Рабочие тетради к программе внеурочной деятельности "История Кузбасса" для 5 класса
учебно-методический материал по краеведению (5 класс)

Шахова Любовь Кирилловна

Мною была составлена рабочая тетрадь с различными видами заданий, ориентированных на итоговые результаты освоения данной программы и на духовно-нравственное становление школьников. Материалы рабочей  тетради  помогут осмыслить содержание программы, закрепить полученные знания, освоить основные универсальные учебные действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuzbass_5_kl.docx861.34 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

news_17771_n.jpg

Составитель: Шахова Л.К., учитель истории и обществознания  Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №12»

История Кузбасса, 5 класс:   Рабочая тетрадь  по программе внеурочной деятельности по направлению «духовно-нравственное»  «История Кузбасса»/ Сост. Шахова Л.К. – Ленинск-Кузнецкий: МБОУ «Гимназия №12», 2016 – 16 с.

Тема 1. Мы живём в Кузбассе

Задание 1. Тест: «Родной Кузбасс»

 1.На каком материке расположена Кемеровская область?

А) Южная Америка;
Б) Африка;
В) Австралия;
Г) Евразия.

2.Назовите главный город своего края.

А) Новосибирск;
Б) Кемерово;
В) Красноярск;
Г) Москва.

3.Добычей какого полезного ископаемого славится наш Кузбасс?

А) нефть;
Б) торф;
В) каменный уголь.

4. Какие животные нашей области занесены в Красную книгу?

А) лебедь;
Б) бурый медведь;
В) амурский тигр;
Г) северный олень.

5.Самая маленькая птичка наших лесов – это:

А) колибри;
Б) желтоголовый королёк;
В) воробей.

Задание 2. Разгадай Кроссворд

Вопросы:

  1. Областной центр Кемеровской области.
  2. Главное богатство Кузнецкой земли.
  3. Крупнейший промышленный город, расположенный на юге области.
  4. Озеро на севере области.
  5. Название гор, в переводе с тюркского «Пёстрые горы».
  6. Твёрдый серебристый металл, соединение железа со специальными упрочняющими добавками.
  7. Группа месторождений полезных ископаемых.

http://festival.1september.ru/articles/521840/img5.gif

Тема 2. Кузнецкая земля в древности

Задание 1. Отметить на карте Кемеровской области места, где археологи обнаружили самые древние стоянки человека.

karta-kemerovskoj-oblasti.jpg

Задание 2. Нарисуй сюжетный рисунок на одну из предложенных тем: «Охота на мамонта», «Жертвоприношение идолу», «Приручение животных».

Задание 3. Составь по рисунку рассказ на тему: «Охота на диких животных».

img28.jpg

Задание 4. Сделай сам модели: наскальных рисунков, орудий труда. Сфотографируй и размести фотографию.

Тема 3. Народы и государства

Задание1. Тест: «Коренные жители Кузбасса».

1.Коренные жители Кузбасса:

а) русские;

б) татары;

в) шорцы.

2. Основное занятие шорцев:

а) земледелие;

б) скотоводство;

в) рыболовство и охота;

г) собирание мёда;

д) сбор кедрового ореха;

е) ремесло.

3. Жрецы у шорцев:

а) монахи;

б) шаманы;

в) волхвы.

4. Наиболее почитаемым животным у шорцев был (а):

а) медведь;

б) лошадь;

в) курица.

5. Основные жанры в шорском фольклоре:

а) героические поэмы;

б) бытовые сказки;

в) рассказы и легенды;

г) поговорки;

д) загадки;

е) песни.

Задание 2.Сделай сам модели: керамической посуды, жилище кочевника. Сфотографируй и размести фотографию.

Задание3. Разгадай кроссворд.

Вопросы:

По горизонтали: 1. Обряд воздействия надухов, животных и людей. 2. Древнее орудие для обработки земли. 3. Первое простейшее каменное орудие труда. 4. Орудие для охоты на крупную рыбу. 5. Основной способ добывание пищи в человеческом стаде.

По вертикали: 6. Первый «друг человека».

1

6

2

3

4

5

Тема 4. Как наш край  стал частью России

Задание 1. Ответить на вопросы викторины: «Что? Где? Когда?»  1.Кто такой Кучум ?

2.Что такое ясак?

3.Кто способствовал успеху русских в освоении Сибири?

4.Первооткрыватель железных руд в нашем крае.

5. Когда началось освоение Сибири?

6. Рудознатец, открывший уголь в районе нынешнего города Кемерово.

7. Академик, изучавший геологию Кузбасса почти 40 лет и  написавший по данной теме более 200 статей.

  8.Профессор Петербургского горного института, назвавший в 1842 году наш край «Кузбассом».

9. Руководители групп казаков, построивших Кузнецкий острог в 1618 году.

10.Первый сибирский картограф, историк, географ,        составивший чертежи-схемы земли Кузнецкой, вошедшие в   «Хорографическую чертежную книгу» конца XVII начала XVIII веков.

11. Откуда появилось название «Кузнецкая земля»? 

Тема 5. Под государевой рукой

Задание 1. Заполни пропуски:

В Кемеровской области одним из древнейших городов был … …, который был основан в  … году в верхнем течении реки Томь, при слиянии двух больших рек.  Представлял собой военную крепость, которая защищала Томский и Кузнецкий уезды от набегов киргизов и калмыков. Острог стоял на высокой скале. В центре острога построена деревянная церковь, рядом  дом воеводы. Вокруг были обширные поля для пашни и скота, недалеко лес для охоты, много рыбы в реках.  

Ныне это город … .

Задание 2. Установите соответствие между событиями и их датами.

А) Томский железоделательный завод              1) 1816

Б) Первая шахта «Успех»                          2) 1897

В) Транссибирская железная дорога        3) 1826

Г)  Первый золотой прииск                       4) 1771

Задание 3. Составь рассказ по рисунку на тему: «Маленький рабочий в шахте».

Тема 6. Революция и новые времена в Кузнецком крае

Задание 1. Что ты знаешь о гражданской войне? Какие фильмы ты смотрел об этом событии?

Задание 2.Какому событию в истории нашего края посвящён этот памятник, где он расположен.  Что ты знаешь о героях этого события?

thumbnail.jpg

Задание 3. Какие крупные стройки 30-х годов XX века есть на территории нашего края?

Задание 4. Узнайте у родителей, кто из ваших родственников приехали жить в наш край в 30-е годы и по какой причине?

Тема 7. Великая война

Задание 1.Сопоставь слово и его объяснение.

1.Эвакуация                            захват территории страны иностранными   войсками

2. Оккупация                         вывоз из районов военных действий людей, техники, оборудования предприятий.

3.Тыл                                         линия столкновения войск противников.

4. Фронт                              территория страны, находящаяся пределами

1.Эвакуация                            

А) захват территории страны иностранными   войсками

2. Оккупация                        

Б) территория страны, находящаяся пределами

3.Тыл                                        

В) линия столкновения войск противников.

4. Фронт                              

Г) вывоз из районов военных действий людей, техники, оборудования предприятий.

военных действий.

Задание 2. Расспроси своих родных и близкихчто они помнят о военном времени: как они работали в тылу, как жили, как дети и подростки в годы войны помогали взрослым.

Задание 3. Приготовь сообщение о героях Великой Отечественной войны – наших земляках.

Задание 4. Узнайте у родителей, кто из ваших родственников участвовал в войне, какие имел боевые награды?

Задание 5. Кому посвящены эти памятники.Скромное обаяние социализма (Ленинск-Кузнецкий, Россия)памятник советскому солдату с девочкой спасенной на руках

Тема 8. Образование Кемеровской области

Задание 1.Кто и когда впервые назвал наш край «Кузнецким угольным бассейном»  или « Кузбассом»?

Задание 2. Расскажи, как наш край стал Кузбассом.

Задание 3.Когда и почему в  нашем  крае была образована Кемеровская область?

Задание 4. Поработай с картой «Кемеровская область» и заполни таблицу.

Природные зоны Кузбасса

Крупные реки Кузбасса

Крупные города Кузбасса

Задание 5.  Поработай с картой современной России и заполни таблицу.

Области – соседи Кемеровской области

На западе

На севере

На востоке

На юге

Тема 9. Символика Кемеровской области

Задание 1.Что относится к символам Кемеровской области?

Задание 2.Что изображено на гербе Кемеровской области?

Задание 3.Что из себя представляет флаг Кемеровской области?

Задание 4. Вспомни слова Гимна Кемеровской области. Как ты понимаешь выражение «рабочая мелодия Кузбасса».

Задание 5. Кто является автором и композитором гимна?

Задание 6. Нарисуй герб, флаг Кемеровской области.

Тема 10. Известные люди Кузбасса

Задание 1. Назови имена выдающихся  людей Кузбасса.

Задание 2. Приготовь сообщение об одном из известных людей Кузбасса.

Задание 3. Назови по фотографиям известных людей Кузбасса. Подпиши фамилии.

d0bad0bed181d0bcd0bed0bdd0b0d0b2d182.jpg

46467429_Maria_Filatova.jpg

1394711754_710910.jpg

PR20111122193043-e1397375362863.jpg

1c9aadb481b40d4fca8c2ec51d45009b.jpg

___________________________

Задание 4. Приготовь и защити исследовательский проект по теме: «Знаменитые люди Кемеровской области».

Тема 11. Культурное наследие

Задание 1. Перечисли известные тебе достопримечательности родного края.

Задание 2.Назови по фотографиям семь чудес Кузбасса.

___________________________i.jpgi (1).jpgi (3).jpg

____________________________i (2).jpg

_________________________

1

i (4).jpgimg5.jpg

______________________________                ______________________

img26.jpg

__________________________________

Задание 3. Напиши рассказ об одном из семи чудес Кузбасса.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 12. Родной край – частица России

Задание 1. Поэт Михаил Матусовский  написал стихотворение «С чего начинается Родина?» В нём есть такие строки:

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается…

Продолжи объяснение, выскажи своё мнение о том, с чего для тебя начинается Родина.

Задание 2.Напиши небольшой рассказ о своём родном крае по плану: 1)как называют нашу малую Родину, 2) где (в какой части страны, какие реки есть в нашем крае), 3) сколько лет нашей области, каково происхождение её названия, 4) какие полезные ископаемые есть в нашей области, 5)чем славятся родные места.

Задание 3.Отметь на карте: столицу Кемеровской области, города, реки, соседей. 6636_html_m1d0f856f.jpg

Задание 4. Что тебе больше всего запомнилось из истории родного края. Защита творческих работ учащихся по теме: «Страницы истории родного края».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь по развитию речи для 10 класса.

 Рабочая тетрадь адресована учителям старших классов, учащимся 10 классов. В ней представлены индивидуальные задания по развитию речи, которые можно использовать как на уроках литера...

Рабочая тетрадь к программе "Чем дальше в будущее входим, тем больше старым дорожим".

Народная культура воплощена в доступных для детей формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей. Кроме того, с...

Страницы рабочей тетради по программе Л.Л.Шевченко "Духовное краеведение Подмосковья"

Страницы рабочей тетради по программе Л.Л.Шевченко "Духовное краеведение Подмосковья", составленные учителем МБОУ Лицей №6 г.Химки Васильевой Ольгой Викторовной для организации самостоятельной или фро...

Методическое пособие. Рабочая тетрадь к программе «Цветоводство» (первый год обучения)

Рабочая программа для работы с обучающимися по программе "Цветоводство"...

Методическое пособие. Рабочая тетрадь к программе «Цветоводство» (второй год обучения)

Методический материал - рабочая тетрадь для работы по программе "Цветоводство"...

Методическое пособие. Рабочая тетрадь к программе «Цветоводство» (третий год обучения)

Методическая разработка - рабочая тетрадь для работы по программе "Цветоводство"...