Игра на командообразование «В гостях у Большого Ненца».
план-конспект занятия по психологии (10 класс) на тему

Москаль Ирина Владимировна

Игра на командообразование «В гостях у Большого Ненца» - это практикум для волонтерских отрядов, проходившим обучение по образовательному курсу «Школа волонтерских наук» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_bolshogo_nentsa.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Игра на командообразование «В гостях у Большого Ненца».

(практикум для волонтерских отрядов, проходившим обучение по образовательному курсу «Школа волонтерских наук»)

Автор: Москаль Ирина Владимировна,

педагог-психолог МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе

Цель: сплочение коллектива, формирования командной работы группы волонтеров (добровольцев).

Задачи:

— Эмоциональное сплочение коллектива; повышение лояльности к участникам тренинга;

— Создание условий для дальнейшего формирования командной работы и благоприятного психологического климата;

— Формирование практического опыта эффективной командной работы.

Ход игры.

Легенда:

Жители континента __________________ собрались для совершения рейса на Игры.

Они еще не знакомы.

Разминка. Упражнение «Приветствие» (2 мин.) - надо поздороваться:

  • За руки
  • Плечами;
  • Носами;
  • Бедрами.

Разминка 2. Упражнение «Веселый счет» (3 мин.)

Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.

Ход упражнения: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.

Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.

Легенда 2. Самолет вынужден сделать посадку в бескрайних просторах тундры …

Ведущий тренинга: Как вы думаете, что будут делать люди, потерявшиеся в бескрайних просторах тундры?

Бояться? Плакать? Звать на помощь?

Ввод в игру:

«Все вы – участники экспедиции с определенного континента Земли. Ваша экспедиция сделала вынужденную посадку в бескрайних просторах тундры. Разыскивая, путь к цивилизации, Вы наткнулись на ненецкое стойбище.

Большой Ненец готов принять Вас в свою дружную семью, но он должен убедиться, что новички готовы к жизни в суровых условиях».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Чтобы считаться настоящим героем, былинному богатырю достаточно было пройти огонь, воду и медные трубы. Чтобы считаться настоящим НЕНЦЕМ, Вам надо пройти снег, ветер, и болото. А для того, чтобы духи стойбища были благосклонны к новым поселенцам, участникам предстоит поклониться идолу.

Ведущий:

В ходе путешествия Вам необходимо:

  1. Убедить Большого Ненца, что Вы сделали все возможное, чтобы все участники благополучно добрались до стойбища: сплавились по реке, прошли через болото (упражнение 1 - «Щепки на реке, упражнение 2 - «В одной связке);
  2. Получить расположение Большого Ненца, выполнив хороший «Отлов оленей» (упражнение 3 – «Отлов оленей»);
  3.  Показать, что Вы знакомы с особенностями жизни и быта народа (упражнение 4 -«Что я знаю о ненцах»);
  4. Заслужить благосклонность «духов стойбища» (Упражнение 5 – «Поклонение «нгытарме»)

А с этим сможет справиться только настоящая Команда!

Проведение упражнений.

Цель: сплотить команду и поближе узнать каждого участника группы.

  1. Упражнение «Щепки на реке» (3 мин.)

         Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. Один из желающих должен "проплыть" по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно.

         Участники игры – "берега" - помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки, которая сама выбирает путь: она может плыть прямо, может кружиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда щепка проплывет весь путь, она становится краешком противоположного берега и встает рядом с другими.

 Участники делятся своими ощущениями, возникшими у них во время "плавания", описывают, что они чувствовали, когда к ним прикасались ласковые руки, что помогало им обрести спокойствие во время выполнения задания.

  1. Упражнение «В одно связке» (переход по болоту) (5 мин.)

Приветствие: Торова – Здравствуйте!

Ведущий: В стойбище у оленеводов сегодня, как много веков назад, сохранились свой уклад жизни, традиционный быт, обычаи. Гость в тундре – желанный гость, вестник новостей и приятный собеседник. Правилам гостеприимства, сердечного отношения друг к другу, умению выражать чувства благодарности учат с раннего возраста, хотя слов, переводимых как «спасибо», «благодарю» в ненецком языке нет. Их заменяют поступки самих людей и сложившиеся традиции.

  1. Упражнение «Отлов оленя» - 15 минут.

 Отлов оленей и ритуальный обряд (забой оленя) является неотъемлемым элементом традиций и обычаев коренных народов Севера. Это честь, оказанная дорогим гостям.

Упражнение выполняются по типу «Дельфин» - один участник команды стоит на стуле («олень»), спиной к команде. Команда становится в две шеренги и берется за руки так, чтобы получился «спасательный тент». Лидер команды проверяет готовности и дает команду «оленю», который падает вниз. Чем больше участников команды решились быть в роли «оленя», тем лучше сработала вся команда. А чем больше отловили оленей, тем большее расположение Большого Ненца получает команда.

Получив признательность Большого Ненца вся команда произносит свой девиз и занимает места в кругу. Сидя в круге, каждый участник приветствует всех присутствующих («нани торова» - приветствие на ненецком языке), называет свое тренинговое имя (НИК), представляется в двух предложениях «что люблю, что не люблю». В ответ группа приветствует участника словами: «Хомо чи (по-ненецки) — «очень хорошо», ты молодец!».

  1. Информационное упражнение «Что я знаю о ненцах…» (5 мин.)

  1. Упражнение «Духи стойбища» («Поклонение «нгытарме») (2 мин.)

Для составления наиболее полной картины о домашних духах ненцев, необходимо остановиться на изображениях, связанных с культом умерших, так называемых нгытарма и сидрянг. По некоторым сведениям, нгытарма – это изображение предка (мужчины или женщины), умершего давно и в преклонном возрасте.

Деревянную фигуру делали из отщепа, взятого с гроба умершего, а затем одевали её в «малицу» или «ягушку», иногда кормили.

Богатые оленеводы иногда убивали в жертву нгытарма оленя. Изготовляют нгытарма через 710 лет после смерти и держат в чуме несколько поколений. Нгытырма может находиться как на женской постели, так и вне чума, на маленькой нарточке, стоящей поверх хэхэхан (священной нарты).

На Ямале нгытырма во время пурги выносят на улицу – стеречь оленей. Ненцы говорят, что он является посредником между тундровыми сядаями и домашними духами, и охраняет подступы к дому от злых духов.

  1. Упражнение «Кто быстрее встанет» (или «Новая волна»).

У ненцев в эту игру состязаются летом дети и взрослые на полянках возле жилья. Участвуют все желающие. Игроки делятся на пары и садятся на землю спиной друг к другу. Руки сцеплены в локтевых суставах, ноги вытянуты вперед.

По команде судьи игроки стараются встать как можно быстрее, чтобы опередить соперников. Побеждает та пара, которая сможет встать быстрее других.

C:\Users\С.Таскаева\Pictures\13_6.jpg

Второй этап игры – все участники становятся в круг и одновременно встают и садятся.

На тренировку дается две попытки, затем оценивается «новая волна».

  1. Упражнение «Кто быстрее?»

Ход упражнения: Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:

  • квадрат;
  • треугольник;
  • ромб;
  • букву;
  • птичий косяк.

Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-познавательная игра "Мой край и я: чем больше узнаю, тем больше берегу"

Интеллектуально-познавательная игра, направленная на формирование патриотических чувств, гражданственности и любви к родному краю....

Урок-игра для учащихся 7 класса "По большой дороге физики"

Необычная форма урока повышает интерес к знаниям, формирует положительную мотивацию к учебе, развивает теоретическое мышление, умение действовать в команде....

Урок-игра "Древняя Греция" ("В гостях у Клио"). 5 класс

Урок итогового обобщения "Древняя Греция" в форме командной игры. 5 класс...

Экологическая игра по станциям "В гостях у природы"

Воспитательное мероприятие "В гостях у природы" представляет собой игру по станциям для команд. На каждой станции ребята должны выполнить задания и показать свои знания о животном мире....

внеклассное занятие по туризму "Игры на командообразование"

Игры на командообразование«Великолепная команда»  Цель игры: сплочение команды  вне зависимости от степени знакомства и уровня симпатий друг к другу. Задачи: 1....

Подвижные игры на командообразование, как профилактика школьных конфликтов.

 Одним их основных направлений в работе со школьными группами является профилактика  конфликтов. Формирование конфликтологической компетентности у широкого круга субъектов образовател...

Игры на командообразование

Техники, направленные на развитие компетенций командообразования (тимбилдинг), применяется с целью создания и повышения эффективности работы команды. Идея командных методов работы заимствована из мира...