Внеклассное мероприятие по духовному краеведению для учащихся 5 классов «Новомученики коломенской земли»
план-конспект урока (5 класс)

Монахова Ирина Сергеевна

Внеклассное мероприятие по духовному краеведениюдля учащихся 5 классов «Новомученики коломенской земли»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx37.65 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Новомученики коломенской земли»

Цель: формирование представления о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной Церкви, истории родного региона.

Задачи:

  1. Описать социальный портрет новомучеников (обзорно), их стояние в вере в разных ситуациях исповедничества;
  2. Раскрыть значение подвига новомучеников и исповедников для формирования личности обучающихся, современной молодежи.

Оборудование: проектор, экран, компьютер.

Форма деятельности: составление карты, где служили новомученники. Фотографии церквей и фотографии священников.  Заполнение карты места захоронения новомучеников.

Методы работы: проблемный метод, частично- поисковый, информационно-иллюстративный.

План:

  1. Матфей Рябцев
  2. Священнослужители расстрелянные на Бутовском полигоне
  3. Священнослужители погибшие в концлагерях НКВД
  4.  Закрепление

 Ребята мы с вами живим в Заруденском поселении, а знаете ли вы что в состав сельского поселения входит 22 населённых пункта: 7 сел и 15 деревень.  7 церквей русской православной церквей было на нашей территории, а осталась всего одна. Которая смогла пережить все годы забытья и как птица Феникс возродилась и распахнула свои мощные «крылья» на все наше поселение. Это всем вам известный Никольский храм в селе Горки.

Испокон века люди почитали Святитель Николая Чудотворца и в честь него возводили храмы. Вот и в нашем поселение насчитывалось 4 храма в честь Святителя Николая ( с. Горки, с. Городец, с. Макшеево, с. Пирочи). Также имелись 3 храма в Честь Живоначальной Троицы (с. Октябрьское, с. Пирочи, с. Троицкие Озерки). И одна Петропавловская церковь, которая располагалась в с. Маливо.

Ребята вы слышали, конечно и про гонения на русскую православную церковь и про расстрел священно служителей и православных мирян. А вы знаете, что на территории нашего поселения  десять новомучеников, которые пострадали за православную веру и причислены к лику святых. Вот давайте сейчас мы о них и поговорим.

Уничтожили священнослужителей в разных местах могли расстелять у стен госпиталя как например сделали с отцом Матфеем Рябцевым. Который был насстоятелем Макцеевского храма в честь Николая чудотворца.  А в 1905 году назначали служить в Собор в городе Касимого. Когда началась первая мировая война и в городском лазарете были размешены раненые войны, то отец Матфей стал служить и в городском лазарете и духовно окормлять раненных. В ноябре 1918 года, после прихода к власти безбожников, было отдано распоряжение об аресте священника. Солдаты, пришедшие арестовать отца

Матфия, предложили ему спрятаться, с тем чтобы своему начальству доложить, что не застали его дома. Но священник не согласился и решил идти с ними на казнь. Расстреливали отца Матфия у стены городского кладбища. Солдаты отказались стрелять, и тогда сам предводительствующий отрядом карателей, большевистский комиссар по фамилии Кокорев, расстрелял священника. Через непродолжительное время Кокорев смертельно заболел и попал в больницу. Болезнь была настолько мучительна, что он вопил от боли и, осознавая, по-видимому, что болезнь ему послана за тяжкие грехи, кричал: «Отец Матфий, прости меня!»

Еще одно место казни это Бутовский полигон. Всего с 8 августа 1937 по 19 октября 1938 на полигоне  были уничтожены 20761 человек. Первый расстрел по этим приказам здесь произведен 8 августа 1937 г. В этот день были убиты 91 человек.

Поскольку казни осуществлялись по плану, определенному в «лимитах», то к расстрелам и захоронению останков чекисты применяли определенную технологию. Бутовский полигон как один из центральных объектов ХОЗУ НКВД был хорошо технически оснащен. 13 рвов для захоронения тех казненных были заранее вырыты экскаватором. Их глубина 4-4.5 м., ширина 4.5-5 м. Общая протяженность рвов – более 900 м.

Приговоренных к казни привозили из московских тюрем ночью, помещали в общий барак и проводили сверку по документам (категорически обязательным было наличие фотографии). Утром начинала свою «работу» расстрельная команда, приезжавшая из Москвы и размещавшаяся в специально для нее отведённом доме. Заключенных выводили небольшими партиями и расстреливали с близкого расстояния на краю рва.

На Бутовском полегоне было расстрелено 5 священнослужителей, 1 дьякона.   4 человека русская православная церковь признала Священномученнимами.

Священномученник Сергей Бажанов

Священномученик Сергий родился 3 февраля 1883 года в селе Сандыри Коломенского уезда Московской губернии в семье псаломщика Петра Бажанова. Он окончил три класса Московской Духовной семинарии и был рукоположен в сан диакона к коломенскому Успенскому собору. В 1918 году диакон Сергий был рукоположен в сан священника к Троицкой церкви села Троицкие Озерки Коломенского уезда. В 1923 году он был переведен в Иоанно-Предтеченскую церковь в селе Городищи того же уезда, а с 1930 года стал служить в Никольской церкви в селе Городня Луховицкого района. Отец Сергий был награжден набедренником, скуфьей, а в 1928 году епископ Коломенский Феодосий (Ганецкий) наградил его камилавкой. 8 марта 1930 года по обвинению в подрыве компании  Советской власти по засыпки семян в обшие амбары. Власти ореставали священника. На допросе отец Сергей это обвинение отверг.  3 июня 1932 года тройка ОГПУ приговорила отца Сергия к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен на строительство Беломорско-Балтийского канала в Медвежьегорск. Вернувшись из заключения, он снова стал служить в том же храме. 14 октября 1937 года отец Сергий был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.

25 октября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу.

Священник Сергий Бажанов был расстрелян 31 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой

Священномученик Андрей родился в 1869 году в селе Нижнее Маслово

Зарайского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Владимира В 1882 году Андрей Шершнев уехал в Петербург, где работал половым в трактире. В столице он заочно обучался в учительской семинарии и усиленно занимался самообразованием. В 1890 году он уехал в Киевскую губернию, где был принят на работу учителем в школу грамотности. За восемь лет он проработал в четырех школах, продолжая заниматься самообразованием. С 1898 по 1921 год Андрей Шершнев работал учителем в трех школах Зарайского уезда Рязанской губернии. В начале 1920-х годов он заболел и жил на иждивении сына. Андрей

Шершнев посещал храм Рождества Христова в селе Пронюхлово. В этом храме одно время он, как любитель церковного пения, исполнял обязанности псаломщика.

В 1931 году Андрей Владимирович Шершнев был рукоположен во священника к Благовещенской церкви в селе Степановском Раменского района Московской области. В 1932 году его перевели в Троицкую церковь в селе Троицкие-Озерки Коломенского района, в 1933 году – в Введенскую церковь села Чанки того же района. В 1935 году отец Андрей был переведен в Троицкую церковь в селе Троицкие-Озерки.

Летом 1937 года в НКВД поступили заявления двух крестьян, в которых они оговаривали отца Андрея в антисоветской деятельности, которую тот якобы проводил во время обхода домов верующих, где совершал молебны.

По требованию НКВД на отца Андрея в сельсовете была составлена справка, в которой говорилось, что «Шершнев будет мешать на селе и мы считаем, что его нужно изжить как класс». Следователи НКВД допросили пять лжесвидетелей, которые дали показания против отца Андрея.

27 ноября 1937 года священник Андрей Шершнев был арестован и заключен в Коломенскую тюрьму, а потом переведен в Таганскую тюрьму в Москве. Во время допроса следователь зачитывал отцу Андрею показания лжесвидетелей, требуя подтвердить их. Но на все угрозы священник отвечал, что показания эти не подтверждает и виновным себя ни в чем не признает. 1 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Андрея к расстрелу. Священник Андрей Шершнев был расстрелян 8 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Преподобномученик Иоасаф родился в 1870 году в селе Ильинском Ярославского уезда Ярославской губернии в семье крестьянина Ивана Шахова и в рещении наречен был Николаем. Окончив церковноприходскую школу, он решил выбрать путь жизни воина Христова и в 1896 году пришел в Николо-Пешношский монастырь Московской губернии и 30 мая 1898 года был зачислен в число братии.

В 1904 году началась Русско-японская война, и настоятель монастыря игумен Савва благословил послушника ехать на фронт, чтобы ратным подвигом послужить Церкви и Родине. На фронте послушник Николай пробыл рядовым полтора года. После заключения мира с Японией он вернулся в обитель и 12 ноября 1906 года был пострижен в монашество с именем Иоасаф; 18 ноября 1907 года он был рукоположен во иеродиакона, а 8 августа 1910 года – во иеромонаха.

Началась Первая мировая война, стали создаваться дополнительные армейские части, для духовного окормления которых потребовалось увеличить число полковых священников; они особенно были нужны на передовой, где страдания и смерть становились повседневным явлением.  В 1915 году настоятель Николо-Пешношского монастыря игумен Иувеналий командировал иеромонаха Иоасафа на германский фронт, где он был определен священником 461-го полка. Иеромонах Иоасаф не скрывался от опасности в тылу или при штабе, он ходил вместе со своей паствой – солдатами – в бой, выносил с

поля боя раненых, исповедовал и причащал их и погребал убитых.

Иеромонах Иосиф пробыл на фронте до лета 1917 года, возвратился в свой монастырь и подвязался в нем до закрытия в 1928г.

После этого иеромонах Иоасаф приехал в город Коломну с намерением поступить в Голутвинский монастырь, но настоятель монастыря архимандрит Никон, зная, что дни монастыря сочтены, посоветовал ему служить на приходе. Епископ Егорьевский, викарий Московской епархии Павел (Гальковский) направил отца Иоасафа в единоверческий храм

Живоначальной Троицы в село Поповка Коломенского района Московской области. В состав прихода входило тогда тридцать деревень. Ревностный пастырь сразу увидел, что дела в приходе находятся в самом плачевном состоянии, в районе проживает много сектантов, которым не оказывается ни малейшего противодействия со стороны православных. И в то самое время, когда безбожное государство беспощадно преследовало Православную Церковь, иеромонах Иоасаф энергично взялся за миссионерскую деятельность, стараясь просветить заблудших, и на этом поприще достиг некоторых успехов – люди стали отходить от сект и возвращаться в православие. В этом приходе отец Иоасаф прослужил десять лет. В 1930 году он был возведен в сан игумена.

8 марта 1938 года власти арестовали его и заключили в коломенскую тюрьму.

13 марта тройка НКВД приговорила отца Иоасафа к расстрелу, и он был перевезен в Таганскую тюрьму в Москве. Игумен Иоасаф (Шахов) был расстрелян 22 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой

Священномученик Николай Постников

Протоиерей Николай родился 19 декабря 1892 г. в селе Маливо Коломенского района в семье священника Николая Постникова. В 1915 г. он окончил Рязанскую семинарию и в том же году поступил псаломщиком в Казанскую церковь в селе Шеино вблизи села Коробово Егорьевского уезда. В 1916 году рукоположен во священника к тому же храму. Здесь прослужил вплоть до мученической кончины. В 1931 году отец Николай был награждён наперсным крестом, в 1935 году - возведён в сан протоиерея.

Во время гонений в начале 30-х гг. XX в. власти потребовали от священника уплаты налогов сельскохозяйственными поставками, как облагались в то время крестьяне-единоличники. Поскольку священник не смог уплатить требуемого, то всё имущество его было конфисковано.

В сентябре-октябре 1937 года в районе вспыхнула эпидемия скарлатины. Было несколько смертельных исходов. Пришлось закрыть школу. Священнику в это время было запрещено причащать. Но он продолжал исполнять свой пастырский долг.

27 ноября власти арестовали священника, и он был заключён в Бутырскую тюрьму.

3 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила батюшку к расстрелу. Протоиерей Николай Постников был казнён 9 декабря 1937 года и погребён в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Два брата стали священномучениками Димитрий Троицкий

Священномученик Димитрий родился в 1884 году в селе Макшеево Коломенского уезда Московской губернии в семье диакона Василия Троицкого. По окончании в 1901 году Коломенского духовного училища он служил псаломщиком в Преображенском храме в селе Починки Егорьевского уезда Рязанской губернии. В 1924 году Дмитрий Васильевич был рукоположен во диакона к Преображенскому храму в этом селе, вошедшем тогда в состав Московской области. В 1930 году диакон Димитрий за несдачу зерновых был приговорен судом к полутора годам высылки за пределы области; приехав на место ссылки, он стал служить диаконом. Вернувшись в 1932 году по окончании

срока в Починки, он снова стал служить в храме диаконом.

В январе 1933 года власти арестовали священника Преображенского храма, диакона Димитрия и наиболее активных прихожан.

19 мая 1933 года тройка ОГПУ приговорила диакона Димитрия к трем годам ссылки в Казахстан, и он был отправлен в Алма-Ату.

В 1936 году он вернулся из ссылки в село Починки В 1937 году снова поднялось гонение на Русскую Православную Церковь. 6 сентября 1937 года, диакон Димитрий был арестован, заключен в егорьевскую тюрьму.  19 сентября тройка НКВД приговорила диакона к расстрелу. Диакон Димитрий Троицкий был расстрелян 21 сентября 1937 года и

погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

В 1937 году Были арестованы и расстреляны на Бутовском полигоне еще два священнослужителя Это последний настоятель  Никольского хрома села Макшеева  и Василий Александров и настоятель Никольского храма села Горки Александр Рождествен, но они пока не причислены к лику святых.

Кроме расстрелов приговаривали к исправительным работам в концлагерях НКВД.

Мученик Пётр Васильевич Троицкий

Пётр Васильевич Троицкий (1889 — 13.01.1938) — псаломщик, мученик Русской православной церкви. Родился в селе Макшеево Коломенского уезда Московской губернии в семье диакона. Окончил духовное училище. В 1937 году был арестован по обвинению в антисоветской агитации и приговорен к восьми годам заключения в ИТЛ. Сидел в Медвежьегорском лагере, входившем в состав СЛОНа. Умер и был похоронен недалеко от города Медвежьегорска (Карелия). Точное место могилы неизвестно.

Священномученик Константин Пятикрестовский

Священномученик Константин родился 31 мая 1877 года в Москве в семье диакона Михаила Пятикрестовского. Первоначальное образование Константин получил в духовном училище. В 1897 году он окончил по второму разряду Московскую Духовную семинарию и был определен учителем в Георгиевскую двухклассную церковноприходскую школу.

В 1899 году Константин Михайлович был рукоположен во священника к  Михаило-Архангельскому храму села Коробчеево Коломенского уезда Московской губернии. Прослужив здесь два с половиной года, он тяжело заболел и в 1902 году ушел за штат.

В 1903 году отец Константин был назначен священником в Никольскую церковь в селе Летово Подольского уезда Московской губернии; здесь он прослужил десять лет. В 1913 году он был назначен настоятелем в Введенский храм в Конюшенной слободе близ города Дмитрова. В 1926 году отец Константин был награжден наперсным крестом, в 1932

году возведен в сан протоиерея. Протоиерей Константин был арестован 26 ноября 1937 года и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.

5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Константина к десяти годам заключения.

Протоиерей Константин Пятикрестовский умер в больнице Мариинского лагеря 6 марта 1938 года и был погребен в безвестной могиле.

 

Мученик Гавриил Фомин родился в 1882 году в селе Ивачево Зарайского уезда в семье крестьянина Харитона Фомина. Глубоко верующий человек, Гавриил помогал священнику в храме и исполнял при церкви обязанности сторожа, что было ему по домашним обстоятельствам удобно, так как он был человеком неженатым. Иногда он пел на клиросе в Захариино-Елизаветинской церкви села Горетово, отчего некоторые, редко ходившие в храм, думали, что он служит псаломщиком.

В 1925-1926 годы Гавриил Харитонович жил в селе Городец Коломенского района, и помогал здесь священнику Никольского храма. 1932 году арестован и осужден на три года за несдачу хлебозаготовок государству. Все его имущество, включая дом и надворные постройки, было конфисковано, так что он в буквальном смысле остался без крова.

7 сентября 1938 года он был арестован и обвинен в распространении контрреволюционной клеветы. После окончания следствия Гавриил Харитонович содержался в Таганской тюрьме в Москве.

Почти год мученик пробыл в тюрьме - не приговоренный и не оправданный, пока власти перестраивали систему «троек» и снова вводили судебные слушания, проходившие в том же закрытом режиме, что и заседания троек. Только 16 августа 1939 года, наконец, состоялись слушания по его делу. В тот же день суд приговорил его к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере и трем годам «поражения в гражданских правах». Гавриил Харитонович Фомин скончался 22 апреля 1942 года в Унженском концлагере НКВД и был погребен в безвестной могиле.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК Евгений Исадский

 Священник Евгений родился в 1879 году в селе Погост-Преображенский Егорьевского уезда в семье диакона Герасима Исадского. Окончил Рязанскую семинарию и в 1901 году был рукоположен во священника к Петропавловской церкви в селе Маливо Егорьевского уезда (ныне Коломенский район). Здесь он встретил гонения от безбожных властей в конце 20-х годов.

18 июля, на память преподобного Сергия, служба была отменена. Батюшка пояснил прихожанам, что есть письменное запрещение, но оно временное. Если служба для верующих так необходима, то им надо хлопотать законным порядком перед властями.

По селу стали расползаться слухи, что церковь закрыли насовсем. И мало-помалу среди жителей села созрело убеждение созвать собрание и ходатайствовать об открытии святыни. Было составлено прошение об открытии храма, под которым подписались все прихожане. 18 июля, на самом собрании многие женщины стали кричать, что церковь им нужна, и требовали от председателя сельсовета немедленного её открытия. Председатель ответил, что для этого нужно письменное разрешение врача. Узнав, что решение зависит от доктора, маливцы отправились к нему домой. Он, увидев возмущенную толпу, дал в запечатанном пакете своё решение, что он не возражает против открытия храма. Пакет передали председателю сельсовета, и тот дал свое разрешение. В храме тут же возобновились богослужения, и, казалось, что конфликт исчерпан.

Однако коломенский отдел ОГПУ решил начать следствие по делу массового выступления верующих под руководством священника. 4 августа 1929 года отец Евгений был арестован, заключен в коломенскую тюрьму.

14 октября 1929 года особое совещание при коллегии ОГПУ приговорило отца Евгения к трём годам заключения в концлагерь, и 14 ноября он был отправлен на Соловки. Но пока этап достиг пересыльного пункта в Кеми, навигация уже закончилась, и батюшка был оставлен в лагере на континенте.

Священник Евгений Исадский скончался 31 января 1930 года в одном из Беломорско-Балтийских концлагерей, и был погребен в безвестной могиле.

Вот какие страдание пришлось пережить нашим односельчанам. В 2017 году в Никольской церкви села Горки был сделана передвижная выстовка «Новомученники коломенской земли», на которой было представлены новомученники заруденского поселения.

Использованная литература:

https://yadi.sk/d/Nzij6NL-34N36a

http://p8.inetstar.ru/poligon/ Бутовский полигон в прошлом и настоящем.

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века

Московской епархии. Дополнительный том 3» Тверь, 2005 год

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Март».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов: «Чистые сердцем».

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов:  «Чистые сердцем».  Мероприятие основано на жизнеописании семьи Царственных мучеников: Императ...

Урок внеклассного чтения по литературному краеведению в 7 классе Тема: «Земля моя прекрасная!» (Образ «малой родины» в творчестве местных авторов и художников).

Урок внеклассного чтения  по литературному краеведению включен в планирование с целью воспитания у учащихся любви к природе родного края. При подготовке к уроку были использованы стихи и картины ...

Внеклассное мероприятие по историческому краеведению. "России верные сыны. Участники Отечественной войны 1812 года Тверской области".

Внеклассное мероприятие по краеведению сопровождается презентацией. Рассказывается о героях Отечественной войны 1812 года, уроженцах Тверской области. Основные цели мероприятия: повысить интерес учащи...

внеклассное мероприятие по литературному краеведению

Данное мероприятие проводилось при изучениии курса "Литератрное краеведение" в 7 классе. Материалы конспекта помогут  педагогам выбрать интересные формы работы с учащимися по данному направлению...

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов: «Чистые сердцем». (Николай II и его семья).

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов:  «Чистые сердцем».  (Николай II и его семья)....

Внеклассное мероприятие по литературному краеведению (встреча с поэтом, композитором Цыреном Шойжонимаевым) ТЕМА: «Певец вечной любви»

Познакомить  с интересным человеком, творческой личностью, человеком активной жизненной позиции –  Ц.Д.Шойжонимаевым; ввести учащихся в мир поэзии, музыки,  достичь глубины ...