Открытое занятие "Жилище ненцев чум"
план-конспект по краеведению

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Панаевский детский сад «Красная шапочка»

 

 

 

 

 

Непосредственно - образовательная деятельность в подготовительной к школе  группе «Рябинка»

 

«Жилище ненцев – чум»

 

 

 

 

 

Воспитатель первой квалификационной категории:

Рогалева Оксана Георгиевна

 

 

 

 

 

Панаевск 2022 г.

«Жилище ненцев – чум»

 

Возрастная группа: подготовительная к школе группа, 5-6 лет

Цель: способствовать расширению и углублению представлений детей о родном крае, быте, жизни коренных народов – ненцы.

Задачи:

Обучающие задачи:

асширять знания детей о жилище и быте коренных жителей тундры – ненцев;

- познакомить детей с последовательностью сбора чума.

Развивающие задачи:

-развивать познавательный интерес;

-расширять словарный запас детей;

-развивать диалогическую речь;

-развивать творческие способности и мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

-воспитывать умение работать в коллективе при сборе чума под руководством воспитателя;

-воспитывать чувство толерантности по отношению к коренным народностям Севера.

Форма совместной деятельности: Интегрированная НОД

Форма организации: групповая, индивидуальная

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа: Беседы, рассматривание альбомов, иллюстраций.

        Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная,

        познавательно-исследовательская.

        Методы обучения:

        Проблемно-поисковый

        Наглядный (демонстрация слайдов, показ трудовых приемов)

       Словесный (беседа, рассказ)

       Практический (игровая, продуктивная, трудовая, художественная    

деятельность)

       Учебно-методический комплект:

       Средства:

Наглядные – ненецкая кукла Масне, конверт с полосками бумаги с изображением орнамента, предметы для сбора макета чума: основание для чума, деревянные шесты, сукно, дощечки, жестяной лист, печь, столик, дрова.

Мультимедийные – презентация.

Литературные – стихи, загадка.

Оборудование – ИКТ; ненецкая кукла Масне, конверт с полосками бумаги с изображением орнамента, цветные карандаши, предметы для сбора макета чума: основание для чума, деревянные шесты, сукно, дощечки, жестяной лист, печь, столик, дрова.

Словарная работа: чум, сукно, брезент, шест, орнамент.

 

Ход НОД

  1. Организационный момент.

Педагог: Ӈани торова ӈацекы!

Дети: Ӈани торова!

Стук в дверь (аудиозапись)

Педагог: Ребята вы кого-то ждёте в гости?

Дети: нет

Педагог: А кто же там стучится тогда в дверь. Пойду посмотрю.

Входит педагог в руках ненецкая кукла Масне, здоровается с детьми.

Педагог:

Маcне в гости к вам пришла,

Много интересного вам принесла!

Будем вместе мы играть,

На вопросы отвечать.

 К нам пришла сегодня гостья, давайте встретим её.

 (Дети здороваются с Масне).

Дети: Здравствуй Масне!

Педагог: Масне очень любит свой край. И хотела бы узнать, знаете ли вы что-нибудь о крае, в котором живёте. Ребята, давайте расскажем Масне о своём крае. Где мы живём?

Дети: (на Севере, в Ямальском районе, в посёлке Панаевск).

Педагог: Как называется наш округ?

Дети: (Ямало-Ненецкий автономный округ).

Педагог: Какие коренные жители проживают в Ненецком округе?

Дети: (Ненцы, Ханты, Манси, Селькупы. Коми).

Педагог: Как называется жилище ненцев?

Дети: (Чум).  

 Педагог: А кто знает, из чего шьют покрытия для чума?

Дети: (Из оленьих шкур).

Педагог: Ребята, Масне ненецкая девочка, она со своими родителями живёт в чуме и много про него может рассказать и показать.

  1. Основная часть.

Педагог: Давайте посмотрим какие бывают чума, как их строят и что находится внутри чума.

Детям предлагается просмотреть презентацию «Жилище ненцев – чум».

Презентация сопровождается рассказом педагога.

Педагог: Ставят чум быстро, по строго установленным правилам.                                     Сначала определяют центр чума - там будет печь, под неё клали железный лист. Слева и справа раскладывали широкие длинные доски вместо пола. 

     Главный элемент чума — шест. Их делают из ровной ели или сосны подбирают долго и тщательно.

     На одинаковом расстоянии от центра чума в землю втыкают три основных шеста. Верхние концы связаны вместе. Затем по кругу устанавливают другие шесты по порядку.  Чем больше шестов у чума, тем он вместительнее. В верхней части чума находится дымовое отверстие.

     Когда каркас готов, на него натягивали покрышки – из шкуры, войлока либо брезента. 

     Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах. Снег скатывается, не задерживаясь, поэтому при переезде на другое место чум можно разобрать без очистки.

   Летом чума ставят на открытых местах рядом с водоемом. Чтобы вблизи был ягель, корм для оленей.

   Чум - это переносное жилище северных народов - конической формы шатер, покрытый шкурами, брезентом.

Педагог: Послушайте загадку.

В доме лишь одна стена,

Очень круглая она

До того она кругла –

Ни единого угла (чум).

    Чтобы жилище всегда было тёплым, около входа в чум складываются дрова. Женщины собирают дрова для очага, колют их, сушат у входа и разжигает огонь.

   Из мебели в чуме - низкий столик (толь)высотой 20 сантиметров, за которым едят.

    Вещи в чумах хранят в мешках разных размеров из оленьих шкур. Для перевозки деталей чума необходимо восемь грузовых нарт.

    Основная деятельность ненцев – это оленеводство, рыболовство, охота.

Педагог: Ребята, а давайте поиграем.

Физминутка «Северные олени»

Полярное небо ночи темней (Дети скрещивают руки над головой, высоко)

Струйками пар из оленьих ноздрей (поднимают ноги, согнутые в коленях).

Хэй-хэй-хэй,

Ой, хэй-хэй.

 Свистят по дороге полозья саней, (Имитируют скольжение саней по кругу).

Поземка скользит и струится по ней.

Хэй-хэй-хэй,

Ой, хэй-хэй.

 И ветер с веселою песней моей (Бег врассыпную под музыку).

Летит над просторами снежных полей.

Хэй-хэй-хэй,

Ой, хэй-хэй.

 Летит за оленями песня – мой друг, (Дети скрещивают руки над головой, высоко)

И стадо само собирается в круг. (поднимают ноги, согнутые в коленях).

 

  1. Продуктивная деятельность

Педагог: Ребята, Масне к нам пришла с подарком, она принесла всё, что необходимо для строительства чума. Конечно он будет не такой большой как настоящий, но зато вы сможете его сами собрать. Хотите?

Дети: Да!

Педагог: Давайте посмотрим, что нам принесла Масне.

Дети рассматривают предметы, которые принесла Маcне и приступают к сбору чума.

 Педагог: Вот и готов наш небольшой чумик. Хороший чум у нас получился.

Теперь каждый из вас знает, как строят чум ненцы. Давайте поблагодарим Маcне  за подарок.

Дети: Спасибо Масне!

Педагог: Но посмотрите, у Маcне ещё есть шкатулка в руках.  Вам интересно узнать что там?

Педагог достаёт из шкатулки полоски бумаги с изображением орнамента.

Педагог: Ребята, что это такое?

Дети (Орнамент, узор).

Педагог: Правильно это ненецкий орнамент. Для чего его используют?

Дети: (Для украшения одежды, обуви).

Педагог: Орнаментом ненцы украшают даже свои чумы, чтобы они были красивые. И мы тоже можем украсить свой чум.

    Педагог раздаёт детям полоски с изображение орнамента и просит его раскрасить, чтобы потом украсить чум, который построили.

Дети украшают чум орнаментом.

  1. Итог.

Педагог: Ребята, что вы сегодня интересного и нового узнали из нашей беседы? Что вам больше всего понравилось?

Дети: Нам понравилось собирать чум

Педагог: Ребята, а давайте попросим Маcне остаться у нас в группе пожить в чуме, который мы построили.

Дети: Масне поживи у нас в чумике.

Педагог: На этом нам пора заканчивать. До новых встреч! До свидания! Лакамбой!

Дети : Лакамбой!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Литература

 

  1. А.В.Хомич "Ненцы" 1995г. Спб, Русский Двор;
  2. Окотэтто E.Н. Ненецкий язык в детском саду: Пособие для воспит.дет. садов Ямала. - CПб.: отд-ние изд-ва "Просвещение", 1998.-183c.
  3. Кокорева Н.Я. Ненецкий язык в детском саду: Пособие для дошк.образ.учрежд. - CПб.: филиал изд-ва "Просвещение", 2008. -64c.
  4. Роговер Е.С. Литература народов Севера. Очерки, статьи, эссэ: Учебное пособие. - CПб.: Издательство "Дрофа" Санкт-Петербург, 2008. -319c.
  5. Няруй В.Н.Ӈопой, сидя,няхар ",тет,самляӈг…..:- СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2012.-35 с.
  6. П.Н.Богун «Игра как основа национальных видов спорта», CПб., «Просвещение»
  7. ОкотэттоE.Н. Ненецкие загадки для детей: - CПб.: отд-ние изд-ва "Алмаз-Граф",2014.-143c.
  8. В.А.Саблина «Едэйко»: Учебно-методическое пособие на ненецком и русском языках для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – СПб.:филиал изд-ва «Просвещение», 2008. – 63с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhilishche_nentsev_chum.docx78.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Панаевский детский сад «Красная шапочка»

Непосредственно - образовательная деятельность в подготовительной к школе  группе «Рябинка»

«Жилище ненцев – чум»

Воспитатель первой квалификационной категории:

Рогалева Оксана Георгиевна

Панаевск 2022 г.

«Жилище ненцев – чум»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа, 5-6 лет

Цель: способствовать расширению и углублению представлений детей о родном крае, быте, жизни коренных народов – ненцы.

Задачи:

Обучающие задачи:

асширять знания детей о жилище и быте коренных жителей тундры – ненцев;

- познакомить детей с последовательностью сбора чума.

Развивающие задачи:

-развивать познавательный интерес;

-расширять словарный запас детей;

-развивать диалогическую речь;

-развивать творческие способности и мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

-воспитывать умение работать в коллективе при сборе чума под руководством воспитателя;

-воспитывать чувство толерантности по отношению к коренным народностям Севера.

Форма совместной деятельности: Интегрированная НОД

Форма организации: групповая, индивидуальная

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа: Беседы, рассматривание альбомов, иллюстраций.

        Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная,

        познавательно-исследовательская.

        Методы обучения:

        Проблемно-поисковый

        Наглядный (демонстрация слайдов, показ трудовых приемов)

       Словесный (беседа, рассказ)

       Практический (игровая, продуктивная, трудовая, художественная    

деятельность)

       Учебно-методический комплект:

       Средства:

Наглядные – ненецкая кукла Масне, конверт с полосками бумаги с изображением орнамента, предметы для сбора макета чума: основание для чума, деревянные шесты, сукно, дощечки, жестяной лист, печь, столик, дрова.

Мультимедийные – презентация.

Литературные – стихи, загадка.

Оборудование – ИКТ; ненецкая кукла Масне, конверт с полосками бумаги с изображением орнамента, цветные карандаши, предметы для сбора макета чума: основание для чума, деревянные шесты, сукно, дощечки, жестяной лист, печь, столик, дрова.

Словарная работа: чум, сукно, брезент, шест, орнамент.

Ход НОД

  1. Организационный момент.

Педагог: Ӈани торова ӈацекы!

Дети: Ӈани торова!

Стук в дверь (аудиозапись)

Педагог: Ребята вы кого-то ждёте в гости?

Дети: нет

Педагог: А кто же там стучится тогда в дверь. Пойду посмотрю.

Входит педагог в руках ненецкая кукла Масне, здоровается с детьми.

Педагог:

Маcне в гости к вам пришла,

Много интересного вам принесла!

Будем вместе мы играть,

На вопросы отвечать.

 К нам пришла сегодня гостья, давайте встретим её.

 (Дети здороваются с Масне).

Дети: Здравствуй Масне!

Педагог: Масне очень любит свой край. И хотела бы узнать, знаете ли вы что-нибудь о крае, в котором живёте. Ребята, давайте расскажем Масне о своём крае. Где мы живём?

Дети: (на Севере, в Ямальском районе, в посёлке Панаевск).

Педагог: Как называется наш округ?

Дети: (Ямало-Ненецкий автономный округ).

Педагог: Какие коренные жители проживают в Ненецком округе?

Дети: (Ненцы, Ханты, Манси, Селькупы. Коми).

Педагог: Как называется жилище ненцев?

Дети: (Чум).  

 Педагог: А кто знает, из чего шьют покрытия для чума?

Дети: (Из оленьих шкур).

Педагог: Ребята, Масне ненецкая девочка, она со своими родителями живёт в чуме и много про него может рассказать и показать.

  1. Основная часть.

Педагог: Давайте посмотрим какие бывают чума, как их строят и что находится внутри чума.

Детям предлагается просмотреть презентацию «Жилище ненцев – чум».

Презентация сопровождается рассказом педагога.

Педагог: Ставят чум быстро, по строго установленным правилам.                                     Сначала определяют центр чума - там будет печь, под неё клали железный лист. Слева и справа раскладывали широкие длинные доски вместо пола.  

     Главный элемент чума — шест. Их делают из ровной ели или сосны подбирают долго и тщательно.

     На одинаковом расстоянии от центра чума в землю втыкают три основных шеста. Верхние концы связаны вместе. Затем по кругу устанавливают другие шесты по порядку.  Чем больше шестов у чума, тем он вместительнее. В верхней части чума находится дымовое отверстие.

     Когда каркас готов, на него натягивали покрышки – из шкуры, войлока либо брезента.  

     Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах. Снег скатывается, не задерживаясь, поэтому при переезде на другое место чум можно разобрать без очистки.

   Летом чума ставят на открытых местах рядом с водоемом. Чтобы вблизи был ягель, корм для оленей.

   Чум - это переносное жилище северных народов - конической формы шатер, покрытый шкурами, брезентом.

Педагог: Послушайте загадку.

В доме лишь одна стена,

Очень круглая она

До того она кругла –

Ни единого угла (чум).

    Чтобы жилище всегда было тёплым, около входа в чум складываются дрова. Женщины собирают дрова для очага, колют их, сушат у входа и разжигает огонь.

   Из мебели в чуме - низкий столик (толь)высотой 20 сантиметров, за которым едят.

    Вещи в чумах хранят в мешках разных размеров из оленьих шкур. Для перевозки деталей чума необходимо восемь грузовых нарт.

    Основная деятельность ненцев – это оленеводство, рыболовство, охота.

Педагог: Ребята, а давайте поиграем.

Физминутка «Северные олени»

Полярное небо ночи темней (Дети скрещивают руки над головой, высоко)

Струйками пар из оленьих ноздрей (поднимают ноги, согнутые в коленях).

Хэй-хэй-хэй,

Ой, хэй-хэй.

 Свистят по дороге полозья саней, (Имитируют скольжение саней по кругу).

Поземка скользит и струится по ней.

Хэй-хэй-хэй,

Ой, хэй-хэй.

 И ветер с веселою песней моей (Бег врассыпную под музыку).

Летит над просторами снежных полей.

Хэй-хэй-хэй,

Ой, хэй-хэй.

 Летит за оленями песня – мой друг, (Дети скрещивают руки над головой, высоко)

И стадо само собирается в круг. (поднимают ноги, согнутые в коленях).

  1. Продуктивная деятельность

Педагог: Ребята, Масне к нам пришла с подарком, она принесла всё, что необходимо для строительства чума. Конечно он будет не такой большой как настоящий, но зато вы сможете его сами собрать. Хотите?

Дети: Да!

Педагог: Давайте посмотрим, что нам принесла Масне.

Дети рассматривают предметы, которые принесла Маcне и приступают к сбору чума.

 Педагог: Вот и готов наш небольшой чумик. Хороший чум у нас получился.

Теперь каждый из вас знает, как строят чум ненцы. Давайте поблагодарим Маcне  за подарок.

Дети: Спасибо Масне!

Педагог: Но посмотрите, у Маcне ещё есть шкатулка в руках.  Вам интересно узнать что там?

Педагог достаёт из шкатулки полоски бумаги с изображением орнамента.

Педагог: Ребята, что это такое?

Дети (Орнамент, узор).

Педагог: Правильно это ненецкий орнамент. Для чего его используют?

Дети: (Для украшения одежды, обуви).

Педагог: Орнаментом ненцы украшают даже свои чумы, чтобы они были красивые. И мы тоже можем украсить свой чум.

    Педагог раздаёт детям полоски с изображение орнамента и просит его раскрасить, чтобы потом украсить чум, который построили.

Дети украшают чум орнаментом.

  1. Итог.

Педагог: Ребята, что вы сегодня интересного и нового узнали из нашей беседы? Что вам больше всего понравилось?

Дети: Нам понравилось собирать чум

Педагог: Ребята, а давайте попросим Маcне остаться у нас в группе пожить в чуме, который мы построили.

Дети: Масне поживи у нас в чумике.

Педагог: На этом нам пора заканчивать. До новых встреч! До свидания! Лакамбой!

Дети : Лакамбой!

                                            Литература

  1. А.В.Хомич "Ненцы" 1995г. Спб, Русский Двор;
  2. Окотэтто E.Н. Ненецкий язык в детском саду: Пособие для воспит.дет. садов Ямала. - CПб.: отд-ние изд-ва "Просвещение", 1998.-183c.
  3. Кокорева Н.Я. Ненецкий язык в детском саду: Пособие для дошк.образ.учрежд. - CПб.: филиал изд-ва "Просвещение", 2008. -64c.
  4. Роговер Е.С. Литература народов Севера. Очерки, статьи, эссэ: Учебное пособие. - CПб.: Издательство "Дрофа" Санкт-Петербург, 2008. -319c.
  5. Няруй В.Н.Ӈопой, сидя,няхар ",тет,самляӈг…..:- СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2012.-35 с.
  6. П.Н.Богун «Игра как основа национальных видов спорта», CПб., «Просвещение»
  7. ОкотэттоE.Н. Ненецкие загадки для детей: - CПб.: отд-ние изд-ва "Алмаз-Граф",2014.-143c.
  8. В.А.Саблина «Едэйко»: Учебно-методическое пособие на ненецком и русском языках для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – СПб.:филиал изд-ва «Просвещение», 2008. – 63с.

Самоанализ открытого занятия по теме «Жилище ненцев – чум»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа, 5-6 лет

Цель: способствовать расширению и углублению представлений детей о родном крае, быте, жизни коренных народов – ненцы.

Задачи:

Обучающие задачи:

-расширять знания детей о жилище и быте коренных жителей тундры – ненцев;

- познакомить детей с последовательностью сбора чума.

Развивающие задачи:

-развивать познавательный интерес;

-расширять словарный запас детей;

-развивать диалогическую речь;

-развивать творческие способности и мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

-воспитывать умение работать в коллективе при сборе чума под руководством воспитателя;

-воспитывать чувство толерантности по отношению к коренным народностям Севера.

Форма совместной деятельности: Интегрированная НОД

Форма организации: групповая, индивидуальная

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа: Беседы, рассматривание альбомов, иллюстраций.

        Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная,

        познавательно-исследовательская.

        Методы обучения:

        Проблемно-поисковый

        Наглядный (демонстрация слайдов, показ трудовых приемов)

       Словесный (беседа, рассказ)

       Практический (игровая, продуктивная, трудовая, художественная    

деятельность)

       Учебно-методический комплект:

       Средства:

Наглядные – ненецкая кукла Масне, конверт с полосками бумаги с изображением орнамента, предметы для сбора макета чума: основание для чума, деревянные шесты, сукно, дощечки, жестяной лист, печь, столик, дрова.

Мультимедийные – презентация.

Литературные – стихи, загадка.

Оборудование – ИКТ; ненецкая кукла Масне, конверт с полосками бумаги с изображением орнамента, цветные карандаши, предметы для сбора макета чума: основание для чума, деревянные шесты, сукно, дощечки, жестяной лист, печь, столик, дрова.

Словарная работа: чум, сукно, брезент, шест, орнамент.

Группа, с которой я работаю – это воспитанники подготовительной группы группы. Им по 5-6 лет. При планировании занятия учитывались их возрастные, психологические, языковые особенности. Занятие было призвано способствовать развитию навыков мелкой моторики, развитию воображения, логического мышления, развитию речи.

Воспитательным задачам я отнесла – воспитывать интерес, любовь к культуре своего народа и бережного отношения к природе родного края.

При проведении занятия я ориентировалась на принципы обучения: наглядность, доступность, учёт возрастных особенностей, самостоятельности при руководящей роли педагога, последовательности.

На первом этапе – организационный момент, мотивирование к учебной деятельности применены  УУД – личностные: самоопределение, умение правильно вести себя в кабинете, в коллективе ; коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с педагогом и с другими воспитанниками, слушать и понимать речь педагога.

На втором этапе - актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (проверка усвоения знаний прошлых  занятий) применены  УУД - коммуникативные:  оформлять свои мысли в устной  форме (на уровне предложения); слушать и понимать речь других;

познавательные: анализ объектов с целью выделения ведущих признаков; находить ответы на вопросы в иллюстрациях;  

личностные: самоопределение; умение правильно вести себя в кабинете, в коллективе .  

        На третьем этапе - постановка учебной цели и задач (проблемная ситуация, подготовка к восприятию нового, восприятие нового) применены УУД - регулятивные: целеполагание;

        На последнем этапе – рефлексия - познавательные: рефлексия, личностные: смыслообразование, коммуникативные – контроль, коррекция, оценка действий,  умение осознанно и правильно строить речевое высказывание,

Чтобы решить цель занятия, мною было использованы  предметы быта, декоративный чум;чтобы воспитанники могли  окунуться в атмосферу тундры. Кроме этого я использовала для занятия игры, чтобы разнообразить учебный процесс. С воспитанниками старалась проговаривать каждое слово на русском и на ненецком языке.

Материал занятия оказался интересным для воспитанников.

Данное занятие проведено в форме интегрированного занятия.       Использовала такие методы обучения:

Словесный, наглядный, практический.

Подведение итогов самостоятельной работы.

Мне  удалось уложиться по времени, потому что всё было распределено по минутам.        Мне было вначале легко вести занятие, воспитанники легко включились в работу.

      Наглядным  материалом был детский декоративный чум.

      Цель занятия можно считать достигнутым, план занятия выполнен, материал пройден,  все закрепили слова на ненецком языке на тему “Жилище чум”, потому что это можно увидеть наглядно, занятие тесно связано с традиционным образом жизни воспитанников.

Поставленные задачи удалось выполнить.

Общая самооценка – хорошая. Занятие познавательное, содержательное.

 

                                                                            Вопитатель: РОГАЛЕВА О.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие "Народная медицина ненцев"

Профориентация является одной из задач, которые преследует школьное образование в старших классах. Ведь в задачи педагогов входит не только предоставление ученикам необходимых сведений и знаний ...

Конспект занятия на тему «Чум - жилище ненцев» по развитию ненецкой разговорной речи для детей, не владеющих ненецкой речью.

Конспект занятия на тему «Чум - жилище ненцев» по развитию ненецкой разговорной речи для детей, не владеющих ненецкой речью....

Исследовательская работа "Роль оленей в жизни ненцев"

Данная работа была написана ученицей 7 а класса после посещения стойбища оленей в Пинежском районе Архангельской области.Материал может быть использован на уроках географии и природоведения, а также к...

Программа курса по технологии "Одежда и украшение ненцев", 9 класс

Программа позволит глубже изучить традиции народа ненцы и изготовить творческую работу в традициях ненецкого народа....

Ненцы

презентаация "Ненцы"...

Игра на командообразование «В гостях у Большого Ненца».

Игра на командообразование «В гостях у Большого Ненца» - это практикум для волонтерских отрядов, проходившим обучение по образовательному курсу «Школа волонтерских наук»...