Внеклассное мероприятие 5 класс "Достопримечательности города Омска"
классный час по краеведению (5 класс)

Василевич Наталья Николаевна

Внеклассное мероприятие для 5 класса на тему "Достопримечательности города Омска. История их возникновения". Данное мероприятие разработано для учащихся в рамках предметной недели  истории. Цель: воспитать любви к своей малой Родине, формировать ценностное отношение к достопримечательностям города. В ходе мероприятия учащиеся получают знания об истории своей малой Родины - города Омска, об истории возникновения достопримечательностей города. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного занятия в 5 классе

Тема урока: Достопримечательности города Омска. История их возникновения.

Цель урока: формирование ценностного отношения к достопримечательностям города

Задачи:

1. Привить интерес к родному краю;

2. Самостоятельно решать задачи предложенные учителем;

3. Развивать у детей речь, артистические умения и навыки.

4. Развивать желание у детей больше знать о своем крае, формировать коммуникативные навыки.

Базовые учебные действия

Личностные учебные действия

- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

- осуществлять действия самоконтроля за свои поступки в школе, в обществе, в природе;

- проявлять самостоятельность при выполнении заданий;

- оказывать помощь сверстникам и взрослым.

- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

Коммуникативные учебные действия

- вступать в контакт и работать в коллективе на уроке, при выполнении задания (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель- класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;

- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-доброжелательно относиться к окружающим, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками;

-договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в общей деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.

Предметные УД:

-Знать достопримечательности города Омска, историю их возникновения.

Оборудование:

Презентационный материал, мультимедийный проектор, экран. Картинки достопримечательностей, анкета, загадки, фильм об Омске, макет карты Омска.

Структура занятия:

1.Организационный момент

3.Изучение нового материала

4.Закрепление материала

5.Итог урока

Ход занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята.

Играет мелодия песни «С чего начинается Родина», учитель зачитывает стихотворение.

Учитель:

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать

И то, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять. (слайд 1)

- Ребята, что для вас значит слово Родина? С чем ассоциируется это слово?

- Родина – это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает.

- Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга. (слайд 2)

- Какая страна является вашей Родиной?

- Верно, Россия (слайд 3)

- Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.

Россия.…

- Как из песни слово,

Березок юная листва.

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя моя Россия,

За ясный свет своих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть

Люблю все то, что называют

Одним широким словом “Русь”

- А что значит в вашем понимании малая родина?

- У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – городская улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя!

- Как называется наша малая Родина, место, где мы родились и выросли?

- Сегодня мы с вами постараемся как можно больше узнать о своей малой Родине, о городе Омске, о его достопримечательностях (слайд 4)

Встают, здороваются с учителем

(учащиеся высказывают свои предположения)

Россия

(учащиеся высказывают свои предположения)

Город Омск

Изучение нового материала

- Итак, мы с вами отправляемся в путешествие по нашей малой Родине – городу Омску.

Далее идет рассказ учителя о г. Омске, его истории и достопримечательностях.

1) Омск — крупный город в России, административный центр Омской области. Население - около 2 млн. человек (2-е место в Сибири, 7-е место в РФ). Омск - крупный транспортный узел. Крупный промышленный центр: металлургия, лёгкая, полиграфическая, химическая, нефтехимическая и авиакосмическая промышленность. (слайд 5)

2) История города Омска. (слайд 6)

- Ребята, а вы знаете, как появился город Омск?

История Омска уходит корнями в начало XVIII века. Царь Пётр Великий направил на поиск золотых россыпей из Тобольска вверх по Иртышу отряд казаков под командованием подполковника И.Д. Бухгольца. Экспедиция потерпела неудачу, натолкнувшись на сопротивление кочевников. В районе слияния Иртыша и Омь силы отряда Бухгольца были уже на исходе. Пришлось отступить, основав на обратном пути, на Иртыше, в устье реки Омь, Омскую крепость. 1716 году был заложен первый камень в основание Омской крепости. Таким образом, 1716г – это дата считается основанием города Омска. А основателем его считается И.Д. Бухгольц. В 1770-е годы обветшавшую деревянную крепость сменила каменная Новая Омская крепость, ставшая одним из крупнейших военных сооружений за Уралом. Вокруг новой крепости постепенно начал расти город, выполнявший роль гражданского и военного административных центров Западной Сибири, а также административным центром Сибирского казачьего войска.

- Ребята, как вы думаете, а почему наш город назвали Омск?

3) Достопримечательности города.

- А теперь рассмотрим подробнее о главных достопримечательностях нашего города.

Учитель демонстрирует слайды с достопримечательностями, спрашивает у ребят о них.

1. Тарские и Тобольские ворота. (слайд 7,8)

Статус город Омск получил в 1782г. В этот год были построены два символа Омска: Тарские и Тобольские ворота. Тарские ворота вели в Степной бастион Омской крепости, где размещался каторжный острог. Ежедневно через них проходил ссыльный Ф. М. Достоевский. Тарские ворота были снесены в 1959 году. Лишь в 1991 году, к 275-летию Омска, Тарские ворота отстроили заново по проекту архитектора М. Хахаева.

2. Литературный музей имени Ф.М. Достоевского разместился в одном из старейших зданий Омска, памятнике архитектуры, построенном в 1799 году для комендантов Омской крепости. (слайд 9)

3. Недалеко от литературногомузея находится музей воинской славы.

(слайд 10)

- Кто знает, что это за музей?

Открытие музейного комплекса воинской славы омичей было приурочено к празднованию 40-лет со дня Победы в ВОВ. Располагается комплекс в кирпичном здании с 1915 года, в котором ранее располагался Штаб Омского военного округа. На территории музейного комплекса вы можете познакомиться с образцами военной техники (самоходная установка «Катюша», танки, пушки), которые расположены во дворе музея.

4. Особняк купца Батюшкова (Дом Колчака).

Особняк купца Батюшкова был построен купцом Батюшковым в 1901-1902 годах.

(слайд 11)

В 1919 году здесь находилась резиденция Александра Колчака.

- Ребята, кто такой А. Колчак? (слайд 12)

- Он был провозглашен белым движением Верховным правителем России. Колчак объявил Омск столицей России. Здание пострадало от взрыва при неудачной попытке покушения на Колчака.

В настоящее время в здании расположен ЗАГС Центрального округа Омска.

5. Металлический шар (площадь Бухггольца). (слайд 13)

- Как вы думаете, что он символизирует?

- Символ освоения Сибири

6. Успенский Собор расположен в центре Омска на Соборной площади. Одна из главных достопримечательностей города. Был построен в период с 1891-1898гг. Входит в десятку крупнейших храмов России.

(слайд 14)

7. Театр Драмы - один из старейших драматических театров Сибири. Здание театра является памятником архитектуры, построенным в стиле сибирского барокко в 1905 году.

(слайд 15)

- А теперь, ребята, я хочу предложить вам посмотреть небольшой фильм о нашем городе.

- Продолжим говорить о достопримечательностях.

8. Никольский собор. Никольский войсковой казачий собор. Построен в 1840 году знаменитым архитектором Василием Стасовым на пожертвования Сибирского казачьего войска. С 1934 года здесь располагались ДК строителей, затем склад. Вновь начал действовать в начале 90-х годов. (слайд 16)

9. Музыкальный театр существует с 1947г. Новое здание театр получил в 1982 году — спустя 35 лет после своего открытия. (слайд 17)

10. Музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля один из старейших и крупнейших художественных музеев Сибири. Коллекция музея насчитывает свыше 25 тысяч экспонатов, многие из которых имеют мировое значение. Это так называемое «сарматское золото» первых веков н.э. из прииртышских курганов, произведения отечественной живописи ХIХ в. (слайд 18)

11. Памятник Слесарю Степанычу. Памятник Слесарю Степанычу появился в 1998 г. на День города. Это увековеченный в камне Сантехник, выглядывающий с разводным ключом в руке из канализационного люка на Любинском проспекте. (слайд 19)

12. Статуя "Люба" установлена в центре Омска. Статуя посвящена жене губернатора Густава фон Гасфордта Люба. Она умерла в середине XIX века вскоре после замужества. Люба вошла в историю города тем, что в честь ее была названа первая роща в городе, Любинская роща, вырубленная через несколько десятилетий. Ни одного портрета жены губернатора не было – произведение скульптура создавалось по народной памяти. Символизирует юность, женственность и благородство. (слайд 20)

13. Памятник Рыбе - необычный металлический памятник в виде рыбы, выполненный из металла, имеет весьма забавный вид.

(слайд21)

14. Серафимо-Алексеевская часовня. Каменная часовня у Железного моста была воздвигнута омичами в 1907 году в честь памятного события – рождения в царской семье Алексея Николаевича, наследника российского престола. Свое имя часовня получила в честь наследника Алексея, а также Серафима Саровского Чудотворца. Часовня стала местом размещения мемориальных досок с именами павших в русско-японской войне. Постоянно горевшая лампада явилась прообразом Вечного огня современных мемориальных комплексов. Сама часовня служила сбору средств для помощи семьям погибших, а также инвалидам войны. (слайд 22)

15. Омский Государственный театр маски, куклы и актера "Арлекин", Цирк, (слайд 23)

- Скажите, ребята, а на какой реке расположен наш город?

- А чтобы перебраться на другой берег Иртыша, что сооружено?

- Мосты – это тоже достопримечательности нашего города.

- Через реку Иртыш построено много мостов, но мы рассмотрим самые главные и большие:

1. Мост им. 60 ВЛКСМ

2. Мост им. 60 лет Победы (метромост)

 3. Ленинградский мост

4. Железнодорожный мост

(слайд 24)

От названия реки Омь

На реке Иртыш

Мосты

Закрепление изученного материала

Физминутка

- А теперь давайте проверим, на сколько хорошо вы знаете свой родной город!

(Далее учитель проводит по рядам или по командам небольшую викторину)

Конкурс «Знатоки истории»

1. В каком году основана Омская крепость? По какой причине? Когда Омск получил статус «города»? (Основан в 1716, от набегов кочевников, город с 1782.)

2. На каких реках стоит наш город? (Омь, Иртыш)

3. А как вы думаете, почему он так называется? (Потому что находится на реке Омь.)

4. Что связывает с Омском Достоевского? (в Омской крепости Ф.М. Достоевский отбывал заключение)

5. Как звали белогвардейца который организовал правительство в Омске? (Александр Колчак)

6. Какая достопримечательность в городе Омске является символом освоения Сибири?

(металлический шар)

7. Какой из соборов, расположенных в г. Омске, входит в десятку крупнейших храмов России? (Успенский собор)

8. Эта часовня была воздвигнута омичами в 1907 году в честь памятного события – рождения в царской семье Алексея Николаевича, наследника российского престола. Как она называется? (Серафимо-Алексеевская часовня)

9. В честь ее была названа первая роща в городе? (Люба, Любинская роща)

10. Как назывались ворота, которые вели в Степной бастион Омской крепости, где размещался каторжный острог? (Тарские ворота)

11. Открытие этого музея было приурочено к празднованию 40-лет со дня Победы в ВОВ. Как называется этот музей? (музей воинской славы)

12. Кому посвящен самый необычный памятник в городе Омске? (рыбе)

- А сейчас я предложу вам посмотреть небольшой фильм о нашем городе.

- Ребята, я предлагаю вам выполнить творческое задание – перенести наш город на небольшой ватман, т.е. расположить все достопримечательности, о которых вы узнали сегодня на макет города.

- Скажите, а с какой темой, изучаемой по математике связано это задание?

Работают по группам

Работают по группам

Масштаб

Итог урока

Ну, вот и подошло к концу наше с вами увлекательное и интересное путешествие по любимому городу Омску! Действительно, наш город очень удивителен и замечателен! Он поражает нас своей красотой, своей необыкновенностью. О нем сложено немало песен и стихов. И вот одно из стихотворений, я вам хочу зачитать в заключение нашего классного часа. (слайд 25)

Мой город большой и красивый

Лежит средь сибирских равнин.

Я знаю, что в мире огромном

Такой городок лишь один.

Ты город огромный. Здесь люди

Во благо стараются жить.

Здесь дети приходят учиться,

Чтоб людям полезными быть.

Поэтому здесь и живём мы,

Поэтому славу храним,

Поэтому в мире огромном

Такой городок лишь один.

Ребята, давайте будем любить и бережно относиться к нашей любимой родине – г. Омску!

Ответы на вопросы к анкете

1. Тарские ворота

2. Рыбе

3. Потому что находится на реке Омь.

4. Люба, Любинская роща

5. Серафимо-Алексеевская часовня

6. Металлический шар

7. Успенский собор

8. Александр Колчак

9. В Омской крепости Ф.М. Достоевский отбывал заключение

10. Основан в 1716, от набегов кочевников, город с 1782.

11. Музей воинской славы

12. Омь, Иртыш

Ответы на вопросы к анкете

1. Тарские ворота

2. Рыбе

3. Потому что находится на реке Омь.

4. Люба, Любинская роща

5. Серафимо-Алексеевская часовня

6. Металлический шар

7. Успенский собор

8. Александр Колчак

9. В Омской крепости Ф.М. Достоевский отбывал заключение

10. Основан в 1716, от набегов кочевников, город с 1782.

11. Музей воинской славы

12. Омь, Иртыш


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие «Любимый город Ковров»

Внеклассное мероприятие посвящено родному городу Коврову.Цель: познакомиться с  разными этапами развития своего  города.Воспитывать чувство гордости, заботы и любви к своей малой Родине.Восп...

Внеклассное мероприятие "Мой город"

Заседание кружка в форме итоговой конференции, посвященное родному городу....

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Тема: «Город мастеров»

Игра «Город мастеров» позволяет систематизировать и обобщить знания шестиклассников по теме «Формирование средневековых городов». Игровая деятельность способствует активизации учебной деятельнос...

Сценарий внеклассного мероприятия "Юбилей города Юбилейного Москоской области", посвящённый 20-летию со Дня образования города.

Сценарий внеклассного мероприятия "Юбилей города Юбилейного" подготовлен к празднованию 20-летия со Дня образования нашего города....

методическая разработка внеклассного мероприятия "Был город фронт, была блокада..."

Разработка большого интегрированного внеклассного мероприятия в виде научно-литературной конференции, посвященное тяжелым дням блокады Ленинграда. Рассказ ведущего и  историка дополняется рассказ...

Внеклассное мероприятие "Наш город - нам дорог"

Ознакомительный материал об исторической, культурной жизни города Тихорецка....

Внеклассное мероприятие "Мой город"

Внеклассное мероприятие "Мой город" проведено в рамках предметной недели для учащихся 8-9 классов....