Долгосрочный общешкольный проект "Дорогами военных лет от Новороссийска до Геленджика"
проект по краеведению

Матова Анна Петровна

На уроках кубановедения в 9 классах в процессе изучения событий Великой Отечественной войны на территории  Кубани родилась идея создания макетов, которые помогут визуализировать исторические события периода 1942-1943 гг., связанные с обороной Новороссийска,  прорывом «Голубой линии» и освобождением Кавказа от немецко-фашистских захватчиков.

Стартовал проект в МАОУ СОШ №6 им. Евдокии Бершанской в ноябре 2019 года. Всем обучающимся было предложено принять  участие в конкурсе макетов, отражающих ключевые события или объекты военной истории нашего города и города-героя Новороссийска.

Презентация с материалами проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Паспорт проекта30.77 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №6 им. Евдокии Бершанской

ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

«ДОРОГАМИ ВОЕННЫХ ЛЕТ

ОТ НОВОРОССИЙСКА ДО ГЕЛЕНДЖИКА»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название: «Дорогами военных лет от Новороссийска до Геленджика».

Тип: долгосрочный, социально-значимый.

Руководители проекта: Бурахович Ирина Юрьевна (директор МАОУ СОШ №6 им. Евдокии Бершанской), Матова Анна Петровна (учитель кубановедения, руководитель школьного музея).

Срок реализации: ноябрь 2019 – ноябрь 2020 года.

Участники проекта: обучающиеся 1-11 классов, педагоги, родители, социальные партнёры.

Целевая аудитория проекта: жители города Геленджика.

Куратор проекта: Соболева Юлия Николаевна, председатель Геленджикского отделения Русского географического общества.

Актуальность: проект реализуется в рамках года Памяти и Славы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08 июля 2019 года №327 в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Проблема, обусловившая старт проекта: в последние годы обозначен прирост жителей Геленджика, что способствует росту численности обучающихся в  школе. Новые ученики (в большинстве случаев) не знакомы с историей Краснодарского края, поэтому  при восприятии материала (особенно военной истории) у многих вызывает затруднение  визуализация ключевых исторических событий и объектов.

        Ключевая цель проекта: актуализировать подвиг советского народа (в особенности - советских воинов, жителей Новороссийска, Геленджика) и обозначить их вклад в Победу в Великой Отечественной войне.

        Задачи проекта:

  1. Акцентировать внимание школьников на важных исторических событиях и объектах военной истории периода 1941-1945 годов.
  2. Создать 75 макетов военно-исторических объектов города-героя Новороссийска и прифронтового Геленджика с целью дальнейшего использования в рамках учебно-воспитательной деятельности в качестве наглядных пособий.
  3. Обеспечить школьный музей новыми экспонатами, отражающими военную историю малой родины.
  4. Подготовить экспозицию на основе лучших макетов и провести экскурсии для обучающихся школ, воспитанников детских садов, жителей города Геленджика.
  5. Подвести итоги реализации проекта и наградить Благодарственными письмами активных участников.

Продукт проектной деятельности: наглядные пособия, отражающие ключевые события военной истории на территории Новороссийска и Геленджика.

Сфера применения созданных макетов:  уроки истории и кубановедения, классные часы, внеклассные мероприятия гражданско-патриотической направленности, часы общения с Героями Отечества и  ветеранами, внеурочная деятельность, связанная с краеведением и музееведением.

        История проекта.

На уроках кубановедения в 9 классах в процессе изучения событий Великой Отечественной войны на территории  Кубани родилась идея создания макетов, которые помогут визуализировать исторические события периода 1942-1943 гг., связанные с обороной Новороссийска,  прорывом «Голубой линии» и освобождением Кавказа от немецко-фашистских захватчиков.

Стартовал проект в МАОУ СОШ №6 им. Евдокии Бершанской в ноябре 2019 года. Всем обучающимся было предложено принять  участие в конкурсе макетов, отражающих ключевые события или объекты военной истории нашего города и города-героя Новороссийска.

         В январе 2020 года ученики совместно с родителями и педагогами подготовили  экспозицию «Дорогами военных лет от Новороссийска до Геленджика», презентация которой состоялась 24 января 2020 года. Было представлено 27 макетов.

Сценарий презентации проекта.

Чтецы стоят у макетов, отражающих  исторические события в данном стихотворении.

1 ученик

В преддверии 75- летия Победы в Великой Отечественной войне в нашей школе проходит конкурс макетов, отражающих ключевые события или объекты военной истории нашего города и города-героя Новороссийска. Ученики совместно с родителями и педагогами подготовили экспозицию «Дорогами военных лет от Новороссийска до Геленджика».

В рамках экспозиции представлены работы, которые станут экспонатами нашего школьного музея. Сегодня мы предлагаем необычную экскурсию, в рамках которой мы сможем погрузиться в атмосферу военного Новороссийска и прифронтового Геленджика.

1 чтец

Южный берег России начинается здесь!

Берег новой России — подвиг, память и честь:

Тут стоит под Маркотхом, всегда молодой,

Город воинской славы и город-герой.

Он огнями ночными почти двести лет

Над Цемесскою бухтой встречает рассвет.

Город наш расцветает, мечтает, растёт.

Он — ни шагу на месте, он — только вперёд!

2 чтец

Землю на клочья терзали снаряды,

Небо пылало от взрывов в ночи.

С криком:  "За Родину!", гибли солдаты,

В стужу сердца были их горячи.

Больше года здесь бой продолжался.

Новороссийск не отдал рубежи.

Вечная память всем тем, кто сражался,

Кто не покинул тогда блиндажи.

3 чтец

«Здесь жили матросы…» А дальше?

Постой, — это надпись не вся.

Прочти ее полностью, мальчик,

Коптилку к стене поднеся.

Какого матросы отряда?

И надпись – с каких она пор?

Прочти – и как будто бы рядом

Встает легендарный майор…

Как будто бы снова сурово

Гудит леденящий прибой,

Как будто бы Куников снова

Выходит на берег крутой.

Ведя моряков за собою,

Громит ошалелых врагов,

И в жарком дыхании боя

Просохли бушлаты бойцов.

Идущим сквозь волны и пламя

Земля эта стала родной:

Она отвоевана нами

И назвала «Малой землей».

4 чтец

Вода прозрачна и чиста,

И тих морской прибой.

А много лет тому назад

Гремел здесь жаркий бой.

Над бухтой нависал туман

И хмурилась луна.

Бурлила, пенилась вода

И дыбилась волна.

Горели камни и трава,

Клубился дым и чад.

Над раскаленною землей

Стоял кромешный ад.

Десант рванулся на врага.

Горели катера.

И рвался ввысь солдатский клич –

ЗА РОДИНУ! УРА!!!

Весь берег пламенем объят…

Вперед! Смелей браток!

И пену красную волна

Бросала на песок.

Гремел жестокий, смертный бой.

Победа нелегка.

Любовь к Отчизне помогла

Нам разгромить врага.

5 чтец

А над шумным шоссе – величаво, огромно,

У завода «Октябрь» - тот рубеж обороны.

Целый год здесь стоял наш советский солдат,

Чтобы город врагу не отдать, не отдать.

Но немногие после вернулись домой,

Зато город не сдался израненный мой.

Честно выполнен Родины строгий приказ,

Чтоб фашист ни за что не прошёл на Кавказ.

И сегодня на склоне Маркотха седого

Ты увидишь следы боевого былого:

Где – то памятник, где – то воронка и дот:

Здесь сражались геройски бойцы целый год.

6 чтец

Война бросала похоронки,

Давила болью всю страну,

А эти милые девчонки

Спешили в небо на войну.

Из медсанбатов удирали

Едва лишь сняты с раны швы,

И вновь на самолётиках взлетали,

И ведьмами назвали их враги.

Когда зенитки гневные на страже

Стоят у нас - на стыке двух морей,

Когда в поход уходят экипажи

Моей страны любимых дочерей.

И вновь мы вспоминаем снова,

Как в небе пролетали высоко

Амосова, Никулина, Смирнова,

И Руднева, и Белик, и Пасько.

7 чтец

Собирают сбереженья

Старики Геленджика.

Те, кто мог, ушли в сраженье,

Деньги – долг тыловика.

Собирали сухофрукты,

Кто крупу, кто сало нес.

Фронту нес старик продукты,

Нес от внуков, нес от слез.

А война была под боком.

Рядом был передний край,

Рядом пушки, рядом доты

И зениток рядом лай.

Где битва шла, в ночи не умолкая,

У стен горящих сел и городов,

Стояли насмерть, раненых спасая,

Военные врачи сороковых годов.

2 ученик

Два города – две трагедии Великой Отечественной войны. Разоренный, разрушенный, но отстоявший Кавказский рубеж – город-герой Новороссийск, и сожженный бомбовыми ударами с воздуха, но не сломленный прифронтовой Геленджик.

Героическое сопротивление защитников Новороссийска и тяжелый ежедневный труд тыловиков Геленджика в госпиталях, на аэродромах и в порту, на предприятиях и в учреждениях, в огородах и садах - вот слагающие успеха операции по освобождению Новороссийска и Кубани.

Годы летят. Жизнь продолжается. Мы, потомки, помним подвиг наших героев и дорожим мирной жизнью. Мы отдаём дань памяти тем, кто отдал жизнь за наше будущее, мы благодарны всем, кто внёс вклад в Великую Победу. Слава всем, кто победил фашизм!

ОПИСАНИЕ  ПОДГОТОВЛЕННЫХ ЭКСПОНАТОВ

При подготовке проектов на конкурс под руководством классных руководителей, учителей истории и кубановедения было осуществлено историческое и научное исследование событий Великой Отечественной войны, которые проходили на территории Краснодарского края, города-героя Новороссийска и города – курорта Геленджик.

Так одним из объектов проектной работы был выбран Геленджикский аэропорт, который в годы войны был местом сосредоточения крупных сил боевой авиации Советской армии. Аэродром находился близко от передовой, в зоне, достижимой для корабельной артиллерии противника на территории города Геленджика. 46-й Гвардейский бомбардировочный Таманский полк под командованием Евдокии Давыдовны Бершанской принимал участие в наступательных операциях по прорыву оборонительной линии противника «Голубая линия» на Таманском полуострове и участвовал в освобождении Новороссийска. Когда началось наступление на Новороссийск, то в помощь наземным войскам и десанту морской пехоты направлялась авиация. Маршрут проходил над морем, или над горами и ущельями. Каждый экипаж успевал за ночь сделать 6 -10 боевых вылетов. Личный состав полка отважные летчицы на ночных бомбардировщиках «По - 2» вместе со всеми частями Военно-Воздушных Сил наносили сокрушительные удары по врагу, разрушая переправы и оборонительные сооружения, уничтожая технику и живую силу противника.

На вечную память на территории современного аэропорта города-курорта Геленджик установлен самолет, который носит имя 46-го Гвардейского бомбардировочного Таманского полка Евдокии Давыдовны Бершанской.

При создании макета использовалась техника папье-маше, полимерная глина, краски и картон. Проект создан под руководством классного руководителя Тимофеевой Татьяны Олеговны совместно родителями Трояновой Анной Дмитриевной и Манушаровой Юлией Сергеевной и ребятами 5 «Б» класса: Кобецкая Полина, Манушарова Мария, Ожередова Алиса, Полуянова Мария, Польченко Елизавета, Семенцова Милана, Троянова Мария, Федорец Анна.

Под руководством классного руководителя Косовой Ирины Юрьевны родители 3 «Б» класса Литвиненко Юлия Александровна, Шабанова Татьяна Геннадьевна и ребята 3 «Б» Екатерина Литвиненко и Милана Шабанова создали макет здания Дворца Культуры Цементников, которое до сих пор сохранилось на территории города-героя Новороссийска.

Катя Литвиненко: «Мы часто проезжали мимо этого здания и видели танки. Папа рассказывал, что это здание сохранилось со времен войны, но подробности я не знала. Когда мы делали макет, узнали много информации о Дворце Культуры Цементников».

Милана Шабанова: «Открытие ДК Цементников было назначено на 22 июня 1941 года, но вместо музыки и аплодисментов здесь загрохотали пушки и пулеметы. ДК Цементников находился на линии огня. За него шли ожесточенные бои. Несколько раз здание переходило из рук в руки. Напротив, входа – братская могила, в которой захоронены 338 советских солдат. Дворец Культуры признан федеральным памятником. Здание навеки сохранило в своих стенах отпечатки снарядов и ужасы войны. Перед ДК установлен постамент с легендарным танком Т-34 и памятник с мемориальными табличками, где выбиты имена героев. Каждый год 22 июня к мемориалу стекаются сотни людей, перед зданием проводится концерт-реквием, возлагаются цветы к памятнику павшим героям».

ОТЗЫВЫ  УЧАСТНИКОВ  ПРОЕКТА

        Бурахович Ирина Юрьевна: «Когда стартовал проект, мы не предполагали, какой отклик в сердцах наших детей, родителей, бабушек и дедушек найдёт  идея о создании экспозиции макетов, отражающих военную историю малой Родины. Очень радует тот факт, что к этой сложной поисковой, но, в то же время творческой, работе наши участники отдались всей душой. Взрослые и дети искали фотографии исторических объектов в интернете, смотрели кадры военной хроники, специально выезжали в Новороссийск, чтобы детально изучить конструкции памятников и обелисков. Это большая работа и по временным затратам и по душевным. Каждый участник проекта пропустил через своё сердце это историческое событие. И в нашей школе проект тоже стал большим событием, которое, я надеюсь, не только останется  в памяти школьников, но и поспособствует дальнейшей поисковой деятельности и, самое важное, поможет сохранить память о трагических событиях Великой Отечественной войны».

Соболева Юлия Николаевна: «В преддверии Великой Победы, за 100 дней до начала знаменательной даты, совместно с Русским Географическим Обществом обучающимися МАОУ СОШ №6 им. Евдокии Бершанской был организован и воплощен уникальный проект: 75 инсталляций, сделанные детьми и их родителями, посвященные сражениям за «Малую землю». Два города: город-герой Новороссийск и город-курорт Геленджик в одном порыве создавали историю великой защиты нашей священной земли. Проект уникален тем, что он объединяет семьи.

 Мы сейчас имеем серьезную проблему воспитания патриотических чувств у детей, которые на заре создания «новой» России, в 90-е ходили в школу. И сегодня, через их детей мы помогаем познавать им историю нашей Родины, изучать глубоко историю Великой Отечественной Войны и Великой Победы. Проект имеет большую воспитательную направленность, большую педагогическую ценность, познавательную и патриотическую ценность. Он объединяет институт семьи как таковой, он воспитывает в детях и их родителях чувство глубокой любви к Родине, объединяет детей и родителей совместным трудом, потому, что прежде чем сконструировать ту или иную модель, воссоздать тот или иной объект показа времен Великой Отечественной Войны, родители и дети совместно глубоко изучают историю своего народа, своей Родины и своего государства».

Матова Анна Петровна: «Всё дальше и дальше уходят в прошлое события Великой Отечественной войны, поэтому большую важность приобретает возможность прикоснуться детям самим к военной истории. В этой связи особую ценность представляют исторические макеты, особенно сделанные руками школьников. Такой макет не только визуализирует историческое событие, но и  помогает почувствовать сопричастность к тем далёким событиям. Такой макет можно потрогать  и хорошо рассмотреть вблизи, изучив каждую деталь. Мы убедились, что после знакомства с экспонатами нашей экспозиции дети больше интересуются историей края, задают вопросы, осмысливают события и вырабатывают своё отношение к историческим фактам. Сопричастность к школьному проекту формирует у ребят гражданскую позицию, приобщает к базовым национальным ценностям «патриотизм», «гражданственность», «человечество», «семья».

Родители 3 «Б» класса Литвиненко Юлия Александровна, Шабанова Татьяна Геннадьевна (авторы макета  здания Дворца Культуры Цементников): «Что мы можем дать своим детям? Знания. Знать историю своих родных мест нужно каждому человеку, помнить о подвигах земляков – важно. Мы рады, что в процессе изготовления памятника дети проявили интерес к историческим фактам, с трепетом и аккуратно раскрашивали танк и помогали делать макет».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс военно-патриотической песни (общешкольное мероприятие для учащихся 7-х классов)

В данной разработке рассказывается о песнях военных лет, мероприятие сопровождается стихами и песнями. Мероприятие построено в форме конкурса песен учащихся 7-х классов....

Фестиваль военно-патриотической песни.Общешкольное мероприятие.

Мероприятие проходит в форме КТД.В сценарии использованы как военные, так и современные песни....

«Геленджик прифронтовой глазами детей военной поры»

В истории нашего маленького города есть огненная строка - "Геленджик прифронтовой". Помочь представить мне  картину тех лет нам  помогла документальная  литература, воспоминания участни...

Сценарий общешкольного конкурса военно-патриотической песни "Во имя Победы - Во имя России!"

Сценарий был подготовлен к празднику "Защитников Отечества" В нем участвовала вся школа. Классы готовили инсценировки песен самостоятельно. На конкурс были приглашены жители п. Рембуево....

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении общешкольного конкурса военного плаката «АРМИЯ и Я»

ПОЛОЖЕНИЕо проведении общешкольного конкурса военного плаката «АРМИЯ и Я»...