Сценарий мероприятия к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Письма Победы»
материал по краеведению

Кузина Татьяна Владимировна

Сценарий мероприятия к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Письма Победы» составлен на основе фронтового письма красноармейца Шошина Николая Васильевича от 25 февраля 1942 года своей жене Шошиной Марии Ивановне из деревни Никольское Полотняно-Заводского сельсовета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_po_pismu.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Письма Победы»

Автор: Кузина Татьяна Владимировна

СЦЕНА 1.

В левом углу внизу у сцены. Направлен прожектор.

Учитель ведёт урок о ВОВ.

Учитель:

«Что мы знаем о тех,

Кто живёт с нами рядом?

Или жил… как мой дед…

В те далёкие… сороковые…»

СЦЕНА 2.

Прожектор гаснет. Открывается занавес на сцене.  На сцене девушки и юноши после выпускного бала, после встречи рассвета. Радостная музыка, птички поют…

Девушка (радостно, кружась):

Июньский день был тёплый, ясный,

Цвели деревья и кусты.

Пейзаж весёлый и прекрасный

Будил надежды и мечты.

Тревожная музыка. Звук летящих самолётов, падающих снарядов. Девушки замирают в ужасе…

Парень:

В тот день враги на нас напали,

Бомбили сёла, города.

Тревожно вести прозвучали

О том, что в жизнь вошла беда.

Обращение В. М. Молотова по радио к народу о «вероломном нападении фашистской Германии» на нашу страну. Все на сцене замирают и слушают, подходят женщины с детьми, мужчины.

Голос В.М. Молотова:

Граждане и гражданки Советского Союза!

Советское правительство и его глава товарищ Сталин поручили мне сделать следующее заявление:

Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города…

Женщина:

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Звучит песня «Вставай страна огромная…».

Мужчина:

«…Если ты фашисту с ружьём

Не желаешь навек отдать

Дом, где жил ты, жену и мать,

Всё, что родиной мы зовём, -

Знай: никто её не спасёт,

Если ты её не спасёшь;

Знай: никто его не убьёт,

Если ты его не убьёшь…».

Под песню «Славянка» мужчины и юноши строятся и уходят на фронт. Женщины с детьми и девушки, плача, провожают, машут платочками.

На сцене гаснет свет, закрывается занавес. Прожектор направлен в левый угол внизу у сцены.

СЦЕНА 3.

Учитель рассказывает детям о Николае Васильевиче Шошине.

Учитель:

Шошин Николай Васильевич родился в деревне Никольское 14 января 1909 года. В год, когда началась война, ему было 32 года. У него была уже большая семья: жена, Мария Ивановна (1909 г. р., уроженка деревни Камельгино), и пятеро детей: сын Павел (10 лет) и дочки Нина (9 лет), Вера (7 лет), Тома (5 лет), Люба (несколько месяцев).

Николая Васильевича призвали на военные сборы ещё до начала войны. Оттуда он и был призван 27 июня 1941 года Дзержинским РВК Смоленской области на фронт. В рядах Красной армии с 7 июля 1941 года.

Простым солдатом всю войну прошёл,

Служил артиллеристом, был контужен.

Он в глубине сердца понимал,

Что ждёт жена, что дома нужен!

Что значит дома? Дом сожжён,

Семья скитается по хатам.

Здоровьем близких дорожит он,

Надеясь всё нажить когда-то.

СЦЕНА 4.

Прожектор гаснет. Открывается занавес на сцене. Декорации деревенской избы. В хате две семьи: хозяева дома и семья Н.В. Шошина. Дети играют, старшая дочка Нина качает колыбельку с Любой. Сын Паша доделывает деревянный автомат. Хозяйка Груня и жена Николая Васильевича Мария – по-хозяйству.

С улицы крик мальчика:

Тётя Маруся, тётя Маруся, Вам письмо от дяди Коли!!!

Женщины бросают дела, вытирают руки о фартук, бегут к двери. В хату забегает мальчик, следом заходят соседки. Мария Ивановна берёт в руки письмо, прижимает к груди.

Соседка:

От наших что-то давно вестей нет. Маруся, можно мы послушаем?

Маруся:

Присаживайтесь, соседушки!

От суеты, криков просыпается маленькая Люба, начинает плакать. Маруся берёт её на руки, укачивает, успокаивает.

Маруся:

Тише, тише, Любочка! Папка нам письмо прислал!

На руках у мамы девочка опять засыпает. Старшая дочь Нина забирает Любу и укладывает её в люльку.

Маруся начинает читать письмо:

Здравствуй многолюбящая и дорогая супруга Манечка! Шлю тебе свой сердечный привет и заочно крепко жму руку и крепко целую, а также кланяюсь милым и дорогим деткам Павлику, Ниночке, Верочке, Томочке и Любочке и всем вам желаю наилучшей жизни и доброго здоровья.

Когда Маруся произносит имя Павлика, Павлик кричит, взяв автомат и изображая стрельбу:

«Папка фашистов бьёт!!!».

Вера и Тома перестают играть, подбегают к маме. Маруся целует их.

Маруся продолжает читать письмо:

Милая Манечка, в первых строках моего письма сообщаю тебе, что я вчера получил от папаши письмо...  Расстроила и огорчила меня ваша тяжёлая и обездоленная жизнь в настоящий момент и период холодного времени года. Маруся, Зина описала в письме о вашей жизни: во-первых, она описала, наш дом сожжён немецкими гадами, извергами, что и заставило вас скитаться по чужим квартирам и переносить ужасно тяжёлое положение твоей жизни и жизни наших детей, которые так тяжело и безвинно переносят младенческую обидную жизньИ описала, что и тебе, милая Манечка, пришлось уже перейти на третью квартиру, и она пишет, что у тебя корова осталась цела, только не описала она о наших детях, все ли они живы или нет.

После этих слов Маруся перестаёт читать, прижимает письмо к груди и с комом в горле, с надрывом говорит:

Живы, Коленька, все живы! Только ты, родимый, выживи! Вернись к нам, родненький мой!

И начинает плакать.

Груня обнимает Марусю и говорит:

Ну, полно, Маруся, успокойся! Давай я почитаю…

Груня продолжает читать письмо:

Затем она пишет, что она послала уже два письма, но я получил одно, и пишет, что вы, милая Манечка, от меня не получили ни одного письма. Мне очень обидно и жаль, я уже посылаю тебе седьмое письмо, послал две фотокарточки. И она пишет, что и вы мне послали письмо, но я пока тоже его не получил и не могу пока в точности знать ваши ужасные условия жизни.

Соседка первая:

Маруся, раз он твоё письмо не получил, значит ещё не знает, что нашу деревню-то освободили…

Соседка вторая:

Ой, и правда! А тебе-то он, Маруся, семь писем посылал… Ты ж глянь, ни одно не дошло… Соседка первая (обращаясь ко второй соседке):

Может и твой тебе пишет, пишет, а письма-то не доходят…

СЦЕНА 5.

На сцене гаснет свет, закрывается занавес. Прожектор направлен в левый угол внизу у сцены.

Учитель:

Ребята, в нашем посёлке жила Галина Андреевна Фоменко, поэтесса, ветеран Великой Отечественной войны, которая  служила на Западном фронте в пятой армии в частях КГБ по обработке почты. Послушайте, что она рассказала о проверке писем.

Звучит запись интервью с Г.А. Фоменко о проверке писем.

Учитель:

Письма… Их так ждали, так были рады получить весточку и солдаты на фронте, и родные, которые ждали своих сыновей, мужей, отцов. Письма играли очень важную роль для Победы!

СЦЕНА 6.

На сцене декорации землянки. Николай Васильевич сидит, пишет письмо.

Солдат и медсестра сидят у огня и поют песню: 

«Вьётся в тесной печурке огонь,

На поленьях смола как слеза.

И поёт мне в землянке огонь

Про улыбку твою и глаза».

Дальше песня звучит очень тихо, фоном.

Николай Васильевич пишет письмо, озвучивая:

Маруся, мне нет даже возможности описать своё соболезнование об вас и вашей тяжело переносимой жизни, невольно выступают слёзы, сильное волнение сердца мешает даже писать письмо.

Николай Васильевич смахивает слезу.

Николай Васильевич продолжает:

Но не могу в настоящее время, милая Манечка, ни в чём тебе помочь, кроме, как только, милая Манечка, прошу тебя ото всей своей к тебе любви и любви к детям, ото всей души и сердца, меньше расстраивайся обо всём пережитом и потерянном в нашем домашнем хозяйстве, береги своё здоровье для будущей жизни и своих детей, так как здоровье дороже всего на свете.

Заходит солдат – друг Николая Васильевича, снимает телогрейку, шапку.

Друг, обращаясь к Николаю Васильевичу:

Ух, морозец! Жене пишешь?

Николай Васильевич:

Пишу. Только не доходят письма-то… Ни ей, ни мне. От сестры её Зины вот получил…

«В сердцах» начинает рассказывать:

Фашисты проклятые! Изверги! Дом наш сожгли! Семья скитается по чужим квартирам, уже на третью перешли!

Друг:

Да, тяжело, конечно. Понятно, у самих хозяев мал мала меньше, а тут ещё чужая семья – пятеро детей! Тоже их можно понять…

Николай Васильевич:

Да я не осуждаю. Спасибо, что хоть на какое-то время привечают… И хорошо, что у моих корова осталась. Всё не с пустыми руками в чужой дом приходят… (вздыхает) Они же, когда немцы наступали, в лес убежали прятаться… Как представлю, Манечка, детишки… Любочке ещё и годика нет… Пришли, а дом горит! Сундук с тряпками только и успели им вынести…

Друг:

А ты говорил, что папаша её недалеко живёт.

Николай Васильевич:

В Камельгино… Так они сами живут теперь в колхозной бане…И папашин дом, и дом родных проклятые изверги сожгли! Забрали и поросёнка, и корову! Сами-то они чудом живы остались…

На сцене гаснет свет. Закрывается занавес. Прожектор направлен в левый угол у сцены.

СЦЕНА 7.

Учитель рассказывает о событиях в Камельгино. В руках книга Н.А. Чернова «Камельгино».

СЦЕНА 8.

В хате продолжают читать письмо.

Маруся:

Я думаю, что в недалёком будущем нам, возможно, придётся встретиться и продолжать дальнейшую нашу счастливую и любимую друг к другу и нашим детям жизнь. Но, что касается, что у нас изверги немцы сожгли дом и много потерь в нашем хозяйстве, об этом меньше всего расстраивайся. Будет здоровье, будем живы, и будут живы наши дети и будет нажито всё. Затем, милая Манечка, ещё раз убедительно прошу тебя, не расстраивайся обо всём, береги своё здоровье. Будет здоровье, будет всё (опять плачет).

Груня:

Давай я дочитаю.

Берёт письмо и читает.

Затем, милая Манечка, прошу тебя, опиши всё, что можешь: как вы живёте в настоящий момент, какое ваше здоровье, какие трудности в содержании коровы, где достаёте корм, какие трудности в снабжении себя в питании. Опиши, сколько сожжено домов нашей деревни и чьи, кто, где проживает, есть ли слухи от кого из армии моих товарищей, где находятся Ф.П. Шошин и его брат Валя, словом, опиши всё, что пережито вами, какие трудности и ужасы. Затем писать заканчиваю. До свидания. Твой муж Н.В. Шошин.

Соседка:

Маруся, как же он тебя любит… Не плачь, руки у него золотые, и дом построит, и в хозяйстве всё наживёте…Немцев-то уже погнали, даст бог скоро вернётся!

Звучит песня «День Победы». Занавес закрывается.

На сцену перед занавесом выходит Н.В. Шошин.

СЦЕНА 9.

Николай Васильевич:

Перед глазами, как в кошмарном сне,

Опять, опять и выстрелы, и взрывы.

И если было чудо на войне,

То чудо в том, что мы остались живы.

Четыре года мы из боя в бой.

Четыре года ратный путь тянулся.

И мнится мне, что я пришёл домой

Лишь потому, что кто-то не вернулся.

Н.В. Шошин приклоняет колено, опускает голову. Гаснет свет. Прожектор направлен в левый угол у сцены.

СЦЕНА 10.

Учитель: Шошин Николай Васильевич вернулся домой лишь в ноябре 1945 года. Ребята, послушайте, что писали боевому товарищу, демобилизуещемуся из Красной Армии.

ТОВ. Шошин Н.В.

Доблестный воин-гвардеец!

        Сегодня мы провожаем Вас в славный путь – на Родину, к любимой семье, к мирному труду. Давайте, как это принято по древнему русскому обычаю,  присядем перед дорогой и вспомним пережитое, оглянемся на пройденное.

        В рядах нашей Гвардейской Краснознаменной ордена Суворова части Вы прошли героический путь. В снегах Подмосковья, в лесах Смоленщины, в топях Калининщины, на полях Прибалтики Вы без пощады громили врага. Четыре раза товарищ Сталин благодарил нашу часть за отличные боевые действия. И это значит – из седого Кремля Вам лично посылал свое «спасибо» великий Сталин.

        Славный боевой друг!

Вы с честью постояли за Отчизну в тяжелую годину Великой Отечественной войны. Родина гордится Вами.

Прощаясь с Вами сегодня, мы крепко жмем Вашу руку и желаем Вам большого счастья в жизни. Уверены, что Вы не забудете наших боевых гвардейских традиций и станете первым в труде, как были впереди в атаках.

Командир части гвардии

Зам. командира по политчасти гвардии

7 ноября 1945 года

Вернувшись в родную деревню, Николай Васильевич сразу стал строить дом, налаживать домашнее хозяйство.  30 сентября 1946 года родилась ещё одна дочка, Тамара.

Но здоровье, подорванное на фронте, не позволило осуществить все мечты Николая Васильевича о будущей счастливой жизни.

23 мая 1947 года Шошин Николай Васильевич умер.

Ученица (плача):

Я хочу, чтобы никогда не было войны!

Финогенова Регина поёт песню «Я хочу, чтобы не было больше войны».

Открывается занавес. На сцене все участники спектакля.

Учитель:

Войны не будет до тех пор, пока каждое новое поколение помнит о тех бедах и ужасах, которые приносит война!

Участники (по очереди, по половине строчки):

Спасибо всем, кто шёл сквозь беды,

Кто в жаркой битве и в тылу

Сумел приблизить День Победы

И преградить дорогу злу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

70 лет Победе (мероприятие, посвященное 70 - летию Победы в Великой Отечественной войне)

Виды детской деятельности:игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно- исследовательская, музыкально-художественная....

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «День Победы»

Разработка представляет собой сценарий, посвященной Победы в Великой Отечественной войне.      Предлагаемый сценарий является одним из средств создания условий для формир...

Сценарий общешкольного мероприятия, посвященного 70-летию победы в Великой Отечественной войне

Данный сценарий представлен в форме торжественной линейки. Он построен с целью познакомить обучающихся с основными этапами войны. Также в сценарии представлена информация об организации движения "Бесс...

Внеклассное мероприятие, посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, на тему: «Летят голуби»

Внеклассное мероприятие, посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, на тему: «Летят голуби»...

СЦЕНАРИЙ ТОРЖЕСТВЕННОГО МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО 78-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. «ГЕРОИ БЫЛЫХ ВРЕМЁН»

Общешкольное мероприятие, посвященное празднованию 9 мая, проводится накануне праздника Победы и относится к серии мероприятий по патриотическому воспитанию детей, является одним из заключительных, по...