Краеведение. Вопросы и ответы
тест по краеведению

Кузина Татьяна Владимировна

Одной из форм проведения промежуточной/итоговой аттестации по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Школа юного экскурсовода-краеведа" является тестирование по краеведению (общие вопросы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВОПРОСЫ С ОТВЕТАМИ

(Составлены из вопросов Всероссийской олимпиады школьников по краеведению: муниципального, регионального и всероссийского этапов)

1. Краеведение изучает ….

а) субъект Российской Федерации

б) историю любой охраняемой местности

в) окраины населенных пунктов

г) культурно-исторические и природные особенности какой-либо местности

2. Основоположником «организованного» краеведения в России можно считать…..

а) В.И. Татищева           б) К.Д. Ушинского

в) П.Ф. Каптерева         г) Н.М. Карамзина

3.   Какой русский государь придавал большое значение народному краеведению?

а) Алексей Михайлович        б) Петр I 

в) Екатерина II                       г) Николай II

4. Кто из краеведов первым был избран в Российскую академию наук?

а) И.Г. Прыжов             б) В.В. Крестинин

в) П.И. Рычков            г) А.Т. Болотов

5. Дайте определение понятию «археология» и обоснуйте связь археологии с краеведением.

Археология  (в переводе с греческого «слово о древности») – наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. Археологические находки подтверждают или опровергают краеведческие исследования, составленные на основе письменных источников (документов, летописей).

6. Каковы функции таких учреждений, как архив, библиотека, музей?

Архив – учреждение, которое собирает и хранит старые и современные документы, которые не открыты для общего обозрения и пользования. Архив выдаёт населению различные справки по запросам.

Библиотека – учреждение, которое собирает  и хранит книги, журналы, газеты и т.п. и выдаёт их для общественного пользования.

Музей – учреждение, которое собирает, хранит и выставляет на обозрение публики произведения искусства, предметы быта, археологические находки и другие экспонаты.

(Словарь Ожегова)

7. Дайте определение «топонимики» как науки, а также «гидронима» как разновидности «топонимов».

Топонимика – наука, изучающая географические названия, сравнительный анализ которых позволяет решать многие вопросы древней истории, палеолингвистики, доисторического прошлого человека. Гидронимы – названия-имена рек. От названия рек, которые долгое время играли важнейшую роль в жизни древнего человека, происходили названия многих населенных пунктов, в том числе и на территории нашего края.

8. Как назывался предмет, который был введен в ряде школ России в ХIХ веке?

а)  Региональная история        б) Фольклор

в)  Краеведение                        г) Родиноведение

9. Назовите фамилию первого русского краеведа, опубликовавшего свою работу.

а) С.У. Ремезов         б) В.В. Крестинин

в) Ф.И. Янкович       г) А.И. Фомин

10. Распредели в 4 столбика названия соответствующих исторических источников:

А) вещественные

Б) письменные

В) устные

Г)  изобразительные

-        личные вещи человека, мемориальная мебель, летописи, географические названия, карты, схемы, памятники архитектуры, письма, буклеты, рукописи, пословицы, поговорки, берестяные грамоты, песни, картины, археологические источники, глиняные плитки, воспоминания, фото, газеты, журналы, значки, открытки, аудиозаписи, видеозаписи.

а) вещественные источники: археологические источники, личные вещи человека, мемориальная мебель, памятники  архитектуры.

б) письменные источники: летописи, письма, рукописи, берестяные грамоты, глиняные плитки, газеты, журналы

в) устные источники: географические названия, пословицы, поговорки, песни, воспоминания, аудиозаписи

г) изобразительные источники: картины, карты, схемы, буклеты, фото, газеты, журналы, открытки, значки, видеозаписи.

11. Найдите соответствие между терминами и определениями. Вставьте термины на места:

а) материк; б) археологическая культура; в) археологический памятник; г) культурный слой.

 в) Археологический памятник – места со следами жизни и деятельности людей.

г) Культурный слой – слой грунта, содержащий следы деятельности людей в виде остатков строительного мусора, скопления угля, золы, отдельных предметов, различных сооружений, органических веществ, костей и много другого.

а) Материк – естественный слой земли, не содержащий следов человеческой деятельности и имеющий определенное геологическое строение.

б) Археологическая культура – это комплекс памятников, занимающих определенную территорию, относящихся к определенному времени и имеющих определенных облик материальной культуры.

12. В каком году Напкомпрос открыл Центральное бюро школьных экскурсий?

а) 1924                             б) 1918

в) 1930                             г) 1933

13. Расположите в хронологическом порядке общероссийские туристско-краеведческие мероприятия:

а) Моя Родина - СССР                         4

б) Мое Отечество                                 3

в) Октябрьский поход                         2

г) поход по изучению малых рек                 1

14. В каком городе России возник первый туристский клуб учащихся?

а) в Москве         б) в Санкт-Петербурге

в) в Одессе          г) в Пятигорске

15. Какой выдающийся российский ученый был активнейшем сторонником массового краеведения?

а) Г.Ф. Миллер           б) М.В. Ломоносов

в) К.А. Тимирязев      г) Н.М. Карамзин

16. Документальные памятники — это:

а) письменные документы,      

б) юридические документы;              

в) архивные документы;

г) рукописи и печатные издания, звукозаписи письма,  киноматериалы, фотоматериалы.

17. Как лучше всего ставить вопросы при работе с информаторами?                

а) в конкретной форме,           

б) в наводящей форме;                                

в) в общей форме;

г) чтобы можно было ответить «да» или «нет».

18. Что записывают в полевой дневник?

а) результаты краеведческих исследований в хронологическом порядке;           

б) находки;

в) результаты исследования растений на полях;  

г) описание движения группы в экспедиции.

19. Как правильно фотографировать костюм?

а)  спереди, сбоку и сзади;  

б) надев на участника экспедиции;

в)  крупным планом со всех сторон

г) при солнечном освещении.

20. С чего ранее надо начинать описание традиционной жилой застройки?  

а) с описания декора;    

б) с выявления всех типов домов селения;      

в) с выяснения плана селения; 

г) с описания самого старого дома в селении.

21. Какие экспонаты необходимо собирать в первую очередь для составления коллекций музея,  посвященного  знаменитому земляку?

а) уникальные;        

б) подлинные той эпохи

в) принадлежащие этому земляку; 

г) наиболее типичные.

22. Как надо вести записи при беседе с информаторами?              

а) редактируя при расшифровке;    

б) записывая   только главное

в) дословно, без редактирования 

г) быстро

23. Чем занимаются археографы?

а) описывают то, что нашли археологи;

б) собиранием, описанием и изданием документальных памятников;

в) описанием архитектурных памятников;

г) изучением архивов.

24. Что не является разновидностью метода непосредственного наблюдения в краеведческих экспедициях?

а) опрос населения,  

б) личные наблюдения,

в) собирание коллекций,          

г) раскопки. 

25. Как утверждалось одобрение произведений народных умельцев в прошлом?

а) покупкой на рынке;     

б) подаяниями умельцу;  

в) одобрением властями;  

г) голосованием на вече.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы и ответы викторины по химии для 9 - 11 классов.

Можно использовать при проведении предметной недели....

Вопросы и ответы викторины по химии для 8 класса.

Викторина по химии для 8 класса по теме:  «Д. И. Менделеев и М. В. Ломоносов – великие ученые». Можно использовать при проведении предметной недели....

олмпиадные вопросы и ответы по технологии(девочки)

подготовка к олимпиадам по технологии...

Краеведение (Калужская область). Вопросы и ответы

Одной из форм проведения промежуточной/итоговой аттестации по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Школа юного экскурсовода-краеведа" является тестирование по краеве...

Надбитов Р.К. Вопросы и ответы по краеведению Калмыкии. Элиста, 2012 г.

 В книге «Вопросы и ответы по краеведению Калмыкии» читатель ознакомится с различными сведениями о природе и климате Калмыкии, истории и культуре калмыцкого народа, его обычаях...

Настольный теннис (вопросы и ответы) Тест состоит из нескольких вопросов. В каждом вопросе несколько вариантов ответа, выберите один правильный вариант ответа.

Тест пренназначен для проверки знаний основных правил настольного тенниса.Интересен новичкам и всем любителям игры. Из предложенных вариантов ответа необходимо выьрать всего 1 правильный.В игре настол...