Рабочая программа внеурочной деятельности «Путешествие по родному краю»
рабочая программа по краеведению (7 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Путешествие по родному краю» предназначена для реализации в общеобразовательных организациях и предлагает организацию образовательного процесса общеинтеллектуального, социального направления, в частности краеведения.

Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка и его социализации.

Одна из основных задач образования согласно стандартам второго поколения-развитие способностей ребенка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция и др. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность.

Данная программа обеспечивает развитие интеллектуальных универсальных учебных действий, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ismagilova_puteshestvie.docx55.9 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Путешествие по родному краю»

Учитель: Исмагилова Р.М.

        Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) и Примерной программы внеурочной деятельности.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Путешествие по родному краю» предназначена для реализации в общеобразовательных организациях и предлагает организацию образовательного процесса общеинтеллектуального, социального направления, в частности краеведения.

Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка и его социализации.

Одна из основных задач образования согласно стандартам второго поколения-развитие способностей ребенка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция и др. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность. Данная программа обеспечивает развитие интеллектуальных универсальных учебных действий, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Данная задача является одной из основных составляющих всестороннего развития личности. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Краеведение – это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Только зная историю родного края, соотнося её с судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином своего Отечества, готовым принять на себя ответственность за судьбу России. Юные краеведы сохраняют и приумножают лучшие традиции культурного наследия малой родины.

Цель программы «Путешествие по родному краю»:

-  создание условий для всестороннего развития личности обучающегося на основе личностно-ориентированной, краеведческой деятельности.

Задачи:

образовательные: 

  • формирование представлений о малой Родине, развитие гордости за героическое прошлое своего родного края, интереса к культуре родного края;
  • формирование информационной грамотности, т.е. совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию с целью удовлетворения потребностей, имеющих образовательное и практическое значение,
  • формирование умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно – исторических источников, применять их в новой ситуации,
  • формирование элементов творческой деятельности.

развивающие: 

  • развитие творческих способностей, всестороннее развитие учащихся;
  • формирование  нравственной основы личности, повышение  уровня духовной культуры;
  • развитие у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своей роли в жизни родного края;
  • развитие внимания к собственной речи и речи собеседника;
  • развитие образного и логического мышления.

воспитательные:

  • осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование уважительного отношения к своему родному краю, его природе и культуре, истории и современной жизни;
  • воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим памятникам, объектам природы.

Структура курса:

Авторская программа рассчитана на 2 год обучения, занятия проводятся 1 раз в неделю по одному часу, за год – 35 часов, рассчитана на детей в возрасте 10-13 лет.

Материал представлен в алфавитном порядке в доступной форме с использованием игрового материала и проведением мини-исследований, что позволит юным краеведам узнать много нового и интересного о родном крае.

 Данная программа полностью адаптирована к возрасту детей и опирается на местный краеведческий и исторический материал.

Программа включает 6 разделов:

Разделы программы

1-й год обучения

2-й год обучения

Известные люди родного края

12

12

Промышленные и культурные объекты родного края

6

5

Географические объекты

4

5

Памятники природы

5

5

Растения и животные Ульяновской области

3

3

Защита проектов

2

2

Организация выездных мероприятий. викторин

3

3

Итого

35  часов

35 часов

Практическая значимость программы заключается в следующем:

  1. Программа помогает постичь основы краеведения, сделать первые шаги по исследованию родного края.
  2. Благодаря программе у обучающихся формируются основы гражданственности, любви и уважению к родному краю.
  3. Программа учит быть не просто пассивными читателями, но учиться проводить исследования, работать вместе со взрослыми, совершать маленькие открытия, делиться своими знаниями с окружающими.

При обучении по данной программе используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • частично-поисковый;
  • проектный;
  • исследовательский.

Объяснительно-иллюстративный метод – это объяснение нового материала, работа с литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала. При помощи него обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию педагога.

Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения обучающимися навыков и умений и обогащения знаний.

Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы обучающихся.

Проектный метод используется при организации научно-исследовательской деятельности обучающихся, решении конкретных задач. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, создание викторин, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие учащиеся.

Исследовательский метод используется для развития умения учащихся работать с различными источниками информации, вычленять проблемы для организации исследования, искать пути реализации этих проблем.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности.

С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.

С целью активизации работы учащихся и в зависимости от задач педагога, уровня подготовленности класса форма организации занятия выбирается учителем самостоятельно.

В процессе изучения курса должны периодически организовываться экскурсии в краеведческий, художественный и другие музеи, творческие встречи с местными авторами.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы «Путешествие по родному краю»

К числу планируемых результатов усвоения основной образовательной программы отнесены:

Личностные

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание истории и культуры своего народа, своего края; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира: готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-освоение социальных норм, правил повеления, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных. социальных и экономических особенностей;

-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

-формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Метапредметные результаты:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Формы диагностики учета результатов освоения программы

Формой подведения итогов могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу, участие в конкурсах проектной и исследовательской деятельности школьников.

Теоретические данные по каждой теме можно оформить в слайдовую презентацию по предлагаемым в программе разделам и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке», «Физической культуре».

Самоконтроль: В конце каждого раздела учащимся предлагается участие в викторине «Испытай себя», где предлагается поэтапно выполнить несколько заданий, за каждый блок заданий ученик получает определенное количество баллов. После суммирования получившихся результатов определяется  уровень усвоения материала. Разработка вопросов викторины  предлагается разделенным на группы учащимся.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Содержание курса внеурочной деятельности

№ п/п

Основное содержание по темам

Основное содержание занятий

Известные люди родного края (27 часов)

Аксаков Сергей Тимофеевич.

Андрей Блаженный.

Благов Николай Николаевич.

Ведин Фёдор Иванович.

Гончаров Иван Александрович.

Давыдов Денис Васильевич.

Ивашев Пётр Никифорович.

Карамзин Николай Михайлович.

Любищев Александр Александрович.

Ленин (Ульянов) Владимир Ильич.

Минаев Дмитрий Дмитриевич.

Матросов Александр Матвеевич.

Неверов (Скобелев) Александр Сергеевич.

Огарёв Николай Платонович.

Ознобишин Дмитрий Петрович.

Полбин Иван Семёнович.

 Пластов Аркадий Александрович.

Радищев Александр Николаевич.

Разумовский Дмитрий Александрович.

Садовников Дмитрий Николаевич.

Тургенев Николай Иванович.

Трёшников Алексей Фёдорович.

Ульянов Илья Николаевич.

Хитрово Богдан Матвеевич.

Чардынин Пётр Иванович.

Шатров Николай Яковлевич.

Эрьзя Степан Дмитриевич.

Юртов Авксентий Филиппович.

Языков Николай Михайлович.

Яковлев Иван Яковлевич.

-знакомство с выдающимися людьми нашего края и осмысление их роли и места в развитии общественно-культурной жизни России, приобщение школьников к культурному наследию края;

-краткие сведения о жизни и деятельности наиболее известных представителей нашего края.

-особенности творчества выдающихся работников культуры

         

Промышленные и культурные объекты родного края (10 часов)

Моя малая родина. Ульяновск – город семи ветров.

Символы Ульяновска.

Улицы города Ульяновска.

Рекорды Ульяновской области

Авиастар.

Дом-особняк С.С.Бакунина.

Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т.Аксакова.

Памятник букве Ё.

Музей-заповедник

Театры Ульяновска.

Духовой оркестр Ульяновской области.

Ульяновский автомобильный завод.

 Храмы Ульяновска.

- географическое положение; культурные особенности Ульяновской области.

- Край как часть региона и страны.

- Происхождение названий местных населенных пунктов, улиц.

- Официальные символы Ульяновской области: герб, гимн, флаг.

-знакомство с промышленными и культурными объектами родного края, их значением в жизни родного края.

Географические объекты (7 часов)

Аммонит. Белемнит. Симбирцит.

Белое озеро.

Река Волга.

Никольская гора.

Пальцинский остров.

Река Свияга.

Река Черемшан.

Юловский пруд.

Языково.

-географические Объекты Ульяновской области , их расположение, значимость ,природоохранные мероприятия.

- работа с картой Ульяновской области.

- Численность и протяженность местных рек. Влияние водотоков на формирование местных ландшафтов и освоение территории.

Памятники природы  ( 10 часов)

Акшуатский дендропарк.

Заказники Ульяновской области.

Винновская роща.

Гранное ухо.

Клюквенный залив.

Лебяжинская корава.

Маришкин родник

Наяновский солончак.

Берег орланов.

Скрипинские кучуры.

Ундоровский источник.

Шиловская лесостепь.

Сенгилеевские меловые горы. Мел.

- памятники природы Ульяновской области, их расположение, значимость, природоохранные мероприятия.

-знаменитые географы и краеведы

Растения и животные Ульяновской области (6 часов)

5.

Редкие и исчезающие растения и животные Ульяновской области

-отличительные особенности животных и растений Ульяновской области.

-практическая значимость растений и животных

- эндемические, редкие и исчезающие виды растений и животных. Исследовательская работа в рубрике «Красная книга Ульяновска»

Календарно - тематическое планирование

1-й год обучения (6 класс)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Буква Аа

1

Аксаков Сергей Тимофеевич.

Андрей Блаженный.

1

2

Акшуатский дендропарк.Аммонит.Аист черный.

Адонис волжский

1

Буква Бб

3

Благов Николай Николаевич.

Дом особняк купца С.С.Бокоунина

1

4

Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т.Аксакова.

Баевское окаменелое дерево.Белемнит.Белое озеро.

1

Буква Вв

5

Ведин Фёдор Иванович.

Венерин башмачок крупноцветный.Выхухоль русская.

1

6

Волга.

Винновская роща.

1

Буква Гг

7

Государственные символы Ульяновска.

Гай Гая Дмитриевич

1

8

Гончаров Иван Александрович.

Гранное ухо.

1

Буква Дд

9

Давыдов Денис Васильевич

Донец Станислав Юрьевич

1

10

Ульяновский государственный духовой оркестр

Дрофа.Дудник лекарственный

1

Буква Ее, Ёё

11

Памятник букве Ё

Ель.

1

Буква Жж

12

Жимолость лесная. Желна

1

Буква Зз

13

Заказник: Ульяновский государственный палеонтологический заказник; Сурский заказник; Новоникулинский заказник; Базарносызганский заказник

1

Буква Ии

14

Ивашев Петр Никифорович

1

15

Иволга. Ива.

1

Буква Кк

16

Карамзин Николай Михайлович.

Крылов Владимир Валентинович

1

17

Клюквенный залив. Каменная улица.Кувшинка чисто-белая.

Памятник сказочному герою Колобку.

1

Буква Лл

18

Лебяжинская корава.Ландыш майский.

Европейская белая лазоревка.

1

19

Любищев Александр Александрович

Ленин (Ульянов) Владимир Ильич

1

Буква Мм

20

Музей. Государственный историко-мемориальный Музей-заповедник «Родина В.И.Ленина» Историко-этнографический комплекс «Быт,торговляи ремесла Симбирска» Музей «Симбирская фотография»

1

21

Малая родина

Минаев Дмитрий Дмитриевич

Матросов Александр Матвеевич

1

22

Маришкин родник.

Мел. Можевельник казацкий. Мышь-малютка.

1

Буква Нн

23

Неверов (Скобелев) Александр Сергеевич.

1

24

Наяновский солончак.Наяновка.

Никольская гора.

1

25

Национальный состав Ульяновска

1

Буква Оо

26

Огарев Николай Платонович.

Ознобишин Дмитрий Петрович

1

27

Берег орланов.

Ондатра.

1

Буква Пп

28

Полбин Иван Семенович.

1

29

Пластов Аркадий Александрович.

1

30

Пальцинский остров.Пионовая балка.

Пшеница. Просо.

1

31-32

Защита проектов

1

33-35

Организация выездных поездок, викторин в течение года (по усмотрению учителя)

1

Календарно - тематическое планирование

2-й год обучения (7 класс)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Что такое Родина?

1

07.09.

2

Александр Николаевич Радищев.

1

14.09

3

Разумовский Дмитрий Александрович.

1

21.09

4

Рекорды Ульяновской области.

Росянка.

1

28.09

5

Садовников Дмитрий Николаевич.

1

05.10

6

Река Свияга. Симбирцит. Скрипинские кучуры.

1

12.10

7

Сорокопут серый. Соня лесная. Сныть обыкновенная.

1

19.10

8

Театр. Ульяновский драматический театр  имени И.А.Гончарова. Кукольный театр имени Валентины Леонтьевой. Театр юного зрителя.

1

26.10

9

Тургенев Николай Иванович.

1

09.11

10

Трешников Алексей Федорович.

1

16.11

11

Тритон гребенчатый. Тюльпан Биберштейна.

1

23.11

12

Ульяновск. История города.

1

30.11

13

Знаменитые улицы города Ульяновска.

Ульяновский автомобильный завод.

1

07.12

14

Ульянов Илья Николаевич.

1

14.12

15

Ундоровский источник.Ужовник. Угорь речной.

1

21.12

16

Флаг Ульяновска -официальный государственный символ, отличительный знак.

1

28.12

17

Филин. Фиалка трехцветная.

1

18

Храм Дмитрия Солоунского в Базарном Сызгане.

Виды храмов.

1

19

Хитрово Богдан.

1

20

Хохлатка плотная. Хомячок Эверсмана.

1

21

Цикорий.

Цапля.

1

22

Чардынин Петр Иванович.

1

23

«Черное озеро». Черемшан.

Черепаха болотная. Чесночницы.

1

24

Шатров Николай Яковлевич.

1

25

«Шиловская лесостепь».

Шалфей луговой. Щетинник зеленый.

1

26

Эрьзя Степан Дмитриевич.

1

27

Юртов Авксентий Филиппович.

1

28

Юловский пруд.Юрок.

1

29

Языков Николай Михайлович. Языково.

1

30

Яковлев Иван Яковлевич.

1

31-32

Защита проектов.

1

33-35

Организация выездных поездок, викторин в течение года(по усмотрению учителя)

1

Список литературы

1. Венок Н.М. Языкову. Сборник: – Ульяновск: «Симбирская книга», 2002. – 80 с.

        2.Тихонова А.Ю. Этнология Симбирско-Ульяновского региона: учебно-методическое пособие [Текст] / А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УлГУ, 2008

          3. Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю /         С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова. – М.: «Планета», 2013. – 128с.

        4. Край прелестный – это ты...: Учебная хрестоматия по литературному краеведению / Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2000. – 256 с.

        5.  Легенды Симбирской губернии /ООО «Аргументы и Факты в Ульяновске» - г. Ульяновск,2013г.

        6.  Зелеева С.Г. Живая азбука природы Ульяновской области.— Ульяновск: Областная типография «Печатный двор», 2014. — 328 с.: ил.

Интернет-ресурсы

1. Ульяновская областная библиотека. Краеведение http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99

2. Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т. Аксакова  http://uobdu-aksakov.org/

3. Ульяновский туристический информационный центр http://www.simturinfo.ru/obinfo.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по планете Земля"

Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления для 5 класса ОУ....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по Великобритании" для 5 класса

Рабочая программа ориентирована на обучающихся 5 классов, изучающих английский язык по ФГОС нового поколения. На курс внеурочной деятельности отводится  17,5 часа, из расчета 1 час в неделю в теч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие в страну Геометрию"

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Путешествие в страну Геометрию" для обучающихся 5, 6 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие в ЛогоМиры"

Содержание  программы для детей по ИКТ «ЛогоМиры» соответствует уровню начальной школы и имеет интеллектуально-познавательную направленность. В ней реализованы актуальные педагогическ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Путешествие по стране изучаемого языка» Класс: 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Путешествие по стране изучаемого языка»Класс: 5...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Путешествие за окнами школы»

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Путешествие зе окнами школы" 17 часов...