Кружок "Я и мое Отечество"
рабочая программа по краеведению (7, 8 класс)

Багаева Татьяна Доржиевна

Программа кружка "Я и мое Отечество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_ya_i_moe_otechestvo.docx44.56 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Пояснительная записка

В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Назрела необходимость в качестве ведущих аспектов воспитательной деятельности школы вычленить нравственные нормы и ценности. Поэтому основная  задача образования и воспитания  ─  возрождение духовно-патриотического самосознания, пробуждение интереса к национальной культуре, формирование  активной жизненной позиции подрастающего поколения, приобщении  его к нравственным, духовным ценностям, традициям своего народа, воспитание гражданственности, патриотизма.

Нацеленность на духовно-нравственное, патриотическое воспитание, формирование гражданственности, потребности творить и самосовершенствоваться продиктована

  • социальным заказом: обществу нужна личность с богатым духовным, нравственным потенциалом, способная к творчеству, обладающая  высокой культурой и гражданской ответственностью, патриот;
  • ФГОС, предполагающим   достижение  современного национального воспитательного идеала.

        Программа  внеурочной деятельности  “Я и мое Отечество” по духовно-нравственному направлению разработана для обучающихся 7-8  классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени обучающихся.  Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Новизна программы состоит в том, что она обеспечивает овладение ключевыми компетенциями  школьников в воспитательном аспекте необходимых для гармоничного развития личности.

    Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я и мое Отечество» разработана в соответствии с:

  •  Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, № 273-ФЗ;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
  • Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008;
  •  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, М.: Просвещение, 2009.
  • Конституцией Российской Федерации, статьи 38, 43.
  • Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ, глава 12.

В школе созданы условия для реализации разработанной программы, обеспечивающей духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Воспитательно-образовательный процесс в основной школе  направлен на развитие и воспитание ребенка в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Цель программы: социально-педагогическая и социально-культурная поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей гражданской и индивидуальной личности, духовного наследия и достижения родного народа, народов России и всего человечества.

Поставленная цель Программы реализуется через решение следующих задач:

  1. Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта;
  2. Формирование толерантности, подготовка обучающихся к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми;
  3. Создание условий для нравственного самовыражения личности.
  4. Развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении учащихся через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций.

       В основе программы, позволяющей достичь   национального воспитательного идеала, лежит системно-деятельностный подход, благодаря которому формируются базовые национальные ценности:

  • патриотизм, гражданственность,
  • социальная солидарность,
  • человечество, семья,
  • нравственность,
  • здоровье,
  • творчество, труд,
  • экология,
  • наука, образование,
  • интеллект, искусство,
  • традиционные религии России.

Механизм реализации программы

      Программа рассчитана на 3 года и реализуется во внеурочной деятельности с обучающимися  7-8  классов.

       Программа построена с опорой на системно-деятельностный подход и предполагает следующие виды деятельности:

  • игровую,
  • творческую,
  • досуговую,
  • коммуникативную,
  • проектную,
  • издательскую,
  • социально-значимую,
  • поисковую.

Формы проведения занятий: аудиторные  и внеаудиторные занятия.

Игровая деятельность:

Деловая игра, ролевая игра, викторина, инсценировка, соревнование.

Творческая:

Конкурс, турнир, творческая мастерская.

Досуговая:

Виртуальная экскурсия, экскурсия в прошлое, прогулка, праздник

Коммуникативная:

Публичные презентация, аукцион, беседа, устный журнал, Библиотечный урок

Проектная:

Реализация коллективных и групповых проектов.

Издательская:

Написание статей, фоторепортажи, издание  спецвыпусков

Социально-значимая:

Акции «Ветеран живет рядом», уроки Памяти, благоустройство и эстетизации  окружающей среды, благотворительная деятельность.

Поисковая:

Архивная работа, Музейный урок, экспедиция, экскурсия.

       Данные формы способствуют развитию у обучающихся навыков общения в совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Часов в неделю: 1 час.

Часов в год: 34 часа

Место проведения занятий: учебные кабинеты  в школе дополнительного образования, музеи, библиотека.

Методическое обеспечение программы

При проведении занятий в рамках данной программы предусматривается использовать следующие формы организации деятельности: беседы на нравственные темы; чтение отрывков из художественных произведений с последующим анализом; анализ смыслового содержания пословиц, поговорок; продолжение тематического рассказа; учебно-игровые упражнения творческого и подражательного характера; разыгрывание и анализ ситуации; тренинги; игры; ролевые игры,  мини-конкурсы и  другие.

Методика работы с обучающимися строится с позиции личностно-ориентированного взаимодействия. При проведении практикумов акцент делается на самостоятельность, поисковую и творческую активность.

Все занятия, предусмотренные данной программой, содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для формирования нравственных привычек.

                Предполагаемая организация деятельности по программе будет способствовать достижению обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

В процессе освоения Программы обучающиеся получат знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, школьники будут осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, произведений художественной литературы – все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) Программа предусматривает упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности обучающихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям.

В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) необходимо использовать задания, их формирующие. Так, с обучающимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения.

Работа на занятиях с художественной литературой помогает обучающимся использовать различные способы поиска информации.

 Эффективность реализации программы оценивается посредством мониторинга, отзывов, следующих методик:

  • Методика «Недописанный тезис»
  • Методика «Свиток»
  • Методика «Измерение художественно-эстетической потребности»
  • Диагностика. Графический тест Е.П. Ильина «Определение потребности в активности»
  • Цветовой тест Люшера (сокращенный вариант).
  • Методика определения уровня воспитанности Ю.В. Васильева;
  • Методика изучения уровня развития детского коллектива А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»);
  • Методика «Определение общественной активности учащихся»  Е.Н.Степанова.

Результаты контроля служат основанием для внесения корректировки в содержание и организацию процесса работы по программе; поощрения успешной деятельности и инициативы в овладении знаниями и навыками обучающимися.

Техническое оснащение образовательного процесса: наглядные материалы (репродукции картин, фоторепродукции), аудиозаписи музыкальных произведений, видеозаписи (классической литературы, живой природы, социальных явлений), аудио/видео аппаратура (музыкальный центр, телевизор), мультимедийная техника (ноутбук, проектор, колонки).

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Данная программа внеурочной деятельности способствует формированию у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.

В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться внутренняя позиция школьника, ориентация на моральные нормы и их выполнение, спо-собность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий будет формироваться способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат знания об основных категориях и понятиях этики, основных положительных нравственных качествах человека; освоят общие понятия гражданско-правового сознания.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий будет формиро-ваться умение учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществ-лять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать содержание и условия деятельности в сообщениях.

Ученики должны быть:

•        дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;

•        обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций,  с интересом искать и находить их решение;

•        самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;

•        способны к изменению самих себя.

Обобщенный результат деятельности основной школы представлен в портрете её выпускника в соответствии со Стандартом:

 •        умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

•        обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

•         любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

•        владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

•        любящий свой край и свою Родину

•        уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

•        готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

•        доброжелательный,

•        выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

  • с активной жизненной и  гражданской позицией;
  • уважающий  историческое прошлое нашего народа;

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе мониторинга (Приложение).

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — обучающиеся приобретают социальные знания. На первом уровне  обучающиеся  получает знания о духовно-нравственных ценностях.

Второй уровень результатов — обучающиеся получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. На втором уровне ценности усваиваться школьниками в форме отдельных нравственно-ориентированных поступков.

Третий уровень результатов — обучающиеся получают  опыт самостоятельного общественного действия, у  них формируются социально приемлемые модели поведения. На третьем уровне обучающиеся принимают участие в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности и приобретают элементы опыта  духовно-нравственного поведения.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают  показатели эффективной деятельности:

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской и социокультурной компетентности.

Содержание курса (7 класс)

Тема занятия

Всего

часов

Из них

Формы организации занятий

Формы контроля

Аудиторные

Внеаудиторные, активные

7 класс (34 часа)

Патриотизм, гражданственность

«Здравствуй, школа»

1

1

Игра

Диагностика «Свиток»

Страна книг (Экскурсия в библиотеку)

1

1

Библиотечный урок

Отзывы

«Москва - столица нашей Родины»

1

1

Библиотечный урок

Анкета

История праздника «День народного единства»

1

1

Беседа

Беседа «Что такое гражданственность»

1

1

Беседа

Анкета

«Овеянные славою флаг наш и герб»

1

1

Беседа

Отзывы

 «Чтоб защитником стать»

1

1

Библиотечный урок

Анкета

Герои России

1

1

Беседа

Встреча с воинами локальных войн

1

1

Встреча

Социальная солидарность

Весенняя неделя добра

1

1

Акция

Отзывы

«Ветеран живет рядом»

1

1

Акция

Отзывы

Человечество, семья

«Знакомьтесь: семиклассник»

1

1

Круглый стол совместно с родителями

«Семь Я»

1

1

Конкурс

Беседа «Что такое толерантность»

1

1

Беседа

Отзывы

Пасха в народной традиции

1

1

Инсценировка

Отзывы

Нравственность

«Пусть царит на земле доброта»

1

1

Беседа

«Недописанный тезис»

Беседа «Что такое сострадание»

1

1

Беседа

Отзывы

Добросердечность. Добрые слова. Доброе дело.

1

1

Беседа

Отзывы

Беседа «Что такое уважение»

1

1

Библиотечный урок

Анкета

Как избежать конфликта. Сюжетно-ролевые игры.

1

1

Игра

Диагностика

«Пусть царит на земле доброта»

1

1

Беседа

Анкета

Здоровье

Вредные привычки. Их влияние на здоровье

1

1

Поход в медкабинет

Анкетирование

«Здоровому все здорово»

1

1

Беседа

Анкета

«Минздрав предупреждает»

1

1

Беседа

Диагностика

День здоровья и спорта

1

1

Соревнования

Отзывы

Прогулка на свежем воздухе

1

1

Прогулка

Отзывы

Экология

Природа моего края. Конкурс «Юный эрудит»

1

1

Конкурс

Отзывы

Природа в опасности

1

1

Презентация проектов

Интеллект, искусство

Новый год у ворот.

1

1

Конкурс

Выпуск новогодней стенгазеты.

1

1

Творческая мастерская

Выпуск газеты

«Чудо Рождества»

1

1

Праздник

Рыцарский турнир

1

1

Турнир

Отзывы

Проводы зимы

1

1

Конкурс

Отзывы

ВСЕГО ЧАСОВ

34

20

14

Содержание курса (8 класс)

Тема занятия

Всего

часов

Из них

Формы организации занятий

Формы контроля

Аудиторные

Внеаудиторные, активные

8 класс (34 часа)

 «Патриотизм, гражданственность»

«День знаний»

1

1

Игра

Диагностика «Свиток»

«Мой город - Иркутск!»

1

1

Проекты

Проекты

«История школы в лицах и фактах»

1

1

Урок-презентация

Отзывы

Права и обязанности гражданина России

1

1

Беседа

Отзывы

«Правовой турнир»

1

1

Турнир

Отзывы

День защитника Отечества в православной традиции

1

1

Библиотечный урок

Отзывы

Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне»

1

1

Урок мужества

Отзывы

Встреча с воинами локальных войн

1

1

Встреча

Отзывы

«А ну-ка, парни!»

1

1

Соревнования

Отзывы

 «Социальная солидарность»

Весенняя неделя добра

1

1

Акция

Отзывы

День Победы

1

1

Помощь ветеранам

Вахта Памяти

1

1

Акция

Отзывы

 «Человечество, семья»

Литературный журнал, посвященный Дню Матери «Желаем счастья вам!»

1

1

Литературный журнал

Отзывы

Беседа-тренинг «Моя будущая профессия»

1

1

Тренинг.

Деловая игра

Анкетирование

Духовные традиции русской семьи

1

1

Беседа

Отзывы

«Это высокое звание – Человек!»

1

1

Беседа

Отзывы

Беседа-тренинг «Личностью не рождаются»

1

1

Тренинг

Анкетирование

Беседа-тренинг «Я в мире. Мир во мне»

1

1

Тренинг

Анкетирование

Светлое Христово Воскресение

1

1

Беседа

Отзывы

«Нравственность»

«Береги честь смолоду»

1

1

Беседа

Отзывы

«Что такое милосердие?»

1

1

Беседа

Отзывы

«Протяни руку помощи»

1

1

Беседа

Отзывы

«Святые заступники Руси»

1

1

Библиотечный урок

Отзывы

По святым местам Сызрани

1

1

Беседа

Отзывы

 «Здоровье»

«В здоровом теле - здоровый дух»

1

1

Поход в медкабинет

Анкетирование

Мероприятие по ПДД «Счастливый случай»

1

1

Игра

Анкетирование

Беседа «Наше здоровье и от чего оно зависит»

1

1

Беседа

Отзывы

День здоровья и спорта

1

1

Соревнование

Отзывы

 «Экология»

Брейн ринг «Мой родной край»

1

1

Брейн ринг

Конкурс презентаций «Природа в опасности»

1

1

Конкурс

 «Интеллект, искусство»

КТД «Новогодний праздник»

1

1

Праздник

Отзывы

Выпуск новогодней газеты

1

1

Издательская деятельность

Внеклассное мероприятие «Зажги свечу на Рождество»

1

1

Инсценировка

Отзывы

«Прекрасное рядом»

1

1

Экскурсия в выставочный зал, краеведческий музей

ВСЕГО ЧАСОВ

34

18

16

Тематическое планирование

Тематическое планирование

7 класс

Тема занятия

Всего

часов

Из них:

аудиторные

внеаудиторные

«1 сентября»

1

1

«Знакомьтесь: семиклассник»

1

1

«Я живу в Иркутской области!»

1

1

«История школы в лицах и фактах»

1

1

«Что такое милосердие?»

1

1

Протяни руку помощи

1

1

Вредные привычки. Их влияние на здоровье.

1

1

Святые заступники Руси

1

1

Викторина по ПДД

1

1

Литературный журнал, посвященный Дню Матери «Желаем счастья вам!»

1

1

Вредные привычки

1

1

Семейные ценности

1

1

Национальные символы России

1

1

Права и обязанности гражданина России

1

1

КТД «Новогодний праздник»

1

1

Выпуск новогодней газеты

1

1

Внеклассное мероприятие «Зажги свечу на Рождество»

1

1

«Слагаемые здоровья»

1

1

«Это высокое звание – Человек!»

1

1

День защитника Отечества в православной традиции

1

1

Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне»

1

1

Встреча с воинами локальных войн

1

1

«А ну-ка, парни!»

1

1

Проводы зимы

1

1

Прекрасное рядом

1

1

Как стать дисциплинированным?

1

1

Брейн ринг «Природа родного края»

1

1

«Планета – наш дом, сбереги ее»

1

1

День птиц

1

1

Светлая Пасха

1

1

Весенняя неделя добра

1

1

День Победы

1

1

«Ветеран живет рядом»

1

1

День здоровья и спорта

1

1

ВСЕГО ЧАСОВ

34

17

17

                                                   Тематическое планирование

8 класс

Тема занятия

Всего

часов

Из них:

аудиторные

внеаудиторные

«День знаний»

1

1

«Мой город – Иркутск»

1

1

Береги честь смолоду

1

1

«История школы в лицах и фактах»

1

1

«Что такое милосердие?»

1

1

«Протяни руку помощи»

1

1

«В здоровом теле – здоровый дух!»

1

1

Святые заступники Руси

1

1

Мероприятие по ПДД «Счастливый случай»

1

1

Литературный журнал, посвященный Дню Матери «Желаем счастья вам!»

1

1

Беседа – тренинг «Моя будущая профессия»

1

1

Духовные традиции русской семьи

1

1

Права и обязанности гражданина России

1

1

«Правовой турнир»

1

1

КТД «Новогодний праздник»

1

1

Выпуск новогодней газеты

1

1

Внеклассное мероприятие «Зажги свечу на Рождество»

1

1

Беседа «Наше здоровье и от чего оно зависит»

1

1

«Это высокое звание – Человек!»

1

1

День защитника Отечества в православной традиции

1

1

Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне»

1

1

Встреча с воинами локальных войн

1

1

«А ну-ка, парни!»

1

1

Прекрасное рядом.

1

1

Беседа – тренинг «Личностью не рождаются»

1

1

«Береги честь смолоду»

1

1

Брейн ринг «Природа родного края»

1

1

Конкурс презентаций «Природа в опасности»

1

1

По памятным местам Иркутска

1

1

Светлое Христово Воскресение

1

1

Весенняя неделя добра

1

1

День Победы

1

1

Вахта Памяти

1

1

День здоровья и спорта

1

1

ВСЕГО ЧАСОВ

34

18

16

Список литературных источников

Литература для учителя

  1. Внеурочная деятельность в школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru 
  2. Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
  3. Андреев А.А Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,2010.
  4. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э. Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
  5. Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно  / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М.: Флинта, 2003. -128 с.
  6. Степанов  Е.Н. «Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 2009
  7. Тисленкова, И.А. Духовно-нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей  / И.А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. – 108 с.
  8. Шемшурина, А.И. Нравственное воспитание школьников: методические рекомендации ./ А.И. Шемшурина // Этическое воспитание.-2005-№1.
  9. Шемшурина, А.И. Программа духовно-нравственного воспитания школьников в работе классного руководителя [Текст]./ А.И. Шемшурина // Этическое воспитание.-2006-№2.
  10. Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М.,2007. – 107 с.
  11. Шилова М.И.,Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 2005

Литература для обучающихся

  1. Кабрера, А. Феи рассказывают о благодарности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
  2. Кабрера, А. Феи рассказывают о самоуважении [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
  3. Кабрера, А. Феи рассказывают о скромности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
  4. Кабрера, А. Феи рассказывают о солидарности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
  5. Кабрера, А. Феи рассказывают о сочувствии [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
  6. Кабрера, А. Феи рассказывают о храбрости [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
  7. Кабрера, А. Феи рассказывают о щедрости [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
  8. Кабрера, А. Феи рассказывают об ответственности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
  9. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена [Текст] / М.: Астрель, 2000. – 240 с.
  10. Яровицкий, В. Мой первый учебник по психологии. Книга для подростка [Текст] / В. Яровицкий. – М.: Феникс, 2011. – 256 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Объединение «Мое Отечество» Кружок краеведение.

Представлен отчёт работы объединения «Мое Отечество». Военно-патриотический клуб «Возрождение»Кружок краеведение. Школьный музей им. А.Бобкова  ...

"Отечества достойные сыны" (Праздник в честь Дня Защитника Отечества, с использованием сведений о культуре и традициях донского казачества)

В разработке мероприятия использованы факты истории  создания праздника  "День Защитника Отечества",  факты жизни и деятельности великих полководцев Руси в разные  периоды истории....

"Отечества достойные сыны" (Праздник в честь Дня Защитника Отечества, с использованием сведений о культуре и традициях донского казачества)

В разработке мероприятия использованы факты истории  создания праздника  "День Защитника отечества",  факты жизни и деят великих полководцев Руси в разные  периоды истории. Особый ...

ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА. (Музыкально-поэтическая композиция ко Дню защитника Отечества.)

     23 февраля  принято  считать  днём  рождения  нашей  Армии.  Но  так  ли  это?  Официально – да!  Но  армия...