Главные вкладки

    Доклад на муниципальные педагогические чтения.
    статья по краеведению

    Романова Юлия Валерьевна

    Доклад посвящен  судьбе семьи  и жизни учителей, учатсникам Великой Отечественной войны.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_na_pedagogicheskie_chtenia.docx57.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальные педагогические чтения

    «Педагоги в годы Великой Отечественной войны.

    Мария Ивановна Коковина».

                                                                                        Романова Юлия Валерьевна,

    учитель истории

    МОУ «Задорская основная общеобразовательная школа

    Сонковского района Тверской области»

    Сонково

    2020

                                                                   

    Сегодня мы вспоминаем прекрасных людей, фронтовиков, живших когда-то на нашей родной земле. Людей, отдавших жизнь, проливавших кровь и отдавших жизнь, защищая свою страну, семью, родных. Те, кто вернулся, не любили вспоминать страшные дни войны: они, по большому счету, героями себя не считали. Как же могло быть иначе!  Они воевали за самое дорогое – Родину, мать, сестру, жену, детей. Те, которые вернулись, жили,  тяжело трудились, радовались мирной жизни  и  скорбели… Скорбели  по тем, кто не вернётся никогда.

            Скорбеть и ждать…, ждать всегда: в своем сердце, в памяти, каждую минуту. Не переставали матери  ждать своих сыновей, мужей, дочерей, не вернувшихся с войны. Какое материнское сердце способно смириться и успокоится! Какой силой обладало оно, отпуская  на войну свое дитя. Нам всем известна история  песни Расула Гамзатова «Журавли».  Она дорога и близка каждому человеку. Семь сыновей остались на полях сражений и превратились в белых журавлей. Дагестанская мама не смогла пережить эту боль. А сколько их русских, грузинских, дагестанских матерей  потеряли своих сыновей! Многие, получив похоронки, или короткое извещение – пропал  без вести, продолжали искать и ждать. Ждать, несмотря ни на что, и надеяться...

    (Слайд 2)Мать солдата – это особое звание. Это особая судьба. И такая судьба была у  Марии  Ивановны Коковиной, заведующей деревенской Парфеновской школы Сонковского района.

    В деревне Корнеиха до войны жила прекрасная семья педагогов - Павел Алексеевич и Мария Ивановна Коковины. Жили, трудились, воспитывали и учили деревенских ребятишек. (Слайд 3) «Павел Алексеевич был строг и справедлив» - так вспоминают о нем бывшие ученики. Он преподавал в Задорской школе.  В семье росли семеро своих ребятишек. Старшим  из детей был Александр. (Слайд 4) Саша закончил Задорскую школу и в 1939 году поступил в 9 артиллерийскую спецшколу города Ленинграда. В этом городе учились когда-то и его родители. Он мечтал стать военным.  (Слайд 5) О жизни этой семьи мы узнаем из довоенной переписки между сыном и мамой. Письма полны нежности, любви  и заботы, искреннего уважения друг к  другу. Александр, несмотря на то, что учеба не была легкой, постоянно переживал о близких. Ведь он знал, как трудна колхозная жизнь, как тяжело маме.  Ровные красивые строчки летели от сына к родителям. Как там дела дома, в родной деревне? Кто заболел - надо достать лекарства. Корова, хозяйство, младшие братишки совсем маленькие: Валера едва научился ходить, младшая сестра помогает маме, Катерина сдала школьные испытания, и родителям предстоит решить вопрос о ее дальнейшем устройстве. Семье и так трудно,  но они шлют ему деньги. Мама, мамочка спасибо! Всем сердцем Саша стремился домой, успешно сдавая экзамены в школе. Он хотел, чтобы родители не волновались и гордились им.

    Это был 1941 год. Кто знал, что до войны оставались cчитанные дни...

    Мария Ивановна. Этой женщины нет в живых, но хочется поклониться до земли ей и многим другим матерям, за то, что так много им пришлось вынести, пережить.

    (Слайд 6)  Грянула война. 7 июля 1941 года Павел Алексеевич ушел на фронт. Остались две старые фотографии родителей, бережно восстановленные детьми в фотоателье города Риги. На нас со старых карточек смотрят прекрасные одухотворенные лица  Марии и Павла, они молоды.  Это 1915 и 1916 год. Ему 19, ей 16 лет. Муж Марии Ивановны в солдатской шинели времен  Первой Мировой войны. Он родился в 1896 году, и это была не первая  для него война. Информации о нем совсем мало. Из архивных данных удалось узнать, что последним местом его службы были войска НКВД охраны тыла западного фронта. Мария Ивановна остается одна в деревне, на руках маленькие дети, кругом война.  В школе еще восемьдесят ребятишек.  А где - то  там, недалеко от Ленинграда,  уже шли тяжелейшие бои, и там  был ее любимый Саша.

    Им так и не довелось больше встретиться. Саша в последних предвоенных письмах мечтал, что приедет домой после летних военных лагерей. Но…

     Он ушел на фронт добровольцем,  совсем еще мальчишка семнадцати лет. Без материнского благословения, без крепких материнских объятий.  Как разрывалось  сердце матери!… Она всеми мыслями была  с ним, всей душой, до самого конца.

    У мамы на память о сыне осталась только фотография. Фотография совсем молоденького безусого парнишки, но уже в военной форме.  Такая пронзительность и тоска была в его глазах. А еще письма, письма. Письма, которые спустя столько лет  не дают спокойно думать и жить.

    (Слайд 7 ) Эту фотографию Саша прислал домой и попросил    подарить на память  директору Задорской школы, где учился. Он очень хотел, чтобы учитель гордился своим воспитанником.  Но случилось так, что уже в первые месяцы войны его учителя - наставники Уханов Л., Парамонов И. разделят судьбу своего ученика и  никогда не вернутся домой. Скупые строки: « пропал  без вести» получат их матери. Из двух первых и последних фронтовых писем Саши, написанных карандашом, мы узнаем: «Мама, я ухожу на фронт командиром пулеметного отделения». Их было всего два.  Последнее, в августе 1941… Это письмо Мария Ивановна отправила на фронт мужу.  

    А дальше годы долгих поисков и надежд. Нет могилы сына, неизвестность о его судьбе не дает покоя. Пропал без вести. Есть ли надежда? Молчание и вопросы, бесконечные вопросы. На неоднократный запрос директору  артиллерийской школы - ответ один:  информации о таком курсанте нет. Запрос – ответ, и снова ничего. Могла ли она знать, что на долгие годы информация  о подвиге мальчишек - курсантов будет засекречена, а  архивы школы уничтожены.(Слайд 9) На протяжении многих лет мама Саши обивала пороги военкоматов высшего руководства, пытаясь узнать правду о судьбе сына, но безрезультатно. Лишь в 1943 пришло извещение.  Но Мария Ивановна ни секунды не верила в то, что сообщали официально власти. Шла страшная война. Затем последовал следующий удар. Муж.

    (Слайд 10) Коковин Павел Алексеевич был осужден военным трибуналом в 1942 году.  Но тогда этого никто  ещё не знал. Первоначально его объявили без вести пропавшим.  Многие из осужденных в то время были занесены в списки безвозвратных потерь. За что его постигла такая судьба? Одно лишь мы знаем, что он пострадал за правду. А ее в те страшные годы найти было трудно. Последовал приговор. Ссылка. Вдали от семьи, не имея возможности сражаться,  знать, как живут близкие, он умер. Страшная судьба. Павел Алексеевич был реабилитирован  лишь в 1962 году. Мы знаем, что значит остаться без поддержки и быть женой осужденного. Но…

    Мария Ивановна воспитала прекрасных детей – дочерей и сыновей. Один из сыновей стал педагогом и директором школы.  Дети стали надежной опорой для своей мамы, окружили ее любовью. Каждый день эта женщина с большим сердцем, дарила свою любовь детям и в школе, и в семье, воспитывая в них честность, порядочность. И пример тому ее старший сын – Александр. Его ласково называли  в семье Шура. Шура, необстрелянный солдатик, встал во главе артиллерийского расчета, вместе со своими товарищами оказался в самом пекле, среди фашистских танков и снарядов.  Они все были обречены. Но Мария Ивановна не узнает об этом.

    Тридцать пять лет мама продолжала поиски информации о сыне. Могло  ли успокоиться сердце?

    И только спустя многие годы она передала последние письма и фотографию сына в школьный музей Нине Георгиевне. Как могла женщина решиться расстаться со столь бережно хранимыми памятными вещами сына?

    Это было трудное решение. Из письма Марии Ивановны директору Задорской  школы. «Вот уже два дня я пишу это письмо. Прошло тридцать пять лет, но боль не утихает. Дочери, живущие в Латвии, каждый год 9 Мая приходят на могилу русских солдат, где похоронен однофамилец их брата, красноармеец  Коковин В».   Ее долгие поиски так и не нашли ответов. Свое последнее письмо Саша писал со станции Гатчина, ранее Комсомольск.  Первый бой, фашисты, танки и все…

    (Слайд 11)Мария Ивановна пишет в своем  последнем письме:  «Дорогая Нина Георгиевна! Вы тоже мать и поймете меня! Передавая некоторые предвоенные письма последнего года и месяцев, я отталкиваюсь от памяти о сыне. Нет, нет, и нет. Мои годы жизни недолги. Передам все детям. Если память о сыне в Задорском музее школы хоть немного поможет в воспитании патриотизма в учениках, я буду счастлива»

    Прошло больше 75 лет. Для нас Александр Коковин навсегда останется молоденьким мальчишкой, который не мыслил для себя иной судьбы, как защищать свою родину до последней капли крови, защищать маму, сестер, братишек. Он и его товарищи остались там, на полях сражений, но не одни. Потому  что материнское сердце, любовь, молитва всегда там, где ее кровинка.

    Узнав о судьбе женщины, педагога, матери  мы захотели найти информацию о ее сыне. Помогли воспоминания участника тех боевых событий, учащегося военной школы, который рассказал о подвиге мальчишек. Мы восстанавливали события шаг за шагом, следуя за дивизией Александра. Поиски привели под Гатчину, откуда пришло его последнее письмо. Как мы предполагаем, погиб Саша в Волосовском районе под Гатчиной, в страшных боях. На этой земле остались почти все воспитанники артиллерийской школы, приняв на себя страшный первый  удар фашистов.  Неизвестные герои.  Удалось отыскать и обелиск, где без указаний званий выбита фамилия Коковин.  Именно в  том месте проходили страшные бои. Все собранные данные мы передали семье Александра Коковина.

     Его мамы нет в живых уже долгие годы. И я верю в то, что душа ее успокоилась и  она, наконец, встретилась с Сашей и Павлом.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на педагогические чтения "Создание и внедрение системы дистанционной работы с одаренными детьми".

    Дистанционное обучение - это такой способ получения знаний, который бы позволял независимо от времени и местоположения получать образовательные материалы и консультации преподавателей курсов. В настоя...

    «Использование информационных компьютерных технологий на занятии в УДОД». Доклад на педагогических чтениях.

    Компьютерные технологии видоизменяют традиционные формы представления информации, в том числе и в области дополнительного образования детей....

    Доклад на августовской педагогической конференции учителей Ельниковского муниципального района "Патриотическое воспитание школьников"

    Доклад был представлен на августовской педагогической конференции. Тема доклада "Патриотическое воспитание школьников"...

    Доклад на городских педагогических чтениях 2013

    9-х городские педагогические чтения«Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания»Секция: «Семья и школа: пути взаимодействия в совершенствовании образовательного простра...

    Сборник методических материалов по итогам муниципальных педагогических чтений 2015 "Профессионализм педагога - условие достижения современного качества образования"

    Сборник методических материалов. Материалы муниципальной конференции  педагогических работников образования «Педагогические чтения – 2015 «Профессионализм педагога - условие достижения современно...

    Выступление на муниципальных педагогических чтениях на тему "Роль внеклассной работы по русскому языку и литературе в формировании и развитии грамотной речи учащихся и воспитании нравственной личности"

    В данном выступлении делюсь опытом работы по формированию грамотной речи учащихся и воспитанию нравственной личности. К выступлению составлена презентация....