Программа "Фольклор и литература Зауралья" 5 класс
рабочая программа по краеведению (5 класс)

Половникова Наталья Михайловна

Программа предназначена для учителей, преподающих региональный компонент

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_folklor_i_lit-ra_zauralya.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Предлагаемая программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», основана на федеральном компоненте государственного стандарта образования по литературному краеведению, разработана на основе регионального компонента государственного образовательного стандарта «Фольклор и литература Зауралья».

     Представляемый курс является составной частью литературного образования в среднем звене. Программа «Фольклор и литература Зауралья» основывается на следующих принципах:

- связи искусства и литературы с жизнью;

- единства формы и содержания;

- историзма;

- взаимосвязи традиций и новаторства в литературе и искусстве и др.

     Предлагаемая программа разработана на основе программы «Фольклор и литература Зауралья» (2000 год, составитель – коллектив авторов, научный руководитель – доктор филологических наук Федорова В.П.), программы регионального курса «Фольклор и литература Зауралья» (5 класс, 2006 г.) – автор Ступина В.Н., программы курса «Фольклорное и литературное Зауралье» (6-11 классы, 2008 г.) – автор Шаврина О.Г.

     В 5 классе ученики входят в мир литературы, достигают определенного уровня начитанности, позволяющего делать первые обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить необходимые наблюдения над языком произведений, выполнять устные и письменные работы. Это положение стало ведущим для включения в программу произведений фольклора (сказок, исторических, лирических песен, частушек Зауралья).

     

     Изучение литературного краеведения направлено на достижение следующих предметных целей:

  • освоение знаний о литературе Зауралья как многофункциональной системе и общественном явлении;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать произведения зауральских авторов;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня культуры.

     Изучение литературы Зауралья способствует решению следующих задач:

  • обогатить духовно – нравственный опыт учащихся при параллельном изучении классической литературы и литературы Зауралья;
  • расширить эстетический кругозор обучающихся при параллельном изучении литературы Зауралья и классической литературы;
  • сформировать умения соотносить нравственные идеалы произведений классической литературы и литературы Зауралья;
  • развить речевую деятельность учащихся.

     Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы Зауралья в развитии от фольклора до наших дней.

     Объект изучения курса «Фольклорное и литературное Зауралье» - тексты зауральских авторов. В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений, поэтому на занятиях необходимо организовать этот процесс.

     Программа «Фольклорное и литературное Зауралье» создает основу для развития исследовательских умений и навыков обучающихся и педагогов, для их самореализации.

     Выполнение программы носит обязательный характер: объем времени для изучения произведений литературы Зауралья в 5 классе определен региональным базисным учебным планом, требует выделения специальных уроков.

     Курс «Фольклор и литература Зауралья» опирается на основные виды деятельности по освоению произведений:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с творческим заданием);

- анализ и интерпретация произведений;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание изложений с элементами сочинения;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно – тематического содержания;

- самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста;

- подготовка рефератов, докладов, исследовательских работ на основе и по мотивам литературных произведений.

                       

5 класс

Учебно-тематический план

    Наименование темы

Всего

часов

Тео-

рия

Прак-

тика

Виды деятельности

1.

Урок-введение «Без живого слова нет народа»

1

0,5

0,5

Читают, анализируют, обсуждают план главы из очерка «Путь собирателя».

2.

Основы организации собирательской деятельности пятиклассников по изучению фольклора Зауралья

2

1

1

Работают с вопросником  по сбору материала «Моя семейная родословная».

3.

Устное поэтическое творчество Зауралья

2

1

1

Сочинениют собственных мирилки, считалки, загадки

4.

Русские народные сказки Зауралья

2

0,5

1,5

Составлют словарик «Диалектные слова в сказке». Создают  устное сочинение «Незабываемый фрагмент русской народной сказки», иллюстрируют его

5.

Литературная сказка в творчестве поэта Л.Куликова

2

0,5

1,5

Делают характеристика Силы, создают иллюстрации к сказке «Золотая бабочка»,  заучивают фрагмент наизусть.

6.

Родная природа в произведениях зауральских поэтов

2

0,5

1,5

Выразительно читают, анализируют  стихотворения, учат наизусть по выбору.

7.

Тема исторической памяти в произведениях зауральских писателей

2

1

1

Пишут сочинение «Размышления после прочтения…».

8.

Школьная тема в творчестве писателей Зауралья

1

0,5

0,5

Читают, анализируют произведение. Создают устное сочинение «Чего я жду от уроков литературы?»

9.

Урок-экскурсия в литературный музей родного края

1

0,5

0,5

 Делают записи-впечатления.

10.

Литературная гостиная «Творческая мастерская писателя»

1

0,5

0,5

Делают записи-впечатления.

11.

Урок-концерт

1

-

1

Исполняют наизусть  произведения полюбившихся зауральских авторов.

Всего часов                  

17

7

10

Содержание программы

         Краеведы Зауралья (1 час)

     А. Н.Зырянов – собиратель устной поэзии, талантливый исследователь и бытописатель. Лучшие краеведческие очерки А.Н.Зырянова. Отрывок из очерка «Письма из Далматова».

     В.П.Бирюков – ученый, писатель, краевед. Влияние родительской семьи на формирование интереса к родному слову. Фрагмент из автобиографического очерка В.П.Бирюкова «Путь собирателя». Проблемная беседа по содержанию фрагмента очерка «Путь собирателя». В.П.Бирюков – прекрасный знаток своего края. «Словарь народного языка на Урале» - самый главный труд писателя – краеведа. Основной принцип работы собирателя: «Через устное народное творчество, через народный язык – к познанию родного края».

       Основы организации собирательской деятельности пятиклассников по изучению фольклора Зауралья (2 часа)

     Розыски и запись устно – поэтических произведений – увлекательное занятие для учащихся. Источники для записи произведений устной поэзии: соседи, родители, рассказчики и песенники. Загадка, пословица, песня, частушка, сказ и сказка – основные объекты собирательской деятельности. Близость рассказов бывалых людей и народных сказов к произведениям устной словесности. Значимость встреч с бывалыми людьми. Особенности подготовки встреч с бывалыми людьми: выяснение адресов, определение тематики беседы, составление подробного вопросника. Запись собираемого материала в 2 – 3 руки, выделение в нем того литературного материала, который рассказчик считает главным.

     Требования к оформлению паспорта фольклорной записи: название текста, содержание записи, время записи текста, данные о рассказчике, место записи, информация о собирателе.

     Подготовка учащихся к собирательской деятельности по теме «Моя семейная родословная» (составление опросника), подведение итогов которой будет проведено в 6 классе.

       Устное поэтическое творчество Зауралья (2 часа)

     Жанровое многообразие устного поэтического творчества Зауралья. Колыбельные песни. Прибабуньки – прибаутки. Загадки. Заклички и приговорки. Скороговорки. Поддевки.

       Русские народные сказки Зауралья (2 часа)

     «Сто сказок южного Зауралья» - первый опыт обобщения опубликованных и архивных материалов по зауральскому сказочному эпосу. Проблема собирания сказок в Зауралье и знаковые в фольклористике имена: А.Н.Афанасьев, А.Н.Зырянов, В.П.Бирюков, И.А.Худяков, Д.К.Зеленин. А.Н.Зырянов – собиратель сказок. Высокое качество собирательской работы А.Н.Зырянова: особенность речи сказочников, манера сказывания, зауральский диалект. Местный колорит в сказках южного Зауралья: упоминание Кургана, приметы быта, ремесла, речь героев, местные обряды. Сказки, записанные А.Н.Зыряновым: «Муха», «Уголек, пузырек и соломинка», «Коза», «Сходка» и др. Русские народные сказки: «Верещага», «Глупая старуха». Особенности жанра и композиции. Характеристика главных героев. Изобразительно – выразительные средства. Местный колорит сказок.

       Литературная сказка в творчестве поэта Л.Куликова (2 часа)

     Место литературной сказки в творчестве поэта Леонида Куликова. Известные сказки писателя: «Белочка – умелочка», «Как ежик стал колючим», «Хитрая сорока», Петушок в беде», «Дятел – наш приятель». Особенности жанра и композиции литературной сказки Л.Куликова «Золотая бабочка». Изобразительно – выразительные средства в произведении. Характеристика главных героев сказки. Особенности языка литературной сказки «Золотая бабочка». Алексей Пляхин и мать писателя Антонина Куликова о трудной судьбе поэта. Стихотворение А.Пляхина «Памяти поэта». Воспоминания А.Куликовой «О сыне пишу».

       Родная природа в произведениях зауральских поэтов (2 часа)

     Зауральская природа в зеркале поэзии. Изобразительно – выразительные средства языка стихотворений зауральских авторов: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс. Использование диалектных слов и выражений в поэтической речи. Лирический герой стихотворений. Произведения для изучения (по выбору учителя): В.Гилев «В листьях утренних деревьев». Н.Аксенов «Речка жизни моей». Н.Рождественская «Апрель устроил звонницу», «Гроза надвинулась нежданно». В.Ступина «Веточку сирени…», «Как будто я в музее…». А.Еранцев «Подснежник», «Вот была у нас корова!». Б.Черемисин «Рисуй, осень!», «Метельные меты», «Лик весны».

     Музыкальный ряд: В.Липихин – С.Акулов «Сторона моя зауральская». Ю.Гаврилов – Е.Карганова «Я хочу, чтобы птицы пели». Ю.Гаврилов – К.Сульдин «Зауральское поле». Г.Чебаков – К.Бальмонт «Снежинки». И.Парфенов «Черемуха над водой», «Тихое утро» из «Детского альбома».Е.Хабарова «Приди весна – веснянка».

     Зрительный ряд: пейзажи Г.Травникова, А.Абрамова, В.Пичугина, И.Щетинина и др.

       Тема исторической памяти в произведениях зауральских писателей (2 часа)

     Горькая правда жизни в очерковых рассказах В.Федоровой «Первый день из детства» и «После войны». Особенности жанра и композиции рассказа «После войны». Частушки военных лет в рассказе – правдивое эхо войны.

     В.Потанин «Боря – маленький и другие…» (отрывок из рассказа). Образ автора. Проблемная беседа по содержанию отрывка. Тяготы военного лихолетья в жизни двенадцатилетнего героя в рассказе Сергея Чингина «Жернова». Образ матери мальчика в рассказе. Проблемная беседа по содержанию рассказа. Выразительное чтение рассказа учителем и учащимися.

     Жизненная основа стихотворений А.Худякова: «Проводы», «На занятиях». Лирический герой стихотворений. Изобразительно – выразительные средства. К.Сульдин «У вечного огня». Лирический герой стихотворения. Изобразительно – выразительные средства: сравнение, эпитет, метафора. Выразительное чтение поэтического текста учителем и учащимися.

     Музыкальный ряд: В.Липихин – К.Сульдин «Твой подвиг нами не забыт». В.Липихин – В.Куприн «Мой китель». Л.Орлова – М.Андронов «Солдатская каска». Г.Чебаков – И.Михайлов «Положи цветы».

     Зрительный ряд: фотографии времен Великой Отечественной войны из личных архивов семей школьников.

       Школьная тема в творчестве писателей Зауралья (1 часа)

     Коллективное прочтение рассказа В.Есетова «Мстители» в классе. Особенности жанра и композиции рассказа Виталия Есетова «Мстители». Тема и идея рассказа. Образ Ольги Михайловны в рассказе. Толкование названия рассказа «Мстители». Образ пятиклассника Пети в рассказе В.Ступиной «Петька Рыжий». Проблемная беседа по содержанию рассказа. Характеристика главных героев рассказа: Нины Ивановны, Петьки. Выразительное чтение фрагментов рассказа по ролям.

        Литературные музеи родного края  (1 час)

     Знакомство школьников с бытом и литературной жизнью родных мест в прошлом и наши дни. Предварительное обсуждение учителем – словесником и экскурсоводом вопросов, подлежащих освещению во время беседы с учащимися. Грамотное ведение записей школьниками во время литературной экскурсии.

       Творческая мастерская писателя (1 час)

     Художественное творчество – загадочный процесс. Основные этапы процесса художественного творчества. Вдохновение – пик напряжения всех душевных сил писателя: подготовленность вдохновения, состояние самозабвения, непроизвольное течение творческого потока; легкость, с которой мысли находят свое выражение. Чтение приглашенным автором своих произведений. Беседа учащихся с приглашенным писателем по заранее подготовленным и возникшим в процессе диалога вопросам.

       Итоговое занятие (1 час)

     Прослушивание и исполнение учащимися полюбившихся поэтических и прозаических произведений зауральских авторов. Оформление выставки рисунков учащихся «Каким я вижу родной край…». Использование на заключительном уроке зрительного ряда из работ профессиональных художников Курганской области: Г.Травникова, А.Абрамова, В.Пичугина, И.Щетинина и других. Использование в качестве музыкального ряда следующих музыкальных произведений: В.Баскин – Г.Бухарина «Гимн Зауралья», Г.Иванов – Балин – Ю.Воронцов «Край мой любимый», И.Парфенов «Родной пейзаж» из «Детского альбома».

Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературному

краеведению (5 класс)

Для учащихся:

1. Бирюковское наследие. Том первый. Материалы к биографии

   В.П.Бирюкова/Редактор А.М Бритвин.- Шадринск: Изд-во ПО «Исеть»,

   1998.

2. Единоверцы. Коллективный сборник стихов.- Курган: Периодика, 1994.

3. Еранцев А. Кумачовые журавли. Стихи.- Челябинск: Южно-Уральское

   книжное издательство, 1967.

4. Еранцев А. Ночные поезда. Стихи.- Челябинск: Южно-Уральское книжное

   издательство, 1965.

5. Еранцев А. Талица. Стихи. - Челябинск: Южно-Уральское книжное

   издательство, 1964.

6. Куликова А.С. О сыне пишу. - Челябинск: Южно-Уральское книжное

   издательство, 1977.

7. Куликов Л. Преодоление. Стихи разных лет.- Курган: Периодика, 1990.

8. Рабочая тетрадь по литературному краеведению «Фольклор и литература

   Зауралья», 5 класс. А.В.Ряскина, Т.А.Штырля; Курган, 2009.

9. Ступина В.Н. Октавы. Сборник стихотворений.- Курган: Периодика,

   1993.

Для учителя:

1. Земля Курганская: прошлое и настоящее/Краеведческий сборник. Выпуск

   7.- Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 1994.

2. Организация научно-исследовательской деятельности студентов:

   Учебно-методическое пособие/Авт.-сост. Н.А.Криволапова; ИПКиПРО

   Курганской области.- Курган, 2005.

3. Сто сказок южного Зауралья: Учебное пособие.- Курган: Изд-во

   Курганского гос. ун-та, 2005.

4. Ступина В.Н. Методика анализа художественного произведения:

   Методические рекомендации в помощь учителю литературы/ИПКиПРО

   Курганской области.- Курган, 2005.

5. Ступина В.Н. Педагогические условия изучения регионального

   компонента государственного образовательного стандарта по

   литературе: Научно-методическое пособие/ИПКиПРО Курганской

   области.- Курган, 2004.

6. Ступина В.Н. Программа регионального курса «Фольклор и литература

   Зауралья» (5 класс)/ИПКиПРО Курганской области.- Курган, 2007.

7. Фольклор и литература Зауралья: духовно-нравственное,

   филологическое воспитание и развитие учащихся: Материалы научно-

   практической конференции (17 декабря 2003 года)/ИПКиПРО Курганской

   области.- Курган, 2003.

8. Фольклорное и литературное Зауралье: Региональный компонент

   федеральной программы по литературе для общеобразовательных

   учреждений (1-11 классы)/ИПКиПРО Курганской области.- Курган, 2003.

9. Янко М.Д. Уроки внеклассного чтения на краеведческом материале:

   Методические указания в помощь учителю русского языка и

   литературы/Курганский областной институт усовершенствования

   учителей.- Курган, 1973.

10.Янко М.Д. Литературное Зауралье.- Курган: Советское Зауралье,

   1960.

11.Янко М.Д. Литературное краеведение в школе.- Москва: Просвещение,

   1965.

 Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по литературному

    краеведению «Фольклор и литература Зауралья» за курс V класса

По завершению курса пятиклассники должны знать:

- основы собирательской деятельности фольклора;

- содержания произведений зауральских авторов, обозначенных в программе регионального курса;

- особенности русского языка в Зауралье.

По завершению регионального курса пятиклассники должны уметь:

- самостоятельно реализовывать на практике методы сбора и обработки фольклорного материала;

- уметь находить в художественном произведении диалектные слова и объяснять их смысловое значение;

- уметь анализировать изучаемое по программе литературное произведение; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения;

- уметь находить изобразительно-выразительные средства в художественном произведении;

- выявлять авторскую позицию писателя;

- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- участия в диалоге или дискуссии;

- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

- определения своего будущего круга чтения и оценки литературных произведений.

       

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

Литература. 8 класс. Основная школа. Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе.

Цель: контроль знаний учащихся (знание биографических данных писателей, содержания изученных произведений, теоретических понятий в рамках курса 8 класса; умения связной речи: развёрнутый ответ на пост...

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по литературе. 8 класс. К учебнику "Литература.8 класс" под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И С.Збарского, В.П.Полухина. М.: «Просвещение», 2009.

Пояснительная записка.Содержание курса литературы.Календарно-тематическое планирование.Учебно-методическое обеспечение....

Контрольная работа по литературе в 8 классе по разделу "Романтизм" по учебнику "Литература 8 класс" под редакцией М.Б.Ладыгина

Контрольная работа содержит вопросы по теории романтизма, по творчеству В. Скотта, Д. Байрона, Э.Гофмана....

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...