Программа кружка "Наследие"
рабочая программа по краеведению

Дополнительная общеобразовательная программа «Наследие» - туристско-краеведческой направленности, нацелена на развитие учебно-познавательной мотивации, формирование умений учебного сотрудничества, освоение общественно признанных социальных норм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_nasledie.docx35.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества имени Г.И.Замаратского»

                                                                                               Утверждено:

МС МКОУ ДОД «ЦРТДиЮ

им. Г.И.Замаратского»

протокол №     от   ________2016 г.    

Директор МКОУ ДОД «ЦРТДиЮ

им. Г.И.Замаратского»

____________________          

Дополнительная общеобразовательная программа

«Наследие»

Возраст детей 11-17 лет                                                 Разработала  

Срок реализации  - 1 год                                               Матецкая Е.В.,

Программа среднего (полного)                                    педагог дополнительного                                    

общего образования                                                     образования МКОУ ДОД

                                                                                         «ЦРТДиЮ им. Г.И.Замаратского»

                                                                                                                                     

Г. Железногорск - Илимский

2019г.

Пояснительная записка

        Дополнительная общеобразовательная программа «Наследие» - туристско-краеведческой направленности, нацелена на развитие учебно-познавательной мотивации, формирование умений учебного сотрудничества, освоение общественно признанных социальных норм.   Краеведение является источником обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Краеведение в школе играет существенную педагогическую роль в идейно-политическом, трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся, а так же занимает важное место в формировании патриотических качеств молодого поколения.

          В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к Илимской земле.

              Программа «Наследие» построена на принципе взаимосвязи истории малой родины с историей страны. Местные материалы играют важную роль, увязывают жизнь и быт нашего маленького сельского уголка с огромным понятием Россия, помогают усвоению учащимися самых сложных вопросов развития страны.

Данная программа разработана на основе программы «Одарённый ребёнок в массовой школе А.Савенкова и  жизненного опыта.

Цель программы:

Создание образовательной и воспитательной среды для изучения истории родного края, формирования мировоззрения, воспитания нравственности, убежденности, активной жизненной позиции через поисково - исследовательскую деятельность.

Задачи программы:

1.Изучение истории, обычаев, традиций и духовной культуры посёлка Коршуновский, Илимской земли.

2.Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о родной земле.

3.Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.

4.Активизация поисковой деятельности учащихся.

5.Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

6.Формирование у школьников навыков информационной культуры.

7.Использование Интернет и информационных технологий  в изучении краеведения.

Формы проведения занятий:

  • практические рассказ педагога и рассказы детей,
  • беседы,  дискуссии,
  • встречи с интересными людьми;
  • конкурсы, викторины, классные часы;
  • составление презентаций Power Point;
  • работа с документами, СМИ, интернет - ресурсами.

Принцип программы: от непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство «малой родины» - к систематизированному знанию истории родного посёлка, района.

       Программа составлена для детей в возрасте от 11 до 17 лет. Данная программа реализуется на базе МКОУ «Коршуновская средняя общеобразовательная школа».

        Для освоения программы формируется одна группа обучающихся 5-11классов, группа занимается по  календарно-тематическому плану, который предусматривает уровень знаний обучающихся, их способности, возрастные и индивидуальные особенности.

       Программа составлена с учетом основного учебного времени – 34 учебные недели. Занятия  проводятся по 2 занятия в неделю по 2 учебных часа, 136 учебных часов в год.

Прогнозируемые результаты:

         Формирование у детей знания основ народной жизни; воспитание уважения и интереса к истории своей «малой Родины», формирование личности патриота и гражданина своей страны, проведение классных часов, праздников по истории родного края, участие в краеведческих и научно-практических конференциях. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.  Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.

Что должны знать и уметь воспитанники:

  • работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания;
  • составлять доклады, рефераты;
  • применять полученные знания на практике;
  • самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний;
  • практиковаться в умении проводить экскурсии, праздники.

Учебно-тематический план

Тема занятий

Количество часов

Дата

Первый модуль «Красотою мир спасётся».

1

Введение

2

2

Краеведение - наука о родном крае.

2

3

Красотою славится наша земля.

2

4

Илимская земля.

2

5

Топонимика нашего района

2

6

Река, давшая жизнь нашему району.

2

7-8

Реликвии земли илимской.

4

9

Посвящение в члены кружка «Наследие»

2

10

От чистого истока

2

11

Откуда пошёл мой род.

2

12

Русские народные праздники. Лето красное.

2

13

Русские народные праздники. Осень золотая.

2

14-15

Подготовка к празднику «Осенины»

4

16

Праздник «Осенины»

2

17

Русские народные праздники. Зимушка-зима.

2

18

Русские народные праздники. Весна-веснянка.

2

Второй модуль «Дела давно минувших дней»

2

19

С чего всё начиналось.

2

20

Здесь пыль веков.

2

21

О чём рассказали книги.

2

22

Первые русские поселения на земле илимской.

2

23

Илимское воеводство

2

24

По следам камчатских экспедиций.

2

25

Первые христианские церкви и монастыри.

2

26

«Именитые» люди 18 века.

2

27

Первые школы на илимской земле.

2

28

Наш край в Отечественной войне 1812 года.

2

29

Край каторги и ссылки.

2

30

Купечество 19 века.

2

31

Вся власть Советам!

2

32

Гражданская война в нашем крае.

4

33-34

Памятники гражданской войны.

2

35-36

У каждого своя судьба.

4

37

Из одного металла льют медаль за бой медаль за труд.

2

38-41

Я не участвую в войне, война участвует во мне.

8

41-42

О чём рассказали фотографии из семейного альбома.

4

43

Наш дом родной.

2

44

История возникновения посёлка Коршуновский.

2

45

История моей страны в названиях улиц.

2

Третий модуль «Люди земли илимской»

46

Илимская земля в литературе, живописи, музыке.

2

47

Народный писатель и художник Г.И. Замаратский.

2

48-49

Ими гордится наш район.

4

50

Летописец истории родного края.

2

51-53

 Подготовка к научно-исследовательской, краеведческой конференции.

6

54-55

«Не позволяй душе лениться»

4

56

Добро создаваемое добрыми руками.

2

57-60

Гордое звание – учитель.

8

61-62

Люди в белых халатах.

4

63-66

Научно-практическая конференция  

в Усть-Илиме.

8

67-68

Подводим итоги работы кружка.

4

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Первый модуль «Красотою мир спасётся».

Задача первого модуля - накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своем городе и районе. Эстетической категорией на этом этапе выступает понятие красоты – родной природы, понятие добра, понятие бережного отношения к земле.

Введение

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, знакомство с программой кружка.

Краеведение - наука о родном крае

Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.

Красотою славится наша земля.

Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе.

Илимская земля.

Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир.

Топонимика нашего района

Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Нижнеилимского района.

Река, давшая жизнь нашему району.

Река Илим. Илим в произведениях литературы. Стихи о Илиме. Современное состояние реки. Экология.

Реликвии земли илимской.

Легенды и предания. Сказки о земле илимской. Памятник природы.

Посвящение в члены кружка «Наследие»

От чистого истока

Сочиняем легенды, предания, рассказы, стихи о любви к родному краю.

Откуда пошёл мой род.

Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи.

Русские народные праздники. Лето красное.

Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала.

Петров день. Ильин день.

Русские народные праздники. Осень золотая.

Осенние календарные обряды.  Спасы.  Успение.  Покров.

Подготовка к празднику «Осенины». Сбор материала, составление сценария, репетиции.

Праздник «Осенины»

Русские народные праздники. Зимушка-зима.

Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси.

Русские народные праздники. Весна-веснянка.

Масленица. Великий пост. Пасха.

Второй модуль «Дела давно минувших дней».

Задача второго модуля - развитие интереса к историческому прошлому родного края, приобщение к культуре и быту народов проживающих в нашем районе, наши земляки участники Великой Отечественной войны, ветераны труда.

С чего всё начиналось.

Наш край в древности. Археологические памятники на территории района.

Здесь пыль веков.

Экскурсия в районный краеведческий музей.

О чём рассказали книги.

Экскурсия в краеведческий отдел школьной библиотеки. Работа с краеведческой литературой.

Первые русские поселения на земле илимской.

История появления на карте района первых русских деревень. Знакомство с бытом и традициями русских в нашем районе. Работа с архивным материалом.

Илимское воеводство.

Население. Занятия жителей воеводства. Ссыльные поселенцы. Протопоп Аввакум.

Неизвестные или малоизвестные факты Камчатских экспедиций.

Первые христианские церкви и монастыри.

Казанская церковь. Введенская церковь.

«Именитые» люди 18 века.

Е.П. Хабаров, А.Н. Радищев.

Первые школы на илимской земле.

Наш край в Отечественной войне 1812 года.

Край каторги и ссылки. 

Декабристы в нашем крае.

Купечество 19 века. 

Купец Черных.

Вся власть Советам!

Установление советской власти в нашем районе. Двоевластие в Иркутской губернии. Мероприятия Советской власти.

Гражданская война в нашем крае.

Гражданская война на территории нашего района. Партизаны на илимской земле. Окончание гражданской войны. Подготовка исследовательских работ. Памятники гражданской войны.

Памятники гражданской войны.        

 Памятники гражданской войны. Подготовка исследовательских работ.

У каждого своя судьба.        

Голод 1921-1922 годы. Образование в 20-е – 30-е годы. Коллективизация. Образование нашего района. Репрессии 30-х.

Из одного металла льют медаль за бой медаль за труд.        

Наш район в годы войны. Тыл фронту. История Алсиба.

Я не участвую в войне, война участвует во мне.        

Знакомство с книгой «Памяти». Наши земляки Герои Советского Союза. Война в судьбе моей семьи.  Военная доблесть наших земляков. Подготовка исследовательских работ.

О чём рассказали фотографии из семейного альбома.        

Составить рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме. Человек и история. История в лицах.

Наш дом родной.        

Экскурсия по посёлку Коршуновский. История возникновения посёлка Коршуновский.

История моей страны в названиях улиц.

Названия улиц нашего посёлка. История в названиях улиц.

Третий модуль «Люди земли илимской»        

Задача третьего модуля – изучение истории и культуры нашего района через знакомство с известными личностями, прославившими наш посёлок, город и район, развитие интереса к жизни конкретных людей, воспитание уважительного отношения к своим близким бабушкам и дедушкам, показать историю в контексте с историей страны.

Илимская земля в литературе, живописи, музыке.        

Знакомство с литературными произведениями. Творчество  поэтессы Валентины Захаровой.

Народный писатель и художник Г.И. Замаратский.        

 Жизнь и творчество. Романы и стихотворения, картины.

Ими гордится наш район.         

Янгель М.К., Черных Н.И., БелобородовА.П.

Летописец истории родного края.

Бубнов А.П.. Жизнь и творчество. Нижнеилимский район в ХХ веке в произведениях писателя.

Подготовка к научно-исследовательской, краеведческой конференции.

«Не позволяй душе лениться»

Сбор материала о героях социалистического труда, ветеранах труда. Они рядом с нами сбор материалов о людях разных профессий.

Добро создаваемое добрыми руками.        

Экскурсия в ДШИ.

Гордое звание – учитель.        

Гордость нашей школы. Сбор материала об учителях работающих в нашей школе. Оформление папки или книги «Учителя Коршуновской школы».

Люди в белых халатах.        

 Сбор материала о врачах и медсёстрах работающих в поселковой больнице.

Научно-практическая конференция   в Усть-Илиме.

Подводим итоги работы кружка.        

Отчёт руководителя кружка. Выступления учащихся. Выставка творческих работ кружковцев.  Оценка руководителем работы каждого участника. Участие самих членов клуба в оценке работы друг друга. Награждение активных участников.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ

ФОРМЫ РАБОТЫ

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

1.

Вводные занятия

Беседа

Анкетирование

Разработка устава эмблемы, девиза в форме деловой  игры.

Анализ анкетирования, устав, эмблема, девиз

анкеты

2.

Введение в научно – исследовательскую деятельность.

Экскурсия

Беседа

конференция

Выступление с сообщением

компьютер

3.

Нот

Беседа, практикум интеллектуального развития  (упражнения на тренировку развития памяти, внимания, логического мышления)

Составление режима дня, интеллектуальные игры

тест

4.

Источники научных  краеведческих исследований.

Беседа

Экскурсия в библиотеку

Работа с краеведческой литературой

компьютер

5.

Наука – элемент цивилизации

Беседа, практикум интеллектуального развития (упражнения на тренировку развития памяти, внимания, логического мышления)

Анализ газетных статей

периодическая печать,  тест

6.

Формы и способы записи обработанной информации

Лекция, практикум

Составление плана, конспекта, отчёта исследования

компьютер

7.

Методы научных исследований

Лекция, беседа, практикум

Проведение социологического опроса или анкетирования. Обработка полученных данных. Составление таблиц, графиков, диаграмм.

компьютер

8.

Сообщения, доклады, рефераты. Научно-исследовательская работа

Упражнения на тренировку правильного написания сообщения, доклада, реферата или научно-исследовательской работы.

Оформление сообщения, доклада, реферата или научно-исследовательской работы.

компьютер

9

Подготовка и произнесение научного доклада

Беседа. Упражнения на тренировку правильного произношения и интонирования. Проговаривание скороговорок. Прослушивание доклада. Конференция

Выступление с докладом

10

Презентация

Творческая лаборатория. Просмотр презентаций.

Презентация

компьютер

11

Научная статья

Написание статьи на заданную тему

Чтение и обсуждение статьи

компьютер

12

Заключительные занятия. Подведение итогов.

КТД

Оформление альбома, стенда или презентации

компьютер

Литература:

1.История Земли Иркутской: учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений области. –Иркутск: Иркутское книжное издательство «Символ», 2002.

2. А.С. Бубнов. Илимская пашня. Время перемен. Часть первая. МП «Братская городская типография», 2000.

3. А.С. Бубнов. Илимская пашня. Время перемен. Часть вторая. МП «Братская городская типография», 2000.

4. Суперинтеллект. Практикум по развитию IQ/ Сост. Ю.В.Брилева. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.

5. Человек в истории. Россия – XX век. Конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников. Материалы в помощь участнику конкурса. «Мемориал». 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...