Урок "Почвы Нижегородской области"
план-конспект урока по краеведению (6 класс)

Матюшина Ирина Сергеевна

Урок географического краеведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pochvy_no.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Матюшина Ирина Сергеевна

Район

Г.Дзержинск

Место работы

МБОУ СШ № 13

Должность

Учитель географии

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Географическое краеведение

Класс

6 класс

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Авторская программа  «Географическое краеведение.  Нижегородская области» для

учащихся 6 класса

Авторы: Кнутова Н.В., Кривдина И.Ю., Кряжев А.Б., Беляева Т.К. 2009 г

Тема учебного занятия

Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Урок  «Почвы Нижегородской области»

Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Учебная задача

  • Открыть способ …
  • Вовлечь  учащихся  в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную,  рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …
  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

Вовлечь учащихся в практико - ориентированную, творческую   деятельность, систематизировать знания   о почвах нижегородской области, развить умение работать источниками географической информации.

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся описывать типы почв области, раскрывать значение  почвы в жизни человека, в природе; приводить примеры отрицательного воздействия  человека на почву.

Обучающиеся получат возможность:

 -выявлять экологические проблемы,  возникающие в почвенном слое под влиянием антропогенного фактора, предлагать возможные пути решения.

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся строят монологические высказывания; самостоятельно оценивают правильность выполнения действия, самостоятельно ставят цель,  дополняют ответы.

Обучающиеся получат возможность участвовать в коллективном обсуждении; давать аргументированный ответ; осуществлять саморегуляцию в учебной и познавательной деятельности

Цель – ценность (личностный результат)

Осознают ценность умения вести диалог на основе взаимного уважения, научатся отстаивать свою позицию;  сформируют потребность в самовыражении и самореализации.

Обучающиеся получат возможность для понимания разных мнений к решению проблемы загрязнения почвы

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

Имеют опыт работы с источниками географической информации,  знают важнейшее свойство почвы - плодородие, могут приводить примеры хозяйственного использования почвы человеком.

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Заполнение таблицы, письмо жителю области.

Умение вести диалог, строить речевые высказывания.

      Осознание ценности почвы для  человека и живых организмов

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

Учебник  Географическое краеведение Нижегородской области (стр.35-37)

-

Техническое обеспечение

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.


Сценарий  проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП
Подэтап урока или другой формы УВП
Действия учителя (педагога)
Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1.Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Приветствие учащихся. Орг.момент        

Приветствие учителя.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Читает стихотворение учащимся:

Чудесная наша родная земля,
Дубравы, чащобы, леса и поля.
Мне милы дороги, луга, берега,
И каждому сердцу земля дорога.

Родная земля всех накормит, вспоит,
Обует, оденет, тепло подарит.
Она не разделит: кто мал, кто велик,
Ведь каждый к родимой сторонке привык.

Бескрайняя ты, сложно всю обойти,
Но как хорошо — есть дороги, пути.
Для русского пахаря – в сердце одна.
А всем ты на добрую участь дана.

Задает вопросы:

1.О чем говорится в стихотворении?

2. Как еще люди называют землю, как правильно называть верхний плодородный слой земли?

 Слушают стихотворения, отвечают на вопросы учителя

1.3. Создание проблемной ситуации

Изучением почв занимался известный ученый - почвовед В.В. Докучаев. 

В 1882 г. Докучаев принял предложение нижегородского губернского земства произвести полное исследование губернии в геологическом, почвенном и естественно-историческом отношениях. Результатом этой работы явились 14 томов "Материалов по оценке земель Нижегородской губернии". В.В. Докучаев высказал мысль, что хозяйственная деятельность человека - мощный фактор воздействия на почву, человек в процессе своей хозяйственной деятельности действует на почву направленно, изменяет ее в соответствии со своими потребностями. Механическая обработка человеком почвы вызывает смену комплекса её физических, химических и биологических свойств.

Задает вопросы:

1.Как вы думаете, каким образом человек может изменять почву?

2. К чему приводит хозяйственное воздействие человека на почву?

Слушают, ысказывают свое  мнение, отвечают на поставленные вопросы.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Направляет учащихся на формулировку цели

Учащиеся формулируют цель урока.

Изучить основные типы почв Нижегородской области, примеры воздействия человека на почвы области, выявить экологические проблемы, предложить пути решения проблем.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Дает задание учащимся:

Пользуясь почвенной картой в атласе, текстом учебника на стр.35-36, заполнить таблицу «Основные типы почв Нижегородской области»

Читают текст, заполняют таблицу.

«Основные типы почв Нижегородской области»

Тип почвы

Где распространены

Условия образования

Плодородие

Экологические проблемы

1.Подзолистые и дерново- подзолистые

2.Серые лесные

3.Черноземы

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Учитель задает вопросы:

  1. Как хозяйственная деятельность человека отразилась на состоянии почв Нижегородской области? Приведите примеры.
  2. Как защитить почвы от разрушения?
  3. Какие меры борьбы с эрозией существуют в нашей области?
  4. Какие мероприятия проводятся в области для защиты почв от разрушения.

Учащийся делает сообщение в виде презентации об эрозии почвы и борьбы с ней.

Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают мнение о способах решения проблемы разрушения почв под влиянием хозяйственной деятельности человека.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Предлагает учащимся написать письмо жителям области (города)  о значении почвы в жизни человека, о причинах разрушения почв, последствиях . В письме написать список правил бережного отношения жителей области (города)  к почвам своей области.

Учащиеся пишут письмо на отдельных листочках.

3.Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Задает вопросы:

  1. О чем вы должны задуматься после сегодняшнего урока?

 

Что для меня было интереснее всего

Где я испытывал трудности

О чем я хотел бы узнать подробнее

Заполняют таблицу:

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Домашнее задание: Параграф 6 учить, подготовить сообщение о почвах Нижегородской области, которые распространены ограниченно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексика лозоплетения в говорах Вадского района Нижегородской области: словообразование.

В данной статье рассматривается лексика древнего ремесла лозоплетения, функционирующая в говорах Вадского района Нижегородской области....

Лексика валяльного дела в говорах Вадского района Нижегородской области: фрагмент системных отношений.

В статье даётся описание лексики валяльного дела Вадского района Нижегородской области, которая является фрагментом языковой картины мира. В ней рассмотрены мотивировочные признаки и отношения единиц....

презентация "Животный мир Нижегородской области"

презентация содержит слайды с картинками животных, обитающих на территории Нижегородской области, картой природных зон области к уроку географического краеведения...

Презентации к уроку биологического краеведения в 6 классе "Земноводные Нижегородской области" и "Пресмыкающиеся Нижегородской области"

Презентации могут использоваться на уроках биологического краеведения в 6 классе и мероприятиях экологической направленности. Презентации включают в себя информацию и фотографии животных. А так же ста...

Презентация: "Мой родной край. Нижегородская область". Викторина по Нижегородской области.

Содержит вопросы  и ответы: об административно-территориальном составе, рельефе, полезных ископаемых, растительности, реках иоб охраняемых природных территориях Нижегородской области....

Методическое письмо «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области в 2015-2016 учебном году»

Методическое письмо «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области в 2015-2016 учебном году»...