Проект "Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания дошкольников"
проект по краеведению

Яковлева Татьяна Анатольевна

проект в подготовительной группе воспитателя Яковлевой Татьяны Анатольевны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2022-2023.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Ибресинский детский сад «Солнышко»

Ибресинского района Чувашской Республики

Подпроект

в подготовительной  группе

воспитателя Яковлевой Татьяны Анатольевны

Тема: Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания дошкольников.

Ибреси, 2022 г.

ПАСПОРТ ПОДПРОЕКТА

Тема подпроекта:  «Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания дошкольников».

Автор подпроекта: Яковлева Татьяна Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Ибресинский детский сад «Солнышко» Ибресинского района Чувашской Республики.

Место реализации подпроекта: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Ибресинский детский сад «Солнышко» Ибресинского района Чувашской Республики.

Цель:  Приобщение детей дошкольного возраста к   нравственным ценностям посредством использования чувашских народных праздников.

Задачи:

  • Повысить интерес дошкольников к чувашским народным праздникам.
  • Сформировать представление педагогов о значении чувашских народных праздниках в нравственном воспитании дошкольников.
  • Пополнить предметно-развивающую среду в  группе детского сада в соответствии с выбранной темой.
  • Повысить педагогическую компетентность родителей по ознакомлению детей с чувашскими народными праздниками. Привлечь родителей к участию в праздниках.

Участники проекта: Подпроект предусматривает  участие родителей, детей старшего дошкольного возраста и педагогов.

Сроки проведения:   октябрь 2022 – апрель 2023 г.

Гипотеза проекта – изучение традиций своего народа, совместное проведение с родителями и детьми чувашских праздников сформируют у участников интерес к традициям, любовь и уважение к народу.

Ожидаемые результаты:  

  • У детей сформирован повышенный интерес к чувашским народным праздникам.
  •  У педагогов сформированы представления о значении чувашских народных праздниках в нравственном воспитании дошкольников.
  • В группе пополнен уголок «Родная культура – неотъемлемая часть души ребёнка» (подобран наглядный и иллюстративный материал,  оформлена картотека чувашских народных праздников, разработаны сценарии праздников, оформлена презентация для воспитателей).
  • У родителей сформирована педагогическая компетентность  по  ознакомлению детей с чувашскими народными праздниками. Родители  привлечены к участию в праздниках.

 АКТУАЛЬНОСТЬ

      На современном этапе задача всех образовательных учреждений - не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и воспитание духовной личности, так как от его интеллектуального, нравственного и культурного уровня развития во многом зависит будущее общества.              

      Решение проблемы духовно нравственных ценностей, в сущности, является социальным заказом общества. (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации (2012). В данном документе и  в « Национальной доктрине образования Российской Федерации» (2000) отмечается, что система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, развитие культуры межэтнических отношений.

     В 1993 году в Чувашской Республике вышел закон «О языках в Чувашской Республике», в котором указано, что граждане республики должны бережно относиться к родным языкам, как к хранилищу духовного и культурного наследия предков, взаимно уважать языки и традиции.

     Г.Н. Волков, впервые в науке применивший термин «этнопедагогика», отмечал: «… без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа».

     Первой ступенью в механизме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения являются дошкольные образовательные учреждения.

    Дошкольный возраст – важнейший период становления личности. Именно в дошкольном возрасте, как отмечает  Б.И.Неменский, - «Необходимо привязать ребёнка всеми чувствами, эмоциями к дереву культуры своего народа».

    В ФГОС дошкольного образования в качестве основополагающих принципов дошкольного образования определены принципы приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учёта этнокультурной ситуации развития ребёнка, что предполагает введение этнокультурной составляющей в содержание образования.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Таблица 1  – Этапы реализации проекта

Наименование этапа

Целевая аудитория

Содержание

Подготовитель-ный этап

С педагогами, муз. рук.

-создание творческой группы для разработки проекта;

-подбор кадров для реализации проекта;

-утверждение проекта;

-изучение нормативно-правовой, научно-методической литературы;

-анализ развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по тематике проекта.

С детьми

-рассматривание иллюстраций, открыток;

-беседа с целью выявления уровня знакомства с чувашскими народными праздниками.

С родителями

-проведение анкетирования с целью изучения готовности принятия участия в проекте;

-проведение родительского собрания по ознакомлению с проектом.

Основной этап

С педагогами, муз. рук.

-проведение консультаций, педагогических советов;

-разработка методических рекомендаций.

С детьми

-непосредственно-образовательная деятельность («В деревне у бабушки», «Гуляй, Масленица!», «Пасха», «Кукла – Масленица»)

-экскурсия в детскую библиотеку п. Ибреси; рассказ библиотекаря с показом слайдов «Народные праздники и традиции»

-чтение художественных произведений «Как весна зиму провожала», пословиц, поговорок, загадок, легенд;

-проведение тематической недели, посвященной дню чувашской культуры;

-организация чувашских народных праздников («Рождество», «Масленица», «Пасха»)

-разучивание песен «Масленица идет» и т.д.; игр «Передача платочка», «Разорви цепь», «Каравай».

С родителями

-проведение родительских собраний;

-участие в совместном мероприятии с детьми («Рождество», «Масленица»);

Заключительный этап

С педагогами, муз. рук.

-выступление на педагогическом совете (обсуждение результатов реализации проекта).

С детьми

-проведение повторной беседы с целью выявления уровня знакомства с чувашскими народными праздниками;

-организация выставки детских работ;

С родителями

-общее родительское собрание (подведение итогов).

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Таблица 2  – План реализации проекта

Этапы проекта

Наименование мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

Подгото-вительный

1.Изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, отражающей состояние исследуемой проблемы.

2.Разработка перспективных планов НОД  по формированию у детей нравственных ценностей через использование чувашских народных праздников.

1-2 неделя октября,  2022г.

Воспитатель

Беседа с целью выявления уровня знакомства детей с чувашскими народными праздниками.

3 неделя октября,  2022 г.

Воспитатель

Проведение родительского собрания по ознакомлению с проектом.

4 неделя октября, 2022г.

Воспитатель

Основной

1.Презентация проекта для педагогов ДОУ «Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания дошкольников».

2. Презентация проекта для родителей «Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания дошкольников»

1 неделя ноября,   2022г.

Воспитатель

Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с нравственными ценностями через использование чувашских народных праздников:

- «В деревне у бабушки»;

- «Гуляй, Масленица!»

- «Пасха»

-«Кукла – Масленица»

в течение реализации проекта

Воспитатель

Проведение тематической недели, посвящённой дню чувашской культуры

1 неделя апреля,    2023 г.

Воспитатель Муз. рук.

-Показ непосредственно образовательной деятельности «Пасха».

2 неделя апреля,   2023 г.

Воспитатель

Совместное проведение чувашского народного праздника «Рождество»

1 неделя января,   2023 г.

Воспитатель Муз. рук.

 Совместное проведение праздника «Масленица»

3 неделя февраля, 2023г.

Воспитатель Муз. рук.

Заключи-тельный

Проведение повторной беседы с детьми с целью выявления уровня знакомства с чувашскими народными праздниками

3 неделя марта,    2023г.

Воспитатель

Общее родительское собрание (подведение итогов)

2 неделя апреля,   2023г.

Воспитатель

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ.

Ожидаемые результаты:

  1. У детей сформирован повышенный интерес к чувашским народным праздникам.
  2. У педагогов сформированы представления о значении чувашских народных праздниках в нравственном воспитании дошкольников.
  3.  В группе пополнен уголок «Родная культура – неотъемлемая часть души ребёнка» (подобран наглядный и иллюстративный материал,  оформлена картотека чувашских народных праздников, игр, разработаны сценарии праздников).
  4.  У родителей сформирована педагогическая компетентность  по  ознакомлению детей с чувашскими народными праздниками. Родители  привлечены к участию в праздниках.

Критерии оценки эффективности:

1. Достижение цели проекта и выполнение поставленных задач.

2. Соблюдение механизма реализации проекта и полное выполнение плана мероприятий.

3. Удовлетворение образовательных потребностей воспитанников ДОУ и их родителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Богатеева З. А. Приобщение детей к традиционной культуре народов среднего Поволжья. – Чебоксары: Изд-во ЧРИО, 2015. – 123с.
  2. Воспитание здорового ребёнка на традициях чувашского народа: метод.пособие / под ред. И. В. Михайловой, Е. И. Николаевой. – Чебоксары, 2013. – 255с.
  3. Праздники на земле Улыпа: методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ под ред. Р.Б. Кузьминой. – Чебоксары: Изд-во Л.А. Наумова, 2006. – 204 с.
  4. Культура Чувашского края.учебное пособие / В.П. Иванов, Г.Б. Матвеев, Н.И. Егоров и др.; сост. М.И. Скворцов. – Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 1995.– 350 с.
  5. Парамонова, Т. Прощай, Масленица! / Т. Парамонова, Т. Кремнева // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2007. – 155с.
  6.  Программа От рождения до школы под ред. Н. Е Вераксы, Комаровой Т. С., Васильевой М. А.
  7. Проектная деятельность в детском саду: метод.пособие / авт.-сост. Н.А. Васильева.- Чебоксары: ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2017. – 200с.
  8. Харченко Т. Без прошлого нет будущего / Т. Харченко. // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 2. — 121с.
  9. Чувашские легенды и сказки. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2008. – 190 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника, направленного на духовно-нравственное воспитание дошкольников в православных традициях «Пасху радостно встречаем, Вас на праздник приглашаем!».

Данное мероприятие рассчитано на детей средних и старших возрастных групп дошкольного учреждения, а также разновозрастных групп малокомплектных детских садов....

Русское народное творчество, как средство нравственного эмоционального развития дошкольника

Представленный материал познакомит педагогов ДОУ с системой работы по приобщению детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству....

«Народные праздники – как средство нравственного и познавательного развития дошкольников»

«Народные праздники – как средство нравственного и познавательного развития дошкольников»Музыкальный руководитель МДОБУ №17 «Родничок» п. Восход Чуевская Наталья Ивановна...

«Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»

Тема РМО: «Духовно - нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников и развлечений. Тема доклада: «Народные традиции как средс...

Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника

Мы с вами живем в удивительное время: происходит много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте. Люди и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и много лет назад: дети расту...

Ознакомление с народными традициями как средство нравственного воспитания дошкольников

Одна из проблем дошкольного образования заключается в том, что воспитание детей проводится без соблюдения исторической преемственности поколений, без ознакомления с историческим прошлым народов, идеям...

П Л А Н Воспитателя по самообразованию «Русская народная сказка – средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 22 «Город детства»П Л А НВоспитателя по самообразованию«Русская народная сказка – средство ду...