внеклассное мероприятие по литературному краеведению
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Хомская Ирина Витальевна

Данное мероприятие проводилось при изучениии курса "Литератрное краеведение" в 7 классе. Материалы конспекта помогут  педагогам выбрать интересные формы работы с учащимися по данному направлению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_po_kraevedeniyu.rar1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Автор: Хомская Ирина Витальевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «ООШ № 34»

г.Сыктывкар, Коми республика.

Внеклассное мероприятие по литературному краеведению

« Твое родословное древо».

Цели мероприятия:

  1. Подведение итогов поисково – исследовательской деятельности за период сентябрь 2009 – март 2010 года.
  2. Сохранение исторической памяти о предках.
  3. Воспитание патриотизма.
  4. Развитие информационной и коммуникативной компетентности.

Участники: ученики 7-х классов, изучающие предмет литературное краеведение.

Интеграция предметов: литература, история, музыка, информатика.

Время на проведение: 60 минут.

Подготовка мероприятия:

  1. Систематизация  исследовательских материалов по темам: «Моя семейная реликвия», «Семейный архив», «Великая Отечественная война в жизни моей семьи», «Биографический рассказы о родных людях».
  2. Подбор музыкального сопровождения.
  3. Составление сценария.
  4. Подборка стихов семейной тематики, о родном доме.
  5. Оформление кабинета:  столики накрыты скатертями, на столах чашки, самовар, выставка вещей, сделанная руками ребят и родителей, фотографии в рамках.

Вступление: фоном  звучит песня в исполнении Льва Лещенко «Родительский дом».

Учитель: Здравствуйте! Наше мероприятие называется «Твое  родословное древо». Сообщение целей. Родительский дом, родители. Они дали нам жизнь, свою фамилию, они воспитывают нас. Поверьте, это нелегкий труд. А мы с вами занимаемся нелегким,  но увлекательным трудом исследования. И сегодня поделимся друг с другом своими открытиями.

                                                 Два чувства близки нам,

В них сердце обретает пищу:

Любовь  к отеческим гробам,

Любовь к родному пепелищу.

                                                      А.С.Пушкин.

Эти строки великого русского поэта А.С.Пушкина послужат эпиграфом к нашей встрече.

Ведущий (1): Сейчас мы расскажем о том, как возникли наши имена и фамилии. Слово «фамилия» происходит от латинского «femeli» - семья. Когда-то и в русском языке оно имело тот же смысл. Об этом напоминают выражения «фамильное сходство», «Фамильные традиции», «фамильные драгоценности». «Иванов», «Кузнецов», существующие ныне как фамилии еще в позапрошлом веке нередко определялись как «фамильные прозвания». Фамилия – семейное наименование, прибавляемое к имени и отчеству человека. Как  уже говорилось, имя каждому из нас подобрали родители. Отчество образовано от имени отца, которое в свою очередь дали ему его родители – то есть наши дедушки и бабушки. Фамилия у нас тоже,как правило, отцовская, а к отцу перешла от деда, к деду от прадеда и так далее. Перешла она к нам, как по эстафете, через цепочку поколений. Мы так привыкли к тому, что у нас есть фамилия, имя, отчество, что кажется, так было всегда. Но нет…

Ведущий (2): Первые фамилии обнаружены в древнерусских документах пятнадцатого века, но существовать они могли и ранее. В девятнадцатом веке еще не все имели фамилию. А кто имел, могли ее довольно  легко изменить. Строго наследственными, юридически закрепленными за всеми гражданами нашей страны фамилии стали только в 1920-х годах.

Учитель: У каждого человека есть свое неповторимое  личное имя. Оно является его оберегом, порой определяет его характер, манеру поведения. Вместе с именем мы получаем и фамилию – наследственное семейное наименование. Давайте вглядимся внимательно в свою фамилию. Какая она у вас: редкая, распространенная, смешная, непонятная или наоборот самая обыкновенная?

Ведущий (1): В языкознании существует целый раздел, изучающий личные наименования. Это наука «ономастика», что в переводе с древнегреческого означает

« умение выбирать имена».

Ведущий (2): Давайте узнаем, какие фамилии достались нам от предков.

Выступления учащихся о происхождении своих фамилий.

Фамилия Пыстин имеет коми корни, «пыста» по – коми – «синица». Следовательно, в русском переводе она будет звучать как «Синицын».

Дедюкин. Существовало древнерусское имя Дед ( например, Дед Казаков, крестьянин, запись 1539 г.). Это имя могло существовать само по себе или быть усеченной формой древнего имени Дедослав. В любом случае имя Дед обрастало различными суффиксами, передающими отношение говорящего к именуемому: Дедко, Дедило, Дедун, Дедух, Дедюля, Дедуха, Дедина. От всех этих форм впоследствии были образованы фамилии: Дедов, Дедков, Дедухов, Дедюкин, Дедюлин, Дедюхин.

Фреюк. Эта фамилия имеет украинское или, в редких случаях, белорусское происхождение. Она образована с помощью суффикса – ук/ -юк, обозначавшего молодого человека, сына или ученика. В основе фамилии лежит имя или прозвище дальнего предка человека. Такие фамилии получили особенное распространение на Западной Украине.

Потехин. Имя Потеха часто давалось любимому ребенку, милому, забавному, потешному существу. Отчество от нецерковного мужского имени Потеха, нередко в России пятнадцатого – семнадцатого веков. Отчество от его уменьшительной формы Потешка стало фамилией Потешкин.

Нефедов. Отчество из просторечной русской формы Нефед из канонического мужского имени Мефодий ( из древнегреческого «идущий»). Но не вполне исключена возможность образования из другого канонического  мужского имени Неофит ( из древнегреческого «новообращенный, недавний христианин»). Но оно у русских было очень редким.

Учитель: Подавляющее число русских фамилий образовано от христианских православных имен, содержащихся в церковном календаре – Святцах. Религия требовала, чтобы ребенка называли в честь того или иного святого. Христианская религия пришла на Русь из Византии. Византия заимствовала ее у Римской империи, в Рим она приникла с Ближнего Востока. Поэтому ныне большинство наших личных имен заимствовано из древнееврейского, латинского и греческого языков.

Ведущий (1): Я приведу примеры фамилий, образованных от церковных имен. Самое распространенное на Руси мужское имя – Иван. От него произошла фамилия Иванов – потомок какого – то Ивана. Ефимов – от церковного Ефим, Петров – от Петра, Павлов – от Павла. Среди наших учащихся тоже есть фамилии, образованные таким путем. Например,  Нефедов, от Мефодия.

Ведущий (2): Многие фамилии возникли из прозвищ – характеристик. Например, Гущины – от гущи – закваски для кваса, Струковы – от струка – то есть стручка. Так могли называть малорослого человека. Баевы. Бай – в русских говорах – говорун, рассказчик, сказочник. От этого же корня слово «краснобай» и выражение «сказывать байки». У этой фамилии возможно и тюркское происхождение: «бай» - на востоке, хозяин, богач. Лобановы. В старину называли людей с большим, широким лбом. Торопов. Тороп – древнерусское нецерковное имя. Его нарицательное значение: расторопный или торопливый, быстрый. В дошедших до нас документах имя встречается с 1216 года. Фамилия Хохлачев  произошла от слова «хохлач», тот , у кого чуб, хохол на голове. В толковом словаре Владимира Ивановича Даля можно встретить подобные фамилии и прозвища, относящиеся к шестнадцатому веку.

( называются фамилии ребят из класса, произошедших из прозвищ).

Учитель: Много фамилий произошло от профессий предков: Кузнецовы, Рыбаковы, Плотниковы, Шорниковы и так далее. Еще один источник фамилий – географические названия. В древние времена «географические» фамилии носили князья и бояре, помещики и казаки. В девятнадцатом веке, после отмены крепостного права,

(а, следовательно, при появлении официальной миграции населения) они появились также у крестьян и мещан. Например, Горские, Полянские, Ржевские. Известно, что название многих сел и деревень совпадают с фамилиями их жителей: например, в Бараново – большинство жителей – Барановы.

Так фамилии Котельников и Черепанов «профессиональные». Котельников – котельный мастер, а также человек, изготовляющий медную посуду, самовары и другие предметы быта. Черепанов – в старину – гончар, горшечник. Жителей города Череповца называли «черепанами». К этой категории можно отнести и фамилию Сердюк. В старой Украине сердюки – казаки из гвардии атамана. У А.С. Пушкина в поэме «Полтава» читаем: «Там, окруженный сердюками, вельможный гетман с старшинами скакал на вороном коне».

Ведущий (1): К сожалению, в наших семьях слабы традиции памяти своего рода. Большинство не знает своей родословной далее дедушки с бабушкой, а ведь история Отечества складывается из истории каждой отдельной семьи.

Учитель: Давайте ответим на вопросы на тему родственных отношений. Терминология родства нужна для того, чтобы понять старые записи и объяснения пожилых родственников – большинство терминов сейчас уже не используется (и даже трудно поверить, что когда-то использовались, настолько они непонятны, но вдруг у вас есть настолько старые родственники: братыч – сын брата,племянник по брату, дщерша – племянница по тетке, дедич – прямой наследник по деду).

Слайд. Терминология родства.

  1. Мать отца или матери, жена деда – бабка, бабушка.
  2. Каждый из сыновей одних родителей – брат.
  3. Отец матери или отца – дед.
  4. Брат мужа – деверь.
  5. Лицо женского пола по отношению к своим родителям – дочь.
  6. Брат отца или матери.
  7. Отец мужа – свекор.
  8. Жена сына – невестка.
  9. Сестра отца или матери – тетя.
  10. Мать жены – теща.
  11. Другой муж матери, неродной отец – отчим.
  12. Лицо мужского пола по отношению к своим родителям.
  13. Дочь от другого брака по отношению к неродному родителю – падчерица.
  14. Сын брата или сестры. – племянник.

Учитель: В десятом классе, ребята, вы будете изучать роман Л.Н.Толстого «Война и мир».  Герой романа, старый князь Болконский, провожая сына на войну, говорит ему такие слова: « Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет… а коли узнаю, что повел ты себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно!» А помним ли мы, совершая те или иные поступки, о своих предках, думаем ли о потомках?  Наследуя фамилию, мы должны усваивать и понятие «фамильная честь». Фамильная честь обязывает нас помнить, чей ты сын и чей внук.

  Готовясь к встрече, ребята узнали много интересных фактов из жизни своих бабушек и дедушек. С результатами этой работы мы сейчас познакомимся.

Слайд. Семейные реликвии. Реликвия – (от лат. reliquiae остатки, останки) – 1) предметы религиозного поклонения, напр. мощи; 2) вещи, свято хранимые как память о прошлом. Семейные реликвии: предметы быта, награды, грамоты, украшения, книги, фотографии, произведения искусства, письма и другие.

Учитель: Сейчас ребята расскажут о семейных реликвиях. Выступления Насиловской Юлии. Старинные бабушкины рецепты. Бодяевой Татьяны. Бронзовая  медаль ВДНХ.

 ( Смотри приложение).

Слайд. Семейный альбом. Звучит песня в исполнении  певицы Эдиты Пьехи «Семейный альбом».

Ведущий (2): Давайте последуем этому совету и заглянем в семейный альбом. Выступление Дедюкиной Екатерины. О чем рассказала старая фотография. Рассказ о прабабушке. (Смотри приложение).

Слайд. Мои родные и близкие во время Великой Отечественной войны. Звучит фрагмент песни «Вставай, страна огромная».

Учитель: «Кто на войне ни разу не был, тот ничего не знает о войне», - писал поэт – фронтовик Александр Твардовский. Наши дедушки, бабушки, прадедушки и прабабушки были свидетелями этих страшных событий, они трудились в тылу, помогая фронту, участвовали в боях, дошли до победы, восстанавливали экономику страны после войны.

(Рассказ о военном прошлом родных и близких учащихся. Демьянова Юлия, Яковлев Иван, ученики 7 класса).

Звучит песня «Прости нас, дедушка»  исполнении ученицы 7 «а» класса Бодяевой Татьяны.

В твоем кабинете давно у тебя над столом,

Висит фотография в рамке за пыльным стеклом.

Скажи мне, мой дедушка, кто тот солдат молодой,

И кто эта девушка рядом в шинели с косой.

Вздохнув и слезинку смахнув, ты обнимешь меня,

И скажешь: «Ты что ж не признала, ведь это же я».

В берлине когда-то фотограф снимал фронтовой

Сержанта в медалях с его молодою женой.

Припев:

Прости меня, дедушка.

Эту войну я видела только в кино.

Прости меня, дедушка.

Я ведь спросить об этом хотела давно.

Прости меня, дедушка.

Что ничего не знала я раньше о той

Простой фотографии, что у тебя

Висит на стене за стеклом.

Киваешь головою седою, и пенится боль.

Положишь медали и свой пистолет именной

Погоны и планку цветную, свидетельство ран

И те наградные часы, что дарил командарм.

Давно пожелтевшие фото друзей фронтовых

Которые живы, и тех, кого нету в живых.

И карточку старую  девушки с длинной косой

С улыбкою бабушки, милой, такой молодой.

Припев:

Прости меня, дедушка.

Эту войну я видела только в кино.

Прости меня, дедушка.

Я ведь спросить об этом хотела давно.

Прости меня, дедушка.

Что ничего не знала я раньше о той

Простой фотографии, что у тебя

Висит на стене за стеклом.

Как будто военного фильма суровый сюжет

Расскажешь историю незабываемых лет

О том, как мечтали о будущем в жарких полях

Сержант молодой и его молодая жена.

О том, как делили на всех и нужду , и печаль,

О том, как война на висках оставляла печать.

Как ждали победу и делали все, что могли,

Как верили и, наконец – то, ее дождались.

Припев:

Прости меня, дедушка.

Эту войну я видела только в кино.

Прости меня, дедушка.

Я ведь спросить об этом хотела давно.

Прости меня, дедушка.

Что ничего не знала я раньше о той

Простой фотографии, что у тебя

Висит на стене за стеклом. ( 2 раза)

Спасибо, мой дедушка.

Ведущий (1): Это стихотворение написала выпускница нашей школы Печникова Лидия. Оно о тех людях, что прошли войну, память о них  мы обязаны сохранять.

Проходят годы день за днем,

Но вспоминаем мы о том,

Как наши предки воевали

Не за награду на груди,

А чтобы Родину спасти!

И подарить свободу детям,

Познавшим страшную войну.

Пусть их зажгутся имена

В сердцах людей, живущих ныне.

Так пусть за тех, кто жив поныне,

И тех, кто прожил ту войну,

Горят сто тысяч солнц на небе,

И помнят люди ту войну.

Учитель: Спасибо вам, ребята, за работу. Нам еще многое предстоит узнать о своих родителях, бабушках, дедушках и других родственниках. И закончить нашу встречу мне бы хотелось словами ныне покойного Патриарха  Московского и Всея Руси Алексия II:

"Божие благословение почивает на тех, кто созидает семью, почитает и хранит память о своих предках и воспитывает детей. Божие благословение всем тем, кто начинает вести летопись своего рода, свою семейную летопись. Пусть она становится кладезем жизненного опыта для вас и ваших потомков. Пусть поможет осознать место каждого члена вашей семьи в истории и вечности".

Вновь звучит песня в исполнении Льва Лещенко «Родительский дом». Можно спеть всем вместе песню под фонограмму.

Заключение: награждение всех участников мероприятия грамотами, призами.

Литература:

  1. Угрюмов.А. Русские имена.- Вологда: Кн. Изд-во, 1962.
  2. Федосюк.Ю. Русские фамилии: этимологический словарь.- М.: Дет. лит; 1972.
  3. Васильев.С.К. Словарь русских фамилий.- М.: Дет.лит; 1987.
  4. Криницкий У.Н., Уварова С.Г. Занимательная топонимика.- М.: Дет. лит; 1987.
  5. Материалы журнала «Читаем, учимся, играем» № 3, 2007 год.

Приложение 1

Автор – Бодяева Татьяна, МОУ «ООШ №34», 7 «А» класс.

Награда за добросовестный труд.

Сегодня много говорят и пишут  о семейных реликвиях. В каждой семье есть фотографии, письма, вещи, другие предметы, принадлежащие дальним или близким  родственникам. К сожалению, родные редко рассказывают о моих предках. Имена многих я  даже не знаю. Но конкурс «Моя семейная реликвия» побудил меня заглянуть в семейный «архив». Я обнаружила фотографии, документы, которые меня заинтересовали. 

  Передо мной  бронзовая медаль и удостоверение моего дедушки Золотова Александра Ивановича «За успехи в народном хозяйстве СССР», учрежденная главным комитетом ВДНХ СССР.

  Мой дедушка, Золотов Александр Иванович, родился 1января 1935 года в многодетной крестьянской семье  в деревне Мостовая Нижегородской области. Отец, Золотов Иван Васильевич, пропал без вести во Время Великой Отечественной войны.

Мать, Александра Ивановна, работала на полях родного колхоза.

  Закончив семь классов, он пошел работать на МТС (машинно– тракторную станцию) и получил профессию тракториста – комбайнера ( в то время это была самая нужная специальность). Затем  за добросовестное и ответственное отношение к работе его назначают на должность бригадира.

  Самое «горячее» время в колхозе – это весна и осень. Весной – посевная, а осенью – уборка урожая. В колхозе выращивали рожь, овес, лен. Большую часть полей занимал лен. Моя бабушка рассказывала, что «во время цветения эти поля были похожи на «голубое море». Во время уборки урожая работали с раннего утра до позднего вечера, выполняя и перевыполняя план. Колхоз имени

« XXI партийного съезда», в котором работал Александр Иванович, с планом всегда справлялся».

  Неоднократно за свой труд Золотов Александр Иванович поощрялся денежными премиями и ценными подарками. А однажды, осенью 1974 года, в клубе, на празднике, посвященном окончанию уборки урожая, дедушке вручили ту самую медаль, которую я с интересом рассматриваю сейчас.

  Медаль «За успехи в народном хозяйстве СССР» имеет форму правильного круга диаметром 2 см. На лицевой стороне медали в центральной части расположена скульптурная композиция из фигур: шахтер, рабочий, колхозница.  Их руки подняты вверх. Рабочий держит на поднятых руках символ знаний. Он (знак) говорит о  том, что образование в СССР было доступно всем. Любой представитель рабочего класса мог учиться и получать высшее образование.  На лицевой стороне медали по окружности сделана надпись: выставка достижений народного хозяйства. Слева и справа от скульптуры расположены буквы СССР.

Историческая справка. История выставки ВДНХ.

Выставочный комплекс официально открыт в 1939 году и сначала назывался ВСХВ (аббревиатура от «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка»). В 1959 году комплекс был перепрофилирован и переименован в ВДНХ СССР («Выставка достижений народного хозяйства СССР»). В 1992 году комплекс получил свое нынешнее название, которое противоречит истории и архитектуре комплекса.17 февраля 1935 года Сталин подписал указ об организации Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве. 17 августа того же года было решено разместить выставку возле Ярославского шоссе. Председателем выставочного комитета был назначен М.Чернов, а главным архитектором В.К. Олтаржевский. Выставка должна была открыться в сентябре 1938 года, но огромный объем работ не позволил строителям уложиться в срок. Открытие перенесено на лето 1939 года, а Верховный Совет СССР принял специальный закон «О ВСХВ». Официально ВСХВ открылась 1 августа 1939 года. До войны была проведена еще одна выставка летом 1940 года. Выставка 1941 была закрыта сразу после начала Великой Отечественной войны. Экспонаты переданы на хранение. После окончания войны выставка официально возобновила работу с 1950 года. Фактически возобновить работу удалось к 1 августа 1954 года.

 Края медали с обеих сторон окаймлены бортиком.

На оборотной стороне медали – надпись «За успехи в народном хозяйстве СССР». Над надписью – эмблема «Серп и молот».

Историческая справка.

Серп и молот – главная советская государственная эмблема, символ союза рабочих и крестьян. В русской геральдике серп до 1917 года встречался в гербах многих городов. Это было наиболее массовое общекрестьянское орудие труда, символизирующее жатву, урожай. В гербе СССР серп изображался всегда наложенным на молот. Это означает, что молот предшествует как геральдический знак серпу, и старше его по значению в гербе. Но читается вся эмблема в том порядке, как ее видит зритель: вначале называется серп, а затем молот. В гербах советских республик в ряде случаев серп наложен на молот, а ряде других – наоборот. Серп и молот были так называемым малым гербом СССР, применявшемся до середины 1930-х годов, в период действия конституций 1918 и 1924 года. В то время встречалось и раздельное, симметричное изображение серпа и молота (например, на скульптуре В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница». 1937). http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b3/Kolkhoznitsa.jpg/150px-Kolkhoznitsa.jpg

Серп и молот воспроизводились на печатях, официальных документах, униформе Красной Армии, на зданиях некоторых государственных предприятий, учреждений, организаций, транспортных средствах, денежных знаках, трибуне верховного Совета СССР, трибунах Верховных советов союзных республик, на зданиях Советов депутатов трудящихся, на важнейших печатных изданиях, а также на ряде орденов и медалей СССР, нагрудных знаках.

Медаль изготовлена из бронзы. Она при помощи ушка и кольца соединяется с прямоугольной колодочкой, обтянутой шелковой лентой бордового цвета с двумя продольными красными полосками по краям. Длина ленты - 1,5 см, ширина – 1 см, ширина полосок – по 2 мм. Эта медаль учреждена главным комитетом ВДНХ СССР. Вручается рабочим, колхозникам, специалистам народного хозяйства. Носится на левой стороне груди, прикрепляется к одежде при помощи булавки, которая присоединена к оборотной стороне ленты.

  К медали прилагается удостоверение под номером 26853. Оно в развернутом виде имеет размер 14,5Х10 сантиметров. На правой стороне удостоверения внутри указаны следующие сведения:

- номер удостоверения,

-  название медали (« За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР»),

- кем учреждена медаль (главным комитетом ВДНХ СССР),

- чем награждают (бронзовой медалью),

- кого награждает (Золотова Александра Ивановича),

- кто награждает (Главный комитет Выставки достижений народного хозяйства).

 Внутри удостоверение бледно-розового цвета. Надписи сделаны красными и черными чернилами. В центре книжки красными чернилами поставлена круглая печать, на которой написано в центре: главный комитет, а по окружности печати имеется надпись: выставка достижений народного хозяйства СССР.

На левой стороне удостоверения написано: Постанов. От 1/ VIII- 74 г. № 369-Н. С левой стороны имеется изображение бледно-розового цвета «Рабочий и колхозница».

Историческая справка.

Скульптура «Рабочий и колхозница» была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Идейный замысел скульптуры принадлежал архитектору Б.М. Иофану, победившему в конкурсе на строительство павильона. У архитектора еще во время работы над конкурсным проектом «очень скоро родился образ скульптуры: юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли – рабочий класс и крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов – серп и молот.

  На скульптуру был объявлен конкурс, и его выиграла скульптор В.И. Мухина. Работа по созданию огромного монумента велась по созданной Мухиной полутораметровой модели на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки под руководством профессора П.Н.Львова.

Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 метров. Общий вес – 185 тонн.

Собственно удостоверение имеет размер 7Х10 см. Цвет – темно-голубой. На титульной стороне удостоверения находится «оттиск» лицевой стороны медали. Снизу – надпись «Удостоверение».

  Эти документы хранятся у моей бабушки, Золотовой Риммы Михайловны.  Дедушка умер 15 июня 1993 года. Я родилась спустя 2 года. Его я не знала, но о нем  слышу только хорошие и добрые слова. Эти  воспоминания  о дедушке останутся со мной навсегда. А его медаль – это напоминание о его добросовестном труде и истории нашей страны.

Приложение2

Женщина с военными медалями.

Вся страна готовится к празднованию 65-летия Победы. О той страшной войне написано много книг, поставлено большое количество  кинофильмов. Но самыми яркими и правдивыми на всю жизнь останутся для меня рассказы о войне моей прабабушки. Это мама моей бабушки по материнской линии.

  Война… Как гром среди ясного неба прозвучали эти слова из репродуктора. Эта беда ворвалась в каждый дом непрошеной гостьей. Не обошла она стороной и нашу семью.

  Два моих прадедушки  воевали на фронте. Один - Василий Петрович Семяшкин дошел до Берлина. Но я хотела бы рассказать о своей прабабушке  –  Поляковой Юлии Викуловне.

  Она родилась в 1916 году в городе Саратове.  Когда началась Великая Отечественная война, мужчины  один  за другим стали уходить на  фронт. Мою прабабушку на фронт не взяли, потому  что у неё был  маленький  ребёнок – мой дедушка. Прабабушка  пошла служить на Саратовскую военно-морскую базу Волжской военной флотилии. Управление тыла Саратовской военно-морской базы Волжской военной флотилии входило  в состав действующей армии. Прабабушка служила  курьером, а мой прадедушка Поляков Петр Григорьевич был начальником эвакуационного госпиталя. В этом эвакогоспитале моя прабабушка сдавала  донорскую кровь для раненых бойцов. Нередко ей приходилось   выполнять работу санитарки: накладывать повязки, обрабатывать раны, дежурить ночами. В госпитале часто не хватало перевязочного материала. Сколько было перестирано окровавленных бинтов и простыней? С утра до вечера  трудилась она, не покладая рук, а в свободное время помогала медсестрам ухаживать за больными. Это о ней и многих других молодых женщинах наш коми поэт Альберт Ванеев написал строки:

На войне в кустах не отсидеться,

Трудно, страшно – маму не зови.

Защищали вы и наше детство,

Юные защитницы земли.

Как солдатам вы нужны бывали-

Отпускала боль фронтовика,

И быстрее раны заживали,

Лишь коснется девичья рука.

Все перенесли, перестрадали вы,

Женщины с военными медалями.

  Вместе со всеми людьми страны прабабушка верила в победу и мечтала о том, когда наступит мирное время.

 В 1944 году моего прадеда отправили на партийную работу в Коми АССР. За ним последовала и прабабушка.  И в Сыктывкаре прабабушка продолжала сдавать донорскую кровь,  спасая жизнь многим людям.

  Моя прабабушка  награждена орденом «Великой Отечественной войны» второй степени, медалью «За победу над Германией», медалью «300 лет российскому флоту» и медалью «Жукова».  

 Сейчас моей прабабушке 92 года.  Она очень старенькая, но и теперь не сидит без дела, занимается поильным трудом. Я люблю её и стараюсь заботиться о ней так,  как она когда-то заботилась о нас.

  Мы  должны помнить о подвиге наших  родных в годы Великой Отечественной войны.

Проходят годы день за днем,

Но вспоминаем мы  о том,

Как наши предки воевали

Не за награду на груди, а чтобы родину спасти!

И подарить свободу детям,

Познавшим страшную войну.

Пусть их зажгутся имена

В сердцах людей, живущих ныне.

Так пусть за тех, кто жив поныне,

И тех, кто прожил ту войну,

Горят сто тысяч солнц на небе,

И помнят люди ту войну.

Демьянова Юлия,

ученица 7 «Б» класса

Приложение3

Сочинение ученика 7 «А» класса Яковлева Ивана.

Никулин Василий Иванович со своей семьей.

        

Капитан парохода.

                                                                                                                                     Никулин Василий Иванович – мой прадедушка, родился двадцать третьего февраля одна тысяча девятьсот пятнадцатого года в семье  кулаков.   Он жил со своими родителями в большом доме на починке возле деревни Ношуль Прилузского района Коми АССР. Дом  находился далеко от деревни на берегу реки. Он был очень большой, одна часть его – летняя, а другая - для зимнего проживания.  С утра до ночи прадедушка  помогал своим родителям  по хозяйству: ухаживал  за домашними животными, за огородом, ездил с отцом на рынок, помогал торговать. Учиться ему, как  и всем  детям,  не разрешали родители, читать и писать его научила няня. Дальше образованием он занимался сам. Вечерами читал книги, в особенности о море, и мечтал стать моряком. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, он собрал свои вещи и уехал учиться, хотя родители были против его  решения.  Где он учился и как попал на пароход « Коми колхозник» сейчас узнать трудно.

  По реке Вычегда они возили различные грузы, доставляли в разные районы  продукты, живность, выполняли и другие важные для того времени поручения.      

  Война! Непрошеной гостьей вошла она в каждый город, село, деревню, в каждую семью. По реке со станции Зеленец пароход «Коми колхозник» увозил мужей, сыновей и дедов от родных на борьбу с фашистами. Василия Ивановича назначили капитаном.  В тысяча девятьсот сорок втором году ему была дана задача - вывозить раненых с Белого моря через Северную Двину, реку Печора и дальше в тыл врага. Время было тяжелое.  

  На пароходе он познакомился с девушкой, которая в будущем стала его женой и подарила ему восемь детей.  Это моя прабабушка – Отиева Антонина Константиновна (22.06.1918 – 3.10. 2001).  

Она была из очень бедной семьи, жила в поселке Гам Усть - Вымского района Коми АССР.

  Когда началась война, Антонине было всего восемнадцать лет, но она очень хотела помогать людям. Втайне от родителей она  попросилась на пароход и после долгих уговоров её все-таки взяли, да  ни «кем-нибудь», а матросом. Она помогала  санитарам, мыла палубы, а также была «коком». Вот так война свела их вместе.

Моя бабушка, Никулина Валентина Васильевна, их дочь, поведала мне эпизод из военной жизни, который помнит по рассказам отца: «  Однажды в городе Мурманск пароход «Коми колхозник» попал  под  бомбардировку, но капитан и команда  успели заплыть в маленькую бухту и  спасти всех раненых. Эту бухту знали немногие, один из них - «мой» капитан. Остальные пароходы были уничтожены. После бомбежки они подобрали раненых и  оставшихся в живых людей, уложили  на переполненную палубу и продолжили путь в тыл врага. Но бомбардировки не прекратились, пароход продолжал идти в своём направлении». Прадедушка не только руководил «Коми колхозником», но и помогал своим товарищам  в машинном отделении. В один  момент его рука попала под маховик, было порвано сухожилие, но он продолжал управлять пароходом. Докторов на этот момент не хватало, все они занимались ранеными. Ему помогла Антонина. Не имевшая медицинского образования и с детства боявшаяся крови, она оказала первую помощь. Прадед опять взял штурвал и повёл «Коми колхозник» дальше. После этого случая Антонина Константиновна стала помогать медсестрам и даже помогала на операциях, когда не хватало сестер.

 Василий Иванович умер в августе тысяча девятьсот шестьдесят второго года. Слишком много пришлось пережить прадедушке и прабабушке. Видели они и горе людей, и смерть близких, и холод, и голод. Все тяготы той войны вынесли они на своих плечах.

Прадед имел медали и ордена, но они, как сказала моя бабушка,  были утеряны в связи с частыми переездами. Жаль, что прадедушку я не видел, может быть, он рассказал бы мне много интересного о войне и о своей жизни.

 Вся наша семья  гордится  стойкостью и мужеством родных  людей  и чтит их память.

__________________________________________________________________

На фото:  Никулин Василий Иванович

                   Никулина Антонина Константиновна

 

Их дети:  Никулина Тамара Васильевна

                  Никулина Валентина Васильевна

                 Никулина  Лидия Васильевна    

     Приложение 4

Старинные бабушкины рецепты от  Сажиной Агнии Андреевны.

Жила в селе Чухлом, Сысольского района.

АЗЯ ШЫД.

( Кислая перловая похлебка).

Ингредиенты:

  1. Мука второго сорта – 25 г.
  2. Дрожжи сухие  - 0,5 г.
  3. Горох – 15 г.
  4. Перловая крупа – 50 г.
  5. Сметана – 20 г.

Приготовить закваску. В теплую воду ввести разведенные дрожжи, соль, муку, замесить тесто и оставить в теплом месте на 10-12 часов. Полученную закваску развести водой, процедить, прокипятить, добавить горох, затем добавить перловую крупу, посолить, довести до готовности.

Такую похлебку ели в пост.

Пожом коч яй.

( Заяц тушеный с картофелем).

Ингредиенты:

  1. Заяц – по весу дичи.
  2. Картофель – 5 штук.
  3. Лук репчатый – 1 штука.
  4. Жир – 50 грамм.

В горшочек положить разрубленного зайца, залить водой и тушить до полуготовности. Затем добавить нарезанный крупными ломтиками картофель, рубленый репчатый лук и посолить по вкусу. Можно добавить за 5-10 минут до готовности протертую бруснику или клюкву.

Это блюдо ели после удачной охоты на зайца.

Квашеная капуста по – коми.

Ингредиенты:

  1. Капуста свежая белокочанная – 80 кг.
  2. Укроп свежий – 1 кг.
  3. Соль – 5 кг.
  4. Лавровый лист, перец, петрушка – по вкусу.

Квасят капусту в деревянных бочках (кадках). Перед квашением капусты бочку необходимо хорошо промыть горячей водой, затем пропарить вместе с ветками можжевельника. На дно бочки можно положить ветки можжевельника и горячий камень, чтобы вода дольше не остывала. После налить кипящую воду и бочку закрыть.

  Резаные кочаны положить в подсоленную воду и варить от 4 до 10 минут для удаления горечи. Затем уложить в подготовленную бочку слоями. На дно можно положить смородиновые веточки и укроп. Каждый слой можно посыпать перцем. Сверху посыпать укропом и петрушкой. После залить водой, в которой варилась капуста изначально. Положить сверху марлю, деревянную крышку, а на нее камень. Оставить бродить 2-3 дня. Во время брожения на поверхности капусты появится пена, ее необходимо снять. После окончания брожения бочки поставить в холодное место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...