Учебно-методические материалы по краеведению
учебно-методический материал по краеведению (7 класс)

Шокурова Елена Николаевна

1. Итоговый тест по истории и культуре С-Петербурга для учащихся 9 класса. xx век. Тест поможет учителю проверить знания учащихся в конце учебного года.

2. Презентация по истории и культуре С-Петербурга. Культурно - исторический проект "Прогулка по Санкт -Петербургу, который выполнила ученица 8 класса А Васильева Елизавета. Цель проекта - познакомить учащихся с достопримечательностями любимого города, пробудить желание посещать исторические места, узнавать о них, готовить исследовательские работы, организовывать экскурсии.

3.Викторина для учащихся 7 классов "Эпоха Екатерины". В конце изучаемой темы, в виде закрепления изученного материала.Материал охватывает период правления Екатерины II. Это игра, где класс делится на комады и отвечает на вопросы.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговое тестирование по истории и культуре Санкт-Петербурга ХХ век.

9 класс.

Вариант 1.

Часть А.

А1.В конце ХIХ в. Петербург рос прежде всего за счёт строительства

1)государственных учреждений

2)гостиниц

3)доходных домов

4)особняков

А2.На рубеже ХIХ-ХХ вв. наиболее активно застраивалась

1)Выборгская сторона

2)Адмиралтейская часть

3)Петербургская сторона

4)Охта

А3.Электрическое освещение появилось на Невском проспекте

1)в 1856 г.

2)в 1883 г.

3)в1907 г.

4)в 1913 г.

А4.Какой архитектурный стиль родился в Петрограде в начале 1920-х годов

1)ампир

2)модерн

3)барокко

4)конструктивизм

А5.В 1917 г. Население Петрограда составляло

1)1,4 млн человек

2)2,42 млн человек

3)3,2 млн человек

4)4,8 млн человек

А6.До 1917 года,если градоначальник столицы не был согласен с решением Думы,

     вопрос решали

1)городская управа

2)министр внутренних дел

3)особое присутствие по делам Санкт-Петербурга

4)губернатор

А7.Разносчики товаров в основном торговали

1)в центре города

2)на окраинах

3)в городских дворах

4)на Лиговке

А8.Газетчиками чаще всего работали

1)мальчики-подростки

2)мужчины средних лет

3)пожилые мужчины

4)женщины средних лет

А9.Самым крупным заводом Петербурга в начале ХХ века был

1)Петербургский металлический завод

2)Завод «Людвиг Нобель»

3)Путиловский завод

4)Завод «Сименс»

А10.Какой банк на рубеже ХIХ-ХХ вв. был самым крупным среди акционерных

1)Русско-Азиатский

2)Азовско-Донской

3)Торгово-Промышленный

4)Русский для Внешней торговли

А11.Главным руководителем кооперативного дела в Петрограде был

1)С.М.Киров

2)А.Е.Бадаев

3)В.Володарский

4)С.Урицкий

А12.Безработца в Петрограде была ликвидирована

1)к 1925 г.

2)к концу 1920-х гг.

3)к началу 1930-х гг.

4)к середине 1930-х гг.

А13.Горячая вода впервые была использована для отопления

1)в 1924 г.

2)в 1932 г.

3)в 1940 г.

4)в 1946 г.

А14.К началу блокады в Ленинграде было

1)1387 тыс. человек

2)2415 тыс. человек

3)2887 тыс.человек

4)около 1 млн.человек

А15.Пожар на Бадаевских складах начался

1)25 августа 1941 г.

2)8 сентября 1941 г.

3)14 ноября 1941 г.

4)5 января 1942 г.

А16.Только по данным учёта хлебных карточек, в блокадном Ленинграде умерло

1)230 501 чел.

2)437 214 чел.

3)641 803 чел.

4)900 082 чел.

А17.В 1945 г. В честь Победы был заложен

1)Приморский парк

2)Южный парк

3)Московский парк

4)ЦПКО

А18.Руководителем проекта парка на Крестовском острове был

1)О.И.Руднев

2)А.С.Никольский

3)В.В.Медведев

4)М.Дудин

А19.В Московском парке Победы расположены

1)стадион им. С.М.Кирова

2)Аллея героев

3)пруды

4)экспозиция,посвящённая подвигу ленинградцев

А20.Аллея городов-побратимов расположена

1)на Пискарёвском мемориальном кладбище

2)в Приморском парке Победы

3)в Московском парке Победы

А21.В 1951 г.Главным архитектором Ленинграда стал

1)А.И.Наумов

2)Н.В.Баранов

3)В.А.Каменский

4)А.А.Васильев

А22.Дома №сталинского ампира» строились с широким применением

1)ручного труда

2)блоков и панелей

3)малой этажности

4)по индивидуальным проектам

А23.В 1970- е годы большинство домов Ленинграда строились

1)по индивидуальным проектам

2)по типовым проектам

3)по принципу микрорайонов

4)в стиле модерн

А24.Центральная дуговая магистраль соединяет

1)все районы новостроек

2)центр города с его южными районами

3)центр города с его северными районами

4)город с пригородами

Часть В.

В1.Расположите в хронологической последовательности события.Запишите буквы,которыми обозначены события,в правильной последовательности.

А)блокада Ленинграда

Б)переименование Петербурга в Петроград

В)снятие блокады Ленинграда

Г)пуск первого троллейбуса

В2.Установите соответствие между социальным составом и их местом проживания в начале ХХ века.

А)дворяне и крупные промышленники               1)Московская часть,около Апраксина и

                                                                                      Гостиного двора,Петербургская часть

Б)купцы и почётные граждане                              2)Литейная,Казанская,Петербургская и

                                                                                      Василеостровская часть

В)иностранцы                                                          3)Нарвская,Выборгская часть,о.Голодай

Г)рабочие                                                                  4)Адмиралтейская,Казанская часть

В3.Прочитайте отрывок из статьи и укажите имя композитора.

«Ленинградской» была названа Седьмая симфония выдающегося композитора__________

Работа над симфонией была завершена в Куйбышеве, где % марта 1942 г. Состоялась её премьера.В августе того же года партитуру самолётом доставили в осаждённый Ленинград.

В4.Заполните пропуски.Запишите буквы,которыми обозначены пропущенные слова в правильной последовательности.

Пискарёвский мемориал появился на месте____1)кладбища в____2).Он создан по проекту архитекторов____и___3).На фризах пропилеев у главного входы-строки поэта___4), в павильонах-____5).В рисунке ограды мемориала два повторяющихся элемента:символ скорби-___6)и символ жизни-___7).Композиционный центр памятника-монумент___8).

А)Родина-Мать                                             Е)растущая веточка

Б)А.А.Васильев и Е.А.Левинсон                Ж)9 мая 1960 г.

В)братское                                                     З) музейная экспозиция,посвящённая подвигу

Г)М.Дудин                                                          ленинградцев

Д)траурная урна с покрывалом


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Культурно-исторический проект «Прогулка по Санкт- Петербургу» Автор: ученица 8 «А» класса Васильева Елизавета. Руководитель: Шокурова Елена Николаевна, учитель истории и культуры Санкт – Петербурга. Гимназия № 526 Московского района Санкт - Петербурга

Слайд 2

Актуальность проекта «Как явь впились в твои туманы виденья трёхсотлетних снов, О, самый призрачный и стройный из всех российских городов!..» Исторические . Культурно-образовательное путешествие – это не просто знакомство с фасадным дворцовым Петербургом, но и с внутренним сакральным, это прикосновение к историческим легендам, к людям, которые являются хранителями духа города, это возможность заглянуть «в душу» города. Ребенок проживает в этой атмосфере всю историю города – от его возникновения и до наших дней. Географические. Посещение классических достопримечательностей г. Санкт-Петербурга:

Слайд 3

Цель и задачи проекта - Образовательные Создать условия для расширения знаний обучающихся по изучаемым на уроках истории и культуры Петербурга темам, а также получения дополнительных знаний при посещении исторических мест города. Воспитательные Создать условия для воспитания гармоничной личности, заинтересованной в самостоятельном получении знаний, их активном использовании и применении. Развивающие Создать условия для формирования и развития самостоятельности в получении, использовании и применении полученных знаний. Показать пути и способы их самостоятельного получения и применения. Развивать коммуникативные навыки, формировать активную жизненную позицию. Создать условия для проявления и расширения творческого потенциала.

Слайд 4

предоставить возможность обучающимся соприкоснуться с культурой Санкт – Петербурга; – заинтересовать обучающихся историей города, расширить их знания и представления о городе, показать значимость памятников для мировой истории, обратить внимание на необходимость бережного отношения к историческому наследию; - развитие интереса к истории своей страны; - привлечение обучающихся к исследовательской деятельности . Цель и задачи проекта

Слайд 5

Есть удивительный город, а в нём Жители ходят ночью, как днём. Белые ночи! Светлые очень! Кто пропустить это чудо захочет?

Слайд 6

В начале Невского стоит Прекрасно здание на вид. Колонны, статуи и шпиль, И только в вышине Горит кораблик золотой Весь в солнечном огне.

Слайд 7

Красивый и Просторный, Широкий и большой, Идёт он от Дворцовой, Встречается с Невой. Невский проспект Летний сад Есть в Петербурге чудо – сад, Украшен кружевом оград. Дворец в нём есть царя Петра И статуи, как божества.

Слайд 8

Памятник из бронзы: Честь царю, хвала! Мчится, словно ветер, конь, Тянет удила. Медный всадник

Слайд 9

Невский. Свернём на Большую Морскую. Арку увидим. Скажите какую? Арки у нас есть любого масштаба, Но главная- в здании Главного штаба!

Слайд 10

На площади столпотворение! Вот начался подъём столпа. Пришли канаты в натяжение Скрипят колёса… В напряжении Притихла горожан толпа. А вдруг неправильный расчёт? Махина рухнет, упадёт! Глаза рукою прикрыла дама… Но нет! Колонна встала пряма! Исполнен грандиозный план. В веках прославлен Монферран! Александровская колонна

Слайд 11

Московские ворота Персов и турок разбили на юге – Отметить решили героев заслуги. Стасов построил у южной заставы Ворота в честь русской победы и славы.

Слайд 12

К титанам ближе подойдём. Стоят они вдесятером И держат портик Эрмитажа. Вот это каменная стража!!! Атланты

Слайд 13

Санкт –Петербург – гранитный город, Взнесённый славой над Невой. Где небосвод давно распорот Адмиралтейскою иглой!

Слайд 14

Недаром Пушкин и Растрелли, Блеснувшим молнией в веках, Так титанически воспели Его в граните и стихах. Как явь впились в твои туманы Виденья трехсотлетних снов, О, самый призрачный и стройный Из всех российских городов!

Слайд 15

И майской ночью в белом дыме, И в завыванье зимних пург – Ты всех прекрасней, - несравнимый, Блистательный Санкт-Петербург!



Предварительный просмотр:

История и культура Санкт – Петербурга.

  Викторина для учащихся 7 классов «Век просвещения».

1.Сколько лет правила Екатерина II (34 года)

2.Итальянец появился в Петербурге летом 1751 года. Он был учеником известного архитектора Луиджи  Ванителли, а в Россию он приехал по приглашению гетмана Кирилла Разумовского. Здесь ему предстояло прожить более 30 лет и украсить Петербург и его окрестности великолепными постройками. На многих из них он оставил своеобразный автограф. Его постройки легко выделить среди других, потому что никто из работавших в России архитекторов, не чувствовал так глубоко красоту естественного камня как он. Назовите имя этого архитектора. (Антонио Ринальди)

3.Кто захочет иметь о нем понятие, прочти, каковы были загородные дома Помпея и Мецената. «Наружность его не блистает ни резьбою, ни позолотою, ни какими другими украшениями: древний изящный вкус его достоинство: оно просто, но величественно». О каком здании были сказаны эти слова поэта Державина. (О Таврическом дворце)

4.Начало русской художественной школы было заложено еще Петром 1, решительные шаги в этом направлении были сделаны М.В.Ломоносовым и И.И.Шуваловым. Заслуга же в ее реформировании принадлежит генерал- порутчику и кавалеру….. Кому?  (Иван Ивановичу Бецкому)

5.Фигуры картины вписаны в воображаемый треугольник. Пейзажный фон живописного полотна построен в соответствии с законами симметрии и равновесия: по сторонам расположены кулисы- первый план, а в центре – даль. В картинах использовались только локальные цвета. Что это, описание конкретного жвописного полотна  или…..?( Типичная классическая композиция…)

6. В 1763 году берлинский купец Гоцковский обратился к русскому послу В.С.Долгорукову с предложением принять в возмещение числившегося за ним долга собрание картин, которое ранее было предназначено прусскому королю Фридриху 2. Екатерина II это предложение приняла. Вряд ли кто из участников этой случайной сделки мог предполагать, что вырастит из нее в дальнейшем….Что же получилось в дальнейшем из нее? ( Эрмитаж)

7. Известно, что Екатерина II ставила задачей завершить дела Петра1 распространением образования в обществе. По всей стране, и у нас в городе появись новые учебные заведения. Назовите какие учебные заведения появились в Петербурге? ( Училище для девиц благородного происхождения – Смольный, Воспитательный дом, Училище при Академии художеств, Горное училище, начальные городские школы).

8. Где происходила коронация Екатерины II ? ( в Москве, в Успенском соборе)

9.Какие титулы были даны Екатерине II ? ( Великая, Премудрая, Матерь Отечества)

10. В каком году был открыт памятник «Медный всадник»? ( 7 августа 1782 года)

11. Назовите самое любимое развлечение Екатерины II. ( Театр)

12. Почему период царствования Екатерины II получил название « Век просвещения»?

13.В 1775 г были изданы «Учреждения для управления губерний». Какой принцип был положен в основу нового административного деления? ( В основу нового деления был положен  статистический принцип; чтобы в каждой губернии было от 300 до 400 тыс. жителей, а в уезде от 20 до 30 тысяч. Вместо 20 губерний появилась 51 губерния. Прежде губернии делились на провинции, а провинции на уезды. Теперь губернии стали делится прямо на уезды).

14.Назовите какие идеи легли в основу «Века просвещения». (Гражданственность, патриотическая идея служения Отечеству. Самое совершенное создание на земле это человек, несущий красоту своего тела, ума и чувств. Тяга к гармонии всех человеческих устремлений и составляют идеи просветительства. Одной из главных идей просветительства является протест против деспотического произвола и утверждение человеческого разума, познающего и перестраивающего мир).

15.Как изменилась территория Российской империи за время правления Екатерины (Территория Российского государства существенно возросла за счёт присоединения плодородных южных земель — Крыма, Причерноморья, а также восточной части Речи Посполитой и др. Население возросло с 23,2 млн (в 1763 г.) до 37,4 млн (в 1796 г.), по численности населения Россия стала самой крупной европейской страной (на неё приходилось 20 % населения Европы). Екатерина II образовала 29 новых губерний и построила около 144 городов.)

16 . Сколько новых городов появилось при Екатерине II ? (144)

17. Кем приходился Екатерине II  Император Александр, в царствовании которого был установлен ей памятник на Невском проспекте, перед зданием Александринского театра? ( Правнуком)

18. Назовите любимую загородную резиденцию  Екатерины II. ( Царское село)

19. Какое значение имела, принятая в 1785 году «Жалованная грамота дворянству» ?  (Она значительно расширила права дворянства: дворянство освобождалось от расквартирования войсковых частей и команд, от телесных наказаний, дворянство получило право собственности на недра земли, право иметь свои сословные учреждения изменилось наименование 1-ого сословия: не «дворянство», а «благородное дворянство»., запрещалось производить конфискацию имений дворян за уголовные преступления; имения надлежало передавать законным наследникам, дворяне имели исключительное право собственности на землю.)

20.Какие работы были проведены в Петербурге по благоустройству в царствование Екатерины II? (Екатерина еще раз повторила запрет на деревянные строения, дополнив его указом о том, чтобы вдоль Невы и Фонтанки дома строились не ниже двух этажей и «в линию» ; создание гранитных набережных по берегам рек и каналов; спуски, съезды, пристани, сходы, причальные стенки, художественные ограды, приобрели к 1790-ым годам законченный вид,  Со стороны Невы стены Петропавловской крепости были выложены гранитом. В городе появилось более 2000 тысяч фонарей, освещавших улицы в темное время. К каждым 20 фонарям был приставлен фонарщик. Подверглась полному преобразованию полицейская служба)

21Что в нашем городе связано с именами знаменитых представителей европейского просвещения: Дидро, Руссо, Вольтера? ( Дом  Мятлевых на Исаакиевской площади, на котором имеется мемориальная доска, что здесь останавливался Дидро. В Публичной библиотеке имеется библиотека Вольтера с его пометками на страницах книг, купленная Екатериной 2 у автора. Библиотека Дидро, купленная Екатериной 2. В Эрмитаже скульптуры Гудона «Вольтер в кресле» и «Бюст Вольтера».В Русском музее портрет Дидро работы Левицкого. В  Камероновой  галерее в Царском селе бюст Дидро)

22. Где находится дворец, построенный архитектором Антонио Ринальди, называемый при Екатерине II «Собственная ее императорского величества дача» ? ( В Ораниенбауме, Китайский дворец)

23.В какой из летних резиденций Екатерины 2 были построены катальные горки? ( в Ораниенбауме, а разобраны в Царском селе)

24.Как называлась строительная организация, созданная в 1762 г и призванная следить за ходом застройки и благоустройства городов? (Комиссия для устройства городов Санкт-Петербурга и Москвы)

25. В своей заботе о достойном европейской столиц украшении Петербурга Екатерина и Комиссия столкнулись с непреодолимым препятствием - бедностью большинства населения. Скажем, Комиссии хочется устроить в городе большие красивые площади, на которых впоследствии можно установить величественные памятные монументы. Но красивые площади должны быть окружены красивыми домами с красивыми фасадами. Охотников до возведения дорогих роскошных фасадов было мало.  Какой выход нашла комиссия? (Комиссия нашла остроумный выход из положения. Ею был составлен план застройки площадей Петербурга, в котором предусматривалось строительство лицевых стен (фасадов) на казенный счет, а к этим стенам жители могли пристраивать дома, какие кому по средствам. Екатерина этот план одобрила.) 

Выдающиеся личности: будут показаны портреты и тексты к ним:

  1. Безбородко А.А. – дипломат
  2. Львов Н.А. – «Русский Леонардо»
  3. Орлов А.Г. – князь Чесменский
  4. Румянцев П.А. – полководец
  5. Державин Г.Р. – поэт, публицист
  6. Дашкова Е.Р. – «Малая Екатерина»
  7. Потемкин Г.А. – князь «Потемкин Таврический»

Архитектура: (Будут слайды, надо написать правильно название здания и имя архитектора)

1.Академия художеств

2.Публичная библиотека

3.Таврический дворец

4.Старый Эрмитаж

5.Эрмитажный  театр

6.Смольный- Институт благородных девиц

7. Мраморный дворец

8.Ассигнационный банк

Памятники воинской доблести ( знать событие, в честь которого установлен памятник)

1.Морейская колонна

2.Чесменкая колонна

3.Кагульский обелиск

4.Крымская колонна

Живопись и скульптура ( знать автора и название)

1.Левицкий «Портрет Екатерины 2»

2.Левицкий «Портрет Екатерины Ивановны Нелидовой»

3.Антропов «Портрет Петра 3»

4.Аргунов «Портрет крестьянки»

5.Шубин «Портрет Ломоносова»

6.Шубин «Павел 1»

7.Фальконе «Петр 1»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс заданий по краеведению «Страницы истории п.г.т. Усть-Кинельский»

Пособие содержит задания по темам программы  краеведения "Страницы истории п.г.т. Усть-Кинельский" в виде решения кроссвордов, заданий типа "Вставь слово", "Найди лишнее...

Учебно-методический комплекс заданий по краеведению «Страницы истории п.г.т. Усть-Кинельский»

Пособие содержит задания по темам программы  краеведения "Страницы истории п.г.т. Усть-Кинельский" в виде решения кроссвордов, заданий типа "Вставь слово", "Найди лишнее...

Учебно-методический комплекс заданий по краеведению «Страницы истории п.г.т. Усть-Кинельский»

Задания по краеведению «Страницы истории п.г.т. Усть-Кинельский»....

Учебно-методический комплекс заданий по краеведению «Страницы истории п.г.т. Усть-Кинельский»

Задания по краеведению «Страницы истории п.г.т. Усть-Кинельский»....

Учебно-методический комплекс заданий по краеведению «Страницы истории п.г.т. Усть-Кинельский»

Задания по краеведению «Страницы истории п.г.т. Усть-Кинельский»....

Протокол Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты

Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК...