней скотины.  

Экскурсовод 5.

Кувшин - глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью его является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой.  Кувшинами дорожили, старались обращаться с ними бережно и аккуратно.

Чугунок, он, как и кувшин, был незаменим в хозяйстве, но по весу он более тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Небывалыми колдовскими способностями славился чугун. Сделанная из него посуда, по поверьям, приносила удачу. Чугунная посуда придавала своему хозяину новые силы и сохраняла старые. Вот ведь, поел человек из чугунка – у него тут же второе дыхание открылось. Так что, если хотите иметь отменное здоровье, доверьтесь опыту прадедов и готовьте еду в чугунных кастрюлях и сковородках. И удаль богатырская будет вам обеспечена. Женщины, готовя обед, приговаривали: «Чугун-чугунок мой, вари, печаль-тоска горькая, пропади…»

Экскурсовод 6.

         Лопата. Это плоская деревянная лопата с длинной ручкой. На нее клали приготовленный для выпечки хлеб, чтобы поместить на под, в печь. А так как хлеб считался особой ценностью, все предметы, с которыми он соприкасался, непременно обозначались этим словом: хлебный нож, хлебница, хлебная лопата. Хлебная лопата вместе с ухватами стояла у печи, и ее, как и ухват, обычно не полагалось выносить из дома. Хлебная лопата, которая постоянно соприкасается с огнем, обладающим очистительной и омолаживающей силой, конечно же, не могла не стать магическим орудием. Так, ее использовали в борьбе с небесной водой – дождем и градом. При приближении градовой тучи хлебную лопату выносили из дома, а иногда просто выбрасывали во двор. Использовали лопату при лечении больных. Их сажали или клали на лопату и на какое-то время помещали в протопленную печь. Больного как бы заново «пекли», «перепекали», наделяли новой долей, благами, способностями, которые так необходимы человеку.

Рогач (ухват) - приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Им захватывали и ставили в русскую печь чугунки и горшки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. С ухватом имели дело, как правило, только женщины, так как приготовление пищи, да и вообще все, что связано с печкой, было женской заботой. Он считался печным инвентарем и всегда был под рукой у хозяйки, в случае незваных гостей ухват мог применяться и в качестве оружия. Про ухват загадывали загадки: «Рогат да не бык, хватает да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идет»; «Кривой бельмес под горшок залез». Некоторые чугуны были в объеме до 2-х ведер, женщина что бы поднять такой чугунок в печку на ухвате должна обладать хорошей физической силой.

Экскурсовод 7.

Цеп - ручное орудие для обмолота (отделения зерна от колосьев). Обычно состоит из двух (реже - нескольких) подвижно связанных концами палок: более длинная (до 2 м) рукоятка и более короткая (до 0,8 м) рабочая часть, ударяющая по злакам.

Рукоятка называлась держалом, держалкою, кадцеей, цеповищем, цепником, а связь между рукояткой и рабочей частью  - привзой  и изготавливалась из сыромятной кожи. Рабочая часть - палка, ударяющая по злакам - имела названия боёк или молотило.

Коромысло - дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины. Коромысло делали из мягкой древесины – липы или сосны. Заготовку обрабатывали, затем опускали в кипяток и сгибали в ручную или с помощью специального приспособления. Воду носили в деревянных ведрах . Такой способ переноски воды вырабатывал у девушек (а в основном носить воду приходилось им) плавную походку, при неровной ходьбе ведра начинали раскачиваться и вода выплескивалась из них. Про ведра с коромыслом и загадка сложена: «Три братца пошли на речку купаться, двое купаются (ведра), а третий на берегу валяется (коромысло). Искупались, вышли, на третьем повисли».

4.2. Рассказ учителя.

История старинных вещей. Рушник.

C:\Users\User\Desktop\музейный урок 2019\IMG_20190320_153508.jpg

      Учитель:  Рушником называют полотенце, это полотнище белой ткани домашнего или реже фабричного производства, отделанное вышивкой, тканым цветным узором, лентами, кружевом, тесьмой, бахромой. Само слово «рушник» объясняют по-разному. Одни исследователи возводят его к слову «руки» - то есть, ткань, которой вытирают руки. В других исторических источниках рушник» означает «кусок полотна», от слова «рушить» - отрезать, отрывать, «от-рушить». Таким образом, речь идёт об отрезе ткани, имеющем гораздо больше функций и назначений, нежели простое вытирание рук.

На большие ежегодные праздники ткались и вышивались особые рушники. Например,  Пасхальные рушники предназначаются для выпеченных хлебов, куличей и схожи с хлебосольными, но отличаются орнаментом - на них часто присутствуют аббревиатуры ХВ (Христос воскрес).

 Божником называли рушник, обрамляющий изображения богов– иконы. Такие рушники можно и сейчас встретить в домах пожилых людей, в красном углу - месте, где располагаются иконы.

При рождении ребёнка ранее использовали рушник родильный, а на крестины вышивали рушники крестильные, на котором несли ребёнка в храм и утирали после окунания в купель. Крестильный рушник вышивала крёстная мать, на нём не должно было быть чёрного цвета.

Ещё один важный вид рушника - рушник хлебосольный. На нём подавали хлеб-соль гостям, он украшал свадебный стол перед женихом и невестой.

Самый главный свадебный рушник сейчас носит название «венчальный», на нём стоят молодые в церкви, а так же жениха и невесту ставили рядом и связывали рушниками.

5.Закрепление. Задание по карточкам.

Учитель: ребята, вы знаете о процессе изготовления ткани. Попробуйте установить очерёдность в работе  для изготовления рушника.

          Задание на карточке: расположите в порядке очередности

вышивали

ткали холст

выдернули лён с корнем

пряли нитки

сделали полотенце

отмочили в речке и высушили на лугу

посеяли льняное семя

вытрепали лён

 Проверка, вывод.

6. Практическая работа.

6.1. Описание рушника.

Учитель: Разобравшись с историей рушника и способами декорирования его в нашем регионе, переходим к важному этапу урока – составлению карточки описания музейного предмета.

(Работа  в группах)

Схема описания рушника:

  1. Наименование предмета.
  2. Источник поступления. Легенда предмета (кому принадлежал, каким образом попал в музей, музейное значение).
  3. Техника изготовления. Способ изготовления.
  4. Время создания, место бытования.
  5. Материал.
  6. Размеры.
  7. Сохранность.
  8. Краткая характеристика предмета (этническая принадлежность, описание внешнего вида формы составных частей, назначение).

Проверка. Обсуждение.

7. Итог урока.

  1. . Загадки.
  1. Шуба в избе,

Рукав на улице. (Печь и труба)

  1. Две галочки

Сидят на одной палочке. (ведра на коромысле)

     3. Что в избе за коровьи рога? (ухват)

     4. Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля … (чугунок)

5.Прячет бабушка там вещи

сапоги, кафтан, сюртук..

Вы мне дружно все скажите

Этот шкаф зовут ...(сундук).

       6. Стригли, щипали, а после чесали,

      Чисто, пушисто – к доске привязали! (прялка)

7.Доска ребристая

Очень голосистая!

Палкой водим – ну и ну!

Так играли в старину. (рубель)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока на тему "Предмет, методы и функции политологии"

Материал данного урока можно использовать в 11 классе (в курсе обществознания) и на уроках политологии в техникумах....

Урок по теме « Предмет, задачи и методы экологии»

Урок по теме « Предмет, задачи и методы экологии» является первым в теме "Основы экологии" по УМК В.В. Пасечник. Учащиеся знакомятся с историей, задачами  и методами экологии. Важным моментом в р...

Презентация к уроку на тему "Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания."

Презентация к уроку на тему "Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания."...

Урок по теме: "Предметы мебели"

Материал можно использовать для проведения урока как в начальной школе, так и в коррекционной....

Конспект урока по теме "Предмет химии. Вещества".

Конспект урока по химии для учащихся 8-го класса разработан в соответствии с программой и УМК О.С. Габриеляна....

Урок по теме "Предмет химии. Вещества и их свойства"

Урок по теме "Предмет химии. Вещества и их свойств" 8 класс. Пояснительная записка и разработка урока....

Технологическая карта урока на тему: "Предмет химии. Вещества и их свойства". 8 класс

Технологическая карта урока на тему: "Предмет химии. Вещества и их свойства". С приемами технологии развития критического мышления....