Доклад на курсах КРИПКРО 21 декабря 2018 г.
опыты и эксперименты по краеведению

Надбитов Руслан Константинович

Рассматривается опыт краеведческой работы в БУ ДО РК "РЦДЮТ и К"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_kursy_21_dekabrya_2018_g.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Надбитов Р.К.,методист РЦДЮТиК

Учебно-краеведческая деятельность учащихся Республики Калмыкия

Краеведческая исследовательская деятельность играет важную роль в учебно – воспитательном процессе. Она оказывает большое влияние на  формирование патриотических чувств, морально - нравственных качеств подрастающей личности и гражданственности.

           В ходе исследования должны привлекаться разные виды источников.  В целом же необходимо постоянно иметь ввиду три аспекта изучения материала – общенаучный, краеведческий и учебно-воспитательный. Главной задачей здесь является формирование интереса школьников к процессу познания.

            При подготовке к  республиканской конференции «Бичкн Торскм» у юных исследователей – краеведов и их руководителей может возникнуть множество разных вопросов, касающихся методики написания, правил оформления и процедуры защиты исследовательских работ.

Учебно - исследовательская работа должна носить логически завершенный характер и демонстрировать способность обучающегося грамотно пользоваться специальной литературой, документами, терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения[1].

В процессе самостоятельной поисковой деятельности происходит развитие определенных навыков, необходимых юному исследователю, формируются его новые духовно – нравственные качества, получают дальнейшее развитие чувства патриотизма и гражданственности.  

          Просматривая содержание работ учащихся, мы должны уловить присутствие определенного, поэтапно выстраивающегося, алгоритма:

- выбор проблемы;

- сбор информации об уже имеющихся в науке знаниях по изучаемой проблеме;

- анализ и обобщение полученных знаний по проблеме;

- разработка концепции и планирование исследования;

- подбор методов и методик осуществления исследования;

- проведение исследования;

- обработка полученных данных;

- письменное оформление материала в виде целостного текста;

- представление работы на рецензирование;

- представление к защите и защита работы.

Выбор проблемы, пожалуй, является ключевым моментом в планировании  учебно-исследовательской работы. Происходит познание всех сторон изучаемого объекта, восстановление его истории, встреча с очевидцами событий, сбор документов и фотографий.

         Структура работы включает:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение;

- основная часть;

- выводы;

- заключение;

- список литературы;

- приложения.

Титульный лист является первой страницей научно-исследовательской работы и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается  полное наименование образовательного учреждения, на базе которого осуществляется исследование. В среднем поле указывается вид исследовательской работы и заглавие работы, которое оформляется без слов «тема» и в кавычки не заключается.

На титульном листе (в общий объём не входит, но оценивается) указываются: фамилия, имя, отчество (полностью) автора, класс, название учебного заведения, населенный пункт и его административно-территориальное подчинение, домашний адрес, паспортные данные, фамилия, имя, отчество научного руководителя, его должность, звание, место работы, адрес с индексом, и паспортные данные.

Сокращения и аббревиатуры не допускаются.

В нижнем поле указываются местонахождение образовательного учреждения и год написания работы.

Содержание (оглавление) помещается на второй странице после титульного листа. В нем приводятся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять название глав и параграфов в тексте. Номера страниц фиксируются в правом столбце. Введение и заключение не нумеруются.

Во введении обозначается проблема, актуальность, практическая значимость исследования, определяются объект и предмет исследования; указываются цель и задачи исследования; коротко перечисляются методы работы, дается краткий обзор литературы и источников: архивных, картографических, устных и других, степень изученности данного вопроса. Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны друг с другом.

Под целью исследования понимают конечные научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения. Цель любого исследования, как правило, начинается с глаголов: выяснить, выявить, обосновать, проявить, определить, создать и т.д.

Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начала до конца.

Важным моментом в работе является формулирование гипотезы, которая должна представлять собой логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.

           Объем введения – две-три страницы.

 Основная часть исследования, как правило, состоит из 2-3 глав, раскрывающих тему исследования.

Первая глава основной части работы обычно целиком строится на основе анализа научной литературы. При ее написании необходимо учитывать, что авторами основные подходы к изучаемой проблеме, изложенные в литературе, должны быть критически сопоставлены, проанализированы и сделаны соответствующие обобщения и выводы.

В процессе изложения материала целесообразно отразить:

- определить, уточнить используемые в работе термины и понятия;

- изложить основные методы, направления исследования по изучаемой проблеме;

- выяснить, что известно по данному вопросу в науке, а что нет, что доказано, но недостаточно полно и точно;

         Во второй части вашего исследования содержится материал, который вы отобрали  для рассмотрения проблемы или для раскрытия темы. В основной части исследования кроме материала, выбранного из разных источников, должно прослеживаться собственное мнение и самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

Исследовательская работа всегда содержит цитаты и ссылки на других ученых, на других авторов.

         В среднем, основная часть состоит из12-15 страниц.

          Заключение представляет собой краткий обзор выполненного исследования. В заключительной части обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или одной цели). Конечно, в исследовательской работе не всегда удается раскрыть всю полноту научной проблемы. Но об определенных перспективах дальнейшего исследования можно написать.

         В учебно-исследовательская работе должен присутствовать список литературы и источников с определенными правилами оформления, можно включить тщательно подобранные приложения. Сюда помещают материалы объемного характера документы, фотографии, иллюстрации и т. д., т.е. фактический материал, подтверждающий в какой-то мере самостоятельность исследования.

Исследовательская работа, заявляемая на конкурс, должна быть оформлена в соответствии с едиными стандартными требованиями, предъявляемыми к данному виду научных работ.

При написании и печати следует соблюдать следующие правила:

- размер полей: левое - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее - 20 мм,  

нижнее -25 мм;

- нумерация страниц:  по центру внизу страницы;

- текст печатается через 1,5 интервала (5 знаков), 14 шрифтом;

нумерация страниц начинается с титульного листа, которому присваивается номер 1, но на страницу он не ставится.

Далее весь последующий объем работ, включая библиографический список и приложения, нумеруются по порядку до последней страницы.

Рукопись перепечатывается строго в последовательном порядке. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Такое же расстояние задерживается между заголовками главы и параграфа. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается.

Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки, равным 1 см 10 мм.

Начало каждой главы печатается с новой страницы. Это относится также к введению, заключению, библиографическому списку, приложениям.

Ссылки внутри текста даются в квадратных скобках, где указывается номер источника по списку литературы и в необходимых случаях страницы.    

При цитировании отдельных высказываний, различных точек зрения, воспоминаний, записей бесед и т. д. необходимо правильно и точно оформлять сноски на первоисточник (запись воспоминаний, книгу, статью и т. д.) с указанием страницы издания. При этом необходимо надо указывать, где хранится данный первоисточник (музей, государственный или личный архив с указанием фонда и других выходных данных).

          При оформлении приложения следует учитывать правила:

          Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указания номера в правом верхнем углу. Оно имеет тематический заголовок, который располагается по середине строки под нумерацией приложения.

Список литературы исследовательской работы составляют только те источники, на которые в тексте имеются ссылки.

В первой части списка перечисляются источники - сначала неопубликованные архивные, воспоминания, интервью с участниками событий.

Затем - опубликованные сборники документов, мемуары, отдельные публикации документов.

Во второй части указаны в алфавитном порядке фамилии авторов и названия книг, статей, справочно-информационные издания. После описаний на русском языке помещают описания источников на иностранных языках. Устные источники описываются так: «Воспоминания. Яковлев В.Ф. 1938 г. р., село Темра Шарыповского района».

Помните, что если не указан источник, приведенные сведения лишаются практической ценности, поскольку нет возможности убедиться в достоверности информации.

        Завершающим этапом выступает представление работы на рецензирование и публичная защита.

Обязательными компонентами при публичной защите работы являются:

- краткое выступление обучающегося по содержанию работы;

- ответы на вопросы, поставленные членами комиссии и другими присутствующими при защите лицами;

- обмен мнениями, в котором могут принять участие все желающие;

Решения конкурсной комиссии принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов, участвовавших в заседании. При равном числе голосов мнение председателя является решающим. Научно-исследовательская работа учащихся  оценивается по следующим показателям:

- актуальность и обоснованность выбора темы, ее новизна;

- вклад автора в исследование темы;

- содержательность работы, ее источниковая база;

- полнота раскрытия темы, умение пользоваться научно-справочной литературой;

- обоснованность теоретических и практических выводов;

- соблюдение структуры работы по Положению;

- логичность изложения, умение делать обобщения, выводы;

- оформление работы (титульный лист, библиография, наличие приложений с иллюстрированным материалом, аккуратность, грамотность);

- качество выступления;

- глубина и полнота ответов на вопросы присутствующих.

Список рекомендуемой литературы

Андреев Г.И. Основы научной работы и оформления результатов научной деятельности: Учебное пособие для аспирантов. - М., 2003.

Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Пособие для педагогического исследователя. - Самара: Издательство Сам. ГПИ, 1994.

Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. 2-е изд. - М.: Педагогический поиск, 1996.

Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном
учреждении. 2-е изд. - М., 1998.

Озеров А.Г.Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся. М.,2010

Юрьев В. М. Абдукаримов В. И. Диссертационная работа: методика написания, порядок оформления, подготовка и процедура защиты: Учебно-методическое пособие для соискателей ученых степеней. - Тамбов: Издательство ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003.


[1] Озеров А.Г.Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся. М.,2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неблагоприятные погодные условия в Салехарде на 01 декабря 2018 года.

Сегодня, 1 декабря 2018 года, погода в Салехарде днем будет пасмурная. Умеренный снег. Температура воздуха -37°C...-35°C. Атм.давление 765 мм.рт.ст., ветер - южный, скорость ветра - 2 м/с, отн...

День в истории 1 декабря 2018 года!

В этот день происходило1167 (851 год) - 22 города Северной Италии объединились в Ломбардскую Лигу.1581 (437 лет) - Казнен английский иезуит Эдмунд Кампион, позже причисленный к лику католических святы...

Надбитов Р.К. Школьное краеведение как важнейшее средство духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Лекциях на дистанционных курсах КРИПКРО. Май 2021 г.

 Отметим все более возрастающую роль краеведения в современном обществе. Общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личнос...

Удостоверение о прохождении курсов КРИПКРО (декабрь 2018 г.)

Курсы ПК "Теория и методика воспитательной работы. Введение в должность. 17-21 декабря 2018 г.)...

Удостоверение о повышении квалификации на курсах КРИПКРО (27 апреля 2020 г.)

Рег.номер 111. Курсы: "Преподавание региональной истории "Истории Калмыкии" в контексте "Всеобщей истории"...