Презентация о святителе С. Пермском
презентация к уроку по краеведению (8 класс)

Татьяна Борисовна Калашникова
Презентация о деятельности и историческом значении С. Пермского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_o_stefane.pptx163.81 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стефан Пермский: святитель и исторический деятель ( около 1340 – 1396 ) «Тебя же, о, епископ Стефан, Пермская земля хвалит и чтит как апостола, как учителя, как вождя, как наставника, как воспитателя, как проповедника, ибо благодаря тебе от тьмы мы избавились и свет познали...» ( Епифаний Премудрый)

Слайд 2

ХIV-й век — особый период в истории Руси и Русской Церкви В.О.Ключевский: в начале 40-х годов этого столетия совершились три знаменательных события: «Из московского Богоявленского монастыря вызван был на церковно-административное поприще скрывавшийся там скромный 40-летний инок Алексий; тогда же один 20-летний искатель пустыни, будущий преподобный Сергий, в дремучем лесу поставил маленькую деревянную келлию с такой же церковью, а в Устюге у бедного соборного причетника родился сын, будущий просветитель Пермской земли св. Стефан... Эта присноблаженная троица ярким созвездием блещет в нашем ХIV-м веке, делая его зарей политического и нравственного возрождения Русской земли».

Слайд 3

Стефан - святитель Святитель Стефан причислен к лику святых Русской Церкви в ХVI веке. Его жизнь и подвиг давно привлекает внимание исследователей - церковных и светских историков, филологов, искусствоведов, агиологов . Существует более десятка попыток составления жизнеописания св. Стефана на основе творения его агиографа Епифания Премудрого – «Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископа » .

Слайд 4

Г.Федотов о Стефане Пермском Необъятность и исключительность этой личности хорошо отметил Г.Федотов: «Стефан Пермский занимает совершенно особое место в сонме русских святых, стоя несколько особняком от широкой исторической традиции, но означая новые, быть может, не вполне раскрытые возможности в русском православии ».

Слайд 5

Равноапостольный Равноапостольными в Церкви почитают тех святых, которые потрудились в распространении Евангелия и «пересадивших» христианство на почву другой культуры или создавших условия для ее воцерковления . Апостольство св. Стефана находит прямое выражение в деле просвещения христианским учением бесписьменного языческого зырянского народа, поэтому Церковь его именует «просветителем пермским». В лице св. Стефана Русь обратилась к соседнему зырянскому народу с проповедью на его языке и специально созданным для этого языка письмом.

Слайд 6

Равноапостольный Желание просветить зырян светом христовой веры возникло у Стефана еще в юности. На своей родине, в Великом Устюге, он постоянно соприкасался с жителями Перми - язычниками, торговавшими на местном рынке. Возможно, что уже в юности он выучился языку пермских жителей. Подвизаясь в Ростовском монастыре, Стефан развил свое знание пермского языка и изобрел около 1375 г. на основе местных рунических знаков (зарубок на дереве) 24 буквы зырянской азбуки для письма.

Слайд 7

Образование Стефана Примерно в 1366 году Стефан приехал в Ростов и поступил послушником в монастырь св. Григория Богослова. Здесь была огромная библиотека рукописных книг, в том числе на греческом языке. В келье монастыря св. Стефан становится средневековым полиглотом. «И умел он говорить на трех языках, также и три грамоты знал: русскую, греческую и пермскую». Его увлечение греческим языком не случайно. Только греческая образованность могла позволить русскому иноку Стефану приобщиться к малоизвестному на Руси византийскому богословию и аскетическому наследию восточных отцов Церкви.

Слайд 8

Стефан -миссионер Получив «как подарок» благословение Коломенского епископа Герасима, Стефан, один идет в пермскую страну. У него появляется круг ближайших учеников, принявших святое крещение. Вместе с ними он разрушает места идолопоклонства пермяков. «Опрокинул их алтари, а богов их разбил, и Божьей силой главную их кумирницу зажег». Стефан устраивает взамен кумирен места истинного христианского поклонения. Так в Усть-Выме появляется церковь Благовещения, а с умножением паствы вторая и третья в других селениях зырян .

Слайд 9

Стефан - полемист Вершиной миссионерского подвига св. Стефана является его полемика с волхвом Памом . Пам - языческий авторитет пермяков, красноречивый кудесник, чародей, последний оплот древней народной веры. Пам начинает с представления Стефана как посланца московской центральной власти. «Из Москвы может ли что быть хорошее для нас? Не оттуда ли у нас тягости, тяжелые дани, насилия, управители, чиновники, приставники?» Хорошо зная охотничий уклад жизни зырянского населения, Пам выстраивает примитивную, но весьма понятную зырянам аргументацию в защиту языческих богов. «У христиан один Бог, а у нас много богов, много помощников, много защитников». «У нас один человек или вдвоем многократно выходит на борьбу с медведем и, поборов, повалит его и шкуру его принесет. А у вас же на одного медведя выходят многие, числом и до ста, и до двухсот человек, ... да и то иногда возвращаются и без него, без успеха...». «Новости у нас вскоре становятся известны. Как что-нибудь произойдет в дальней стране..., тотчас же имеются у нас полные известия. А вы, христиане, нелегко узнаете их и в течение многих дней...»

Слайд 10

Стефан - полемист Стефан защищает христианство богословскими аргументами. Он многократно обращается к Священному Писанию, к Апостольским правилам и другим вероучительным источникам. Однако этой аргументации оказывается явно недостаточно для достижения успеха. Спор может разрешить только испытание веры. Для доказательства истинности своей религии обе стороны - Пам и Стефан решаются пройти сквозь огонь и воду. Однако вскоре волхв отказывается идти вместе со Стефаном в зажженную избу и речную полынью. Главный язычник теряет свой авторитет, Стефан выходит из этого противостояния победителем.

Слайд 11

Стефан - святитель Святители - это разряд святых из епископского чина. Это предстоятели отдельных церковных общин, которые своей святой жизнью и праведным пастырством осуществили промысел Божий о Церкви в ее движении к Царству Небесному. По летописным данным св. Стефан был поставлен в епископы зырянам в 1383 году, когда ему было всего 37 лет от роду. Его святительство продолжалось 13 лет из 21 года его неутомимых трудов на Пермской земле.

Слайд 12

Стефан - святитель Приехав в свою епископию , Стефан вернулся к своим прежним делам: «И грамоте пермской учил их, и книги писал им, и святые церкви ставил им и освящал, иконами украшал и книгами наполнял, и монастыри устраивал, и в чернецы постригал, и игуменов им назначал, священников-попов и диаконов сам поставлял, и анагностов - иподьяконов ставил».

Слайд 13

Этот выдающийся труд предпринят Стефаном с высокой целью - создания национальной зырянской Церкви. Он не пожелал соединить дело крещения язычников с их обрусением. Именно поэтому он идет к пермякам с зырянской азбукой, со своими переводами литургии и части Священного Писания. В этом отношении Стефан - создатель зырянской письменности - явление совершенно исключительное.

Слайд 14

Преподобный Преподобными , то есть подобными Богу, называют именно тех, кто реализовал в себе аскетический идеал христианства. Стефан сознательно избегал детских шалостей и игр, которыми увлекались его сверстники, считал это пустой тратой времени. Его нравственный облик был безупречен - «Вырос он в девственности, в чистоте, в целомудрии». Будучи еще совсем молодым, он принял иноческий постриг в обители святого Григория Богослова в Ростове. Духовным руководителем юного инока-Стефана становится игумен монастыря старец Максим.»

Слайд 15

Преподобный Большую часть своего времени он проводил в храме: «Прежде всех ведь ходил он в церковь на молитву и после всех выходил «Никогда не бывал он без дела, но всегда что-то трудолюбиво делал своими руками. И святые книги писал он искусно, красиво и быстро... своими руками написал и трудолюбиво переплел» . Епифаний отмечает его любовь к духовным поучениям монастырских проповедников. «И если видел он человека мудрого и книжного, или старца разумного и духовного, то задавал ему вопросы, беседовал с ним, у него поселялся, и ночевал, и утреневал , расспрашивая о том, что желал скорее понять...»

Слайд 16

Стефан – епископ Пермский Стефан любил подавать милостыню, принимать и угощать странников и гостей. Неоднократно привозя из Вологды в Пермь ладьи с хлебом, он щедро раздавал его странникам и нуждающимся, не оставляя ничего для нужд своей кафедры. Устраивая пермскую Церковь, свт . Стефан принимал меры для защиты своей паствы от нападения вогуличей , от новгородцев, совершавших набеги и боровшихся с Москвой за влияние на Севере, от вятчан , от местных разбойников, а так же от разбойнических действий московской администрации.

Слайд 17

Стефан – епископ Пермский Вся жизнь проповедника в Перми была наполнена встречами с опасностью и подстерегавшей его смертью. «Стефан много зла вытерпел от неверных, некрещеных пермян : обиды, ропот, понукания, хулы, уничижения, пакости, иногда угрозы. Смертью грозили они ему, а порой намеревались его убить». Язычники выходили на Стефана, как на медведя, охотничьими группами, с дрекольем и дубинами, с луками и стрелами, неоднократно подстерегали и окружали его, целясь в упор. Однажды его собирались сжечь, обложив соломой и запалив огнем . Последнее нападение на Стефана, описанное в житии, было сделано после разрушения им главной идольской кумирни. Вооруженные секирами и топорами язычники в гневе намеревались разрубить св. Стефана на части. Однако эти попытки были безуспешными.

Слайд 18

Стефан – епископ Пермский Епифаний находит объяснение многократных спасений Стефана в его сильной молитве, умении в критических обстоятельствах придаваться воле Божией и особом благодатном Божественном заступлении . Смелость Стефана, способность без особых последствий для себя разрушать идольские капища, вызывало у язычников чувство религиозного страха перед его личностью. Житие указывает, что Стефана язычники принимали как могущественного волхва, кудесника, возможно, одного из богов, олицетворяющих силы зла.

Слайд 19

Зырянская троица Икона обнаружена в 19 веке в Троицкой церкви села Вожема и увезена в Вологду, где поныне пребывает в музее. Поскольку Стефан проповедовал язычникам, которые, жили в лесу кормились лесной добычей и поклонялись деревьям, то лучшего образа - дерева - и не найти было. Собственноручно срубив топором « прокудливую березу», главный фетиш вычегодских пермян , Стефан своею же рукой написал на иконе древо, символизирующее истинного Бога.

Слайд 20

чаша на столе уже видимо символизирует евхаристию ; ангелы как и у Рублева касаются друг друга крыльями, словно составляя из них единую завесу; похожи по графике и сами ангелы, и их жесты. И даже наклон головы у среднего и сидящего ошую его ангела чуть больше, чем у того, чем сидит одесную. И это тоже как у Рублева; совпадают в общих чертах покрои и цвет риз, расположение дуба над средним ангелом и палат слева от дуба...»

Слайд 21

Зырянская троица Стефан рисует на иконе множество деталей, связанных с гостеприимством Авраама и жены его Сары, принимающих у себя в саду Господа. В подписи к иконе Стефан, намеренно искажая текст, акцентирует на гостеприимстве - тем самым в образе Авраама и Сары он показывает пермян , принимающих у себя Истину и крестящихся в Православие. Третий символ - дерево - на иконе «Зырянская Троица» нарисовано непропорционального огромным. Из этого видно, что епископ Стефан не копировал откуда-то иконописный канон Троицы, а творил его сам.

Слайд 22

Зырянская троица В нижней части иконы имеется надпись, написанная буквами « анбура » - азбуки, изобретенной Стефаном Пермским и названной так по двум первым буквам «ан» и «бур». Между тем из жития мы знаем, что иконы для пермских храмов Стефан писал собственноручно на протяжении всего своего епископства. Только богословски одаренный человек, каким был свт . Стефан, мог ввести в иконографию «Троицы» духовно значимый символ чаши Причастия. И только он в этом символе мог выразить главную идею объединения русского и новокрещенных народов - через причастие Тела и Крови Христовой в Отце, и Сыне, и Святом Духе из ЕДИНОЙ ЕВХАРИСТИЧЕСКОЙ ЧАШИ.

Слайд 23

Стефан – борец с ересями В наиболее трудные для русской земли годы Стефан приглашается из Пермской земли на все соборы, где осуждаются князья, предавшие объединительную христианскую идею и продолжавшие вражду и междоусобицу. Его же посылают бороться с ересями. Он лично встречается со стригольниками, а также переписывается с ними. До нас дошли увещевания еретикам, приписываемые Стефану Пермскому - они написаны одновременно и строго, и с любовью, с призывом к покаянию и смирению, но не вражде.

Слайд 24

Стефан -государственник До нашего времени сохранился текст «Учительного послания епископа Стефана Великому князю Димитрию », в котором епископ наставляет благоверного князя, как следует управлять государством. Оно было найдено М.Н.Погодиным в 1846 году в одном из сборников 16-го века. Начинается оно традиционно: «Лучший порядок при начале каждого слова: Богом старайся начинать и в Боге оканчивать...» Далее Святитель пишет о неслиянности и нераздельности Пресвятой Троицы, о Творце и месте человека в этом мире. Потом он обращается непосредственно к Великому князю Димитрию Донскому, слуге христианского народа.

Слайд 25

Стефан -государственник В лице государя народы и отдельные люди составляют единство: «Дабы все, собираясь к тебе, и, как бессловесные, лижа сей камень, тучнели». Но это единство не означает рабскую зависимость. Государь в послании показан не абсолютным владыкой, а скорее гарантом и « ветроградарем » (садовником) благополучия народов. Государь сравнивается с «твердым камнем» и «оком вселенной», то есть он должен удерживать и надзирать, а не произволить .

Слайд 26

Роль Стефана Пермского Стефановская азбука впоследствии показала свою жизнестойкость. Она получила применение не только у зырян, но использовалась среди московских писцов в качестве тайнописи вплоть до XVII века. Стефановскими буквами писали в зырянских монастырях даже в XVIII веке. Стефан дал зырянам СОБСТВЕННУЮ доморощенную азбуку, на которую перевел богослужебные книги, проповедовал на их СОБСТВЕННОМ языке, делал все, чтобы сохранить национальную неповторимость этого народа. Многонациональная Россия созидалась в образе неслиянности и нераздельности народов ее составляющих.

Слайд 27

Литература 1. Ключевский В. О. Древнерусские жития как исторический источник. М., 1988. С. 92-98. 2. Марченко А. О типологии святости Стефана Пермского www.bogoslov.ru/text/416599.html 3. Прохоров Г.М. Равноапостольный Стефан Пермский и его агиограф Епифаний Премудрый∕∕ Святитель Стефан Пермский. – СПб., 1995. С. 266. 4. Сизов М.«Зырянская Троица» как духовный символ строительства многонационального русского государства http//syktyvkar.eparhia.ru/nlk104.html 5. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. – М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по краеведению (Пермский край) "Чердынь - древняя столица Прикамья"

Презентация к занятию по краеведению (Пермский край)  "Чердынь - древняя столица Прикамья"...

Презентация на тему "Внутренние воды Пермского края"

В прентации представлены слайды, содержащии характеристику  внутренних вод Пермского края. А также рассказы о крупнейших водных обЪектах Прикамья....

Презентация на тему "Климат Пермского края"

В презентации представлены основные характеристики климата Пермского края....

Презентация. Православный Приход святителя Тихона

Презентация. Православный Приход святителя Тихона...

презентация "Святой доктор (святитель Лука Крымский)"

Презентация "Святой доктор (святитель Лука Крымский)" может использоваться на занятиях по ОПК и ОРКСЭ....

Презентация "Святитель Лука"

ДЛя классного часа или на конкурс...