из опыта работы "Город-учебник .Москва-город возможностей"
опыты и эксперименты по краеведению (10, 11 класс)

Жаркова Тамара Михайловна

из опыта работы "Город-учебник.Москва-город возможностей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon из опыта работы40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Направление «Мегаполис как пространство успеха и социальной ответственности»

Учитель истории Жаркова Тамара Михайловна

ГБОУ «Школа»1793 имени героя Советского Союза А.К.Новикова

Город как учебник: опыт и реализация проекта «Новый педагогический класс в московской школе»

Город-учебник. Москва-город возможностей.

       Москва…..  Сколько ассоциаций возникает при слове Москва! Это город российской истории, город воинской славы! Город тружеников, интеллектуалов! Город науки и культуры, прорывных проектов и бизнеса, город молодого поколения! Самый красивый город земли!

«Ты пойми Катерина, мы в Москве живем!», говорила героиня замечательного фильма «Москва слезам не верит», включая в эту фразу многое….

Я попыталась увидеть в Москве уникальный учебник, который позволяет учить, формировать умения и навыки, различные компетенции, гражданские и общечеловеческие ценности, воспитывать любовь к Родине.

Итак, Москва – город-учебник.

        Мой первый опыт, в этой области, связан с проектной деятельностью учащихся гуманитарного  11 «А» класса. Объектом исследования стала инфраструктура города. Тема проекта «Факторы загруженности Таганско-Краснопресненской  линии метро». Эта тема была и остается очень актуальной для жителей Выхино-Жулебино, где находится наша школа. Ребята исследовали историю строительства ветки, промышленных и  жилых районов, расположенных вдоль нее. Пытались понять, проанализировать проблемы исследования: социальные, санитарные, логистические, а также найти способы  решения, которые помогли бы их преодолеть.

В ходе исследования, учащиеся стали составлять схемы каждой станции метро,  указывая не только  статистические данные по загрузке в различные временные отрезки. Они посчитали, что необходимо, отметить культурные и учебные центры, расположенные в доступной близости к району проживания. Считая, что эта информация будет полезна и жителям района и нашим выпускникам.

Используя городскую инфраструктуру,  учащиеся гуманитарного класса  подготовили метапредметный проект. Здесь использовались  знания и умения из  различных областей: история, статистика, архитектура, культура, социология, экология, информационные технологии.  А сколько компетенций эта работа позволила сформировать: исследовательские, коммуникативные, социальные, учебные, информационные, творческие.

Результат:  проектно-исследовательская работа стала призером  межрайонного  этапа МГК.

          Мы хорошо понимали, что у учащихся  и их родителей, социально-гуманитарная направленность образования   является востребованной.   За последние годы в системе образования появились профессиональные проекты: «Инженерный класс в московской школе», «Медицинский класс в московской школе», «Академический класс в московской школе».  А вот образовательные программы новых педагогических классов ориентированы как раз на формирование педагогических компетенций  с использованием инструментов психологии, педагогики и социологии, ресурсов социокультурной сферы города Москвы. То есть соответствуют ожиданиям ребят, которые выбирают гуманитарные сферы.

Поэтому, в  этом учебном году у нас в школе был первый набор в  новый педагогический класс.

Я решила использовать накопленный опыт работы в курсе индивидуальной проектной деятельности учащихся. Опять, в качестве объекта, стал наш любимый город и его историческое наследие, а именно музей - усадьба «Кусково».

Причин выбора объекта было несколько:

1.В прошлом году наша школа стала участницей межведомственного городского проекта «Московский экскурсовод».

2.Среди учащихся 10 педагогического класса есть выпускники, которые получили свидетельства экскурсоводов.

3.Музей-усадьба великолепное историческое месть, расположенное близко к району проживания.

4. Исторический интерес к памятнику культуры и истории.

5.Возможность сформировать компетенции: учебные, исследовательские, коммуникативные, информационные, технологические, воспитательные и др.

      Продуктом деятельности станут подготовленные экскурсии: видео, слайд, трейлер об усадьбе, единственном в Москве французском парке, Дворце Шереметьевых  и павильонах усадьбы-музея.  При подготовке  проектов – экскурсий, ребята использовали различные методы: видеосъемка, озвучивание кадров, слайд-шоу, элементы 3D моделирования, исследования.

Эти проекты ребята подарят в качестве дидактического материала своим учителям, которые  можно использовать на уроках истории, литературы, окружающего мира.

Свои работы ребята смогут продемонстрировать на экскурсиях в средней и младшей школе, в период предметной недели нового педагогического класса, в конце учебного года.

     Продолжая нашу тему «Москва-город возможностей», не могу не упомянуть об  опыте работы в другом городском проекте «Урок в музее».

Наша школа уже третий год участвует в нем. С учениками 8,10, 11 классов я провела несколько уроков в различных музеях и усадьбах: музей-заповедник «Царицыно», «Коломенское», художественная галерея Ильи Глазунова, музей-квартира А.С.Пушкина, музей Победы.

Такие уроки -  это великолепная возможность отработать учебные задания, непосредственно в музеях у экспонатов, научиться работать в группах, вне классной аудитории, самостоятельно осуществлять поиск материалов, анализировать материал. Входить в контакт с работниками музея. Решать задачи.  А главное, расширять свой кругозор, посещая музеи и  любить свой город!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование и здоровье учащихся с ограниченными возможностями здоровья. (Из опыта работы учителя-логопеда)

Статья посвящена актуальной проблеме содействия сохранению и укреплению здоровья учащихся с ОВЗ. Автор приводит характеристику возрастной динамики здоровья учащихся,  данные о современном эталоне...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как один из путей социальной адаптации»

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, н...

Проект учащихся 2 "В" класса "Москва - город мастеров"

Проект учащихся 2 "В" класса "Москва - город мастеров"...

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Из опыта работы по выявлению интересов, возможностей, потребностей учащихся при изучении русского языка и литературы с помощью ИКТ

Из опыта работы по выявлению интересов, возможностей, потребностей учащихся при изучении русского языка и литературы с помощью ИКТ учителя МКОУ Брединской СОШ №2 Матушкиной Татьяны Ивановны...

Конспект занятия по живописи «Мой город - Москва. Город будущего», 2018 г.

Занятие в студии "Ботега", педагог Рассолова Е.А....