Презентация о святителе С. Пермском
презентация к уроку по краеведению (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 163.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ХIV-й век — особый период в истории Руси и Русской Церкви В.О.Ключевский: в начале 40-х годов этого столетия совершились три знаменательных события: «Из московского Богоявленского монастыря вызван был на церковно-административное поприще скрывавшийся там скромный 40-летний инок Алексий; тогда же один 20-летний искатель пустыни, будущий преподобный Сергий, в дремучем лесу поставил маленькую деревянную келлию с такой же церковью, а в Устюге у бедного соборного причетника родился сын, будущий просветитель Пермской земли св. Стефан... Эта присноблаженная троица ярким созвездием блещет в нашем ХIV-м веке, делая его зарей политического и нравственного возрождения Русской земли».
Стефан - святитель Святитель Стефан причислен к лику святых Русской Церкви в ХVI веке. Его жизнь и подвиг давно привлекает внимание исследователей - церковных и светских историков, филологов, искусствоведов, агиологов . Существует более десятка попыток составления жизнеописания св. Стефана на основе творения его агиографа Епифания Премудрого – «Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископа » .
Г.Федотов о Стефане Пермском Необъятность и исключительность этой личности хорошо отметил Г.Федотов: «Стефан Пермский занимает совершенно особое место в сонме русских святых, стоя несколько особняком от широкой исторической традиции, но означая новые, быть может, не вполне раскрытые возможности в русском православии ».
Равноапостольный Равноапостольными в Церкви почитают тех святых, которые потрудились в распространении Евангелия и «пересадивших» христианство на почву другой культуры или создавших условия для ее воцерковления . Апостольство св. Стефана находит прямое выражение в деле просвещения христианским учением бесписьменного языческого зырянского народа, поэтому Церковь его именует «просветителем пермским». В лице св. Стефана Русь обратилась к соседнему зырянскому народу с проповедью на его языке и специально созданным для этого языка письмом.
Равноапостольный Желание просветить зырян светом христовой веры возникло у Стефана еще в юности. На своей родине, в Великом Устюге, он постоянно соприкасался с жителями Перми - язычниками, торговавшими на местном рынке. Возможно, что уже в юности он выучился языку пермских жителей. Подвизаясь в Ростовском монастыре, Стефан развил свое знание пермского языка и изобрел около 1375 г. на основе местных рунических знаков (зарубок на дереве) 24 буквы зырянской азбуки для письма.
Образование Стефана Примерно в 1366 году Стефан приехал в Ростов и поступил послушником в монастырь св. Григория Богослова. Здесь была огромная библиотека рукописных книг, в том числе на греческом языке. В келье монастыря св. Стефан становится средневековым полиглотом. «И умел он говорить на трех языках, также и три грамоты знал: русскую, греческую и пермскую». Его увлечение греческим языком не случайно. Только греческая образованность могла позволить русскому иноку Стефану приобщиться к малоизвестному на Руси византийскому богословию и аскетическому наследию восточных отцов Церкви.
Стефан -миссионер Получив «как подарок» благословение Коломенского епископа Герасима, Стефан, один идет в пермскую страну. У него появляется круг ближайших учеников, принявших святое крещение. Вместе с ними он разрушает места идолопоклонства пермяков. «Опрокинул их алтари, а богов их разбил, и Божьей силой главную их кумирницу зажег». Стефан устраивает взамен кумирен места истинного христианского поклонения. Так в Усть-Выме появляется церковь Благовещения, а с умножением паствы вторая и третья в других селениях зырян .
Стефан - полемист Вершиной миссионерского подвига св. Стефана является его полемика с волхвом Памом . Пам - языческий авторитет пермяков, красноречивый кудесник, чародей, последний оплот древней народной веры. Пам начинает с представления Стефана как посланца московской центральной власти. «Из Москвы может ли что быть хорошее для нас? Не оттуда ли у нас тягости, тяжелые дани, насилия, управители, чиновники, приставники?» Хорошо зная охотничий уклад жизни зырянского населения, Пам выстраивает примитивную, но весьма понятную зырянам аргументацию в защиту языческих богов. «У христиан один Бог, а у нас много богов, много помощников, много защитников». «У нас один человек или вдвоем многократно выходит на борьбу с медведем и, поборов, повалит его и шкуру его принесет. А у вас же на одного медведя выходят многие, числом и до ста, и до двухсот человек, ... да и то иногда возвращаются и без него, без успеха...». «Новости у нас вскоре становятся известны. Как что-нибудь произойдет в дальней стране..., тотчас же имеются у нас полные известия. А вы, христиане, нелегко узнаете их и в течение многих дней...»
Стефан - полемист Стефан защищает христианство богословскими аргументами. Он многократно обращается к Священному Писанию, к Апостольским правилам и другим вероучительным источникам. Однако этой аргументации оказывается явно недостаточно для достижения успеха. Спор может разрешить только испытание веры. Для доказательства истинности своей религии обе стороны - Пам и Стефан решаются пройти сквозь огонь и воду. Однако вскоре волхв отказывается идти вместе со Стефаном в зажженную избу и речную полынью. Главный язычник теряет свой авторитет, Стефан выходит из этого противостояния победителем.
Стефан - святитель Святители - это разряд святых из епископского чина. Это предстоятели отдельных церковных общин, которые своей святой жизнью и праведным пастырством осуществили промысел Божий о Церкви в ее движении к Царству Небесному. По летописным данным св. Стефан был поставлен в епископы зырянам в 1383 году, когда ему было всего 37 лет от роду. Его святительство продолжалось 13 лет из 21 года его неутомимых трудов на Пермской земле.
Стефан - святитель Приехав в свою епископию , Стефан вернулся к своим прежним делам: «И грамоте пермской учил их, и книги писал им, и святые церкви ставил им и освящал, иконами украшал и книгами наполнял, и монастыри устраивал, и в чернецы постригал, и игуменов им назначал, священников-попов и диаконов сам поставлял, и анагностов - иподьяконов ставил».
Этот выдающийся труд предпринят Стефаном с высокой целью - создания национальной зырянской Церкви. Он не пожелал соединить дело крещения язычников с их обрусением. Именно поэтому он идет к пермякам с зырянской азбукой, со своими переводами литургии и части Священного Писания. В этом отношении Стефан - создатель зырянской письменности - явление совершенно исключительное.
Преподобный Преподобными , то есть подобными Богу, называют именно тех, кто реализовал в себе аскетический идеал христианства. Стефан сознательно избегал детских шалостей и игр, которыми увлекались его сверстники, считал это пустой тратой времени. Его нравственный облик был безупречен - «Вырос он в девственности, в чистоте, в целомудрии». Будучи еще совсем молодым, он принял иноческий постриг в обители святого Григория Богослова в Ростове. Духовным руководителем юного инока-Стефана становится игумен монастыря старец Максим.»
Преподобный Большую часть своего времени он проводил в храме: «Прежде всех ведь ходил он в церковь на молитву и после всех выходил «Никогда не бывал он без дела, но всегда что-то трудолюбиво делал своими руками. И святые книги писал он искусно, красиво и быстро... своими руками написал и трудолюбиво переплел» . Епифаний отмечает его любовь к духовным поучениям монастырских проповедников. «И если видел он человека мудрого и книжного, или старца разумного и духовного, то задавал ему вопросы, беседовал с ним, у него поселялся, и ночевал, и утреневал , расспрашивая о том, что желал скорее понять...»
Стефан – епископ Пермский Стефан любил подавать милостыню, принимать и угощать странников и гостей. Неоднократно привозя из Вологды в Пермь ладьи с хлебом, он щедро раздавал его странникам и нуждающимся, не оставляя ничего для нужд своей кафедры. Устраивая пермскую Церковь, свт . Стефан принимал меры для защиты своей паствы от нападения вогуличей , от новгородцев, совершавших набеги и боровшихся с Москвой за влияние на Севере, от вятчан , от местных разбойников, а так же от разбойнических действий московской администрации.
Стефан – епископ Пермский Вся жизнь проповедника в Перми была наполнена встречами с опасностью и подстерегавшей его смертью. «Стефан много зла вытерпел от неверных, некрещеных пермян : обиды, ропот, понукания, хулы, уничижения, пакости, иногда угрозы. Смертью грозили они ему, а порой намеревались его убить». Язычники выходили на Стефана, как на медведя, охотничьими группами, с дрекольем и дубинами, с луками и стрелами, неоднократно подстерегали и окружали его, целясь в упор. Однажды его собирались сжечь, обложив соломой и запалив огнем . Последнее нападение на Стефана, описанное в житии, было сделано после разрушения им главной идольской кумирни. Вооруженные секирами и топорами язычники в гневе намеревались разрубить св. Стефана на части. Однако эти попытки были безуспешными.
Стефан – епископ Пермский Епифаний находит объяснение многократных спасений Стефана в его сильной молитве, умении в критических обстоятельствах придаваться воле Божией и особом благодатном Божественном заступлении . Смелость Стефана, способность без особых последствий для себя разрушать идольские капища, вызывало у язычников чувство религиозного страха перед его личностью. Житие указывает, что Стефана язычники принимали как могущественного волхва, кудесника, возможно, одного из богов, олицетворяющих силы зла.
Зырянская троица Икона обнаружена в 19 веке в Троицкой церкви села Вожема и увезена в Вологду, где поныне пребывает в музее. Поскольку Стефан проповедовал язычникам, которые, жили в лесу кормились лесной добычей и поклонялись деревьям, то лучшего образа - дерева - и не найти было. Собственноручно срубив топором « прокудливую березу», главный фетиш вычегодских пермян , Стефан своею же рукой написал на иконе древо, символизирующее истинного Бога.
чаша на столе уже видимо символизирует евхаристию ; ангелы как и у Рублева касаются друг друга крыльями, словно составляя из них единую завесу; похожи по графике и сами ангелы, и их жесты. И даже наклон головы у среднего и сидящего ошую его ангела чуть больше, чем у того, чем сидит одесную. И это тоже как у Рублева; совпадают в общих чертах покрои и цвет риз, расположение дуба над средним ангелом и палат слева от дуба...»
Зырянская троица Стефан рисует на иконе множество деталей, связанных с гостеприимством Авраама и жены его Сары, принимающих у себя в саду Господа. В подписи к иконе Стефан, намеренно искажая текст, акцентирует на гостеприимстве - тем самым в образе Авраама и Сары он показывает пермян , принимающих у себя Истину и крестящихся в Православие. Третий символ - дерево - на иконе «Зырянская Троица» нарисовано непропорционального огромным. Из этого видно, что епископ Стефан не копировал откуда-то иконописный канон Троицы, а творил его сам.
Зырянская троица В нижней части иконы имеется надпись, написанная буквами « анбура » - азбуки, изобретенной Стефаном Пермским и названной так по двум первым буквам «ан» и «бур». Между тем из жития мы знаем, что иконы для пермских храмов Стефан писал собственноручно на протяжении всего своего епископства. Только богословски одаренный человек, каким был свт . Стефан, мог ввести в иконографию «Троицы» духовно значимый символ чаши Причастия. И только он в этом символе мог выразить главную идею объединения русского и новокрещенных народов - через причастие Тела и Крови Христовой в Отце, и Сыне, и Святом Духе из ЕДИНОЙ ЕВХАРИСТИЧЕСКОЙ ЧАШИ.
Стефан – борец с ересями В наиболее трудные для русской земли годы Стефан приглашается из Пермской земли на все соборы, где осуждаются князья, предавшие объединительную христианскую идею и продолжавшие вражду и междоусобицу. Его же посылают бороться с ересями. Он лично встречается со стригольниками, а также переписывается с ними. До нас дошли увещевания еретикам, приписываемые Стефану Пермскому - они написаны одновременно и строго, и с любовью, с призывом к покаянию и смирению, но не вражде.
Стефан -государственник До нашего времени сохранился текст «Учительного послания епископа Стефана Великому князю Димитрию », в котором епископ наставляет благоверного князя, как следует управлять государством. Оно было найдено М.Н.Погодиным в 1846 году в одном из сборников 16-го века. Начинается оно традиционно: «Лучший порядок при начале каждого слова: Богом старайся начинать и в Боге оканчивать...» Далее Святитель пишет о неслиянности и нераздельности Пресвятой Троицы, о Творце и месте человека в этом мире. Потом он обращается непосредственно к Великому князю Димитрию Донскому, слуге христианского народа.
Стефан -государственник В лице государя народы и отдельные люди составляют единство: «Дабы все, собираясь к тебе, и, как бессловесные, лижа сей камень, тучнели». Но это единство не означает рабскую зависимость. Государь в послании показан не абсолютным владыкой, а скорее гарантом и « ветроградарем » (садовником) благополучия народов. Государь сравнивается с «твердым камнем» и «оком вселенной», то есть он должен удерживать и надзирать, а не произволить .
Роль Стефана Пермского Стефановская азбука впоследствии показала свою жизнестойкость. Она получила применение не только у зырян, но использовалась среди московских писцов в качестве тайнописи вплоть до XVII века. Стефановскими буквами писали в зырянских монастырях даже в XVIII веке. Стефан дал зырянам СОБСТВЕННУЮ доморощенную азбуку, на которую перевел богослужебные книги, проповедовал на их СОБСТВЕННОМ языке, делал все, чтобы сохранить национальную неповторимость этого народа. Многонациональная Россия созидалась в образе неслиянности и нераздельности народов ее составляющих.
Литература 1. Ключевский В. О. Древнерусские жития как исторический источник. М., 1988. С. 92-98. 2. Марченко А. О типологии святости Стефана Пермского www.bogoslov.ru/text/416599.html 3. Прохоров Г.М. Равноапостольный Стефан Пермский и его агиограф Епифаний Премудрый∕∕ Святитель Стефан Пермский. – СПб., 1995. С. 266. 4. Сизов М.«Зырянская Троица» как духовный символ строительства многонационального русского государства http//syktyvkar.eparhia.ru/nlk104.html 5. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. – М., 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/27/picture-328079-1382891497.jpg)
Презентация к занятию по краеведению (Пермский край) "Чердынь - древняя столица Прикамья"
Презентация к занятию по краеведению (Пермский край) "Чердынь - древняя столица Прикамья"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/16/picture-457646-1402919177.jpg)
Презентация на тему "Внутренние воды Пермского края"
В прентации представлены слайды, содержащии характеристику внутренних вод Пермского края. А также рассказы о крупнейших водных обЪектах Прикамья....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/16/picture-457646-1402919177.jpg)
Презентация на тему "Климат Пермского края"
В презентации представлены основные характеристики климата Пермского края....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/30/picture-328545-1553939471.jpg)
Презентация. Православный Приход святителя Тихона
Презентация. Православный Приход святителя Тихона...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/28/picture-85067-1556433356.png)
презентация "Святой доктор (святитель Лука Крымский)"
Презентация "Святой доктор (святитель Лука Крымский)" может использоваться на занятиях по ОПК и ОРКСЭ....
«Педагогическая мастерская: презентация успешных практик по основам православной культуры» «Информационно – коммуникационные технологии и духовно – нравственное развитие школьников: «Виртуальный музей «Апостол северных народов Святитель Иннокентий"
В мастер - классе представлена система работы по созданию виртуального музея (региональный компонет по литературе"...