Главные вкладки

    Методические разработки внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию.
    методическая разработка (6 класс) по теме

    Аксенова Светлана Петровна

    Разработки внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию для проведения в классах основной школы. Данные мероприятия посвящены истории Руси, символике государства Российского.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема. «Здравствуй, человек!»

    Цели: способствование становлению, развитию,  воспитанию нравственных качеств учащихся; формирование умения жить среди людей; способствование развитию у детей новых жизненных ценностей;      развитие критического мышления, навыков групповой работы, умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем ; способствование повышению уровня творческой активности учащихся.

    Оборудование: стихи, афоризмы, задания для групповой и индивидуальной работы.

    Подготовка: класс делится на три группы . Каждая из них получает задание: 1) подобрать афоризмы о человеческих качествах (оформление класса) ;

     2) приготовить презентацию «Что делает человека счастливым?»; 3)выучить стихи к классному часу.

    Ход занятия:

    Два мира есть у человека:

    Один, который нас творит,

    Другой, который мы от века

    Творим по мере наших сил.

    Н.Заболоцкий.

    1.Мотивационный блок.

    Воспитатель: Наш разговор сегодня называется «Здравствуй , человек!» Как вы думаете, трудно ли быть человеком? Подтвердите вашу мысль примером из жизни. Попробуйте произнести высказывание писателя М.Горького: «Человек- это звучит гордо!» так, как предлагает нам автор. А теперь попробуйте произнести с вопросительной интонацией: «Человек- это звучит гордо?» Что изменилось? К какой мысли вы склоняетесь больше? Мамардашвили сказал: «Человек- это ежедневное усилие быть человеком». Вот и о каких-то мирах говорил Заболоцкий( зачитать эпиграф).

    2.Работа с понятием.

    Ученик: Заглянем в «Толковый словарь» Ожегова. В первом значении  слова: «Человек- живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.»

    Воспитатель: Что же отличает человека от других живых существ? Что бы вы ещё добавили?

    А теперь давайте сами растолкуем слово ЧЕЛОВЕК ( детям предлагаются карточки с названиями качеств характера. Их задача - наполнить поле «Человек»).

    Ч- честность, чуткость, честолюбие.

    Е- единовластный, единодушие, единоличник.

    Л- Легкомысленный, лжец, любознательный.

    О- обманчивый, образованный, ответственный.

    В- вероломный, внимательный, воспитанный.

    Е-

    К- каверзный, капризный, коллективный, контактный.

    Почему вы выбрали не все качества? О каких качествах могут рассказать афоризмы- крылатые выражения? ( выступление группы, оформлявшей кабинет)

    3.Ученики предложили высказывания:

    1.Уважен хочешь быть- умей других уважать.(пословица)

    2.Человек богат только отношением других к себе, никаких других богатств в мире нет настоящих.(А.Ахматова)

    3.Не закидывай головы: спотыкнёшься. (пословица)

    4.На полатях лежать- ломтя не видать.(пословица)

    5.Пустая бочка пуще гремит.(пословица)

    Воспитатель: А кто нас делает человеком? Нарисуйте словесный портрет ( можно проиллюстрировать) человека привычки и человека воли. В чём будет заключаться их различие?

    Ученик:  Привычки ( Татьяна Валяева)

     Не шутка, скажу вам, – плохая привычка,

     Ты крикнешь, к примеру, один раз, другой,

     И вот на двадцатый тебе: "Истеричка!

     Совсем невозможны беседы с тобой!"

     А ты негодуешь: "Я ж тихая, вроде…"

     Но только сказала – и снова на крик;

     Привычка – не то, что приходит, уходит

     Легко, словно ветер поднялся и стих.

     Движенье к привычке идёт вертикально,

     К хорошей – с огромным усилием вверх,

     А вниз – оступился, как будто случайно,

     И дальше сползаешь без всяких помех.

     И только тому, кто хоть как-то цеплялся,

     На уровень прежний вернуться дано,

     Но вряд ли кому удаётся подняться,

     Спустившись в привычке на самое дно.

     Лишь редкие лица со дна выползают,

     А чаще и взгляда на верх не ведут,

     От лени привычку свою оправдают

     И даже достойной её назовут.

     Жестокость – желаньем добиться порядка,

     А ревность – особенной формой любви,

     Красивая с виду, пустая накладка,

     Попытка прикрыть недостатки свои.

     Подмена понятий с названием новым,

     И вместо падения виден успех.

     Так проще, так легче – оправдывать словом,

     Чем делать попытки подняться наверх.

    Ученик: А вот стихотворение Адама Мицкевича «Крыло»

    А что такое- сила воли?-

    Уменье не кричать от боли,

    Когда поломано крыло?

    Уменье ждать: пока срастётся,

    Потом летать- не как придётся,

    А чтобы только повезло?

    Но, может быть, совсем иначе?

    Крича от ярости и плача,

    Заставить целое крыло

    Решить нелёгкую задачу:

    Подняться выше неудачи.

    И победить- беде назло!

    4. Тренинг «Волшебные  руки»(10 пальцев- 10 качеств.)

    На листке выразить в баллах сформированность каждого. (индивидуально)

    Нравственное качество        

    Свойства, признаки, элементы, характеризующие это качество личности        

    Степень сформированности

    (от 1 до 5 баллов)

    Человечность        

    1.Благодарность

    2.Великодушие

    3.Вежливость

    4.Доброжелательность

    5.Сострадание

    6.Любовь к людям

    7.Забота о ближних

    8.Послушание

    9.Щедрость

    10.Умение прощать

    Сделай вывод:        

    К чему ещё стремиться?        

    Воспитатель: «Человек  познаётся в трёх случаях: в критических ситуациях, при абсолютной свободе и в обстановке успеха»,- говорил Спиноза. Настало время и нам проанализировать некоторые ситуации.

    5.Работа в группах с задачами.

    1.Стрелка-советчик.

    Умный Стёпа всегда носил с собой особую стрелку. Если надо было выбрать, куда идти и что взять, он клал её перед собой и поворачивал туда-сюда. А потом вдруг говорил: «Вон туда!» или «Вот это!» Когда Стёпу спрашивали: «Почему?»- он отвечал: «Стрелка показала». «А, стрелка,»-кивали ему и соглашались все.

    2.Цветок на клёне.

    Вырос однажды на клёне прекрасный цветок, один- единственный. «Какое чудо!»- радовался клён. И все свои соки отдавал цветку. Даже листва пожухла. «Принесёшь семена- от них цветущие клёны пойдут,»-шептал клён цветку. «Вот ещё,- фыркнул однажды цветок,- я и так хорош.» И улетел с осенним ветром.

    3.Уменяка.

    Уменяка очень внимательно слушал других. Иногда почти целую фразу выслушивал. И тут же подхватывал: «А вот у меня…» Дальше он уже про себя рассказывал. Только остановиться не мог, пока водичкой не побрызгают. Уменяка со всеми любил беседовать. Правда, очень боялся других уменяк.

    4.Забивон.

    Главным удовольствием для Забивона было заколачивать двери. Всюду, где мог, он забивал их огромными гвоздями. А ещё лучше- досками крест-накрест. И с надписью: «Хода нет!» Но вот однажды он увлёкся и заколотил изнутри все двери в доме, а отколачивать их он не умел. Так и живёт он теперь безвылазно.( на решение- 3 минуты и потом обсуждение)

    6Воспитатель: Так что же делает человека человеком? Умение работать над собой.

    Давайте послушаем советы.

    Ученик: Умейте управлять собою,

    Во всём ищите доброе начало.

    И, споря с трудною судьбо.,

    Учитесь жизнь начать с начала.

    Споткнувшись , самому вставать,

    В себе самом искать опору,

    А если двигаетесь в гору,

    Себя в пути не потерять.

    Не надо жаловаться всем

    Ни на судьбу, ни на болезни-

    Ничто не будет бесполезней

    Избитых, жалких этих тем.

    Не жгите сердце табаком,

    И мозг вином не заливайте,

    И жизнь свою не сокращайте

    Воспоминаньем о плохом.

    Друзей имейте- в трудный час

    Они поддержат и помогут,

    Не будет трудною дорога

    Ни для друзей и ни для вас.

    Не умирайте, пока живы!

    Поверьте, беды все уйдут,-

    Ненастья тоже устают.

    За днём несчастья- день счастливый.

    7.Воспитатель: Одна из групп приготовила презентацию «Что делает человека счастливым?» ( просмотр и комментарии)

    8.Учитель: Человек отличается умением размышлять. Выберите себе пищу для размышления и напишите мини-сочинение.

    1.Самый лучший день- сегодня.

    2.Самая большая ошибка- потеря надежды.

    3.Самая большая слабость- ненависть.

    4.Самый большой нарушитель спокойствия- болтун.

    5.Самая нелепая черта характера- самомнение.

    6.Самый опасный человек- лжец.

    7.Самое большое богатства- здоровье.

    8.Самый большой дар, который ты можешь дать или получить,- любовь.

    Человек! Это высокое звание.

    Человек, как звезда, рождается

    Средь неясной туманной млечности,

    В бесконечности начинается.

    И кончается в бесконечности…

    Поколеньями созидается век за веком земля нетленная.

    Человек, как звезда, рождается,

    Чтоб светлее стала Вселенная.

    Дм.Голубков.

    «Сотвори мир в себе и отправь его людям,»- эти слова Ф.Абрама должны стать девизом  каждого человека.

    8.Рефлексия:отметить на температурной шкале ваше отношение к теме нашего разговора:

    а) синий цвет  холодно): не собираюсь об этом думать, по  крайней мере сейчас;

                                          б) белый цвет(норма): актуальная тема, есть над чем  поразмышлять;

                                          в)красный цвет( жарко):тема очень волнует меня, я стараюсь работать над  собой.



    Предварительный просмотр:

    Тема. Русь Великая.

    Цель мероприятия: расширение представления детей о назначении церковного колокола; ознакомление с колокольным звоном как видом искусства; развитие познавательных интересов и системности мышления, формирование нравственной и эстетической культуры учащихся.

    Ход мероприятия

    Вступительное слово: Не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем. "Дерево сильно корнями", - утверждает пословица. Наши корни - это наше прошлое, история национальной культуры. Сегодня мы будем говорить об истории российских колоколов, которые являются одним из символов православной культуры России.

    1-й Чтец (на фоне колокольного звона):

    И звук пойдет к столетьям дальним

     И многим смертный дух пленит,

     Застонет жалобный с печальным

     И в хор мольбы соединит.

     Что б земнородным ни послала

     Судьба, свершая свой закон.

     Про все звучит венец металла -

     И поучителен им звон...

    1-й Ведущий: Колокола. На протяжении множества веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан. Размеряя течение дня, возвещая время труда и отдыха, время веселья и скорби. "Малиновые" перезвоны указывали дороги заблудившемуся путнику, вещали набатом о грозящем бедствии. Колокольный звон служил мерилом праведности и добра.

    2-й Ведущий: Колокольный звон и сами колокола были несовместимы с ложью, несправедливостью, греховностью.

    1-й Ведущий: "Ходить под колоколами", "с колокольным звоном под присягу пойти" - так говорили о людях, лишенных возможности доказать свою невинность иным способом и решившихся оправдаться в церкви при стечении народа и под колокольный звон.

    2-й Ведущий: А как отозвались колокола в нашей русской литературе? Их звон слышен в ней от стародавних времен вплоть до наших дней.

    О колоколах, о колокольном звоне писали Н.В. Гоголь, А.С. Пушкин, В.Г. Короленко, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.А. Бунин, Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, А.А. Блок и многие другие. (слайд 4)

     1-й Чтец:

    Не спят, не помнят, не торгуют.

     Над черным городом, как стон,

     Стоит, терзал всю ночь глухую,

     Торжественный пасхальный звон.

     Над человеческим созданьем,

     Которое он в землю вбил,

     Над смрадом, смертью и страданьем

     Трезвонит до потери сил... (А.А. Блок)

    2-й Чтец:

    День православного Востока,

     Светись, светись великий день,

     Разлей свой благовест широко

     И всю Россию им одень!

     Но и святой Руси пределом

     Его призывы не стесняй:

     Пусть слышен будет в мире целом,

     Пускай он льется через край. (Ф.И. Тютчев)

    1-й Ведущий: Часто звучит колокольный звон в русской классической опере. (слайд5) Вспомним "Ивана Сусанина" Глинки, "Бориса Годунова" Мусоргского, "Псковитянку" Н.А. Римского-Корсакова, "Князя Игоря" Бородина. Ни одна музыкальная школа не может в этом сравниться с русской.

    2-й Ведущий: Русские колокола разделили свою судьбу с судьбой русского народа, и они, как многие наши соотечественники, не оказались в стороне от бед, их не обошли стороной "ужасы, доселе невиданные и неслыханные".

    1-й Ведущий: Колокола гибли во время пожаров. Лопались от неосторожного обращения, а треснувший колокол - уже погибший. Хоть и запаяешь, а звона такого уже не будет.

    2-й Ведущий: Колокола называли как живые существа, у них вырывали язык, лишали голоса, пороли плетьми, отправляли в ссылку.

    1-й Ведущий: Многое может рассказать колокол. Ведь он грустил и радовался вместе с Россией, вместе с русским людьми. Мощно и грозно звучал колокольный призыв в годы бедствий (звуки набатного колокола).

    2-й Ведущий: Колокольный звон встречал возвращавшихся с победой на родную землю Александра Невского, полки Дмитрия Донского с Куликова поля, войска Ивана Грозного после взятия Казани, ополчение Минина и Пожарского, солдат Суворова.

    Громкий колокол звал матросов отважного "Варяга" занять места по боевому расписанию в русско-японской войне. Русский колокол славил подвиг русского народа!

    1-й Ведущий: (Вечерний звон". Слова М. Козлова)

    Вся жизнь человека проходила под звуки колокола. Под него он рождался, рос, с ним работал, веселился, растил детей, под колокольный звон успокаивался на погосте.

    1-й Чтец:

    Колокола!

     Ваш звучный звон -

     Язык земли,

     Меня вскормивший

     Живет в вас радость,

     Клич и стон,

     Как отголосок Жизни бывшей.

     Той, что не стаяла

     Как дым,

     В кострах высоких Чингисхана,

     Не гибла под пятою пана,

     Не стлалась ковылем седым.

     Той, что под глас:

     "Иду - на вы!"

     Несметно войско поднимала.

     И не склоняла головы -

     На поле брани оставляла.

    1-й Ведущий: Звук колокола производит иногда спасающее действие на человека, находящегося на краю нравственной и физической гибели, говоря ему о чем-то таком, что выше его страданий, что может дать новое содержание его жизни.

     2-й Ведущий: Ученые установили вполне реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. Говорят, когда звонишь в колокол, словно душа светлее становится, даже дышать легче. (Звучит благовест).

    1-й Ведущий: Существовал особый устав звонам, в котором указывалось, в какие колокола звонить в будни, в какие - в праздники.

    Так, в дни Великого поста благовест производится в средний, простодневный колокол, а на Пасху ударяли в великий кампан. В Пасхальную неделю на колокольню пускали всех желающих, и звон в эти праздничные дни продолжался весь день.

    2-й Ведущий: Колокола и колокольчики, отлитые в России, считаются лучшими в мире. А создавали их наши русские мастера.

    1-й Ведущий: 1530 год. Иван Афанасьев вылил для Новгорода колокол, которого раньше там не бывало; звон его, по словам летописца, уподоблялся "страшной трубе гласящий".

    2-й Ведущий: Андрей Чохов отлил колокол "Реут" в 32 тонны 700 килограммов.

    1819 год - Яков Завьялов отлил для колокольни Ивана Великого в Москве колокол весом в 58 тонн 165 килограммов.

    1-й Ведущий: (слайд 14) И, наконец, 25 ноября 1735 года закончено литье Царь-колокола весом в 201 тонну 924 килограмма. Лил сей колокол российский мастер Иван Федорович Моторин с сыном Михаилом.

    Высота колокола - 6 метров 14 сантиметров, а диаметр - 6 метров 60 сантиметров.

    2-й Ведущий: Царь-колокол является изумительным произведением русской колокольного искусства. Он не имеет себе равных во всем мире как по величине, так и по весу.

    1-й Ведущий: Литье колоколов считалось почетным и ответственным делом, не всякому его поручали. Надо знать, какую ему придать форму, сколько положить олова, меди, серебра, бронзы для благозвучия.

    2-й Ведущий: Лучшей аттестацией колокола или колокольчика было то, что он отлит в России.

    1-й Чтец:

    Вот уж форма затвердела,

     Обожженная огнем.

     Веселей, друзья, за дело -

     Выльем колокол. Начнем!

     Пусть горячий пот

     По лицу течет, -

     Труд наш, если Бог поможет,

     Славу мастеру умножит.

    2-й Ведущий:

    Надо быть в Москве, у соборов, чтобы испытать величие ожидания звона "святая всех святых" России колокола Ивана Великого. Тысячную толпу не слыхать - она совершенно смолкла. Молчит и вся Москва.

    Но вот раздается первый удар, необычайно мягкий, негромкий, на Ивановской колокольне. Он дает сигнал всей Москве. Через 6 секунд ударили все "сорок-сороков", и загорелись иллюминации всех колоколен".

    1-й Ведущий: Но не всегда колокола услаждали слух христиан. (слайд 17)

    Почти семьдесят лет молчали колокола на Руси. Казалось бы, не возможно было их изъять из российской жизни, а в советское время изъяли. В последние годы производство колоколов в России постепенно возрождается. Весомым достижением является отливка на Балтийском заводе 72-тонного колокола для Троице- Сергиевой Лавры.

    2-й ведущий: 2 года назад ребята нашего класса побывали в Иосифо - Волоцком монастыре. (слайд 18) Мы узнали, что в 1941 году колокольня- превосходнейший памятник древнерусского зодчества, была взорвана фашистами. С1956 года в монастыре велись реставрационные работы. В настоящее время на Германовой башне монастыря снова звучит колокол.

    1-й Ведущий: Говорят: икона - молитва в красках, храм - молитва в камне, КОЛОКОЛ - молитва в звуке.

    А кто не научился молиться, есть выход. Остановитесь на минуту и прислушайтесь! С вами говорит колокол... Говорит о судьбе русского народа, о судьбе России, о вашей судьбе!

    Колокола-Руси венец,

     Червонным золотом горящий,

     Ваш звон - связующая нить

     Меж будущим и настоящим.

    Г. Голуб.



    Предварительный просмотр:

    Тема. Россия

    Цели: воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам России (флаг, герб, гимн).

    Оборудование: изображения Государственного герба и Государственного флага России, репродукции произведений русских художников-пейзажистов, фотографии Кремля и Красной площади, запись Государственного гимна Российской Федерации.

    Дети знакомятся с тем, что они живут в России (Российская Федерация). Наша страна большая и очень красивая. Для того, чтобы люди могли работать, отдыхать, учиться, нужны законы. Главный закон, определяющий жизнь государства, права и обязанности граждан, - это Конституция Российской Федерации. 12 декабря - День Конституции России.

    Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы - флаг, герб и гимн.

    Государственный флаг Российской Федерации

    (изображение флага)

    Цвета Государственного флага Российской Федерации (белый, синий, красный). Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу.

    Цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной и синей материи - нарядные сарафаны и другую одежду.

     Государственный герб Российской Федерации

    (изображение герба России)

     сочетает в себе знаково-символическое и эстетическое начало. Герб можно разглядывать, им можно любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно уметь грамотно прочесть.

    На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помоглп ему победить змея. Чёрный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

      Эти цвета красивы в картинах природы и произведениях искусства. В русском народном искусстве белый и красный цвета имеют особое значение: белый цвет - символ чистоты, красный - символ жизни. Синий цвет напоминает цвет неба, а значит символизирует высокое и чистое. Именно поэтому эти цвета использовали крестьяне для своей одежды и украшения домов. Эти цвета присутствуют и в русской архитектуре, например, белые соборы и красные стены, башни Московского Кремля, нарядное сочетание синего и белого в убранстве Екатерининского дворца в Царском селе под Санкт-Петербургом.

    (изображение дворца)

     Государственный гимн Российской Федерации

    Гимн - торжественнаЯ песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во времы проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают,  мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Олимпийские игры тому пример: когда наши спортсмены выигрывают золотые медали, звучит гимн РРоссии и поднимается вверх российский флаг. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна, который звучит по радио. В тексте стихов гимна выражается любовь к Родине, гордость её историей, любование красотой природы.

    Материалы к уроку

    Толкование

    Отечество, родная страна.

    Место рождения, происхождения кого-, чего-нибудь.

     Этимология

    Общеславянское слово, образовано от слова «род» - происхождение, семья, «родиться», место рождения, старославянского слова родити. Россия впервые у Ивана Грозного. Раньше – Русь, откуда Русия. Отчизна, Отечество (с Державина).

    Родственные сова

    Родной, родимая (сторона), родители.

    Синонимы

    Отечество, Отчизна, родная страна, мать-земля.

    Фразеологизм

    Откуда есть пошла земля русская. Эмоционально-приподнятая фраза при повествовании об истории России. (Из «Повести временных лет» XII в.)

    Пословицы и поговорки

    Мы бережем свою Родину-мать, за нее готовы жизнь отдать.

    Одна у человека мать, одна у него и Родина.

    Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

    Всякому мила своя сторона.

    Где родился, там и пригодился.

    Москва – царство, а наша деревня – рай.

    С родной земли умри – не сходи.

    Чужая сторона – дремучий бор.

    Кто Родине изменяет, того народ презирает.

    Кто за Родину горой – тот истинный герой.

    И вспомнил я крыльцо покатое,

    Жасмин и гнезда под окном.

    Я вспомнил юность, вспомнил Родину

    Под легким северным дождем. (В. Рождественский)

    Милая моя земля,                                                    

    Реки сладкие, поля,                                                

    Березняк и чернотал,                                              

    В небо вздыбленный Урал, -                                

    Я одну мечту таю:                                                              

    Родину воспеть мою. (С. Юлаев)

     С.Есенин о своей родине Мещерской стороне – равнине между реками Москва и Ока.

    Тот, кто видел хоть однажды

    Этот край и эту гладь,

    Тот почти березке каждой

    Ножку рад поцеловать.

    Русь

    Короткое – в один слог всего – а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

    У слова «Русь» много значений. Русь. Русские. Россия. Россияне. Иными словами, Русь – это страна, где много рек и озер, а русский человек, живущий у воды.

    Есть у слова «Русь» еще одно значение. Русью светлое место зовется. Где солнышко. Да все светлое так называют: русый парень, русая девушка; русая рожь – спелая.

    Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя. (По С. Романовской)

    Если скажут слово – Родина,                                            

    Сразу в памяти встает

    Старый дом, в саду смородина,

    Тонкий тополь у ворот.

    У реки березка – скромница,

    И ромашковый бугор…

    Или степь от маков красная,

    Золотая целина…

    Родина бывает разная,

    Но у всех она одна! (З. Александрова)

    Родина

    Скажи мне,

    Как правильней землю назвать:

    Земля дорогая?

    Земля золотая?

    Нет, лучше, наверно,

    Сказать ей: «Родная!

    Земля – наша милая,

    Добрая мать!» (Я.Абидов)

    Родина – слово такое родное…

    Сколько в нем света, добра и тепла!

    Это моя родина, моя родная земля, моё отечество, в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе.  (А.Н.Толстой)

     Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.  (М. Пришвин)

     Слово мать наполнено особым смыслом – не только родной человек, но все что дало начало поэту: Божья Матерь, Родина-Мать. (Г.Шакирова)

    Мама и Родина очень похожи:

    Мама – красивая, Родина – тоже!

    Вы присмотритесь: у мамы глаза

    Цвета такого же, как небеса.

    Мамины волосы, словно пшеница,

    Что на бескрайних полях колосится.

    Мамины руки теплы и нежны,

    Напоминают луч солнца они.

    Если поет мама песню, то ей

    Вторит веселый и звонкий ручей…

    Так и должно быть: что дорого нам,

    Напоминает всегда наших мам! (А.Стариков)

     

    Солнце

    В старину мир представлялся человеку одушевленным, наполненным живыми образами. Множество сравнений придумали, множество имен дали люди солнцу. Иногда солнце виделось им огнем, как в костре или очаге, только горящим высоко в небе. Как и огонь, солнце дарит тепло и свет. Народная поэтическая фантазия сравнивала солнце с птицами: с орлом, жар-птицей. Ведь солнце парит в небе, как златокрылая, светозарная  птица. Лучи восходящего солнца напоминают петушиный гребень, а небо, окрашенное утренней зарей, - яркие красно-оранжевые перья. Люди верили, что крик петуха прогонял ночную тьму и приветствовал восход солнца.

    Чтобы лучше подчеркнуть красоту солнца, его сравнивали с молодой девушкой, в сиянии лучей проходящей по небосклону. Этот образ сохранился в загадках: «Красная девушка по небу ходит», «Умоюсь росой, расчешу золотые косы».

     Солнце напоминало человеку добрую, заботливую, ласковую матушку. «Матушка, красна солнушко» - так величала солнце русская народная песня.

     От солнца многое зависело в крестьянской жизни, поэтому предки русских людей, славяне, стали представлять солнце могущественным царем. Сказки и предания гласили, что обитает солнце на востоке, далеко за морем, в солнечном царстве. Днем Царь-Солнце разъезжает по небесному своду на колеснице, запряженной орлами или крылатыми конями.

    Сама русская крестьянка напоминала солнышко, прекрасную царевну. Нарядный сарафан из парчи переливался и блестел, украшения из речного жемчуга, сверкало золотое шитье.

     С течением времени стал забываться смысл и значение поэтических образов природы. Солнечную колесницу назвали двуглавым орлом, который занимает центральное место на гербе России.

     Древние славяне почитали Солнце как божество. Имя его было – Ярило. Особенно добрел Ярило в марте. Люди радовались теплу, свету и устраивали праздники в честь Ярилы. Угощением были блины – хлебные портреты Солнца.

     Весной сеют хлеба, которые успевают вырасти и созреть за весну и лето. Называют их яровыми – от имени Ярилы.

     Осенью сеют хлеба, которым для роста и созревания ныжен год. Под снеговым покровом перезимуют они. Такие хлеба называют озимыми. (А. Митяев)

    Солнышко да матушка                                        

    Именами разные,                                                

    А делами равные:                                                

    Красно солнышко греет,                                  

    Матушка жалеет. (Латыш.песня)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

    Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

    Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов: «Чистые сердцем».

    Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов:  «Чистые сердцем».  Мероприятие основано на жизнеописании семьи Царственных мучеников: Императ...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию Тема: «Доброта спасёт мир»

    Познавательный  час, посвящённый  Международному Дню инвалидов. Занятие для начального звена коррекционной школы VIII вида  с использованием презинтации...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию Тема: «Доброта спасёт мир»

    Познавательный  час, посвящённый  Международному Дню инвалидов. Занятие для начального звена коррекционной школы VIII вида....

    Методическая разработка на тему: Методы духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках иностранного языка

    Проблема духовно-нравственного воспитания становится все более актуальной. Какими бы нам хотелось видеть своих обучающихся? Мы уверены, что каждый отвечая на этот вопрос скажет: порядочными, честными ...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по программе ВНКЛ (воспитание нравственной культуры личности)

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по программе ВНКЛ (воспитание нравственной культуры личности). Данное мероприятие предназначено для учащихся 4-5 классов Коррекционной школы-интерната....

    Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов: «Чистые сердцем». (Николай II и его семья).

    Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов:  «Чистые сердцем».  (Николай II и его семья)....