Сценарный план урока "Малоизвестные факты о Курской дуге в математических задачах"
план-конспект урока по краеведению (5 класс)

Гайдукова Галина Геннадьевна

Урок обобщения знаний по теме "Обыкновенные дроби" . Урок краеведческой направленности: Малоизвестные факты о Курской дуге в математических задачах, 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарный план урока

Тема урока: Малоизвестные факты о Курской дуге в математических задачах

Тип урока:  урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Форма урока:  урок-практикум,  частично поисковый, творческой деятельности обучающихся

Цели:

- создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по закреплению и  обобщению математических знаний ,    

- развивать познавательный интерес к изучению исторического прошлого школьников на уроках математики;

            - воспитание патриотизма, чувства уважения   к немеркнущему подвигу, стойкости, мужеству и беззаветной любви к своему    Отечеству советского народа в годы ВОВ.

 Задачи  предметные – содействовать закреплению знаний обучающихся об обыкновенных дробях, процентах, наглядных формах представления информации(диаграммах), развивать навыки работы с компьютером

Планируемые результаты: 

личностные УУД –  воспитание патриотизма активности при решении математических задач;

способствовать формированию метапредметных УУД:

регулятивных –  умение планировать учебных процесс;

познавательных –  поиск и выделение необходимой информации в тексте, проводить анализ представленной информации;

коммуникативных – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 

Оборудование урока: интерактивная доска, проектор, ноутбук для каждой группы обучающихся, карточки – задания, презентация.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Дети разделены на 8 групп по 3 человека ,у каждой группы ноутбук для работы с практической частью

Учитель : Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины и высочайшей вершиной этого мужества стала Великая Отечественная война. Заровнялись траншеи, поросли травой воронки. В местах ожесточённых схваток, обильно политых кровью, выросли цветы. Но живёт в сердцах потомков память о тех, кто никогда не вернётся с полей великой битвы, кто отдал свои жизни ради счастья других людей.

Предлагаю вам восстановить числа в тексте и мы узнаем о чем будем сегодня говорить на уроке  :

  1. Актуализация знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся.

Слайд 1. Сражение на Курской дуге, проходившее с ……. июля по ……. августа ……. года, по своим масштабам, задействованным силам и средствам, а также по результатам и военно-политическим последствиям является одной из ключевых битв Второй мировой и Великой Отечественной войн. Сражение на Курской дуге продолжалась ……. дней. По результатам этой операции стратегическая инициатива окончательно перешла на сторону Красной армии и до окончания войны проводилась в основном в виде наступательных действий с ее стороны. В этом году мы отмечаем  ……..-летие  битвы на Курской дуге.

  1. 400:( 43+37)=   отв. 5
  2. (54+38):4=        отв. 23
  3. 600*3+143=      отв. 1943
  4. (165+235):8=      отв.50
  5. (153+147):4=       отв.75
  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Учитель : Итак, ребята,  о чем мы будем сегодня  говорить  на уроке?

Ответы обучающихся.

Учитель: Да, мы узнаем  о  малоизвестных фактах о Курской битве, которые собрал сайт телеканала «Звезда» в год 75-летия Победы на «Огненной дуге».

    Слайд 2. Читает ученик:

 ФАКТ 1. « Изначально сражение не планировалось как наступательное»

Планируя весенне-летнюю военную кампанию 1943 года, советское командование стояло перед сложным выбором: какой способ действий предпочесть - наступать или обороняться. В своих докладах о ситуации в районе Курской дуги Жуков и Василевский предлагали обескровить противника в оборонительном сражении, а затем перейти в контрнаступление. Ряд военачальников выступили против - Ватутин, Малиновский, Тимошенко, Ворошилов, - однако Сталин поддержал решение об обороне, боясь, что в результате нашего наступления гитлеровцы сумеют прорвать линию фронта. Окончательное решение было принято в конце мая - начале июня, когда стало известно о плане «…………….».

Предлагаю вам решить примеры в программе «Калькулятор» по номеру своей группы и расшифровать слово (карточки задания у вас на столе)

Ответы

Карточка1 . 305 - 21831 : 7277=      

«Ц» 302

Карточка 2. 9 • 8994 – 10953=  

«И»  6993

Карточка 3. 69993 : 99 : 7=              

«Т»  101

Карточка 4. 4 · (1830 - 1807)=

«А» 92

Карточка 5. 31809 : (1048 - 979)=

«Д»  461

Карточка 6. (23573 - 8999) : 21=

«Е» 694

Карточка 7. 46 · 934 : 21482

«Л»   2

Карточка 8. (100000 - 43650) : 8050=

«Ь»  7

  1. Первичное закрепление знаний в знакомой ситуации (типовые задачи)

    Слайд 3. Читает ученик:

ФАКТ №2. «По численности войск сражение превышало масштабы Сталинградской битвы»

Курская битва до сих пор считается одним из крупнейших сражений Второй мировой войны. С обеих сторон в нее было вовлечено более четырех миллионов человек. По данным Генштаба Красной армии, только в ходе наступления с 12 июля по 23 августа было разгромлено 35 немецких дивизий, в том числе 22 пехотные,  ……. танковых и ……. моторизованные. Остальные 42 дивизии понесли тяжелые потери и в значительной степени потеряли свою боеспособность. В битве под Курском немецкое командование использовало 20 танковых и моторизованных дивизий из общего числа ……. дивизий, имевшихся в то время на советско-германском фронте. После Курска  из них ……..оказались полностью разгромленными.

Предлагаю вам решить карточки на ваших столах и заполнить пропуски в тексте. Вспоминаем правила нахождения процентов от числа и числа по его процентам.

Карточка №1

Сколько было разгромлено немецких дивизий в ходе наступления с 12 июля по 23 августа?

Танковых  50% от пехотных  

Ответ: 11

Пехотные составляют 110% от моторизованных

Ответ : 2

Карточка №2

Сколько немецкое командование использовало в битве под Курском дивизий?

общее число  дивизий составило 130% от  танковых

Ответ : 26

Полностью разгромлено 50% от 26

Ответ : 13

Проверяются две группы, которые первые закончили задание. Учитель предлагает объяснять решение, аргументирую его правилом нахождения процентов от числа и числа по его процентам.

    Слайд 3. Читает ученик:

ФАКТ №3. «На Прохоровском поле количество танков сражалось против их качества»

   У этого населенного пункта завязалось, как считается, самое крупное сражение бронированных машин за все время Второй мировой войны. С обеих сторон в нем приняло участие до 1 200 танков и самоходных орудий. Вермахт имел превосходство над Красной армией за счет большей эффективности своей техники. Скажем, Т-34 обладал лишь 76-миллиметровой пушкой, а Т-70 - и вовсе 45-миллиметровым орудием. У танков «Черчилль III», полученных СССР из Англии, пушка была калибра 57 миллиметров, однако эта машина отличалась невысокой скоростью и слабой маневренностью. В свою очередь, немецкий тяжелый танк T-VIH «Тигр» имел 88-миллиметровую пушку, выстрелом из которой он пробивал броню тридцатьчетверки на дальности до двух километров.

    Наш же танк мог пробить броню толщиной 61 миллиметр на дальности километра. Кстати, лобовая броня того же Т-IVH достигала толщины 80 миллиметров. Сражаться с надеждой на успех в таких условиях можно было только в ближнем бою, что и было применено, правда, ценой больших потерь. Тем не менее под Прохоровкой вермахт лишился 75% своих танковых ресурсов. Для Германии такие потери стали катастрофой и оказались трудновосполнимыми почти до самого конца войны.

Карточка №1

 С помощью программы PAINT  нарисуйте две концентрические окружности , закрасьте с помощью «Заливки», получившиеся кольцо. Считайте диаметр большой окружности 76мм , а меньшей 45 мм. Найдите ширину образовавшегося кольца

Ответ : 15,5

Карточка №2

С помощью программы PAINT  нарисуйте две концентрические окружности , закрасьте с помощью «Заливки», получившиеся кольцо. Считайте диаметр большой окружности 88 мм , а меньшей 57 мм. Найдите ширину образовавшегося кольца

Ответ:

Проверяются задания. Учитель предлагает детям рассказать с помощью каких инструментов программы PAINT можно нарисовать и закрасить окружности, что мы называем диаметром окружности и как найти ширину кольца на рисунке.

    Слайд 4. Читает ученик:

ФАКТ №4. «В небе над Курском врага громили Кожедуб и Маресьев»

В ходе Курской битвы многие советские воины проявили героизм.

… Старший лейтенант Межунов на самолёте «Яковлев-1» дрался с четырьмя «Фокке-Вульф-190», защищая свои бомбардировщики. Он не подпустил немцев к бомбардировщикам, связав вражеские истребители боем. Израсходовав весь боевой запас, Межунов пошёл на таран, сбил вражеский истребитель.

Свыше 100 тысяч участников тех боев награждены орденами и медалями, 231 стал Героем Советского Союза. 132 соединения и части получили гвардейское звание, а 26 удостоены почетных наименований Орловских, Белгородских, Харьковских и Карачевских. Будущий трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб за время сражения под Курском сбил на своем истребителе 15 вражеских самолетов. Участие в сражениях принимал и Алексей Маресьев. Двадцатого июля 1943 года во время воздушного боя с превосходящими силами противника он спас жизнь двум советским летчикам, уничтожив сразу два вражеских истребителя FW-190. Двадцать четвертого августа 1943 года заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка старший лейтенант А. П. Маресьев был удостоен звания Героя Советского Союза.

Учитель:  Ребята мы уже с вами повторили нахождение дроби от числа и процентов от числа, нахождение числа по его дроби и по его процентам. Предлагаю вам применить знания при решении следующих задач.

Карточка №1

За отваги наших воинов свидетельствует бой в районе совхоза «Октябрьский». В ходе ожесточенных отваг, потери комсостава 32-й танковой бригады: 41 командир танка, что составило 36% от общего числа. Рассчитайте количество танковых экипажей участвовавших в этом бою? Ответ округлите до сотых. Ответ :114 экипажей

Карточка №2

Летчик Иван Кожедуб в битве на Курской дуге сбил 15 самолетов, что составляет 5/3 самолетов, которые сбил другой прославленный летчик Александр Горовец. Сколько самолетов сбил старший лейтенант Горовец?         Ответ :9

 Слайд 5. Читает ученик:

ФАКТ №5. « Для салюта в честь освобождения Орла и Белгорода израсходовали весь запас холостых снарядов в Москве»

   В ходе Курской битвы были освобождены два ключевых города страны - Орел и Белгород. Иосиф Сталин распорядился устроить по этому поводу в Москве артиллерийский салют - первый за всю войну. Было подсчитано, что для того чтобы салют был слышен во всем городе, необходимо задействовать около 100 зенитных орудий. Такие огневые средства были, однако в распоряжении организаторов торжественного действа оказалось всего 1 200 холостых снарядов. Поэтому из 100 орудий можно было дать всего по 12 залпов. Правда, в салюте был также задействован кремлевский дивизион горных пушек (24 орудия), холостые снаряды к которым имелись в наличии. Тем не менее эффект от акции мог получиться не таким, как ожидалось. Решением стало увеличение интервала между залпами: в полночь 5 августа стрельба из всех 124 орудий велась через каждые 30 секунд. А чтобы салют был слышен в Москве повсеместно, группы орудий были расставлены на стадионах и пустырях в разных районах столицы.

 Задача: 5 августа в 24 часа столица нашей Родины Москва впервые за время войны салютовала доблестным войскам Советской армии, освободившим Орел и Белгород, 12 артиллерийскими залпами из 120 орудий. Сколько всего залпов услышали жители Москвы?

  1. Применение знаний   в изменённой ситуации  (конструктивные задачи ).

 Учитель : Ребята мы уже с вами уже  строили диаграммы, давайте вспомним как это делается , используя вкладку «Вставка»-«Диаграммы» в текстовом документе. Я буду повторять этапы построения с вами на интерактивной доске . Итак, начинаем и выбираем гистограмму с группировкой.

Задача: Курская оборонительная операция подразделилась на след. Этапы:1-ый - бои на Обоянском направлении с 5-9 июля, 2-ой – бои под Прохоровкой 10-12 июня, 3-ий- бои в районе Лески, Гостищево, Шахово, 4-ый- контрнаступление с 17-25 июля. Постройте  столбчатую  диаграмму и ответьте на вопрос .  «Какое  кол-во дней на каждом этапе и определите максимальное по длительности?»

  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

Учитель : Ребята предлагаю вам закрепить самостоятельно свои знания по построению диаграмм. Прочитайте задачу и постройте диаграмму. Выберите тип диаграммы так, чтобы можно было сравнить потери советской и немецкой армии  .

Задача: Дорогой ценой обошлась победа в Курской битве советским войскам. Они потеряли свыше 860 тыс. человек, более 6 тыс. танков и САУ, 5,2 тыс. орудий и минометов, свыше 1,6 тыс. самолетов. Но и престижу немецкого оружия был нанесен непоправимый урон. Общие потери Вермахта составили более 500 тыс. солдат и офицеров, до 1,5 тыс. танков, 3 тыс. орудий и более 3,5 тыс. самолетов.

Проверяем задачу на интерактивной доске по заранее подготовленной вкладке.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учитель : Ребята наш урок проходил в преддверии праздника Великой Победы. Мы будем поздравлять ветеранов ВОВ.

Поэтому домашнее задание у вас будет такое: в программе  PAINT создайте поздравительную открытку. Мы их распечатаем и поздравим ветеранов.

  1.  Рефлексия (подведение итогов занятия).

Продолжите фразу:

-Сегодня на уроке я узнал...

Было интересно...

Я понял, что...

Мне захотелось узнать...

Учитель:

- Урок окончен. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Огненная Курская Дуга" внеклассное мероприятие

Интеллектуально-познавательная игра для учащихся 7-8 классов с использованием презентации.Цель: знакомство учащихся с героическими страницами истории родного края, с коренным переломом в ходе Великой ...

Внеклассное мероприятие «Мы не забудем Курскую дугу, но трижды враг её не позабудет…»

       Есть во всемирной истории события, которые навечно остаются в памяти человечества. К их числу, несомненно, относится и выдающаяся победа Красной Армии в К...

КЛАССНЫЙ ЧАС ПОСВЯЩЕННЫЙ 70 - ЛЕТИЮ БИТВЫ НА КУРСКОЙ ДУГЕ

Материал содержит разработку классного часа и мультимедийную презентацию....

Курская Дуга

Музыкально-литературная гостиная к 70-ю битвы Курская Дуга...

Презентация "Герои Курской дуги"

Данная презентация рассказывает о подвиге советских солдат во время Великой Отечественной войны....

Роль железнодорожных коммуникаций в победе на Курской дуге

Статья посвящена Железнодорожным рабочим станции Старый Оскол, оказавшим огромную помощь в подготовке и проведении Курской битвы...

Презентация Курская битва "Герои советского союза получившие звания на северном фасе курской дуги"

В сражениях под Курском советские воины проявили мужество и стойкость, массовый героизм. Родина высоко оценила величие их подвига. Проект предоствляет возможность расширить знанния о героях - зем...