Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов: «Чистые сердцем».
    классный час (8 класс) по теме

     

    Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов:  «Чистые сердцем».  Мероприятие основано на жизнеописании семьи Царственных мучеников: Императора Николая II, Императрицы Александры, их чад - Алексия, Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. Особое внимание уделено воспитанию детей и взаимоотношениям в этой семье, что дает возможность показать, что для созидания личности необходимы идеалы добра, милосердия, честности, трудолюбия. Императорская семья была особенно сплоченной, пронесла несокрушимую веру православную чрез все скорби и страдания.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Авторы: Галанскова Г.Н.

      Скопцова Т.Н.

    Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов:  «Чистые сердцем».  (Николай II и его семья).

    Цель: расширить представление детей и родителей о семье как   величайшей общечеловеческой ценности.

    Задачи: 

    1. Познакомить учащихся с семьей Николая II;
    2. показать, что мир и согласие  в семье – главное условие благополучия, счастья всех членов семьи;
    3. побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье.

    Для проведения мероприятия необходимы фотографии семьи Николая II – компьютерная презентация, видеофильм, песни в исполнении Ж. Бичевской.

    Для чего нам жизнь дана –

    Для еды, питья и сна?

    Для учёбы и работы,

    На житейские заботы?

    Сделать нашей чашей дом,

    Жить спокойно…

    А потом?..

    Е. Санин

    Ведущий: (Слайд 1) Один из самых важных на свете вопросов – вопрос о смысле человеческой жизни. Смыслом жизни является Любовь. Первые уроки добра и любви дети получают в родном доме, в кругу своей семьи. Христианскую семью объединяла любовь к Богу. Она учила маленьких детей любить и почитать своих родителей, умирять свои желания, сочувствовать и помогать братьям и сёстрам. Жертвенная любовь к ближнему постигалась в терпеливом преодолении трудностей семейной жизни.

    История православной культуры сохраняет свидетельства о жизни  многих христианских семей. Семья Николая II, последнего российского императора, может во многом служить примером нам, современным людям.

    Христианская семья является первым воспитателем детей в традициях благочестия, прививает добрые качества и, прежде всего, Любовь.

    Но чтобы воспитать это чувство, необходимо родителям любить друг друга.

    Начало семьи – истинная любовь.

    1 ученик: (Слайд 2-4) С наследником российского престола принцесса по знакомилась в 1884 году, на свадьбе своей старшей се стры Елизаветы с великим князем Сергеем Алексан дровичем. Алике было тогда 12 лет, Николаю — 16. Так началась дружба, которая вскоре переросла в беззавет ную, самоотверженную, все возраставшую с годами лю бовь. В 1889 году Николай окончательно был влюблен в Алек сандру, но о свадьбе еще не могло быть и речи. Ей 17, ему 21: считалось, что они слишком молоды. Родители Нико лая поначалу не очень одобрительно отнеслись к его выбору. И, хотя Нико лай и Алике переписывались и посылали друг другу ма ленькие подарки, они расстались почти на пять лет. Оба они, однако, считали, что эти пять лет упрочили их отно шения. Сердце Алике было занято только Николаем; что до него, то он твердо заявил своему отцу, что женится только на Александре.

     Наконец Александр III дал свое со гласие на брак. Одновременно и королева Виктория осчастливила внучку своим благословением. Остава лось одно препятствие — приверженность невесты и жениха разным религиям.

    2 ученик (юноша) (Слайд 5)  После сделанного предложения на следник записал в дневнике:

    «Говорили до 12 часов, но безуспешно, она все противится перемене религии. Она, бедная, много плакала. Она плакала все время и только время от времени про износила шепотом: „Нет, я не могу"».

    Но на третий день случилось почти чудо. В то ут ро Николай заговорил с принцессой с особенным одушевлением, вложив в слова всю силу своего убеждения:

    «Алике, я понимаю Ваши религиозные чувства и благоговею перед ними. Но ведь мы веруем в одного Христа; другого Христа нет. Бог, сотворивший мир, дал нам душу и сердце. И мое сердце и Ваше он напол нил любовью, чтобы мы слились душа с душой, чтобы мы стали едины и пошли одной дорогой в жизни. Без Его воли нет ничего. Пусть не тревожит Вас совесть о том, что моя вера станет Вашей верой. Когда Вы уз наете после, как прекрасна, благодатна и смиренна на ша православная религия, как величественны и велико лепны наши храмы и монастыри и как торжественны и величавы наши богослужения, — Вы их полюбите, Алике, и ничто не будет нас разделять».

    1 ученик: (Слайд 6) Выслушав цесаревича и увидев непритворные слезы в его глазах, принцесса тихо произнесла:

    3 ученица (девушка) «Я согласна. Годы только усилили мою любовь к тебе, и я желаю только одного быть достойной твоей любви и нежности».

    1 ученик: (Слайд 7)  Итак, через десять лет после знакомства в 1884 году Царевич Николай и принцесса Алиса были обручены.

    Послушайте выдержки из нежных трогательных писем, которые возлюбленные адресовали друг другу.

    2 ученик (юноша) Красное Село, 3/15 августа 1894 года, письмо Н-66.                                        

    Моя дорогая любимая Алики,

    Мы только что закончили завтрак, и, так как я сейчас свободен, имею желание сесть и поболтать с моей ма лышкой. Дорогая, не считай меня глупым, но я не могу начать ни одного письма, не повторив то, что постоянно чувствую и о чем думаю: я люблю тебя, я люблю тебя. О, милая, что это за сила, которая навсегда сделала меня твоим пленником? Я ни о чем не могу думать, кроме тебя, моя родная, и я отдаю свою жизнь в твои руки, боль шего я не могу отдать. Над моей любовью, каждой ее капелькой, ты имеешь полную власть! Хоть мы и в раз луке, но наши души и мысли едины, не правда ли, доро гая?

    3 ученица (девушка) Май 1894 года. Из писем Алике Николаю.

    Бесценное мое сокровище, не могу уснуть, не написав тебе, так как поговорить, увы, мы не можем. Невозможно описать, как я по тебе скучаю и тоскую по тем двум ча сам, которые мы проводили с тобой наедине каждый вечер.

    2 ученик (юноша) О, моя Алики, если бы ты только знала, сколько сча стья ты мне дала, ты была бы рада и ничто не потревожило бы мира твоего сердца. Как бы мне хотелось быть рядом с тобой, шептать тебе на ушко нежные слова любви и утешения; ничто не печалит меня больше, чем мысль, что по моей вине, хотя и невольной, ты терзаешься, а я не могу тебе помочь, находясь от тебя вдали! Молитва так облегчает всем тяжесть земного бремени. И, милая, по жалуйста, всегда пиши мне, если тебе понадобиться что-то узнать. Говори прямо и откровенно. Никогда не бойся сказать мне все, что захочешь. Мы должны все знать друг о друге и всегда помогать друг другу, правда, ведь, доро гая.                   ТВОЙ НИКИ

    3 ученица (девушка): Я так хочу, чтобы ты был здесь. Без тебя я чувствую себя такой одинокой. О, если бы только ты знал, как я тебя обожаю, и годы только укрепили мою любовь к тебе, и я желаю только одного: быть достойной твоей любви и неж ности. Да благословит тебя Бог, моя дорогая любовь.

    Множество нежных поцелуев от твоей глубоко преданной маленькой девочки.            

    Алике. Твоя невеста! Как  необычно  это звучит, милый. Я все время думаю о тебе.    

    Ведущий: Представляете, эти трепетные любовные послания  написаны Николаем II и английской принцессой Алисой (будущей женой царя)

    Как вы думаете, сколько писем было написано ими за полгода помолвки?

    Аликс написала Николаю133 письма, а Николай невесте – 127.

    На фоне музыки. (Слайд 8)

    Бракосочетание вошедшего на престол Николая Александровича и  Алисы, принявшей в православии имя Александры Фёдоровны, состоялась 27 ноября 1894года.

    Жизнь Их Величеств была безоблачным счастьем взаимной безграничной любви.  Государь называл Ее Величество Sunny (Солныш ко). Приходя в ее комнату, он отдыхал, и Боже сохра ни какие-нибудь разговоры о политике или о делах.

    (Слайд 9-12)

    1 ученик: Через год родилась дочь Ольга, а потом, с перерывом в полтора – два года стали появляться другие дети: Татьяна, Мария, Анастасия.

    4 ученица:  - Ольга поражает искренностью горячей любви и заботы, добровольным беспрекословным послушанием. На всех производила чарующее впечатление своим ласковым и милым обращением.

    5 ученица: - Татьяна обладала большой силой характера, сдержанная. Девушка удивительной прямоты и честности, с твёрдо устоявшимися идеалами, с самостоятельным, живым и ясным умом.

    6 ученица: - Мария, её смело можно назвать русской красавицей. Высокая, полная, с соболиными бровями, ярким румянцем на открытом лице. Она весела и жива.

    7 ученица:  - Анастасия. Её личико полно живости и лукавства. Быстрые глазки всегда сверкают неудержимым весельем и задором, они неустанно и зорко высматриваю, где бы ей нашалить.

    1 ученик: (Слайд 14-16) Трудно было бы найти четырёх сестёр с более разными характерами, и всё же так совершенно едиными в любви друг к другу, что не исключало личной независимости каждого, и, несмотря на разные темпераменты, делало их самой сплочённой семьёй.

    Вели кие княжны были очаровательны — воплощение свеже сти и здоровья. Режим для детей был обычным, не отягощенным обя занностями, привычными для Царской Семьи. Импера тор и Императрица были верны принципам их собст венного воспитания: большие, хорошо проветренные комнаты, где жили девочки, жесткие походные кровати без подушек, холодные купания (теплые разрешались вечером). Подрастая, дети обедали вместе с родителями. Еда была простая: говядина, борщ или гречне вая каша, вареная рыба, фрукты. Не принимая расточи тельного образа жизни большей части высшего общест ва России, Николай Александрович и Александра Федоровна хотели постепенно привить чувство насто ящих ценностей и своим детям.

    Родители считали, что  дети не должны сидеть без дела. В светских приемах, балах, развлечениях дети редко принимали участие и посещали их, если этого требовал Дворцовый этикет. Уроки, рукоделие, молитвы, прогулки на свежем воздухе, спортивные игры – вот их обычный круг занятий.

    8 ученик: (Слайд 17-19)  Николай II и Александра Фёдоровна долго и терпеливо ждали появления наследника. Император и императрица посетили Саров, где горячо молились преподобному Серафиму Саровскому о даровании им сына. Ровно через год родился царевич Алексей.

    Вскоре радость супругов сменилась почти что от чаянием: оказалось, что ребенок унаследовал от мате ри ужасную, неизлечимую болезнь — гемофилию. За ребенком нужен был постоянный присмотр. Стоило ему удариться головкой или рукой о мебель, сразу же появлялась огромная синяя опухоль, показы вающая на внутреннее кровоизлияние, причинявшее ему тяжкие страдания.

    Царевич Алексей рос живым и подвижным ребен ком, и доглядеть за ним было трудно.

    Любимой игрой царевича были солдатики, которых у него было огромное количество. Он часами расстав лял их на большом столе, устраивая войны, маневры и парады, Наследник обладал превосходным музыкальным слухом и великолепно играл на балалайке.

    1 ученик: К воспитанию детей родители относились серьезно. Они старались привить им чувство благочестия, благородства, любви, уважительного отношения к окружающим.

    (Инсценировка) (Слайд 20)  Во время одной прогулки по берегу Днепра, при посещении Императорской Ставки Верховного Глав нокомандующего, Цесаревич, будучи в шаловливом на строении, вытащил у баронессы зонтик и бросил его в ре ку. Великие Княжны старались зацепить его, но ничего не получалось.

    Неожиданно появился Государь. „Что это за пред ставление?" — спросил он. „Алексей бросил зонтик в реку, и это такой стыд, так как это самый луч ший у баронессы", — ответила Великая Княжна. Улыбка исчезла с лица Государя. Он повернулся к своему сы ну. „Так в отношении дамы не поступают, — сказал он сухо. — Мне стыдно за тебя, Алексей. Я прошу извинения за него, — добавил он, обращаясь, к окружающим,  — и я попробую исправить дело и спасти этот злопо лучный зонтик".

    Император во шел в воду. Когда он дошел до зонтика, вода была выше колен...

    Он передал его мне с улыбкой: „Мне все же не пришлось плыть за ним! Теперь я сяду и буду сушиться на солнце".

    Бедный маленький Царевич, красный от отцовско го, резкого замечания, расстроенный, подошел ко мне. Он извинился, как взрослый.

    8 ученик: (Слайд 21-22) С интересом и глубоким вни манием вглядывался Алексей в жизнь простых людей, и час то у него вырывалось восклицание: „Когда я буду ца рем, не будет бедных и несчастных, я хочу, чтобы все были счастливы"».

    Во время перебоев с сахаром он сберегал свою порцию, а потом с серьезным видом раздавал друзьям — детям дворцовых слуг.

    Любимой его пищей были «щи и каша и черный хлеб, которые едят все мои солдаты», как он всегда говорил. Ему каж дый день приносили пробу щей и каши из солдатской кухни Сводного полка; цесаревич съедал все и еще об лизывал ложку, говоря: «Вот это вкусно, не то,  что наш обед».

    3 ученица: (Слайд 23-24) Когда мы слышим слова Царь, Царица, мы представляем пышные балы, красивые платья, ежедневные праздники, полную веселья жизнь. Но Николай Александрович и  Александра Федоровна свое предназначение видели в другом.

    Она приняла на себя труды по созданию благотворительных учреждений. Когда подросли дочери, Алек сандра Федоровна и их подключила к своей благотворительной деятельности. Ей часто говорили, что для девочек опас но сидеть у постели больных из-за туберкулезных бацилл, но она отметала эти возражения, и Великие княжны посещали многих тяжелейших пациентов. Она сказала как-то, что дети должны знать, что "кроме красоты, в мире много печали".

    Во дворцовом госпитале она сама с дочерьми начала учиться на сестер милосердия, и они еже дневно ухаживали за привезенными с поля боя солдатами

    (Инсценировка) (Слайд 25-26)  Однажды привезли новую партию раненых. Их, как всегда, на вокзале встретили Великие Княжны Ольга и Татьяна. Они исполняли все, что им приказывали доктора, и даже мы ли ноги раненым, чтобы тут же, на вокзале, очистить ра ны от грязи и предохранить от заражения крови. По сле долгой и тяжелой работы Княжны с другими се страми размещали раненых по палатам.

    Усталая Великая Княжна Ольга Николаевна присе ла на постель одного из вновь привезенных солдат..

    —  Умаялась, сердечная?

    — Да, немного устала. Это хорошо, когда устанешь.

    —  Чего же тут хорошего?

    —  Значит, поработала.

    —  Этак тебе не тут сидеть надо. На фронт бы по ехала.

    —  Да моя мечта — на фронт попасть.

    —  Чего же. Поезжай.

    — Я бы поехала, да отец не пускает, говорит, что я здоровьем для этого слишком слаба.

    —  А ты плюнь на отца да поезжай. (Княжна рассмеялась.)

    —  Нет, уж плюнуть-то не могу. Уж очень мы друг Друга любим».

    Ольга Нико лаевна, как и всегда, и словом не обмолвилась, что она дочь царя.

    Государь приехал в лазарет, в кото ром работали Великие Княжны. Сев у постели од ного из солдат, он заботливо начал расспрашивать его.

    - Всем ли ты доволен и хорошо ли за тобой ухажи вают?

    —   Так точно,  Ваше  Величество,  всем доволен; прямо хоть и не поправляйся.

     Вот только, Ваше  Величество,  сестры малость забывчивы...  Намеднесь дал я вот этой сестричке... вон, что там сто ит, веселенькая такая... курносенькая... дал я ей де сять копеек на папиросы, а она ни папирос, ни денег не несет...

    —  Ольга, что же ты поручения не исполняешь? Папиросы обещала принес ти и забыла?

    —  За это вели купить ему на рубль.

    Бедный солдат после этого целый день все охал:

    —  На кого пожаловался-то... На царскую дочку... Господи, грех-то какой».

    4 ученица: (Слайд 27)  Царь и царица воспитывали детей в преданности русскому народу и тщательно готовили их и к предстоящему труду и подвигу.

    3 ученица: - Дети должны учиться самоотречению, учиться отказываться от собственных желаний ради других людей, считала государыня.

    2ученик:  - Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения. Такими должны быть и мои дети, - говорил государь.

    4 ученица: -Свои заботы и внимание царевич и Великие княжны распространяли на всех, кого знали. Они воспитывались в простоте и строгости.

    3 ученица: - Долг родителей в отношении детей – подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлёт Бог, - говорила государыня.

    1 ученик: В этой христианской семье вера в Бога определяла отношения между отцом, матерью, сёстрами и братом. Послушание детей выражало их безграничную любовь и почитание родителей.

    После отречения царя Николая II от престола вся Царская семья была арестована и содержалась под стражей. Но,  как и в дни своего величия, они проявляли христианское мужество, терпение, смирение и любовь.

     3 ученица: Императрица писала о детях: «Они делили все наши волнения»

    Самым главным утешением семейства была православная вера.

     2 ученик: - Не теряйте вашу веру. Идите прямо. Не страшитесь и не падайте духом, - учили родители детей.

    3 ученица: - Если в доме горе, оно сближает домочадцев. Оно делает более терпеливыми друг к другу, более добрыми, заботливыми, стойкими. Мы должны быть настоящими людьми, -учили отец и мать своих детей.

    И каждый в этой семье думал, прежде всего, о других, а не о себе.

     1918 год. Царская семья встречает Рождество в Тобольске.

    Инсценировка (Исполняют Тропарь к празднику Рождества).

    4 ученица: - У нас в углу залы стоит ёлка и издаёт чудный запах. Украшений нет, только серебряный дождь. Мы подготовили собственными руками, работая в продолжении нескольких недель, подарки как для всех нас, так и для всех слуг.

    5 ученица:  - Таким трогательным вниманием мама хотела выразить свою благодарность тем, кто остался ей преданным.

    6 ученица:  - Все радовались. Чувствовалось, что мы составляем одну большую семью.

    7  ученица: - Мы старались забыть все заботы и скорби, чтобы наслаждаться, не думая ни о чём, этими минутами – чистой дружбы, в полном единении сердца.

    Неизлечимо больной царевич Алексей в последние дни не мог самостоятельно ходить и передвигался только в коляске. Сёстры и родители старались облегчить его страдания.

    1 ученик: (Слайд 28-29) Последние 53 дня своей жизни семья проведет в Екатеринбурге, в Ипатьевском доме среди наглых, разнузданных головорезов, в атмосфере непрекращающихся издевательств. Условия заключения все ухудшались, а Царская Се мья не только не озлобилась, но проявляла щедрое ми лосердие к своим тюремщикам и к России.

    5 ученица:

    Пошли нам, Господи, терпенье

    В годину буйных мрачных дней

    Сносить народное гоненье

    И пытки наших палачей.

    Дай крепость нам, о Боже правый.

    Злодейства ближнего прощать

    И крест тяжелый и кровавый

    С Твоею кротостью встречать.

    И в дни мятежного волненья,

    Когда ограбят нас враги,

    Терпеть позор и униженья,

    Христос Спаситель, помоги.

    Владыка мира, Бог вселенной,

    Благослови молитвой нас

    И дай покой душе смиренной

    В невыносимый страшный час.

    И у преддверия могилы

    Вдохни в уста Твоих рабов

    Нечеловеческие силы

    Молиться кротко за врагов.

    1 ученик:  (Слайд 30) В ночь на 17 июля 1918 года русский Государь Николай II, Императрица Александра Фёдоровна и их дети: Цесаревич Алексей и Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия были расстреляны.

    За жертвенное служение Богу и ближним, за безграничную взаимную любовь, которая крепко связала их в одно нераздельное целое, Господь сподобил царскую семью принять мученический конец в один день и в один час.

    5 ученица: (Слайд31)  Незадолго до этого Великая княгиня Ольга записала :

    "Отец просил передать всем, кто оставался верен ему, чтобы за него не мстили, что он простил всех и молится за них, и не надо возмездия, только нужно помнить, что зло, которое сейчас есть в мире, станет еще сильнее, но зло побеждается не злом, а любовью".

    Отец всем просит передать,

    Не надо плакать и роптать,

    Дни скорби посланы для всех

    За наш великий общий грех.

    Он все обиды позабыл,

    Он всех врагов своих простил,

    И за Него велит не мстить,

    А всех жалеть и всех любить.

    Он говорит: мир тонет в зле,

    Иссякла правда на земле,

    И скорбный крест грядущих дней

    Еще ужасней и страшней.

    Но час пробьет, придет пора,

    Зло одолеет власть добра,

    И все утраченное вновь

    Вернет взаимная любовь.

    Песня в исп. Ж. Бичевской.

    Ведущий:                                                 Мученики.

                                   Иным путём идут святые к высокой цели неземной.

                                    И, побеждая зло любовью, как Божьи ратники-борцы,

                       Родные мученики кровью стяжают славные венцы.      С. С. Бехтеев

                                                                                       

    И как в земной жизни их семья была единым союзом и источником любви для всех, так и ныне прославленные в лике святых царственные мученики вместе предстоят у престола Божия, в молитвах о земле российской и её православном народе.

    Христианская жизнь этой семьи могла бы служить примером в течение веков, и их мученический конец, и  страдания, которые они перенесли, ничем не отличались от страданий первых христиан. Это была одна семья, навсегда связанная друг с другом великой любовью, сознанием долга и религиозностью. И главное не в том, как они ушли из мира, а в том, как жили в миру. Важны поступки, чаяния, вера…                                                                                                                                        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические разработки внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию.

    Разработки внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию для проведения в классах основной школы. Данные мероприятия посвящены истории Руси, символике государства Российского....

    Внеклассное мероприятие по духовно - нравственному восприятию

    Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для классов "Святая блаженная Матрона Московская»...

    Роль внеклассных и общешкольных мероприятий в духовно-нравственном воспитании

    Роль внеклассных и общешкольных мероприятий в духовно - нравственном воспитании(1 слайд)     Прежде  чем начать говорить о роли внеклассных и общешкольных мероприятий в ...

    внеклассное занятие по духовно-нравственному воспитанию"Всех нужнее и дороже в этом мире доброта"

    Важнейшей задачей данного мероприятия является воспитание детей красотой, формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного, так и общего...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию Тема: «Доброта спасёт мир»

    Познавательный  час, посвящённый  Международному Дню инвалидов. Занятие для начального звена коррекционной школы VIII вида  с использованием презинтации...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию Тема: «Доброта спасёт мир»

    Познавательный  час, посвящённый  Международному Дню инвалидов. Занятие для начального звена коррекционной школы VIII вида....

    Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов: «Чистые сердцем». (Николай II и его семья).

    Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов:  «Чистые сердцем».  (Николай II и его семья)....