"Моя малая родина" из опыта работы
статья по краеведению (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Подчасова Ольга Анатольевна

в статье описаны формы и методы работы  с молодежью по краеведению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы по краеведению «Моя малая родина»

Подчасовой Ольги Анатольевны,

Учителя технологии и математики

МБОУ «Алексеевская СОШ» Благовещенского района Алтайского края

Огромную воспитательную роль играет краеведение, позволяющее растить патриота и гражданина с чувством хозяина; бережного отношения к природе, памятникам старины; уважения к  старшим  на  примерах   жизни  родителей,  односельчан,  на событиях  из  истории  своего  села. Краеведческая работа многогранна, так как по ходу её открываются всё новые и новые факты, которые необходимо обработать и включить в работу, донести новую информацию до жителей

  Актуальность и правильность этого направления деятельности детских и молодежных объединений подтвердило время. В.В. Путин в своем выступлении о событиях в Кандапоге отметил, что это стало возможно из-за потерь и утрат в патриотическом воспитании, когда не только внешние, но и внутренние радикально настроенные националистические и религиозные организации и сообщества стараются вбить клин между нациями, национальностями и республиками. А это подрывает сами устои нашего государства, Российской Федерации. Любовь к Родине, стремление к ее процветанию и защите - главные ценности патриота и гражданина. Совместно с семьей, школа должна помочь молодому человеку определить нравственные ориентиры: веру в добро и справедливость, товарищество и дружбу, гордость за страну, умению самоопределиться, реализоваться. Воспитывать эти качества у подрастающего поколения необходимо на лучших примерах и традициях нашего Отечества (подвиг в годы Великой Отечественной войны, служение воинскому долгу наших современников – участников боевых действий в Афганистане и территории Северного Кавказа). Мы никак не должны быть «Иванами, не помнящими родства». 

За последние годы возрос интерес к истории края, района, населенных пунктов. О далеком прошлом своего села мы, в основном, знаем только по рассказам его старожилов. Ликвидировать дефицит информации, которым отличалось недавнее прошлое, объективно освещать события вчерашнего дня и передавать информацию людям – моя главная задача просветительской деятельности, которая ведется на протяжении многих лет.

Мое село

В состав территории Алексеевского сельского совета (с/с) Благовещенского района в настоящее время входят три поселения: с. Алексеевка, п. Александровка, п. Калиновка. Это самая отдаленная территория от районного центра Благовещенка (60 км). Население всей территории Алексеевского с/совета составляет всего 385 человек.

Здесь осуществляет образовательную деятельность единственная малокомплектная школа с численностью учащихся до 100 человек.

Я всю жизнь прожила на территории Алексеевского сельского совета. Александровка – моя малая родина, здесь знаю каждого жителя по имени отчеству. Когда-то в Александровке насчитывалось 70 дворов, теперь только – 18. Население - 32 человека, из них 10 человек трудоспособных, 2 ученицы, остальные – пенсионеры. Рабочих мест в поселке нет. Нет ни клуба, ни школы. Единственный очаг, где могут собраться александровцы – это магазин, который работает два раза в неделю в течение одного часа. Рабочих и учащихся возят в соседнее село Алексеевку. Больно осознавать, что поселок исчезает. Я понимаю, что не в моих силах остановить этот процесс, но я МОГУ в союзе с земляками сохранить память о селе и его замечательных жителях для себя, для моих земляков, их детей и внуков.

На мою просьбу, рассказать об истории села, старожилы откликнулись с большим желанием. Каждому хотелось, чтобы новое поколение помнило о них, о том, что пришлось им пережить и сделать, чтобы продолжалась жизнь в селе. Не хочется людям уйти из памяти новых поколений, поэтому они с желанием рассказывали о том, что было, и чем богато их прошлое, делились фотографиями разных времен, показывали свои рукоделия. Таким образом был собран материал для летописи Александровки.

В 2012 году мы готовились отметить столетний юбилей Александровки. Односельчане, их родственники из других мест привели в порядок свое село, подготовили для гостей праздника историю поселка в фотографиях, организовали выставку декоративно-прикладного творчества. Ведущие праздника чествовали тружеников села, юбиляров, долгожителей, был организован концерт местных самодеятельных артистов Алексеевского Дома культуры. Это сплотило всех земляков, заставило более полно ощутить чувство единства, причастности каждого к истории своей малой Родины.

В праздновании юбилея приняли участие около 700 человек. Отзыв о столетнем юбилее поселка напечатан в районной газете.

Весь собранный материал об истории Александровки оформлен, сохранен, передан в сельскую библиотеку, в районный краеведческий музей р.п. Благовещенка: видео: «Юбилей поселка», «Дом родной», фотоальбомы: «Александровка вчера», «Александровка сегодня». Охотно делюсь этим материалом и с земляками. Пройдут года, исчезнет Александровка, как соседние поселки, но память об Александровке и ее жителях будет долго жить и передаваться потомкам.

Воспоминания ветерана войны, Балабы Николая Ивановича, об истории п. Александровки я записала (2004 г.) и отправила на краевой конкурс «Алтайская деревня в рассказах её жителей». По итогам этого конкурса лучшие работы вошли в книгу «Алтайская деревня в рассказах её жителей». Рассказ Балаба Н. И.  напечатан в этой книге на первой странице.  С творческой работой об истории поселка участвовал во Всероссийском конкурсе «Моя малая Родина» Липский Степан (10 класс) и получил Диплом участника.

Проект «Село, в котором я живу», посвящен с. Алексеевке, центральной усадьбе Сельского совета. Это место моего проживания.

Алексеевка тоже переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители всё меньше внимания уделяют детям, растёт число неполных, неблагополучных семей. Ребёнку всё сложнее полюбить свой дом, семью, школу. Дети затрудняются назвать основные достопримечательности села. Наблюдая за играми детей, я обратила внимание, что они мало используют в сюжетах отображение действительности. Дети мало знают о труде взрослых, работающих рядом. Исходя из этих наблюдений, я решила обогатить знания детей об объектах ближайшего окружения, достопримечательностях посёлка, обогатить знания о людях села Алексеевка. Важно показать детям, что родной поселок славен своей историей, традициями, лучшими людьми.

Участники проекта: учащиеся школы, родители, учителя, жители села.

Цель проекта: формирование у детей и молодежи нравственно – патриотических чувств, привитие любови к малой Родине, своему селу.

Формы реализации проекта «Село в котором я живу».

- Встречи с героями, живущими рядом.

- Исследование национального состава села.

- Совместное участие родителей с детьми в митинге, посвященного Дню Победы, в акции «Бессмертный полк».

- Викторина для учащихся (совместно с родителями) «Знаешь ли ты историю памятника в селе», составление рассказа о памятнике.

- Привлечение родителей к благоустройству игровой детской площадки.

- Спортивные развлечения «Русские народные игры».

- Составление генеалогического древа семьи, герба семьи 

- Создание фотоальбом «Село, в котором я живу»

-  Праздники, развлечения совместно с родителями и учителями.

Для участия в муниципальном конкурсе «Кукла в национальном костюме» необходимо было выявить, люди каких национальностей проживают в нашей местности. В ходе совместного участия учащихся и их родителей в исследовании национального состава села выяснили, что в наших селах проживают немцы, украинцы, чуваши, белорусы, татары, но большая часть - русские. Поэтому было решено изготовить куклы (женщина и мужчина) в русском народном костюме. Собрали информацию о русском народе: песни, пословицы, поговорки, обычаи, отображающие характер русского народа, высказывания выдающихся людей о русском человеке и оформили в альбом. За проделанную работу участники конкурса (девушки 10 класса) получили Сертификат признательности В.Н. Никитюка, депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания.

 Учителем литературы и русского языка, Кастусевым Георгием Парамоновичем, была написана летопись с. Алексеевки, которую учащиеся используют в своих исследовательских работах. Мои воспитанники предложили дополнить летопись фотографиями села. Объявили конкурс среди жителей села на лучшую фотографию, таким образом был создан фотоальбом «Село, в котором я живу». Этот альбом вручаем выпускникам школы, чтобы они не забывали малую родину. Наши фотографии украшают интерьер Алексеевского Дома культуры. Проект «Село, в котором я живу» на краевом конкурсе «Твори добро на благо людям» получил Диплом Лауреата данного конкурса.         

На основе собранного материала и проведенных мероприятий создали видео зарисовки о селе, видео «Герои, живущие рядом» (о воинах-афганцах) (Приложение 10), «День Победы». Эти видео выставляем в сети Интернет, отправляем на районные конкурсы: «Узнают моё село», «Сказание о земле Благовещенской», «Наследники Победы». Все работы отмечены Дипломами III степени.

Памятник нашего села

В каждом российском городе и селе напоминанием о мужественных и отважных защитниках нашей Родины в годы Великой Отечественной войны возвышаются строгие обелиски, на которых скупо перечислены имена бесстрашных героев. Памятник погибшим землякам есть и в нашей Алексеевке – это единственная достопримечательность села. Меня заинтересовало, знают ли наши воспитанники историю памятника. Викторина «Знаешь ли ты историю памятника в селе» побудила детей и их родителей обратиться за информацией в сельскую библиотеку, к старожилам села. Лучший рассказ семьи о памятнике, стихотворение местного автора Кастусева Г. П. о памятнике и фото я отправила на Всероссийский сетевой межшкольный проект «Карта Памяти». Теперь на карте России отмечен и наш памятник.  

Мои воспитанники круглогодично ухаживают за памятником, стоят в Почетном карауле в День Победы, возлагают Гирлянду Памяти. У памятника проводим День Памяти и Скорби (22 июня) и День Неизвестного солдата (3 декабря), привлекая к этим мероприятиям младших школьников, местных жителей.

Реализация проекта послужила привлечению всех слоев населения к благоустройству села, способствовала сплочению жителей в решении общих проблем, развитию дружеских отношений между семьями села.

Увлекшись историей своей малой Родины, мы сумели не только описать, но и сделали ее достоянием жителей района, Алтайского края и России.

Проект я частично реализовала и через внеурочную деятельность «Я – гражданин России» (1-4 кл.).  Учащиеся, исследуя родословие своей семьи, составляют генеалогическое древо, создают герб семьи, что способствует сплочению семьи. Учащиеся и родители узнают свои корни, выясняют достоинства родственников, что вызывает гордость за свою семью. Школьники узнают и с удовольствием играют в незаслуженно забытые русские народные игры: «Русская лапта», «Чижик», «Классики», «12 палочек» и др., а также народные песенные игры: «Бояре, мы к вам в гости пришли», «Гуси-гуси» и др. Я считаю, что проект обогатил знания учащихся и их родителей о людях Алексеевки, они узнали, что родной поселок славен своей историей, традициями, лучшими людьми.

«Живая старина»

 Организовала участие школьников в краевом конкурсе «Живая старина» по темам: «Русская изба», «Свадебные обряды», «Всякая душа празднику рада…».  Нам, сельским жителям, очень интересно было узнавать о традициях сельчан, их условиях быта. Благодаря этим конкурсам, учащиеся, их родители, я и мои коллеги изучили много литературы по данным темам, а полученные знания применяем в жизни. Например, как узнать, где ставить колодец во дворе, как правильно выбрать деревья для строительства дома и др. Ребята получили сертификаты за участие в конкурсе, а вместе с ними и знания о том, как жили их прадеды в далеком прошлом.

Как учитель технологии и руководитель поискового отряда, я в 2020 году участвовала во Всероссийском конкурсе краеведов, работающих с молодежью по теме «75 лет Великой Победе», где представила свой опыт работы. В финале конкурса в онлайн конференции приняли участие более 120 краеведов из 43 регионов России, где каждый участник представил себя, кратко поделился формами своей работы. Моя краеведческая деятельность отмечена Дипломом II степени среди трех участников из Алтайского края

Общественная деятельность

Участвую в ветеранском движении Алексеевского сельского совета. Совместно с сельским библиотекарем проводим мероприятия для школьников, для жителей села.

Готовясь к конкурсам ветеранских организаций, составляю сценарий, сочиняю частушки о преобразованиях в селе, в районе, которые исполняются потом на сцене.

Более 25 лет являюсь председателем профкома МБОУ «Алексеевская СОШ».

Была депутатом Алексеевского с/совета.

Оказываю помощь семьям в оформлении материалов для участия в конкурсе «Согрей теплом родительского сердца».

 Люблю путешествовать с детьми, изучая родной край, ездить на туристические слеты.  Побывали с детьми на Калывани, г. Барнауле, в краеведческих музеях Славгородского округа, в Анапе, Туапсе.

Моя просветительская деятельность находит отклик в душах воспитанников, жителей поселков, коллег. Повышается уровень сознательности и активности земляков, происходит переоценка видения окружающего мира. Люди не равнодушны, круг заинтересованных расширяется, их это радует, значит это стоит того, чтобы продолжать данную работу. Да и сама я радуюсь новым открытиям, новым фактам, новым впечатлениям. Чувствуешь удовлетворение от проделанной работы, осознания того, что это пригодится не одному поколению.

Мои воспитанники растут настоящими патриотами. Среди них дети из неблагополучных, многодетных, малообеспеченных и неполных семей, которые стали прекрасными людьми, специалистами.

Знание своей истории, любовь к своей семье и своей Родине, развитие творческого потенциала личности может стать залогом здоровой нации, крепкой основой нашего будущего, и в этом весомую роль играет учитель-наставник-просветитель.

Наша  школа маленькая, малокомплектная построена в 1951 году. Помещения для создания школьного музея нет, поэтому все свои наработки и материалы передаю в школьную, в Алексеевскую сельскую библиотеки, в Благовещенский районный музей, делюсь с коллегами, выставляю на персональный сайт https://nsportal.ru/olga-podchasova.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Из опыта работы "Применение малых фольклорных форм в социально-педагогическую реабилитацию детей младшего возраста в условиях детского дома-интерната"

 В предложенной презентации представляю свой опыт работы по вышеуказанной теме.Показаны основные области коррекционно-педагогического воздействия,а именно:медико-гигиеническая, медико-проф...

Материал из опыта работы по воспитанию у детей коррекционной школы познавательного интереса и любви к своей малой Родине.

Воспи­тание познавательного интереса и любви к своей малой Родине. Ученик должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста - часть своего рода, на­рода; что у каждого человека есть своя Род...

Workout: воркаут как образ жизни подростков МБОУ «Мало-Куналейская СОШ» /из опыта работы/

В данной статье раскрывается опыт работы с учащимися в новом направлении - воркаут....

Организация работы сообща в малой группе в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)

При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъек...

Мастер-класс Из опыта работы отделения "Интеллектуал" Малой Академии Наук (часть 1)

В данной презентации представлен опыт работы отделения "Интеллектуал"....

Мастер-класс Из опыта работы отделения "Интеллектуал" Малой Академии Наук (часть 2)

В данной презентации представлен опыт работы отделения "Интеллектуал"....