Программа по краеведению "Великие люди земли русской"
рабочая программа по краеведению

Кривушина Юлия Леонидовна

Программа по краеведению "Великие люди земли русской"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon velikie_lyudi_zemli_russkoy.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ П.БАТЕЦКИЙ»

РАССМОТРЕНО

Педагогическим  советом,

протокол  от  02 сентября  2015 г

 № 1

             УТВЕРЖДАЮ

            Директор МАУДО «ЦДО»

__________ Ю. С. Шилина

             « 02 »  сентября  2015 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

 «Великие люди земли  русской»

                                                   Автор составитель: Киселева Ю.Л.

педагог дополнительного образования,

                                                возраст обучающихся 15-17 лет,

                                    срок реализации : 2 года.

п.Батецкий

2015 год.

Содержание:

  1. Пояснительная записка………………………………………………………………3
  2. Учебно-тематический план…………………………………………………………5
  3. Содержание тем учебного курса……………………………………........................6
  4. Требования к уровню подготовки учащихся………………....................................11
  5. Перечень учебно-методического обеспечения…………………………………….12

1.Пояснительная записка.

Современное российское общество, живущее в условиях рыночной экономики, оказалось неготовым к восприятию коренных изменений, происходящих в государственной и общественной жизни, к трудностям социальной сферы. Результатом этого оказались апатия, безответственность и агрессивность, цинизм и индивидуализм, духовная опустошенность, а в конечном итоге - падение гражданственности и патриотизма, резкий поворот в противоположную сторону от отечественной культуры и истории, утеря нравственного ориентира в жизни подрастающего поколения.

  В настоящее время в российском обществе патриотизм постепенно возрождается как высшая ценность, направленная на формирование социально значимых качеств у молодого поколения. Одним из важнейших направлений возрождения патриотизма у школьников является  воспитание историей, на героическом прошлом и настоящем нашей Родины, на роли личности в истории.

 Уроки истории не всегда могут однозначно ответить на извечные вопросы, волнующие умы многих поколений молодых людей - что такое любовь к Родине? Какие качества необходимо развивать в себе, чтобы быть гражданином, достойным своей страны? Что такое подвиг, что лежит в его основе? Что каждый из нас значит? Какова роль личности?

        Актуальность программы напрямую связана с реализацией основных направлений Федеральной программы развития образования; усиление воспитательной функции, формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине, что представляется одной из важнейших задач экспериментальной работы по гражданскому воспитанию. Поэтому и направленность данной программы дополнительного образования – краеведческая. Программа рассчитана на определенный возраст обучающихся: 15-17 лет. Программа рассчитана на 68 часов в год по 2 часа в неделю, сроком реализации программы в течение 2 лет.

             Цели данной программы: 

·        познакомить обучающихся с героическими страницами нашей истории;

·        развивать у обучающихся интерес к исторической личности, воспитывать чувство любви к Родине, гордости за ее героическое прошлое;

·        выработать у обучающихся исторический подход к изучению истории, диалектическое понимание многомерности и противоречивости исторического процесса;

·        дать ребенку возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;  

·        способствовать формированию убеждений и ценностных ориентаций учащихся, воспитанию их в соответствии с идеалами гуманизма, демократии, патриотизма.

·        способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности.

           Задачи:

∙        Воспитание бережного отношения к истории Родины и чувства благодарности за ратные подвиги своих соотечественников;

∙        Пробуждение у молодёжи желания познать и приблизиться к высоконравственным понятиям – Родина, патриотизм, подвиг, героизм и на этой основе формирование готовности к совершению подвига и продолжению традиций героизма;

∙        Более глубокое освещение недостаточно изученных исторических фактов с использованием мультимедийной аппаратуры.

∙        Доведение до молодёжи примеров мужества и героизма защитников Отечества, проявленных нашими воинами в мирные и военные годы.

Обучающиеся должны:

·        иметь представление о сложности и многомерности истории нашего Отечества;

·        знать об истории человеческого общества и месте в ней истории России.

·        уметь анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним;

·        владеть навыками работы с документами, источниками, хрестоматийным материалом  

·        иметь опыт исследовательской работы.

   Предложенная программа выдержана в хронологических рамках истории Отечества. Это позволит учащимся разных возрастов более детально ознакомиться с важнейшими событиями истории.

Реализация  целей и задач предполагает:

  •   создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности;
  •   последовательная ориентация на воспитание, призванное обеспечить формирование духовного мира человека;
  •   создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности;
  •   формирование системы научных знаний и умения применять их в различных видах практической деятельности.

Содержание программы предоставляет возможность помимо формирования общеучебных умений на основе специфического обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки. В ходе формирования знаний идет успешное усвоение социально-гуманитарных дисциплин, формирование понятия исторической временной перспективы, формирование понятий, связанных с историей российской цивилизации.

В процессе обучения происходит формирование следующих умений:

– анализ и сопоставление фактов;

– оформление письменных сообщений;

– анализ документов;

– поиск идей, оценка которых откладывается до тех пор, пока они не высказаны и не сформулированы учащимися;

– поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке;

– выстраивание линий сравнения, выявление взаимосвязи между понятиями, классификация, обобщение, умение делать вывод;

– умение использовать свой собственный опыт (рефлексия, абстрактная концептуализация, активное применение).

При реализации данной программы используются технологии: игровая, проектное и проблемное обучение, организации и проведения дискуссии, дистанционное обучение.

Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов проведения занятий. Вместе с традиционными формами обязательным являются использование активных форм, что способствует более глубокому усвоению воспитанниками теоретических знаний, позволяет активизировать познавательную деятельность воспитанников и превратить знания в интересный и результативный процесс, например, лекция, практическая работа, семинар, круглый стол, ролевая игра.

Программой предусмотрены разнообразные формы контроля: написание  эссе, защита рефератов, исторические диктанты, решение исторических задач, практические задания. Итоговый контроль: в конце первого года обучения – ролевая игра, в конце второго года – семинар.

2. Учебно-тематический план

1 год обучения

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

Великие Рюриковичи

4

3

1

Ратные подвиги русских князей

4

3

1

Самодержцы земли русской

4

3

1

Герои Куликовской битвы

4

3

1

Герои Смутного времени

4

3

1

Великие Романовы

4

2

2

Великие полководцы и покорители морей 18 века

4

3

1

Знакомство с героями Отечественной войны 1812г.

4

3

1

У войны не женское лицо (подвиги женщин-офицеров)

4

3

1

Роль казачества в войнах 18 и 19 вв.

4

1

3

Героизм участников обороны Севастополя.

Героизм участников обороны Ленинграда

8

3

5

Герои Первой мировой войны

6

3

3

Витте Ю.С., Столыпин П.А. – последние реформаторы российской империи

3

2

1

Гражданская война как способ решения общественных противоречий. Трагический характер судеб участников гражданской войны. Белое движение. Красное движение

7

2

5

Правители советской России

4

2

2

Итого:

68

39

29

2 год обучения

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

Политические лидеры советской России

8

3

5

Массовый героизм в Великой Отечественной войне

4

3

1

Подвиги флота в годы войны

5

3

2

Деятели культуры в годы Великой Отечественной войны

4

3

1

Вьетнамские исследователи из СССР

4

2

2

Ребята из Афганистана

4

3

1

Чеченский конфликт и бессмертные подвиги солдат

4

2

2

Космическое мышление

3

2

1

Чрезвычайные ситуации. МЧС

5

2

3

Героизм в наше время

4

3

1

Патриоты современной России

4

3

1

Политические и общественные деятели современной России

4

1

3

Деятели культуры и искусств

5

2

3

Мы – будущее нашей страны

4

1

3

Подготовка и защита проектов

6

4

2

Итого:

68

36

32

3. Содержание программы.

1 год обучения

Тема 1.

Теория. Великие Рюриковичи. Рюрик, Синеус, Трувор. Игорь и Олег.

Практика. Составление генеалогического древа Рюриковичей.

Тема 2.

Теория. Ратные подвиги русских князей. Первые русские князья. Основные направления   внутренней и внешней политики.

Практика. Составление таблицы «Направления внутренней и внешней политики первых русских князей».

Тема 3.

Теория. Самодержцы земли русской. Олег, Владимир, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Изяслав, Александр Невский.

Практика.  Составление исторического портрета выбранного исторического деятеля.

Тема 4.

Теория. Герои Куликовской битвы. Дмитрий Донской, Сергей Радонежский. Подвиги иноков Пересвета и Осляби.

Практика. Составление плана-карты «Куликовская битва».

Тема 5.

Теория. Герои Смутного времени. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин. Затворник Иринарх. Герой Троицкого «сидения».

Практика. Составление плана-карты «Ледовое побоище».

Тема 6.

Теория. Великие полководцы и покорители морей 18 века. Григорий Александрович Потемкин-Таврический. Самуил Карлович Грейг. Василий Яковлевич Чичагов. Суворов Александр Васильевич. Франц Лефорт и Патрик Гордон.

Практика. Работа с контурными картами по теме.

Тема 7.

Теория. Знакомство с героями Отечественной войны 1812г. Евгений Оленин – "неизвестный" герой Отечественной войны 1812 года. Братья Тучковы. Земляки - герои Отечественной войны 1812 года.

Практика. Устное рисование внешнего облика солдата времен Отечественной войны 1812 г.

Тема 8.

Теория. У войны не женское лицо. Подвиги женщин-офицеров. Верные подруги моряков. Подвиги женщин военнослужащих в боях за наше Отечество.

Практика. Подготовка докладов по теме.

Тема 9.

Теория. Роль казачества в войнах 18 и 19 вв. Донское и кубанское  казачество в войнах. История становления казачьих войск. Присяга верному делу.

Практика. Составление Устава казака.

Тема 10.

Теория. Героизм участников обороны Севастополя. Петр Кошка. Сестринское и врачебное дело. Нахимов, Корнилов, Истомин. Героизм участников обороны Ленинграда.

Практика. Составление плана-карты «Битва за Севастополь».

Тема 11.

Теория. Герои Первой мировой войны. Забытая война и преданные герои. Юные  герои Первой мировой войны. Кузьма Крючков. Леонид Пунин.

Практика. Подготовка боевого листа по теме.

Тема 12.

Теория. Витте Ю.С., Столыпин П.А. – последние реформаторы российской империи. С. Ю. Витте и П. А. Столыпин - крупные политические деятели, патриоты.

Практика. Составление перечня реформ, предложенных Витте и Столыпиным.

Тема 13.

Теория. Гражданская война как способ решения общественных противоречий. Трагический характер судеб участников гражданской войны. Белое движение. Путешествие в революцию. Россия в огне Гражданской войны. Знаки отличия и различия эпохи Гражданской войны. Вожди и герои Белого движения: А. М. Каледин. А.В. Колчак. М. И. Репьев. М. П. Саблин.

Практика. Работа с контурными картами по теме.

Тема 14.

Теория. Правители советской России.

Практика. Презентации «Деятельность…(фамилия, имя, отчество правителя)».

2 год обучения

Тема 1.

Теория. Политические лидеры советской России.

Практика. Подготовка докладов по теме.

Тема 2.

Теория. Массовый героизм в Великой Отечественной войне. Героизм советских людей. Бессмертный подвиг народа.

Практика. Рассказ о крупных сражениях времен Великой Отечественной войны.

Тема 3.

Теория. Подвиги флота в годы войны. Основание ВВФ, ее роль в годы Гражданской войны и  Сталинградской битве.

Практика. Подготовка доклада по теме.

Тема 4.

Теория. Деятели культуры в годы Великой Отечественной войны. Деятели культуры на войне и о войне. Работы художников, актеров и вокалистов на передовой.

Практика. Презентации по теме.

Тема 5.

Теория. Вьетнамские исследователи из СССР. Герой СССР, Герой Вьетнама, лётчик-космонавт В. В. Горбатко,  ветеран вьетнамской войны генерал-майор А. П. Поздеев.

Практика. Эссе «В чем истинный патриотизм?»

Тема 6.

Теория. Ребята из Афганистана. Александр Жадан - десантник из группы "СССР", Мироненко и Чепик – первые герои афганской войны. Спецназовцы: Кривенко, Гусев, Козлов, Гро́мов.

Практика. Доклад об одном из участников Афганской войны.

Тема 7.

Теория. Чеченский конфликт и бессмертные подвиги солдат. Они защищали Отечество: дело Ю. Буданова.

Практика. Эссе «Есть ли смысл в войне?»

Тема 8.

Теория. Космическое мышление. Космонавты Советского Союза и России. Первые космонавты. Наборы в группы космонавтов - Авдеев Сергей Васильевич, Аксенов Владимир.  Единый отряд космонавтов России.

Практика. Составление хронологической таблицы исследования космического пространства.

Тема 9.

Теория. Чрезвычайные ситуации. МЧС. Подвиг для спасателя - это просто работа? Кодекс спасателя. Хроника бедствий и работа спасателей.

Практика. Доклад об одном чрезвычайном происшествии.

Тема 10.

Теория. Героизм в наше время. Исследование героизма и героического личностного образца. Выдающиеся героические подвиги наших родных и близких. Сахаров, Бонер, Солженицын.

Практика. Рассказ о героях из своей семьи.

Тема 11.

Теория. Патриоты современной России. Патриоты России - стихи о Великой России. Современные стихи о России. Формирование патриотизма современной молодежи как условие политической стабилизации российского общества. Влияние религии на развитие патриотизма.

Практика. Презентации по теме

Тема 12.

Теория. Политические и общественные деятели современной России. Их знает каждый в нашей стране. Вклад в развитие России.

Практика. Эссе «Если бы я был у руля власти…»

Тема 13.

Теория. Деятели культуры и искусств. Культурные ценности современной России.

Практика. Заполнение таблицы по теме.

Тема 14.

Теория. Мы – будущее нашей страны. Проблемы современной молодежи. В жизни всегда есть место подвигу!

Практика. Сочинения-размышления по теме.

Тема 15.

Теория. Подготовка проектов (тему формулирует обучающийся).

Практика. Защита проектов.

4. Методическое обеспечение программы

1 год обучения

Тема

Формы занятий

Методы и приемы

Дидактическое и материально-техническое оснащение

Форма подведения итогов

Великие Рюриковичи

Лекция

Практическая работа

Словесный, наглядный

СМ

Работа с текстами

Ратные подвиги русских князей

Круглый стол

Словесный, наглядный

ММУ, СМ

Работа с историческими материалами

Самодержцы земли русской

Лекция

Практическая работа

Иллюстративный, словесный

ММУ, СМ

Онлайн-тест

Герои Куликовской битвы

Работа в группах

Словесный, частично-поисковый

ММУ, СМ, видеофрагменты

Сообщения обучающихся

Герои Смутного времени

Работа в группах

Словесный, частично-поисковый

ММУ, СМ

Сообщения обучающихся

Великие Романовы

Работа в группах

Словесный, наглядный

ММУ

Работа с текстами

Великие полководцы и покорители морей 18 в.

Семинар

Словесный, иллюстративный

ММУ

Практическая работа

Знакомство с героями Отечественной войны 1812г.

Семинар

Словесный

СМ

Сообщения обучающихся

У войны не женское лицо (подвиги женщин-офицеров)

Круглый стол

Словесный, частично-поисковый

ММУ, СМ

Сообщения обучающихся

Роль казачества в войнах 18 и   19 вв.

Практическая работа

Наглядный, словесный

СМ

Работа с историческими документами

Героизм участников обороны Севастополя. Героизм участников обороны Ленинграда

Видеолекция

Наглядный

Фильм «Герои Севастополя»

Конспект

Герои Первой мировой войны

Работа в группах

Словесный, наглядный

ММУ, плакаты

Онлайн-тесты

Витте Ю.С., Столыпин П.А. -последние реформаторы российской империи

Лекция с ММУ, круглый стол

Словесный, наглядный

ММУ, СМ

СМ

Гражданская война как способ решения общественных противоречий. Трагический характер судеб участников гражданской войны. Белое движение. Красное движение

Лекция с ММУ, ролевая игра

Словесный, частично-поисковый, игровой

СМ

Сообщения

Правители советской России

Работа в группах

Словесный, иллюстративный

СМ, ММУ

Работа с документами

2 год обучения

Тема

Формы занятий

Методы и приемы

Дидактическое и материально-техническое оснащение

Форма подведения итогов

Политические лидеры советской России

Работа в группах

Словесный, иллюстративный

СМ, ММУ

Сообщения обучающихся

Массовый героизм в Великой Отечественной войне

Круглый стол

Словесный, наглядный

СМ, диск «ВОВ»

Онлайн-тест

Подвиги флота в годы войны

Лекция, практикум

Словесный, частично-поисковый

СМ

Анализ документов

Деятели культуры в годы Великой Отечественной войны

Работа в группах

Словесный, наглядный

Видеоролики, ММУ

Сообщения обучающихся

Вьетнамские исследователи из СССР

Дискуссия

Словесный, частично-поисковый

СМ, ММУ

Работа с документами

Ребята из Афганистана

Семинар

Словесный, иллюстративный

ММУ, СМ, видеоролики

Онлайн-тест

Чеченский конфликт и бессмертные подвиги солдат

Семинар

Словесный, иллюстративный

ММУ, видеоролики

Сообщения обучающихся, работа с документами

Космическое мышление

Видеолекция

Демонстрационный, словесный

Видеоролики

Краткий конспект

Чрезвычайные ситуации. МЧС

Лекция-мультимедиа. Круглый стол

Словесный, демонстрационный

Видеоролики

Сообщения обучающихся

Героизм в наше время

Круглый стол

Словесный, наглядный

ММУ

Сообщения обучающихся

Патриоты современной России

Семинар

Словесный, наглядный

ММУ, СМ

Написание эссе

Политические и общественные деятели современной России

Видеолекция

Демонстрационный, словесный

Видеоролики

Краткий конспект

Деятели культуры и искусств

Видеолекция

Демонстрационный, словесный

Видеоролики

Краткий конспект

Мы – будущее нашей страны

Семинар

Словесный, наглядный

СМ

Работы обучающихся

Повторение пройденного

Лекция, семинар

Словесный, наглядный, частично-поисковый

СМ, ММУ

Работы обучающихся. Защита работ

ММУ – мультимедийное обеспечение

СМ – справочные материалы

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

После первого года обучения ученик должен

знать/понимать:

 основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

 периодизацию всемирной и отечественной истории;

уметь:

 проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

 критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

 анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

 различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

После второго года обучения ученик должен

знать/понимать:

 современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

 историческую обусловленность современных общественных процессов;

 особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь:

 устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;

 участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

 представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

После изучения курса ученик должен научиться

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

 критического восприятия получаемой извне социальной информации;

 соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

 осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

  1. Амельченко В. В. Дружины Древней Руси. - М. : Просвещение, 1992.
  2. Бескровный Л. Г. Русская Армия и флот в начале XIX в. - М. : Просвещение 1973.
  3. Бескровный Л. Г. Армия и флот в начале XX в. - М. : Просвещение, 1986.
  4. Борисов Н. С. Русские полководцы XIII – XIV в. -М. : Просвещение, 1993.
  5. Буганов В. И. Петр Великий и его время. - М. : Просвещение, 1989.
  6. Волков С. В. Русский офицерский корпус. - М. : Русь- РКБ, 1993.
  7. Военная история Отечества с древних времён до наших дней. В 3-х томах. - М. : Просвещение, 1995.
  8. Горский А. В. Александр Невский “Родина”, № 11, 1993.
  9. Георгиевские кавалеры. Т. 1, 1769-1850. - М. : Просвещение, 1993.
  10. Ермаков А. П. Характеристика полководцев 1812 г. “Родина”, № 1, 1994.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ.

      1.Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. - М. : Агентство  печати Новости, 1995.

  1. Зверев Б. И. Страницы военно-морской летописи России. - М. : Просвещение 1981.
  2. Карамзин Н. М. Об истории государства Российского. - М. : Просвещение, 1990.
  3. Карганов В. В. , Сахаров А. Н. Полководцы Древней Руси. - М,: Просвещение, 1989.
  4. Карпов В. С. Маршал Жуков. - М. : 1994 г.
  5. Кулаков В. Ф. На службе Отечеству. - М. : Русь- РКБ 1999.
  6. Кулаков В. Ф. Во имя России. - М. : Русь- РКБ, 2000.
  7. Отечественная война 1812 года. - “Родина” № 6-7, 1992.
  8. Кереновский А. А. История Русской армии. В 4-х томах. -С-П,: Полигон, 1992.
  9. Павленко Н. И. Петр I. - М. : Просвещение, 1989.
  10. Павленко Н. И. Александр Данилович Меньшиков. - М. :Просвещение,1989.
  11. Решин Л. С. Освободители. “Родина” № 8 -9, 1992.
  12. Старков Б. В. Сто дней “Лубянского маршала”. “Родина”, № 11 1993 г.
  13. Сурмина И. О. Самые знаменитые герои России. - М. : Вече. 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Люди, прославившие русскую землю!

Презентация оподвиге и героизме прошлого страны: рассказ о людях и событиях, прославивших российскую землю....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

Святые земли Русской….. Кто эти люди? Кем они были? Чем занимались?

Святые земли Русской….. Кто эти люди? Кем они были? Чем занимались? Самое удивительное то, что святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и цари, и купцы. У каждого из них в жизни был подвиг....

ЭССЕ на тему: "События и люди, прославившие Русскую землю"

ЭССЕ на тему: "События и люди,  прославившие Русскую землю"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета Природоведение (Земля и люди) для 5 класса.

Данная программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по биологии с учетом примерной программы основного общего образования по б...

Исследовательская работа по православной культуре " Вы соль земли... Вы-свет мира...(Жизнеописание святой земли русской Ксении Петербургской - образец великого служения людям)".

Данная работа получила высокую оценку на городском конкурсе исследовательских работ ДОД "Юность" 1 место. Ученицы участвовали с ней на республиканском конкурсе "История многонациональной культуры", яв...

Программа элективного курса «Светочи Земли русской»

Цель курса: воспитание духовно – развитой личности школьника на        примерах жизни исторических персонажей, русских святых; расширение знаний учащихся...