Святые Новомученики Люберецкой земли
план-конспект урока по краеведению (8 класс)

Морозова Анна Григорьевна

Конспект урока по Духовному краеведению Подмосковья (учебник Л.Л. Шевченко). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_morozova_ag.docx24.59 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_morozova_ag3.pptx2.52 МБ

Предварительный просмотр:

«ДОРОГАМИ ПОДВИГА СВЯТОСТИ: СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИКИ ЛЮБЕРЕЦКОЙ ЗЕМЛИ» 

Тема учебника: Тема 17. Новомученики и Исповедники земли Российской.

Цель урока: раскрыть особенности развития христианской православной культуре XX века.

Задачи:

—познакомить учащихся с понятием «новомученик»;

— объяснить, в чём состоит подвиг новомучеников Люберецкой земли;

—выделить христианские добродетели и показать их отражение в событиях государственной и церковной истории России;

—привить любовь к родному краю.

Средства:

- материалы и иллюстрации учебника (стр. 213-231);

-презентация к уроку.

Проблемные вопросы для обсуждения:

- Какие события произошли в России в начале ХХ века?

- Как это отразилось на положении Православной церкви?

- Что вы знаете о святых?

- Кто такие новомученики, исповедники, страстотерпцы?

- В чем состоит их подвиг?

Вопросы и задания для закрепления:

- Задание 6 стр. 226 учебника ДКП.

- Задание 9 стр. 228 учебника ДКП.

Задание для опроса:

- Вопрос 1 стр.222 учебника ДКП.

Задание на дом:

- Задание 14 стр. 231 учебника ДКП.

Ход урока:

Организационный момент.

Здравствуйте! Сегодня на уроке, мы с вами пройдём маршрутом духовного краеведения по нашему родному краю. Рассмотрим самые страшные в тысячелетней христианской истории годы. Годы, связанные с гонениями на Русскую Православную Церковь, годы слома традиций духовной культуры России, узнаем о судьбе наших земляков, пострадавших за веру христианскую в 20-30-е гг. XX столетия.

ХХ в. можно назвать веком святых Новомучеников и Исповедников.

Кто же такие новомученики? Выясним сегодня.

Изучение нового материала.

На Люберецкой земле есть свои Новомученики:

- Мученик Иоанн (Попов)

- Священномученик Петр (Марков)

- Священномученик Леонтий (Гримальский)

- Священномученик Сергий (Лебедев)

- Священномученик Константин (Соколов)

- Священноисповедник Димитрий (Крючков)

- Священномученик Александр (Виноградов)

- Священномученик Вячеслав (Занков)

- Преподобномученик Гаврии (Гур)

По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия празднование Собора новомучеников и исповедников Люберецких совершается 12 / 25 марта. Предлагаю Вам сегодня вспомнить этих святых людей, ценившим свои убеждения, веру более чем жизнь земную.

Мученик Иоанн родился 17 января 1867 года в городе Вязьме Смоленской губернии в семье священника. В 1888 году Иван Васильевич окончил Смоленскую духовную семинарию, в ­1892-м — Московскую духовную академию. Долгое время преподавал. С 1903 года был редактором "Богословского Вестника".

10 декабря 1924 года закончилась его деятельность на поприще изучения церковной истории и преподавания патрология, он сам стал ее частью. Иван Васильевич был арестован и заключен в тюрьму ОГПУ в Москве. На допросе он откровенно ответил на вопрос о советской власти, обличая аморальность, антирелигиозность, диктатуру режима. 19 июня 1925 года он был приговорен к трем годам заключения и отправлен в Соловецкий монастырь. Это не словило его, он продолжал нести свет людям, работал учителем в школе грамотности для заключённых. С 1927 по 1932 г. – череда ссылок и арестов. Лишь в 1932 году ему было разрешено вернуться в Центральную Россию по состоянию здоровья.

В 1935 году вновь арестован по обвинению в установлении контакта с представителями Римско-Католической церкви в контрреволюционных целях. В действительности речь шла о получении им посылок от Международного Красного креста. Виновным себя не признал, был приговорён к пяти годам ссылки. 9 октября 1937 года был арестован в ссылке, обвинён в контрреволюционной деятельности и расстрелян по решению Тройки УНКВД Красноярского края от 5 февраля 1938 года 8 февраля, в канун празднования памяти Иоанна Златоуста.

Петр Иванович Марков родился 15 октября 1881 года в селе Осеченки Бронницкого уезда Московской губернии в семье псаломщика Покровской церкви. В 1897 году Петр окончил Донское духовное училище, в 1904 году - Московскую духовную семинарию.

В 1905 году был рукоположен во священника к Преображенскому храму в селе Коренево Московского уезда (ныне Люберецкий район Московской области). В 1930 году был обвинен в "невыполнении твердого задания по хлебозаготовкам" и приговорен к трем неделям исправительных работ и штрафу в 2000 руб.

21 января 1938 года был арестован по обвинению в "контрреволюционной агитации повстанческого характера" и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Сразу же начались допросы, но на все вопросы следователя священник отвечал "я не знаю". И следователь привлек к даче показаний дежурных свидетелей - соседей священника. Даже после давления следствия виновным себя не признал.

16 февраля 1938 года тройкой НКВД приговорен к расстрелу. Расстрелян 21 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Леонтий Степанович Гримальский родился 10 июля 1869 года в селе Лодыженка Уманского уезда Киевской губернии в семье псаломщика. В 1892 году окончил Киевскую Духовную академию и поступил учителем в церковно-приходскую школу в селе Русаловка Уманского уезда.

31 июля 1894 года был рукоположен во священника ко храму в селе Песчаново Звенигородского уезда Киевской губернии. 31 октября назначен служить в Успенский храм в село Гжель Раменского района, где был арестован и заключён в тюрьму в городе Коломне. 30 января следователь допросил священника.

На допросе отрицал обвинения в контрреволюционной агитации, внушения недоверия к советской власти, партии и конституции. 21 февраля Тройка НКВД по Московской области приговорила протоиерея Леонтия Гримальского к расстрелу за "контрреволюционную агитацию". 26 февраля 1938 года был расстрелян и погребён в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сергей Павлович Лебедев родился 16 июля 1875 года в Москве, в семье диакона  Свято-Екатерининской церкви на Большой Ордынке. В 1896 г. окончил Московскую духовную семинарию и в том же году начал преподавательскую деятельность, которую не оставлял и после рукоположения в священный сан.

С 1900 года начал служить в соборном храме Смоленской иконы Божией Матери Московского Новодевичьего монастыря. Помимо монастырского богослужения вел многообразную душепопечительскую деятельность.

В 26 лет отец Сергий овдовел. Беда как бы оглушила его; он продолжал служить, трудился, не покладая рук - но трудно было бороться с горем, он приходил на могилу жены (похоронили ее на монастырском кладбище) и горько плакал. Только глубокая вера и верность избранному пути, а также поддержка духовного отца, старца Алексия Зосимовского, помогли отцу Сергию справиться с постигшим его горем.

В марте-апреле 1922 г. был арестован по "делу об изъятии церковных ценностей". Срок заключения благодаря двум амнистиям сократился втрое, и отец Сергий был освобожден условно досрочно.

14 апреля 1931 года был арестован по обвинению в "контрреволюционной деятельности". Произошло это в пасхальные дни, в связи с публикацией его фотографии в газете "Нью-Йорк Таймс". На фотографии был запечатлен момент, когда отец Сергий шел по двору Новодевичьего монастыря и благословлял прихожан. Под фотографией была подпись: "Знаменитый отец Сергий Лебедев, один из священников, честно выполняющих свой долг..."

Сам отец Сергий не был извещен ни о факте съемки, ни о публикации в зарубежной газете. Несмотря на это он был обвинен в преступных связях с Америкой. После отбытия наказания о. Сергий не мог занять место на московском приходе. В начале 1934 года стал служить в Петропавловской церкви пос. Малаховка Московской области. С 1936 года служит в с. Наташино (недалеко от г. Люберцы) Московской области.

Вновь был арестован в ночь на 21 января 1938 года. Прощаясь с матерью, он поклонился ей в ноги и сказал: "Матушка, в этой жизни мы уже не встретимся". Обвинен в "участии в контрреволюционной группировке" по групповому делу "Воздвиженского и др. Москва. 1938 г.". Районное управление НКВД не особенно утруждало себя: были арестованы священники всех храмов, стоящих вдоль Московско-Казанской железной дороги; им вменялось в вину, что среди населения Ухтомского района они "проводили контрреволюционную агитацию, проповедовали среди населения веру в Бога, монархический строй, призывали оказывать противодействие политике партии и советской власти, создавая среди населения недовольство и проводя подготовку к приходу новой капиталистической власти». Отец Сергий на допросах держался мужественно; ни одного из сфабрикованных следствием обвинений он не признал. Принял мученическую кончину 22 марта 1938 г. на Бутовском полигоне, где и захоронен.

Соколов Константин Михайлович родился 3 мая 1875 года в селе Люберцы Московского уезда Московской губернии в семье диакона. В 1896 году Константин окончил Московскую духовную семинарию и был рукоположен во священника. До 1936 года он служил в Преображенском храме в селе Люберцы, а с 18 июня 1936 года стал служить в храме в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Смолино Верейского района.

В октябре 1937 года сотрудники НКВД допросили дежурных свидетелей и те показали, что священник Константин Соколов агитирует за Церковь, призывает к вере во Христа и праведной жизни, ставя в пример Марию Египетскую. 17 ноября 1937 года отец Константин был арестован. Первое время он содержался в можайской тюрьме, а затем был переведен в Таганскую тюрьму в Москве. Своей вины не признал.

25 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Константина к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Cкончался в заключении от голода и непосильной работы 25 марта 1938 года и был погребен в безвестной могиле.

Димитрий Иванович Крючков родился 10 сентября 1874 года в селе Ляховка Глуховского уезда Черниговской губернии в семье крестьян. В 1882 году вместе с другими малоземельными крестьянами семья Крючковых выехала в Омскую губернию и поселилась в деревне Рождественка неподалеку от города Татарска. Но восьмилетний Дмитрий не поехал с родителями: в день их отъезда он убежал и спрятался. Для того, чтобы прокормиться, он работал на землях помещиков. В 1893 году из Глухова выехал в Москву, где предполагал учиться.

Так как средств к существованию у него не было, он был вынужден их зарабатывать и с этой целью устроился в церковный хор. К 1908 году он поступил псаломщиком в храм села Краскова под Москвой. В 1915 году его рукоположили во диакона к той же церкви. В 1917 году отца Димитрия перевели в Москву в церковь Воздвижения на Вражке (на Плющихе). В 1920 году отец Димитрий был рукоположен во иерея. В 1922 году, по ходатайству клира церкви во имя преподобного Саввы Освященного (в Саввинском переулке), отец Димитрий был переведен туда. Это был год, в который проводилось изъятие церковных ценностей. Массовые аресты коснулись и клира церкви преподобного Саввы: было арестовано все ее духовенство, в том числе и отец Димитрий. Священнослужителей обвинили в антисоветских действиях, выразившихся в чтении с амвона воззвания Святейшего Патриарха Тихона. Отец Димитрий был приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей. Имея навык работы с восьмилетнего возраста, в заключении он занимался сапожным ремеслом и пчеловодством. Из тюрьмы он был освобожден досрочно – в 1924 году.

В 1927 году из-за неурядиц со старостой храма отец Димитрий был уволен за штат. Отец Димитрий тяжело заболел, и болел в течение года. В 1928–1929 годах отец Димитрий был приглашен неофициально «временно послужить» внештатным священником в церковь во имя святых мучеников и бессребреников Кира и Иоанна, что на Солянке (Сербское подворье).

5 мая 1932 года отец Димитрий был арестован вторично. Он оказался привлеченным к следствию по делу епископа Дмитровского Серафима (Звездинского). Виновным себя он не признал. После отбытия срока, в 1935 году, он поселился в городе Гжатске и устроился работать лесорубом.

С начала нового периода репрессий в конце 1937 года шестидесятитрехлетним старцем отец Димитрий переехал ближе к Москве – в поселок Томилино Московской области. Он регулярно бывал в Москве и поселках Подмосковья, на квартирах и дачах служил литургию, исповедовал и причащал, крестил, отпевал. Репрессии этого периода чудом не коснулись его. Господь хранил его.

Новая волна арестов началась в 1946 году. Отец Димитрий никогда бы не был найден, если бы не был предан теми, ради которых рисковал жизнью в 1937–1939 годах. Он был в третий раз арестован 17 мая 1946 года в возрасте семидесяти двух лет и заключен во Внутреннюю тюрьму МГБ СССР. Во всех случаях, при самых убедительных показаниях, когда следствие уже считало его «изобличенным», отец Димитрий неизменно говорил, что он обвинения не подтверждает. 30 сентября 1946 года отец Димитрий был приговорен к пяти годам ссылки. Скончался в ссылке 9 сентября 1952 года и был погребен в ныне безвестной могиле в окрестностях города Абакана.

Александр Фёдорович Виноградов родился 30 августа 1883 года в деревне Станинская Нечаевской волости Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина. Окончил церковно-приходскую школу и до 1910 года работал ткачом на фабрике Князева в городе Егорьевске и по близости города к родной деревне занимался крестьянством.

В 1910 году он поступил псаломщиком в храм и до 1918 года служил в Казанской церкви в Егорьевске. В 1920 году он стал служить псаломщиком в Сергиевской церкви в селе Ивановское. 24 декабря 1929 года был рукоположен во диакона к Знаменской церкви в селе Алешино. 18 мая 1930 года был рукоположен во священника ко храму Рождества Христова в селе Юрьеве Егорьевского района, где он и прослужил до своего ареста. Во время служения в Юрьеве ему пришлось претерпеть все гонения и преследования, которые переносили тогда священнослужители Русской Православной Церкви и которые до некоторой степени описали впоследствии свидетели. Секретарь Юрьевского сельсовета так охарактеризовал священника в своей справке, составленной в 1938 году для НКВД.

Он написал, что священник «сумел сагитировать отсталых колхозников, говоря, что жить стало плохо, питаться стало нечем, ему колхозники стали носить кто молоко, кто творог, кто яйца». 26 февраля 1938 года отец Александр был арестован и допрошен. Обвинения не признал.  2 марта 1938 года тройка НКВД по Московской обл. по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила отца Александра к расстрелу. Расстрелян 10 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Вячеслав Сергеевич Занков родился в 1892 году в городе Сычевка Смоленской губернии в семье дворянина, инспектора народных училищ Москвы и Московской губернии.

В 1914 году поступил в Московский университет, который окончил в 1918 году и долгое время преподавал. В 1920 году был рукоположен во священника ко храму Святой Троицы, что в Зубове в Москве. В 1932 года был переведен в храм святителя Николая в Хамовниках. В 1934 году был переведен в Покровскую церковь в селе Черкизово, а в 1936 году назначен служить в Казанский храм села Котельники (Ухтомский район).

На новом месте он организовал ремонт храма, продолжал неустанно проповедовать слово Божие, призывал прихожан к усердной молитве. Позднее председатель сельсовета обвинил его в том, что «он ведет агитацию... среди подростков и детей. Заставляет их молиться». А свидетельница по делу показывала: «во время похорон моего ребенка в церкви были дети», и священник Занков сказал им: «вы, девочки, молитесь и пойте за мной». Одну из этих девочек вызвали на допрос в НКВД, и она подтвердила, что «многие школьники ходят в церковь к Занкову».

В ночь на 17 сентября 1937 года был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Содержался под стражей в Таганской тюрьме. 9 октября 1937 года тройкой НКВД приговорен к расстрелу. Был расстрелян 13 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Гур Гавриил Иванович родился 24 апреля 1898 года в деревне Огородники Царевской волости Слуцкого уезда Минской губернии в семье крестьянина. Образование получил в церковноприходском училище в городе Гжатске Смоленской губернии. После смерти отца в 1918 году поступил послушником в Николаевский монастырь Челябинской епархии, где подвизался до закрытия обители в 1922 году, после чего отправился на Афон, где пробыл до 1925 года. 22 января 1925 года был пострижен в монашество в Николаевском кафедральном соборе в городе Баку с именем Гавриил, а 6 ноября того же года рукоположен во иеродиакона епископом Прикаспийским и Бакинским Арсением (Соколовским) к кафедральному собору. С 4 марта 1929 года стал служить в Благовещенской церкви в Павловой Слободе Воскресенского района Московской области. В октябре 1929 года был рукоположен во иеромонаха епископом Орехово-Зуевским Питиримом (Крыловым) в Дорогомиловском кафедральном соборе Москвы, определен к Успенской церкви села Левкиево Шаховского района Московской области.

Сразу же, по приезде в село, отец Гавриил наладил благоговейное богослужение. 13 февраля 1930 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило иеромонаха Гавриила к трем годам заключения в концлагерь, и он был отправлен в Печерские лагеря.

Вернувшись из заключения в 1933 году, он был направлен служить в Вознесенскую церковь в селе Рахманово Пушкинского района, а затем переведен в Никольский храм в Савинской Слободе Звенигородского района, где ему пришлось прослужить всего один месяц, так как советские власти отказались его прописывать. Отец Гавриил уехал в Клинский район и служил в Троицкой церкви села Бирева, Одигитриевской - села Воронина и Николаевской - села Голенищева. Все переводы были связаны с опасением нового ареста.

10 июня 1936 года иеромонах Гавриил оставил службу в храме и устроился работать электромонтером. 22 июня 1937 года был переведен в храм святых апостолов Петра и Павла в селе Лыткарино Ухтомского района; здесь ему пришлось прослужить совсем недолго ввиду надвинувшихся грозных гонений.

Иеромонах Гавриил был арестован 29 сентября 1937 года и допрашивался в течение месяца.Был вызван в качестве лжесвидетеля псаломщик храма в селе Лисинцево, который показал, что был у священника дома три раза и может засвидетельствовать, что иеромонах Гавриил «человек, антисоветски настроенный», что относительно новой конституции он говорил: «Эта новая конституция сейчас нам никакой пользы не приносит, она написана только на бумаге для обмана народа. Новая конституция, а расстрелов стало больше, ждать хорошего от этой новой конституции нам не приходится, — наоборот, на нас стало больше гонения».

17 ноября тройка НКВД по Московской области приговорила отца Гавриила к расстрелу за "контрреволюционную фашистскую агитацию и распространение слухов о голоде". После приговора он был перевезен в Бутырскую тюрьму в Москве. Расстрелян 19 ноября 1937 года на полигоне Бутово под Москвой, погребен в безвестной общей могиле.

Закрепление:

Кто же такие Новомученики?

Новомученики – святые люди, погибшие в начале ХХ века за веру в Бога, своею жизнью явившие пример надежды на Бога и любви к Нему.

Что общего между ними и мучениками первых веков? В чем их подвиг? Они защищали христианскую веру также, как мученики-христиане первых веков.

Задание 6, стр.226 учебника. Что помогло новомученикам сохранить мужество и противостоять злу?

Почему они не страшились смерти? Задание 9, стр 228 учебника. Что способно преодолеть смерть?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА: «ДОРОГАМИ ПОДВИГА СВЯТОСТИ:СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИКИ ЛЮБЕРЕЦКОЙ ЗЕМЛИ» Автор: Морозова А.Г., учитель истории и обществознания МОУ СОШ 10 г. Люберцы, Московской области.

Слайд 2

Задачи урока: — раскрыть особенности развития христианской православной культуре XX века; —познакомить учащихся с понятием « новомученик »; — объяснить, в чём состоит подвиг новомучеников Люберецкой земли; —выделить христианские добродетели и показать их отражение в событиях государственной и церковной истории России; —привить любовь к родному краю. Средства: - материалы и иллюстрации учебника (стр. 213-231); -презентация к уроку.

Слайд 3

ЛЮБЕРЕЦКИЕ НОВОМУЧЕНИКИ - Мученик Иоанн (Попов) - Священномученик Петр (Марков) - Священномученик Леонтий ( Гримальский ) - Священномученик Сергий (Лебедев) - Священномученик Константин (Соколов) - Священноисповедник Димитрий (Крючков) - Священномученик Александр (Виноградов) - Священномученик Вячеслав ( Занков ) - Преподобномученик Гаврии ( Гур )

Слайд 4

Мученик Иоанн (Попов) ( 17.01.1867–8.02.1938) День памяти- 26 января.

Слайд 5

Священномученик Петр (Марков) (15.10.1881 - 21.02.1938) День памяти - 8 февраля.

Слайд 6

Священномученик Леонтий ( Гримальский ) 10.07.1869-26.02.1938 День памяти - 26 февраля.

Слайд 7

Священномученик Сергий (Лебедев) (16.07.1875 - 22.03.1938) День памяти - 9 марта.

Слайд 8

Священномученик Константин (Соколов ) (03.05.1875-25.03.1938) День памяти - 12 марта.

Слайд 9

Священноисповедник Димитрий (Крючков ) 10.09.1874-09.09.1952 День памяти — 9 сентября

Слайд 10

Священномученик Александр (Виноградов) 30.08.1883-10.03.1938 День памяти – 10 марта

Слайд 11

Священномученик Вячеслав ( Занков ) - 1892-13.10.1937 День памяти – 13 октября.

Слайд 12

Преподобномученик Гавриил ( Гур ) 24.04.1898-19.11.1937 День памяти – 19 ноября.

Слайд 13

Закрепление Кто же такие Новомученики ? Что общего между ними и мучениками первых веков? В чем их подвиг? Задание 6, стр.226 учебника. Что помогло новомученикам сохранить мужество и противостоять злу? Почему они не страшились смерти? Задание 9, стр. 228 учебника. Что способно преодолеть смерть?

Слайд 14

Литература Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья (История христианской православной культуры). Учебное пособие для учащихся основной школы общеобразовательных учреждений. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005. 256с. Собор новомучеников и исповедников Люберецких / сост. : Дамаскин (Орловский), игум ., Максим Максимов, прот ., Олег Митров , прот .— М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2017.—176 с. : ил.— (Бог нам прибежище и сила).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный вечер Святая Русь. Защитники земли русской

Тема. Святая Русь. Защитники земли русской.Цели. 1.Формировать представления о святой Руси.             2.Познакомить учащихся с защитниками...

Методическая разработка занятия кружка "Изостудия". Тема: "Портрет Варнавы Ветлужского - святого покровителя варнавинской земли"

Данная методическая разработка направлена на формирование у учащихся знаний о портрете, как жанре изобразительного искусства, а также на повышение их нравственного и духовного уровня с помощью обращен...

Проблемный очерк «Русская Голгофа: новомученики и исповедники, в земле Российской просиявшие».

Известные строки Максимилиана Волошина звучат как укор, свидетельствуют о страшном времени, о гонении на людей, об эпохе,...

Внеклассное мероприятие по духовному краеведению для учащихся 5 классов «Новомученики коломенской земли»

Внеклассное мероприятие по духовному краеведению для учащихся 5 классов «Новомученики коломенской земли»...

Открытое занятие "Святое Белогорье - родная земля"

Цель занятия: Формирование интереса к изучению истории Отечества  и истории  родного края....