Проект "Колыбель моих предков седых"
проект по краеведению

Развитие и формирование компетентной личности через краеведческий проект

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kolybel_moih_predkov_sedyh.docx330.7 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие и формирование компетентной личности

через краеведческий проект

Важнейшим аспектом учебно-воспитательного процесса является снижение негативного влияния социума на личность ребенка и использование позитивных возможностей для развития личности. Перед школой в такой ситуации встает задача формирования компетентной личности, готовой к самореализации в различных сферах деятельности в изменяющихся  социально-экономических условиях на основе физического, нравственного и интеллектуального развития.

 «Не зная прошлого – невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» - эти слова стали девизом поисково-исследовательской работы учащихся и учителей школы. Итогом поисковой  работы стало присвоение  школьному музею боевой и трудовой славы статуса  историко-краеведческого музея села.

На сегодня современный музей – это новые информационные технологии, исследования и проекты, мастерская для учителей. Музей сегодня ценен как фактор формирования духовных потребностей молодого подросткового поколения.

 В 2006  году приоритетным направлением школы становится «музейная педагогика». Музейная педагогика – это отрасль педагогики, в которой раскрывается теория и практика обучения и воспитания человека средствами музея, его среды и условиями.

 В рамках этого направления выстраивается краеведческий проект «Колыбель моих предков седых», основанный на погружении личности в специально организованную предметно- пространственную среду, включающую памятники природы, произведения искусства, исторические реликвии,    быт, обычаи и традиции народа.

Реализация проекта поднимет школьную культуру на новый уровень, который будет получен в ходе исследовательской краеведческой работы всего коллектива школы. Это общественно-значимое дело, являющееся лучшей формой    развития и формирования компетентной личности.  

Объект исследования: предметно- пространственная среда, включающая памятники природы, произведения искусства, исторические реликвии,    быт, обычаи и традиции народа.

Цель проекта: изучение родного края, воспитание любви к малой родине через приобщение к истокам и традициям родной культуры.

Задачи:

  •  Воспитание потребности в изучении истории родного края
  • Освоение учащимися традиционной культуры бурятского народа, развитие творческой деятельности по ее возрождению, сохранению и развитию через изучение народных обычаев, традиций и т.д.
  • Привитие художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучение творчества композиторов, писателей
  • Воспитание любви к природе, потребности в ее защите от негативных воздействий
  • Утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании учащихся через духовное возрождение семьи, изучение и овладение опытом предыдущих поколений, соединение воспитательных потенциалов семьи и школы, изучение родословной, истории семьи

Гипотеза исследования:

создание краеведческой тропы позволит поднять школьную культуру на новый уровень, воспитать личность, способную к самореализации в различных сферах деятельности.

Для реализации проекта были избраны следующие методики:

  • Изучение литературы по родному краю;
  • Поисково-исследовательская работа;
  • Беседа с учащимися, учителями, родителями, общественностью села.

Ожидаемые результаты: Реализация проекта окажет влияние на следующие группы умений ребенка:

  • Исследовательские
  • Социальные
  • Оценочные
  • Информационные
  • Презентационные
  • Рефлексивные

Сроки реализации проекта:  сентябрь 2008- май 2010 г.

Краеведческая тропа

 «Колыбель моих предков седых…»

Год создания – 2008 г.
Протяженность – 45 км
Количество стоянок – 6.

МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ – республика Бурятия, Селенгинский район, с.Нур-Тухум.
НИТКА МАРШРУТА:
 

  • краеведческий музей школы
  • заповедная зона местного значения «Абрикосовая роща»  
  • археологический памятник 2 в. до н.э. «Плиточные могильники в местности Боонгын Ара
  • Подсобное хозяйство школы
  • с.Дэбэн «Малая родина ученого Н.Мункуева, композиторов Найдана и Пурбо Дамирановых»
  • Бултумурский дацан

  1. Историко-краеведческий музей Убур-Дзокойской средней общеобразовательной школы.

Слова М.Горького: «Не зная прошлого -невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»- являются девизом работы школьного музея. Музей в школе был создан в 1981 году как музей боевой и трудовой славы села. В 2002 году музей был возрожден как историко – краеведческий.

В музее широко представлены подлинные этнографические экспонаты, демонстрирующие быт, уклад жизни бурят в древности. В экспозиции музея представлена история села: период гражданской войны, годы коллективизации, военная история периода Великой Отечественной войны, послевоенные годы, история колхоза «Эрдэм», история школы, знатные люди села.

Невозможно полюбить Отечество, не зная или имея эпизодические представления о малой родине, ее истории, природе, укладе и традициях населения, человеческих взаимоотношениях. Историко-краеведческий музей в школе призван привести в систему знания учащихся о родном крае.

  1. Заповедная зона  местного значения «Абрикосовая роща»

Абрикос сибирский из семейства розоцветных - редкий, с сокращающейся численностью вид. Кустарник или дерево до 3-х метров высотой. Листья сердцевидные, мелкопильчато-зубчатые с резко оттянутым зубцом на вершине.

        Цветки довольно крупные, белорозовые. Плоды округлые, сжатые с боков, оранжевые, бархатистые. Характерный восточно-азиатский лесостепной вид. Засухоустойчив и зимостоек. Размножается вегетативно и семенами. Цветет рано и обильно в конце мая. Цветет 5-10 дней. Листья появляются после цветения.

        Плоды созревают в середине августа и быстро опадают.

         В Бурятии проходит Западная граница ареала. Абрикосовая роща невелика по площади, расположена лишь на южных склонах Боргойского хребта. Абрикос сибирский занесен в Красную Книгу Республики Бурятия, поэтому решением Убур-Дзокойской сельской администрации места произрастания абрикоса сибирского объявлены заповедной зоной местного значения

  1. Подсобное хозяйство 

Подсобное хозяйство Убур-Дзокойской средней общеобразовательной школы было образовано в 1990 году в местности Саган-Бургас для разведения крупного рогатого скота, овец.

В 2005 году было перебазировано в местность Сурпа на берегу реки Селенги. В данное время в подсобном хозяйстве содержатся коровы, овцы, лошади, козы.

Любовь к труду и людям труда – важнейшая заповедь народного воспитания.

Народный обычай «туhаламжа» практикуется в нашей школе на базе подсобного хозяйства. Учащиеся приобретают различные трудовые умения и навыки: запрягать  и седлать лошадей, заниматься животноводством, заготовлять сено, готовить сани, телегу, конскую упряжь и среди этих умений можно выделить наиболее трудоемкие процессы: обработка шерсти, умение делать войлок, вязание различных изделий из шерсти.

  1. Археологический памятник  2 в. до н.э. – 1 в. до н.э. «Плиточные могильники» в местности Боонгын Ара.

  Плиточные могильники внешне выглядят в виде прямоугольных оградок из неотесанных плит камня. Внутри оградок на некотором отдалении от них беспорядочно торчат верхушки сильно задернованных камней. Иногда по углам ограды стоят более высокие плиты, а в нескольких метрах к востоку – одиночные высокие камни, называемые «сторожевыми».

Такие плиточные могильники обнаружены на территории нашего края в трех местах:

- недалеко от бывшей деревни Номохоново, в 2,5 км, у подножья горы Абошик, в могильнике 9 могил, был открыт в 1947 г. археологом А.П.Окладниковым

- на правом берегу реки Селенги в местности Боонгын Ара

- в местности Ара-Зоохэй.

  1. Село Дэбэн – малая родина  ученого-востоковеда, доктора исторических наук Николая Цырендоржиевича  Мункуева

Село Дэбэн (Обон-Гызык) находится на живописном берегу реки Селенги. Это село является малой родиной, с которой незримыми нитями навсегда связаны самые сокровенные мысли и чувства многих знатных людей нашего края, где они родились и выросли.

Мункуев Николай Цырендоржиевич доктор исторических наук, с 1957 года работал научным сотрудником в институте востоковедения Академии наук СССР.

Мункуев Н.Ц. – высококвалифицированный специалист в области средневековой истории Китая и Монголии. Он свободно владел китайским, монгольским, английским языками, читал и переводил с немецкого, французского и японского языков. Н.Ц.Мункуев – автор около 100 научных работ, учебных пособий по китайскому языку, имеет публикации в заграничных изданиях. Труды его широко известны за рубежом. Они получили высокую оценку во Франции, Японии и других странах.

В селе Дэбэн  в семье известного бурятского рода, любителей и знатоков народного творчества родился будущий композитор Найдан Бадмацыренович Дамиранов.

Найдан Дамиранов автор многих известных песен: «Ургы», «Галуута нуур», «Убур-Зоохэй» и других. Его песенное наследие получило подлинное народное признание. Дамиранов был большим знатоком народного творчества, многие годы руководил республиканским центром народного творчества.

За добросовестный труд и вклад в развитие культуры республики Найдан Бадмацыренович Дамиранов награжден орденом «Знак Почета», медалью «За трудовую доблесть» и ему было присвоено высокое звание «Заслуженный работник культуры Бурятии».

Его сын Пурбо Дамиранов продолжил дело отца. Ныне он известный композитор, заслуженный деятель искусств Республики Бурятия, председатель  Бурятского регионального отделения Союза композиторов России.

  1. Бултумурский дацан «Дамчой Равжалин»  (1757 г.)
  • В 1757 году табангуты начали строительство Бултумурского дацана «Дамчой Равжалин», который находился на территории нашего края. После Тамчинского дацана «Хамбын Хурэ» это был второй по величине и значимости дацан. Служили в нем около 300 лам, на территории дацана располагались 17 дуганов, был прекрасный музей природы, большой сад.
  • В жестокие 30-е годы Бултумурский дацан постигла участь всех дацанов. Он был разрушен.
  • В 2002 году была построена священная Ступа (Субурган).
  • В 2006 году был возрожден один из главных дуганов «Сахюусан». Это стало одним из важных факторов формирования нравственности, народных традиций и обычаев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Великая Отечественная война в судьбе моих предков"- "Истории свидетели живые"

quot;Истории свидетели живые!"  о судьбе участника ВО войны...

классный час "Земля моих предков" (презентация)

Данная презентация рассказывает о селе Новосибирской области, где проживало казахское население, с. Маметкино. Теперь все жители переехали в п. Моховое. В презентации рассказывается ожизни и деятельно...

ПРОЕКТ «КОЛЫБЕЛЬ МОИХ ПРЕДКОВ СЕДЫХ…»

Краеведческая тропа.Историко-краеведческий музейМБОУ Убур-Дзокойская ООШ.Слова М.Горького: «Не зная прошлого – невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» - являютс...

ПРОЕКТ «КОЛЫБЕЛЬ МОИХ ПРЕДКОВ СЕДЫХ…»

Совместный проект учителей и учеников МБОУ "Убур - Дзокойской" ООШ. Слова М.Горького: «Не зная прошлого – невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»...

Проект "Колыбель моих предков седых"

Проект "Колыбель моих предков седых"...