Методическая разработка Конспект занятия по теме: «Стрелка Васильевского острова»
методическая разработка по краеведению

Комбинированное занятие воспитателя, направленное на активизацию и обобщение знаний учащихся по теме "Стрелка Васильевского острова". Занятие построено как  соревнование двух команд и содержит игровой момент - путешествие во времени. В процессе выполнения заданий учащиеся составляют схематичную карту Стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге. В качестве наглядности используется слайд-шоу с соответствующими фотографиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_strelka_vasilevskogo_ostrova_zhuravleva_m.a.docx40.65 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Конспект  занятия по теме:

«Стрелка Васильевского острова»

                                                 

             

                                                       Автор – составитель: Журавлева М.А.,

                                                        Воспитатель ГПД ГБОУ школы № 34

                                                        Невского района Санкт-Петербурга

                                                         

                                                       

           

 

Санкт-Петербург

2020 г.

1.Количество обучающихся в группе: 8 чел.

2.Тип занятия: комбинированное.

3.Место проведения занятия: учебный кабинет.

4.Цель:  активизация и обобщение  знаний о Стрелке Васильевского острова.

5.Задачи:

1.Образовательные:

-уточнить и закрепить имеющиеся  знания об  основных составляющих ансамбля Стрелки Васильевского острова;

- познакомить с историей  создания ансамбля Стрелки, её местоположением, уже утраченными и вновь появившимися в разные исторические периоды достопримечательностями и традициями Васильевского  острова;

 2. Развивающие:

-развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную и слуховую память,  наглядно -  образное  мышление, элементы словесно-логического мышления;

 -обогащать и активизировать словарный запас  за счет различных географических названий, связанных с Санкт-Петербургом в рамках темы «Стрелка Васильевского острова»;

-учить отвечать на поставленные вопросы с опорой и без опоры на наглядность и составлять рассказы на заданную тему;

-расширять кругозор обучающихся.

3.Воспитательные:

 -воспитывать интерес к   истории Санкт-Петербурга и его достопримечательностям;

-воспитывать положительные черты характера (любознательность, аккуратность, усидчивость).

6.Оборудование и наглядный материал:

Демонстрационный материал:

  • Фотографии  по теме «Стрелка Васильевского острова».
  • Схематическое изображение Стрелки Васильевского острова на доске.
  • Аудиозапись «Море».

7.Раздаточный материал:

  • Карточки с заданием «А вы знаете, что…»  по теме «Стрелка Васильевского острова».
  • Изображения на скотчевой основе к заданию  «Волшебный иллюминатор» по теме «Стрелка Васильевского острова».
  • Фотографии к заданию «Эти сказочные ростры».

8.Инструменты и расходные материалы: магниты, синие и красные кружки, цифры 1 и 2, мел.

9.Продолжительность занятия: 40 минут.

Предварительная работа со всей группой:

  • Совместный подбор  фотографий по теме «Стрелка Васильевского острова».
  • Виртуальная  экскурсия по Васильевскому острову.

                                                ХОД ЗАНЯТИЯ

1.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

1. Организационный момент.

  -  Добрый вечер, ребята.  Давайте начнем наше  занятие. Сегодня у нас будет необычное занятие   - соревнование, а соревноваться мы будем командами. Мы проверим, как вы умеете применять   свои знания и умения и  работать вместе. Давайте разделимся на команды. Подойдите к столу. Видите – на столе лежат перевернутые кружочки. Каждой из вас необходимо взять один кружочек и повернуть к другим участникам цветной частью. Те, у кого кружочки красного цвета – команда «Красные», а те, у кого кружочки синего цвета – команда «Синие».  «Красные» садятся за  стол номер один, а «синие» – за стол номер два.

Учащиеся, в зависимости от цвета выбранных кружков, делятся на две команды и садятся за соответствующие столы.

1.1. Упражнение «Узнай по карте».

- Для того, чтобы сосредоточиться и узнать тему нашего занятия, посмотрите, пожалуйста, на экран. Какой из островов Санкт-Петербурга вы видите на фрагменте этой карты? Верно, Васильевский остров. Что вы можете сказать о размерах этого острова? (Это самый большой остров). Правильно, поэтому сегодня мы поговорим только о части Васильевского острова.  Попробуйте  узнать ее: «Это мыс, который делит реку на два рукава». О чем идет речь? Верно, о Стрелке Васильевского острова.

1.2.Тема занятия, целеполагание.

- Итак, тема нашего сегодняшнего занятия-соревнования – Стрелка Васильевского острова. Сегодня вы не только вспомните все, что вам известно о ней, но и узнаете много нового и интересного об ансамбле Стрелки как во времена Петра Великого, так и в наши дни.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

2.1. Введение в тему.

- Вы, конечно, помните о том, что каждый остров Санкт-Петербурга в разные времена носил различные названия. Не избежал смены названий и остров, носящий в наши дни название Васильевский. Сейчас вы узнаете, как же на протяжении всей истории нашего города менялось название его самого большого острова. Для этого каждая команда получает конверт с карточками.

2.2.Работа с карточками.  

 Задание: отложите в сторону карточки с теми названиями островов Санкт-Петербурга, которые используются сейчас. На оставшихся карточках вы сможете прочитать, как назывался Васильевский остров в различные периоды его существования.  Попытайтесь объяснить, откуда могли взяться эти названия.  В случае затруднения я покажу вам фотографию – подсказку.

Учащиеся отбирают соответствующие  названия  острова и  по очереди объясняют их этимологию. При затруднении педагог демонстрирует фотографию с изображением портрета А.Д. Меншикова, солдата-преображенца, купца в старинной одежде.

Лосиный (до основания Санкт-Петербурга на острове обитало множество лосей).

Телячий (до основания города на острове были деревни, и крестьяне пасли на нем домашних животных, в том числе и телят).

Княжеский (в честь первого губернатора Санкт-Петербурга Светлейшего князя А. Д. Меншикова, чей дворец расположен на этом острове).

Меншиковский (в честь А.Д. Меншикова, проживавшего на острове во времена начала строительства города).

Преображенский (на острове располагались жилища солдат и офицеров главного полка армии императора Петра Великого – Преображенского).

Васильев (на острове еще до начала строительства Санкт-Петербурга проживал богатый и уважаемый купец Василий).

-Очень хорошо! За каждый правильный ответ команда получает по одному очку. Итого у команды «Красных» … очков, а у команды «Синих» … очков. А вот почему остров потом переименовали именно в Васильевский -  я сейчас вам расскажу. Именно на этом острове проживал капитан-артиллерист Василий Корчмин, которому император Петр Великий часто отправлял важные документы с указанием «Василию на остров». В честь этого самого Василия остров и стали называть Васильевским. Уже в наше время недалеко от станции метро Василеостровская этому капитану поставили вот такой памятник (показ фотографии). Помните, что история Васильевского острова очень интересна и разнообразна, но сегодня мы будем говорить только о его Стрелке.

2.3.  Задание  «Волшебный иллюминатор».

- Скажите мне,  вы любите ездить на экскурсии? А хотелось бы вам совершить  небольшое путешествие во времени и попасть в Санкт-Петербург времен Петра Великого? И мне тоже очень хочется посмотреть на то, как зарождался наш замечательный город. Давайте представим себе, что мы можем путешествовать во времени и попробуем с помощью воображения переместиться на корабль времен Петра Великого, движущийся по реке Неве к Васильевскому острову. Закройте на минутку глаза и вслушайтесь в шум волн и крики чаек.

Учащиеся закрывают глаза на 10 секунд и прослушивают фрагмент записи «Море». Педагог выводит на экран первую фотографию слайд-щоу  - фрагмент карты с изображением мыса Васильевского острова в окружении рукавов Невы.

- Открываем глаза и представим, что мы смотрим вперед через волшебный корабельный иллюминатор! Что вы видите в иллюминаторе? (Стрелку Васильевского острова). А как называются рукава Невы, которые образуют Стрелку? (Большая Нева и Малая Невка). Верно. Перед вами на доске схематичное изображение стрелки Васильевского острова. Напишите  эти названия на нашей карте.

Учащийся подписывает название острова и рукавов Невы на схематичной нарисованной на доске карте Васильевского острова.

- Молодец! Ты заработал для своей команды один балл.

Педагог выводит на экран вторую фотографию слайд-шоу – изображение морского порта.

- Что сейчас вы видите в иллюминаторе? (Корабли у пристани, порт). Правильно, во времена Петра Великого  на Стрелке располагался порт, в который стремились корабли из разных стран со своими товарами.  Размести это изображение корабля, плывущего к Стрелке, на схеме-карте в нужном месте.

Учащийся с помощью скотча прикрепляет на схеме-карте изображение  корабля (в русло Невы).

- Ты тоже принес своей команде один балл, молодец.

Обратите еще раз внимание на фотографию. Скажите, легко по ней узнать привычную для нас Стрелку? Привычной нам площади на Стрелке еще не существует, да и современного  ансамбля построек тоже еще нет. Для того, чтобы понять, почему именно так застраивалась Стрелка, давайте выясним,  а что такое порт? Порт – это место рядом с берегом моря или реки,  специально обустроенное для стоянки кораблей.  Для того, чтобы порт действовал, нужно соответствующим образом обустроить территорию, на которой он находится. Что же было  построено в порту, и когда же Стрелка приобрела знакомый нам вид? Для того, чтобы это узнать, вновь переместимся во времени. Закрываем глаза и слушаем звуки моря.

Учащиеся закрывают глаза на 10 секунд и прослушивают фрагмент записи «Море». Педагог выводит на экран третью фотографию слайд-шоу – портрет императора Александра I.

- Открываем глаза. Во времена какого императора мы перенеслись? (императора Александра I). Именно при нем возник привычный нам ансамбль Стрелки. По проекту какого архитектора это произошло? (А. Захаров).  Правильно, вашей команде засчитывается еще один балл.

Педагог выводит на экран четвертую фотографию слайд-шоу – изображение Биржи.

- Как называется это здание? (здание Биржи). Зачем оно было построено и для чего использовалось в те далекие времена? (Для заключения сделок о купле-продаже товаров). Верно. Первая биржа была построена еще при Петре Великом, но выглядела совсем иначе.  А какой архитектор занимался исполнением этого  проекта? (Тома де Томон). Разместите, пожалуйста,  это изображение Биржи на нашей карте-схеме в нужном месте.

Учащийся с помощью скотча прикрепляет на карте-схеме изображение Биржи.

- Хорошо. Твоя команда получает еще один балл за твой ответ.

Педагог выводит на экран пятую фотографию слайд-шоу – изображение фронтона Биржи «Нептун».

- Какими скульптурами украшен фронтон здания Биржи? (Бог морей Нептун с трезубцем и две реки Нева и Волхов). Правильно. Именно эти скульптуры украшают фронтон Биржи со времен императора Александра I по наши дни.   И ты тоже получаешь балл для своей команды.

Педагог выводит на экран шестую фотографию слайд-шоу – изображение Ростральной колонны.

- Что вы видите сейчас? (Ростральную колонну). А почему  колонна носит такое название? (Ростры – это носы кораблей, которыми украшены колонны). Сколько Ростральных колонн находится на Стрелке? (Две). Верно. Разместите, пожалуйста, их изображение  на  карте-схеме Стрелки.

Учащийся с помощью скотча прикрепляет на карте-схеме изображение Ростральных колонн.

- Верно. Твоя команда получает еще один балл за твой ответ.

- Объясните, пожалуйста, для чего нужны были раньше Ростральные колонны?  (Колонны были маяками, которые показывали  светом путь кораблям к порту на Стрелке). Верно, при Петре Великом маяки тоже указывали кораблям путь в новый торговый порт только что основанного города Санкт-Петербурга, но выглядели  они, конечно, совсем иначе. Хорошо нам известные Ростральные колонны создали только по указу

императора Александра I. Молодец, за правильный ответ твоей команде начисляется балл.

  2.4.  Задание  «Стоят колонны-маяки…».

- А кто из вас хочет попробовать побыть экскурсоводом для путешественников по Стрелке  Васильевского острова и рассказать нам немного больше о Ростральных колоннах?

Рассказ учащегося (в случае затруднения педагог задает наводящие вопросы).

Ростральные колонны поставили в  честь морских побед императора Петра Великого. Тогда Россия вела  Северную войну со Швецией за возврат русских земель и Балтийского моря.  Маяки зажигались во время тумана, шторма или просто в темное время суток. Для  этого   сначала использовалось масло, затем электричество, а потом газ. В наши дни есть традиция зажигать огонь на Ростральных колоннах в праздничные дни и во время памятных дат.

- Отлично! За такой интересный рассказ твоя команда получает дополнительный балл.

Педагог выводит на экран седьмую фотографию слайд-шоу – изображение скульптур у Ростральных колонн.

- А что находится у подножия колонн-маяков? (Скульптуры у подножия колонн  – символы русских рек Невы, Волхова, Волги и Днепра). Как фамилия каменотеса, украсившего фронтоны главной постройки на Стрелке Васильевского острова и создавшего скульптуры ансамбля? (С. Суханов).  Правильно, начисляем твоей команде один балл.

2.5.  Задание  «Эти сказочные ростры».

- Мы знаем, что в нашем городе множество скульптур и украшений в виде сказочных существ. Часть из них расположено и на рострах колонн на Стрелке.

Задание: выберите из восьми изображений те, что украшают ростры. Что они обозначают?

Учащиеся отбирают среди предложенных изображений русалку, гиппокампа, единорога, водяного, расположенных именно на Ростральных колоннах.

Гиппокамп - сказочный морской конь с рыбьим хвостом. Единорог - сказочная лошадь с рогом во лбу. Русалка - сказочная девушка с рыбьим хвостом. Водяной – сказочный  дух рек.

- Все верно. Каждая команда получает баллы за правильные ответы.

2.6. Задание «Путешественники во времени».

- Вот так стала выглядеть Стрелка Васильевского острова приблизительно через 100 лет после того, как возник Санкт-Петербург. Теперь мы вновь перемещаемся во времени, чтобы посмотреть, как дальше изменялся ансамбль Стрелки. Закрываем глаза и слушаем звуки моря.

Учащиеся закрывают глаза на 10 секунд и прослушивают фрагмент записи «Море». Педагог выводит на экран восьмую фотографию слайд-шоу – портрет императора Николая I.

-Во времена какого императора мы перенеслись? (императора Николая I).

Педагог выводит на экран девятую фотографию слайд-шоу – изображение Таможни.

- Какое здание было построено на Стрелке во времена этого императора? (Здание Таможни). Зачем оно было построено и для чего использовалось в те далекие времена?  (Здесь проверяли ввозимые и вывозимые товары). Верно, а сейчас в здании бывшей Таможни расположен Музей «Пушкинский Дом». Первая таможня была построена  здесь же при Петре Великом, но её здание не сохранилось. Закрепите, пожалуйста, изображение Таможни на карте-схеме, и вы заработаете еще один балл.

Учащийся с помощью скотча прикрепляет на карте-схеме изображение Таможни.

Педагог выводит на экран десятую фотографию слайд-шоу – изображение Пакгауза.

- Какие еще здания возникли на Стрелке одновременно с Таможней? (Здания Пакгаузов). Для чего использовались эти здания? (Пакгауз - место для хранения товаров, склад).  Сколько Пакгаузов построено на Стрелке? (Два). Первые пакгаузы-склады существовали еще при  Петре Великом, но  они  не сохранились. А какой музей расположился в одном из хорошо нам знакомых Пакгаузов? (Зоологический). Правильно, закрепите изображения Пакгаузов на карте- схеме и получите балл для своей команды.

Учащийся с помощью скотча прикрепляет на схеме изображения Пакгаузов.

2.7.  Задание « Узнай по описанию».

- Так стала выглядеть Стрелка еще лет через 50 после императора Александра I при его брате императоре Николае I. Молодцы! Посмотрите, какую подробную карту Стрелки Васильевского острова нам удалось составить!

Но наша карта еще не полная. Послушайте, пожалуйста, описание еще одной достопримечательности Стрелки и определите, о чем идет речь:

«….Это искусственная часть Стрелки была создана при  императоре Николае I. Берег острова выдвинулся в Неву на 100 метров. В дно Невы были плотно вбиты деревянные сваи, затем между ними насыпали землю, камни, песок».

Да, площадь на Стрелке Васильевского острова называется Биржевой в честь здания Биржи. Заработайте дополнительный балл для команды – напишите название площади на карте-схеме.

 А как во времена императора Николая I   украсили спуск на Стрелке? (Спуск  на Стрелке Васильевского острова сделан в виде пандуса к воде. Он украшен львиными масками-маскаронами и гранитными шарами). За верный ответ начисляю команде балл.

Вам понравилось путешествовать во времени? И мне тоже очень понравилось. Но пора возвращаться в наши дни. Закрываем глаза и слушаем звуки моря.

Учащиеся закрывают глаза на 10 секунд и прослушивают фрагмент записи «Море».  

2.8.  Задание  «Расскажи другу».

- Вот мы и вернулись обратно в 21 век. Каждый из вас уже неоднократно побывал на Стрелке Васильевского острова и многое может рассказать о её ансамбле. А может быть кто-то вспомнит, чем  украсили Биржевую площадь к 300-летию Санкт-Петербурга? (Якорь-кошка был поднят со дна Невы с затонувшего корабля. Рядом  с ним находится бронзовый план Васильевского острова. На плане указаны все старинные постройки острова, находящиеся на Стрелке и на Университетской набережной).

- Очень хорошо!  Начисляем   баллы  командам за верные ответы.

2.9.  Задание «Мы пришли сегодня в порт ».

- Теперь давайте разберемся, как же во времена Петра Великого работал порт на Стрелке Васильевского острова.  Итак, корабль прибыл в порт, ориентируясь на свет Ростральных колонн-маяков.

Задание: я вам сейчас покажу на карте, которую мы создали, какие здания  и в каком порядке посещал прибывший купец на территории порта, а вы скажите, с какой целью он посещал указанные здания.

Сначала купец шел в  здание Таможни. Для чего он это делал?   (Для проверки своих товаров и оформления необходимых документов). Далее он шёл в пакгауз. Зачем? (  Проверить товары, которые поступали в пакгаузы – склады, чтобы товары  не пропали, не испортились и не были заменены на другие).  Только после этого купец направлялся в  здание Биржи. Что происходило в этом здании? (В здании Биржи купец  заключал торговые сделки. Он продавал свои товары и покупал нужные ему чужие).

Правильно. За такие полные ответы команды получают свои баллы.

- Очень хорошо! Никто из вас не ошибся. А теперь подсчитаем баллы. Команда «Красных» набрала 22 балла. Но и команда «Синих» тоже набрала 22 балла. Значит, сегодня первое место разделили обе команды. Все вы показали хорошие знания и умения.

3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

- Вот и завершилось наше сегодняшнее занятие. О чем же мы с вами говорили? Верно, о том, какой была Стрелка Васильевского острова во времена Петра Великого, как она изменялась в более поздние времена и какой стала в наши дни. Какие же задания мы выполняли? Правильно, узнали, какие названия  и почему носил Васильевский остров, составляли схему-план Стрелки Васильевского острова, путешествуя во времени. Мне очень понравилось, как вы быстро и правильно отвечали на мои вопросы и выполняли предложенные задания.  Надеюсь, что вы еще не раз  посетите один из символов нашего города – Стрелку Васильевского острова. Спасибо всем за работу. До свиданья.

Список литературы для подготовки занятия:

1. Арсеньева Д., «Васильевский чудо-остров» - Москва «Настя и Никита», 2017

2. Голомозин Е. «Петербург пешком» Москва 2016

3. Гурьева Н.А. «Детям о Санкт-Петербурге: первое знакомство» - СПб «Паритет», 2015

4. Гурьева Н.А. «Прогулки по Васильевскому острову» - СПб «Паритет», 2013

5. Дмитриева Е.В., «Санкт- Петербург: Пособие по истории города с заданиями и тестами» - СПб, 2003  

6. Дмитриев В.К., «Санкт-Петербург – рассказы о городе»  - СПб, 2010

7.Л. Ермолаева, И. Лебедева «Чудесный город. Петербургская тетрадь.» СПб 1998

8.Кравченко Т.Ю. «Путеводитель для детей -  Санкт-Петербург» Москва АСТ 2016

9.В. Нестеров «Знаешь ли ты свой город» СПб «Коринт» 1997 г.

10. Справочник для средней школы «Санкт-Петербург: вопросы и ответы» - СПб, «Паритет», 1999

11. Чубинец Е.Л.,   Дмитриев В.К. «Петербургская азбука – рабочая тетрадь» СПб «Паритет» 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКП 9 класс презентация "Стрелка Васильевского острова"

Презентация создана к учебному пособию М.А. Гацкевич "Санкт-Петербург" для урока ИКП на английском языке для уч-ся 9 класса. Богатый иллюстративный материал поможет уч-ся не только преставить красоту ...

Любимые уголки города: Стрелка Васильевского острова

Презентация предназначена для проведения классного часа, посвященного любимым уголкам Санкт-Петербурга . В ней рассказывается о достопримечательностях Стрелки Васильевского острова....

Квест-экскурсия для учащихся 7-8 классов «Стрелка Васильевского острова»

Квест-экскурсия предназначена для   учащихся 7-8 классов «Стрелка Васильевского острова». Это экскурсия которая содержит информативные вопросы, одновременно несущие обучающую информацию и по...

Конспект урока по истории Санкт-Петербурга для 6 класса "Стрелка Васильевского острова"

Конспект урока для 6 класса по предмету "История Санкт-Петербурга" предлагает материал по формированию стрелки Васильевского острова.Рассматривается топонимика названий, история создания ансамбля стре...

«Путешествие по Стрелке Васильевского острова»

Конспект игрового занятия в ГПД...

Презентация Город архитектурных шедевров часть 2 (Стрелка Васильевского острова)

Презентация составлена по программе Л.К. Ермолаевой для 8 класса.  Учебник История и культура Санкт-Петербурга. Часть 2. Параграф 10...

« Стрелка Васильевского острова – единственная, неповторимая».

Цель: познакомить учащихся с  историей создания стрелки Васильевского острова.Задачи:1) Формировать у детей представления об  историческом и новом периодах создания стрелки2) Воспитывать чув...