Программа кружка "Поиск"
рабочая программа по краеведению (7 класс)

Донцова  Валентина  Алексеевна

       Цель:      дать  учащимся  комплексные   знания   о  важнейших  событиях    социально-политической   и  историко-культурной   жизни  села, района, края, воспитывать  любовь   к  Малой   родине, научить  бережному   отношению  к  традициям  и  святыням.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_poisk.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

«Средняя  общеобразовательная  школа  №2» с.Чернолесского

Новоселицкого района Ставропольского края

ПРОГРАММА  КРУЖКА

«Поиск»

Программа рассчитана на  1 год  обучения.

Возраст обучающихся от 13 до 17 лет.

Программа  составлена учителем

истории Донцовой  Валентиной

Алексеевной

Пояснительная  записка.

    Воспитание    любви    к  родному  краю, родной  стороне  -  это  одновременно  и  воспитание     любви   к  Отечеству  -  России, частицей  которой  является  и  наше  Ставрополье. Через  познание  малой  родины  человек   осознаёт  сопричастность  к  своей    стране, к  её  истории. Знания  о  прошлом   родного  края    является    важнейшей  задачей   школьного  исторического   образования. Углубленное  знакомство  учащихся    с  отечественной   историей, деятельностью  замечательных  людей  оказывает    непосредственное    воздействие  на   формирование   их  жизненных  идеалов, помогает  найти  образец  для  подражания. Прикосновение  к  подвигу  усиливает  чувство  любви  к  Родине, к  своему  народу, вызывает   искреннее   глубокое  переживание, оставляет  след  на  всю  жизнь, а  приобретённые    во  время  поиска    и  в  ходе  музейной  работы   знания  и  навыки  оказываются  полезными     и  нужными, какую  бы   профессию   в  будущем  не  избрали  школьники.

     Занятия  в  кружке  «Поиск»    расширяют   пространство   саморазвития  и  самореализации  личности, способствуют    развитию  сотворчества, активности,  самостоятельности  учащихся     в  процессе  сбора  исследования, обработки, оформления  и  пропаганды  историко-краеведческих  материалов, имеет  воспитательную  и  научно-познавательную  ценность.

     Поисковая  работа    в  состоянии  удовлетворить  самые  разнообразные    интересы   учащихся, стать  мощным  стимулом   формирования    у  учащихся   гражданско-патриотических  качеств, кругозора  и  воспитания  познавательных   интересов  и  способностей, овладению   учебно-практической, навыками   поисковой, исследовательской  деятельности, служить  целям     совершенствования    общего  процесса  средствами  дополнительного    образовании.

     Актуальность  данной  программы  состоит  в  необходимости   патриотического  воспитания  подростков  и   приобретает  сегодня  для  нашей  страны  судьбоносное  значение в  связи    со  сложными  экономическими  процессами, которые  привели  к  изменению  ценностных  ориентаций  молодёжи, деформировали  самые  устойчивые    убеждения  и  взгляды.

       Обучение  содержит  познавательный, развивающий   и  воспитательный  компоненты.

        Познавательный: включает  в  себя  ознакомление  учащихся  с  основами   краеведения, музеологии, вспомогательными  историческими  дисциплинами, методами  исследования  и  описания  предметов  материальной  культуры.

        Развивающий: предусматривает  формирование  практических  навыков  комплексной  работы  с  различными  видами  исторических  источников, развитие  логического  и  креативного  мышления, привитие  навыков  самостоятельных  исследований, развитие  коммуникативно-речевых  умений  и  навыков, использование  приобретённых  знаний  и   умений    в  практической  деятельности  и  повседневной  жизни.

        Воспитательный: создаёт  условия  для  развития  интереса  к  исследованиям, творческому  труду, навыков  общения, интереса    и  уважения  к  истории  и  культуре  своей  страны, воспитания  патриотизма, бережного  отношения  к  культурному  и  историческому  наследию, осознанного   формирования  собственной  культурной  среды.

       Цель:      дать  учащимся  комплексные   знания   о  важнейших  событиях    социально-политической   и  историко-культурной   жизни  села, района, края, воспитывать  любовь   к  Малой   родине, научить  бережному   отношению  к  традициям  и  святыням.

Задачи.

1.Научить  учащихся  воспринимать музейную  информацию  и  музейные  предметы, оценивать  их  как  часть  истории  и  культуры, познакомить  с  основами  экскурсионной    и  поисковой  деятельности.

2.Выявлять   неизвестные  и   малоизвестные  факты  из  истории   района, села  и  передавать   их  историкам, ученым.

3. Вести  постоянный  поиск  материалов, документов   для  расширения  экспозиций    школьного  музея.

4. Разрабатывать  общешкольные  мероприятия   и  содействовать  администрации   школы, внешкольным   организациям  в  их  проведении.

5.Воспитывать  честность, общительность, трудолюбие, стремление  к  самопознанию; любовь  к  своему  народу, Отечеству.

6.Вовлечь   широкие  слои  молодёжи   в  патриотическую  деятельность.

  Основные  принципы  построения  программы.

   Отбор  содержания  программы   основывается  на  современных  тенденциях  личностно-ориентированного  образования  и  следующих  основных  педагогических  принципах:

   Целостности – соблюдены  единство  обучения, воспитания  и  развития, с  одной  стороны, и   системность, с  другой.

    Гуманизации  -  признания  личности    ребёнка  с  её  достоинством  и  потенциалом  в  качестве  самоцели, атмосфера  доброжелательности  и  взаимопонимания.

    Интеграции  - совмещение  в  одной  программе  нескольких подпрограмм, подчиненных  одной  цели  и  связанных  между  собой

    Деятельностного   подхода – любые  знания  приобретаются  детьми  во  время  активной  деятельности.

   Возрастного  и   индивидуального  подходов  - выбор  форм, методов, приёмов  работы  в  соответствии    с  субъективным  опытом  и  возрастом  детей.

Организация  образовательного  процесса.

    Программа   рассчитана  на  1год  обучения. В  объединение  принимаются  дети  в  возрасте  от 13 до  17 лет  без  предъявления  требований  к  базовым  знаниям, набор  свободный. Состав   группы  переменный.

     Занятия  проводятся  4  раза  в  неделю, что  составляет  144  часа  в год.

     Реализация  программы  осуществляется  на  двух  уровнях  образовательного  процесса:

  первый  уровень – ознакомительный -  знакомство   с    историей  образования  села, навыками  музееведения, проведения  экскурсии, исследования  и  применения  на  практике  полученных  знаний.

второй   уровень – познавательно-развивающий, творческий– углубленное   изучение  теоретических  дисциплин  и  практическое  их  освоение. Особое  внимание  на  этом  этапе   уделяется  всестороннему  развитию    выявленных  способностей    детей, формированию  детского  коллектива, ориентации  на  социально-значимую  деятельность, закрепление  и  развитие   стремления   к  творческой  деятельности, самореализации, самостоятельному  поиску  и  принятию  решений.  

Предусматриваются  теоретические  и  практические  занятия, экскурсии, консультирование  учащихся, занимающихся  творческой  работой, организация  смотров, конкурсов, организация  встреч  с  интересными  людьми.

            Программа  предоставляет  возможность  более  подробного  рассмотрения  сюжетов, связанных  с  историей  различных  наций  и  народностей   в  истории   края, района, села.

Знания, умения, навыки.

В  результате  изучения  данного  курса  учащиеся  должны  знать/ уметь:

-  повысить  уровень  теоретической   и   практической  подготовки   по  предметам.

- знать  краеведческие  и  музейные  термины;

-  приобрести  навыки   исследовательской   деятельности, проводить  поиск  исторической  информации, систематизировать  материалы.

- уметь  характеризовать  периоды   в   развитии исторических  событий   Ставропольского  края;

- называть  важнейшие  события  и  процессы,  место, обстоятельства, участников, результаты  важнейших  исторических  событий  и  рассказывать  о  них;

- работать   с  фондами  архивов, музеев, использовать  точные  слова  для  выражения  своих  мыслей, вести  беседу, записывать  воспоминания;

- взаимодействовать  при  работе  в  группе, использовать  приобретённые  знания  в  практической  деятельности.

Учебно – тематический  план.

п/п

Наименование  темы

Общее

Кол-во

часов

Теория

Практика

Экскурсии

конкурсы

Введение. Знакомство с  программой.Сущность,значение, цели  и  задачи  краеведения.

2

2

-

-

1.

РазделI. Подготовка  к  поисковой,экскурсионно-пропагандистской  деятельности.

16

6

10

-

Тема 1.Происхождение  музеев.

Организационная  структура музеев.

4

2

2

-

Тема2.Экспедиции  как  способы  изучения  родного  края.

8

2

6

-

Тема 3.Подготовка  к  экскурсии.

4

2

2

-

  2.

Раздел II. Поисково-исследовательская  деятельность.

68

22

34

12

Тема 1.История  села  Чернолесского.

12

8

2

2

Тема 2.Природные  и  экологические  особенности  села.

10

4

4

2

Тема 3.Трудовые  подвиги  односельчан.

14

4

8

2

Тема 4Военная  история.

12

2

8

2

Тема 5.История  школы.

10

2

6

2

Тема 6. Культурное  наследие.

10

2

6

2

3.

РазделIII.Экскурсионно-пропагандистская  деятельность.

32

6

16

10

Тема 1.История  села.

10

2

2

6

Тема 2.Чернолесское  в  годы Великой  Отечественной  войны.

12

2

8

2

Тема 3.В  жизни  всегда  есть  место  подвигу.

10

2

6

2

4.

РазделIV.Проведение  массовых  мероприятий.

24

10

12

Встреча  со  старожилами  села.

-

2

2

Встреча  с  участниками  Великой  Отечественной  войны.

-

2

2

Встреча  с  участниками  тыла.

2

2

Освобождение  села  Чернолесского.

2

2

«Герои  рядом». Встреча  с  воинами-участниками Афганской  и  Чеченской  войн.

2

2

«Отечество»- районный  смотр-конкурс.

2

2

Итоговое  занятие.

2

-

-

2

ИТОГО:

144

44

72

28

Содержание  программы.

Содержательная  часть  программы  представлена  четырьмя  тематическими  блоками – направлениями:

- «Подготовка  учащихся  к  поисковой, экскурсионно-пропагандистской    деятельности»  знакомит  учащихся   с организационной  структурой  музеев, музейной  деятельностью, учит  правильно  собирать и  фиксировать   музейный  материал, проводить  экскурсии.

- «Поисково-исследовательская  деятельность»     предполагает  изучение  прошлого  своей  малой  Родины, истории   развития  образования, здравоохранения, знакомство  с  культурой, традициями, обычаями, трудовыми  и  героическими  подвигами   земляков  и  предполагает  проведение  экскурсий, встреч, познавательно-игровых  программ, посещение  выставок.

- «Экскурсионно-пропагандистская  деятельность»  призвана  способствовать наглядно,    использовать  исследовательские  знания, умения  на  практике  и   доносить  до  аудитории  учащихся  школы, жителей  села.

- «Проведение  массовых  мероприятий»   предполагает проводить  встречи    с  участниками  событий, совершать  путешествия  по  памятным  местам, что  способствует  укреплению  патриотических  чувств.

 Содержание  программы.

«Поиск» (144ч)

Введение.(2ч)

Общее  знакомство  с  задачами   поисковой   и  пропагандистской  работы. Требования  к  занятиям.

Раздел  I.

Подготовка   учащихся  к  поисковой, экскурсионно-пропагандистской     деятельности.(16 ч)

    Происхождение   музеев. Первые   национальные   музеи. Появление   музеев  в  нашем   крае. Профили, типы, виды  музеев. Специфика   школьного  музея.

      Организационная  структура   музеев. Музейные  профессии. Основные  функции  музея. Виды   музейной  деятельности. Урок-экскурсия.

       Особенности  и  специфика   музейных   предметов, их  классификация: вещественные, письменные, изобразительные, кино-фото-документы, фоно -  и  видеозаписи, компьютерные  источники. Основные   критерии   ценности   музейного   предмета: научная, художественная  и  мемориальная  значимость.

     Реликвии   и  раритеты. Копии  музейного  предмета: ксерокопия, фотокопия,  новодел.

     Атрибуция   музейного   предмета. Выявление   основных    признаков   музейного  предмета.

     Описание   музейных   предметов   коллекций: нумизматические, фалеристические  материалы, изобразительные  источники, этнографические  источники. Лабораторно-практическая  работа.

      Экспедиции  как  способы   изучения  родного  края:  рассмотрение   основных  направлений  сбора   и  изучения   краеведческих   материалов (этнографических, фольклорных, изобразительных  источников, нумизматических  предметов, памятных  значков  и  медалей, памятников    истории  и  культуры).

     Привлечение   данных  исторических   дисциплин: этнографии, географии, нумизматики, фалеристики.

    Методы  сбора  и  фиксации  собранных  материалов. Запись  рассказов   и  воспоминаний  очевидцев  событий.

       Профессиональные   качества   экскурсовода. Речь. Общение. Внешний  вид. Умение  владеть  аудиторией. Мимика. Эрудиция. Знание  материала.

       Основные  типы  и  виды  экскурсий. Тематические  экскурсии. Обзорные  экскурсии.

       Подготовка  к экскурсии. Цель. Тема. Объекты. Изучение  материала. Маршрут  экскурсии. Протяженность  и  длительность. Место  экскурсии.

       Методы  и   приемы  проведения  экскурсии. Расстановка  группы. Предварительный  обзор. Наблюдение  объекта. Сравнения  на  экскурсии. Метод  показа. Слово  и  жест  на  экскурсии. Угол  показа  объекта.

       Познавательные   задания  на  экскурсии. Виды  познавательных  заданий. Выделение  главного, особенного. Сравнение  и  противопоставление. Познавательные  задания  в  музейной  экскурсии. Познавательные  задания   при  анализе    памятника  истории  и  культуры. Познавательные   задания   при  изучении  памятного   места.

       Работа  с  картинками-подсказками. Определение  маршрута. Выделение  объектов. Работа  с  литературой, иллюстрациями, мультимедийными  источниками. Оформление  презентации.  Подготовка  выступления. Практическое   занятие: проведение  экскурсии.

Раздел  II.

Поисково-исследовательская  деятельность.(68ч)

Тема 1. История  села  Чернолесского.(12 ч)

      История  основания   села. Переселенцы. Кто  они?  Отвага   и  самоотверженный  труд  первопроходцев. Трудности   обустройства  на  новых  местах   жительства. Выбор  места  жительства. Освоение   дикой  степи. Агротехника. Животноводство. Рыночные  отношения. Культура  и  обряды. Традиции  нашего  села.

       История   образования  в  селе (церковно-приходские  школы, министерские  училища, ШКМ).

        История   развития  здравоохранения  села. Первая  сельская  больница.

Тема  2.  Природные  и  экологические  особенности  села.(10 ч)

      Растительный  мир. Культурные  и  дикорастущие  растения, места  их  произрастания. Характеристика   растительных  сообществ  населенного  пункта.  Пищевые  дикорастущие  растения, их  жизненно  важное  значение  в  голодное  время  20-х, 30-х, 50-х  годов. Использование  луговых  растительных  сообществ  в  качестве   объектов  познавательно-  оздоровительных. Растения, широко  употребляемые   в  пищу  в  настоящее  время.

      Лекарственные  травы. Применение  лекарственных  трав.

      Растения, занесенные  в  Красную  Книгу. Видовой  состав  редких  и  исчезающих    растений. Деревья  садов  и  улиц.

      Животный  мир. Домашние  и  дикие  животные  в  прошлом  и  настоящем.

           Нарушение  экологического  равновесия  в  местах  проживания  в  результате  деятельности  человека. Пути  решения  экологических  проблем  территории  района, села. Влияние  загрязненного  воздуха  на  здоровье  людей. Загрязнение  атмосферы  выбросами  предприятий, транспорта. Экологическая  карта  села.

Тема  3. Трудовые  подвиги  односельчан.(14ч)

    Сбор  материала   о  Героях  социалистического  труда, земляках, награждённых   трудовыми   орденами  и  медалями, о  почётных  работниках. Знаменитые  земляки. Образование  колхозов  и  совхозов. Влияние  колхозов  и  совхозов  на  развитие  хозяйств, культурную  жизнь  тружеников  села.  Сбор  материалов  и  документов  об  истории  образования  СПК  «Свобода»   и  СПК (колхоза) «Чернолесский»).

Тема  4. Военная   история.(12ч)

    Воспоминания  участников  Великой  Отечественной  войны.

Детство, опаленное  войной. Дети  военной  эпохи, их  вклад   в  развитие  народного  хозяйства. Послевоенное  детство.

   Труженики  тыла, их  вклад  в  оборону  страны.

   Партизанское  движение. Земляки  в  боях  за  Родину. Восставшие  из  пепла: узники  фашистских  концентрационных  лагерей, история  их  жизни. Злодеяния  гитлеровцев  на   родной   земле.

Воспоминая  участников  Великой  Отечественной  войны.  Материал   об  участниках   Афганской  и  Чеченской  войн. Тыл  - фронту.

Тема  5. История  школы. (10ч)

Школьные    выпуски. Директора  школы. Медалисты. Этапы  школьной  жизни. Гордость  школы. Школьная  ученическая   бригада.

Тема  6. Культурное  наследие. (10ч)

     Памятники  истории, культуры, природы.  История  создания  и  реставрационные  работы  памятников.  События, связанные  с  памятниками. Памятник, памятный  знак  и  мемориальные  доски: их  название, предназначение  и  расположение. Авторская  принадлежность.

    Встречи   с  известными  писателями  и  поэтами  села, района.

Раздел III.

Экскурсионно-пропагандистская  деятельность.(32ч)

Тема  1. История  села.(10 ч)

Основание  села  Чернолесского.

 Чернолесское  до  революции.  За  власть  советов. Первая  коммуна. Революцией  рождённые.

Тема  2. Чернолесское  в  годы  Великой  Отечественной  войны.(12ч)

Наш  герой. Женщины  села  на  войне. Учителя  в  боях  за  Родину. Подвиг  отважной  партизанки. Тыл  -  фронту. Освобождение  села  от  немецко-фашистских  захватчиков.

Тема  3. В   жизни  всегда  есть место  подвигу.(10ч)

 Воины-интернационалисты, их  боевой  путь. Воинская  служба - особый  вид  деятельности. Офицер  -  профессия  героическая.

Раздел IV.

Проведение  массовых  мероприятий.(24ч)

Встречи  с  участниками  Великой  Отечественной  войны, военных  действий  в  Чеченской  республике. Огоньки  для  ветеранов. Вахта  памяти. Дни  памяти  героев. Сборы. Линейки. Путешествия  по  памятным  местам.

        Итоговое занятие. (2ч) Викторина.

Методическое  обеспечение  программы.

   При  реализации   программы   используются  следующие    методы  и  формы  работы:

- объяснительно-иллюстративный  метод  предполагает  усвоение  и последующее  воспроизведение  обучающимися  преимущественно  готовых  знаний, которые    принимаются  учащимися  без  каких-либо  доказательств,  изложенных  учителем (лекция, рассказ, изложение  с  демонстрацией  средств  наглядности);

- поисково-исследовательский  метод (самостоятельная  работа  членов  объединения  с  выполнением  различных  заданий на  экскурсиях);

- метод  самореализации, самоуправления  через  различные  творческие  дела;

- метод  комплексного  подхода  к  образованию  и  воспитанию, предлагающий  единство  нравственного, эстетического  и  других  форм  воспитания (диспуты, интервьюирование, посещение  музеев, архивов).

Материально-техническое  оснащение  занятий:

- телевизор, магнитофон, компьютер;

-  видеотека;

- фонотека;

- экспозиции  музея;

- картографический  материал;

- мультимедийный  материал.

Литература для учителя.

1.Письмо  Министерства  образования  России  № 28-51 181/16  от  12  марта  2003г. О  деятельности  музеев  образовательных  учреждений.

2. Приложение  к письму  Министерства  образования  России № 28-51-181/16   от  12  марта  2003 г. Примерное  приложение  о  музее  образовательного  учреждения (школьном  музее).

3.  Материалы  музея « Боевой  и  Трудовой  Славы» МОУ СОШ №2.

4.  Аронов А.А. Воспитывать  патриотов.- М.; Просвещение,1989.

5. Беликов  Г.А., Кругов А.И. Ставропольский  край  в  истории  России. Ч.1,2.- Ставрополь,1995.

6 Всероссийская  олимпиада  по  программе  туристско-краеведческого     движения  «Отечество». Сборники №1. – М.: Минобразование РФ, ЦДЮТур, 1997.

7.Вагин А.А. Экскурсии. Обучение  истории   в  школе. М.; Просвещение, 1972.

8.Кругов А.И. (Кругов А.И.) Ставропольский край в истории России: Учебник - М.: Русское слово, 2006. Гриф: Грифы отраслевых министерст, агентств, служб

9.Колосовская Т.А., Кругов А.И. История Ставрополья: Учебно-методическое пособие - Изд-во СГУ, 2011.

10. Левыкина  К.Г.Музееведение. Музеи   исторического  профиля. М.,1988.

11.Мамонтов  М.С. История  Новоселицкого  района. Ставрополь,2000,2012.

12.Музейные  термины/ Сборник  трудов  Центрального  музея  Революции  СССР: терминологические  проблемы  музееведения. М.,1986.

13. Родин  А.Ф. Экскурсионная  работа  по  истории. М.,Просвещение,1974.

14. Тварчелидзе А. Ставропольская  губерния.- Ставрополь: Кавказская  библиотека.1991.

15. Терновский  П. Село  Чернолесское. – СМОМПК. – Тифлис.1881.

Литература для  обучающихся.

  1. Материалы  музея « Боевой  и  Трудовой  Славы» МОУ СОШ №2с.Чернолесского,Новоселицкого  района,Ставропольского края.
  2. Беликов  Г.А., Кругов А.И. Ставропольский  край  в  истории  России. Ч.1,2.- Ставрополь,1995.
  3. Кругов А.И. (Кругов А.И.) Ставропольский край в истории России: Учебник - М.: Русское слово, 2006. Гриф: Грифы отраслевых министерст, агентств, служб
  4. Мамонтов  М.С. История  Новоселицкого  района. Ставрополь,2000, 2012.
  5. Музейные  термины/ Сборник  трудов  Центрального  музея  Революции  СССР: терминологические  проблемы  музееведения. М.,1986.
  6. Тварчелидзе А. Ставропольская  губерния.- Ставрополь: Кавказская  библиотека.1991.
  7. Терновский  П. Село  Чернолесское. – СМОМПК. – Тифлис.1881.