RAFT – технология как один из способов обучения критическому мышлению на уроках истории в целях развития личностного потенциала школьников.
статья по истории
Представление педагогического опыта использования РАФТ - технологии на уроках истории в контексте формирования и развития критического мышленияи личностного потенциала школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
RAFT – технология как один из способов обучения критическому мышлению на уроках истории в целях развития личностного потенциала школьников.
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в информационном обществе, в котором произошла цифровая революция, где цениться умение адаптироваться к переменчивым условия, работать с информацией, умение учится на протяжении всей жизни. Идти в ногу со временем непростая задача и для взрослого человека, что же говорить о детях. Чтобы помочь выпускникам школ быть успешными в сложном и изменчивом мире, образование также должно меняться и быть современным.
Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» в качестве одних из базовых принципов выделяет гуманистический характер образования, приоритет прав и свобод личности, свободное развитие личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования. Образование должно создавать условия для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей. [1]
Современный выпускник в процессе образования должен обладать компетенциями, которые помогут ему быть успешным, востребованным на рынке труда. А исследователи рынка труда заявляют, что работодатели заинтересованы, в первую очередь, в сотрудниках, умеющих критически мыслить и креативно решать задачи, открытых новым знаниям и инновационным подходам, способных эффективно общаться и работать в команде. Иными словами, растет спрос на труд, требующий владения универсальными компетентностями, или «навыками XXI века» - когнитивными и некогнитивными, включая социально-эмоциональный интеллект. Особую важность приобретают компетенции на стыке с качествами личности и ценностями, такие как адаптивность к изменениям, умение учиться и переучиваться.[2]
Работая учителем, мы встречаем на уроках большое количество детей, каждый из которых уникален. Хочется не только передать знания по предмету, но и раскрыть ученика как личность, способствовать росту и развитию. Но возникает вопрос как достичь этой цели. Как создать на уроках среду, в которой ребёнок будет личностно развиваться? Как сделать обучение более интересным и комфортным? Как развить столь необходимые компетенции XXI века? Как учителю мне помогает в этом программа развития личностного потенциала, реализуемая благотворительным фондом «Вклад в будущее» с 2018 года. В рамках этой программы предлагаются современные образовательные технологии, которые помогают развивать компетенции будущего. Я представляю RAFT – технологию как один из способов обучения критическому мышлению на уроках истории в целях развития личностного потенциала школьников.
Наша школа участвует в этой программе 2019 года, а с 2023 школа является центром развития личного потенциала (ЦРЛП), и являюсь куратором данной программы. Программа разработана с учётом ключевых нормативно- правовых актов системы образования Российской Федерации. Методические основы программа составляют работы Дмитрия Алексеевича Леонтьева (концепция личностного потенциала), доктора психологических наук, профессора НИУ ВШЭ, Александра Григорьевича Асмолова (школа возможностей и педагогика достоинства), доктора психологических наук, профессора, завидущего кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.М. Ломоносова. Также программа основана на следующих научных концепциях и школах: теория самодетерминации (Э. Диси и Р. Райан), теория мотивации (Т. Гордеева);
- методология диагностики и проектирования личностно-развивающей образовательной среды (В. Ясвин);
- методология стратегического проектирования в образовательной организации (А. Моисеев);
- методология развития универсальных компетентностей «4К» (критическое и креативное мышление, коммуникация и кооперация) и формирования профессиональных обучающихся сообществ педагогов (адаптация М. Пинской).
Программа развития личностного потенциала помогает сформировать в образовательных организациях личностно-развивающие среду, в которой условия превращается возможности развития и в которой ребёнок может удвоить ключевые психологические потребности, обрести субъективное благополучия, развить в себе чувствую зрелости, гибкость. Создание развивающей среды подразумевается мнение в четырёх направлениях, каждое из которых нашло отражение в моей работе.
Первое направление включает трансформацию культура организации, а именно изменения в отношениях участников образовательного процесса, расширения поведенческого репертуара педагога. Я включаю различные формы взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений, направленные на сотрудничество, сотворчество и диалог. Например, как педагог я провожу до учеников увлекательные квесты, как классный руководитель вместе с ребятами провожу уборку памятника воинам, погибшим в Великую отечественную войну. Как заместитель директора по методической работе я не забываю поощрять ярко проявивших себя учеников и педагогов, что является важной частью создания, поддерживающей среди в школе. Как куратор программы личностного потенциала в течение года я провожу исследование среды образовательной организации. Сравнивая данные за несколько лет, можно увидеть, как в школе формируется карьерно-творческая среда.
Следующее направление изменений — это личностное и профессиональное развитие педагогов образовательной организации. Я постоянно повышаю квалификацию, участвую в конкурсах, педагогических олимпиадах. В 2024 году я принимала участие в 3 Всероссийском слёте представителей центров развития личностного потенциала, который прошёл в Нижнем Новгороде. Встреча с коллегами со всей России познакомила с новыми идеями, зарядила энергией, подарила новые идеи, которыми я поделилась с коллегами в своей школе.
Следующим направление формирования личностно-развивающей среды является трансформация пространственного компонента среды, чтобы условия становились возможностями развития. На моих уроках ребята активно используют приём «открытая стена», на стенах и полках размешены проекты и работы ребят. Многие занятия с использованием оборудования центра «Точка Роста» и вне стен класса.
И, наконец, важным элементом развития личностного потенциала является изменение содержания и организации образовательного процесса, то есть включение новых инструментов, приёмов, форм развития личностного потенциала в образовательную деятельности. Я активно использую современные инструменты, предназначенные для достижения личностных и метапредметных результатов. На своих уроках я использую проектную деятельность, диаграммы Венна, игру «крестики-нолики», методы «броуновские молекулы», парковка идей. Также использую методы кинопедагогики, превращая занятия в мастерскую кинокритиков, результатом работы которой становится изготовление афиш по итогам просмотренных фильмов. Особенно любима моими учениками РАФТ-технология. В современном образовательном процессе одной из главных задач - учителя является развитие критического мышления у обучающихся. Это умение анализировать информацию, делать обоснованные выводы и принимать взвешенные решения. Критическое мышление также позволяет формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию. Одним из эффективных методов, способствующих развитию критического мышления, является RAFT-технология.
Актуальность и новизна данной технологии состоит в универсальности, адаптивности к любому предмету, уровню учеников, в развитии навыков постановки вопроса, исследования, работы с информацией, аргументации, принятия решений. С помощью РАФТ-технологии технологии ученики учатся работать с информацией, развивают навыки критического мышления, более полно погружаются в предмет, проявляют творчество.
РАФТ – это технология создания письменных текстов по заданной схеме. Это аббревиатура слов «Роль», «Аудитория», «Форма», «Тема». Для того, чтобы использовать РАФТ – технологию на уроках, необходимо следовать алгоритму:
1. Выбрать тему, вопрос или несколько вопросов для изучения.
2. Написать список действующих лиц, с точки зрения которых может быть рассмотрен вопрос или тема (герои произведения, исторические деятели, люди, связанные с исторической эпохой, и т. п.). Это будут «Р» — роли.
3. Подумать, в какой форме («Ф» — форма, то есть письмо, рассказ, приказ и т. п.) и к кому («А» — аудитория, то есть герои произведения, исторические деятели, современники и т. д.) могут обращаться действующие лица. Аудитория не обязательно должна быть из той же исторической эпохи или художественного произведения.
4. Поместить эту информацию в таблицу и визуализировать на доске или слайде.
В результаты работы у нас получается таблица следующего вида:
Роль Кто может раскрыть данную тему | Аудитория Кому адресован данный текст | Форма В какой форме написан текст | Тема О чем текст |
Пример таблицы из урока истории по теме «Реформы Петра I» в 7 классе.
Роль | Аудитория | Форма | Тема |
Пётр I | Крестьяне | Приказ | Реформы Петра I в армии, государственном управлении, быте, культуре, образовании, церкви. |
Александр Меншиков | Дочь Елизавета | Петиция | |
Иностранец-путешественник | Потомки | Путевой дневник | |
Письмо | |||
Заметки |
Далее ученик выбирает по одному элементу из каждого столбца, составляет текст в выбранной форме от выбранного лица для определенной аудитории. После завершения работы над текстами полученные работы обсуждаются в классе.
Работая с данной технологией, ребенок сталкивается с несколькими стадиями работы. Первая стадия – стадия выбора, на которой происходит мотивирование обучающихся, ученики должны предположить, какие социальные роли будут уместны. Вторая стадия – это стадия осмысления, которая наступает в процессе создания текстов. Ученики знакомиться с информацией, необходимой для работы над текстом. Третья стадия – это стадия рефлексии, на которой происходит анализ и осмысление полученных текстов.
Я применяю данную технологию на уроках истории с 5 по 11 класс. РАФТ-технология может использоваться как для освоения нового материала, так и для закрепления пройденного. Иногда технология занимает два урока, иногда тексты я даю в качестве домашнего задания.
Результативность качества обученности детей: результаты ОГЭ и ЕГЭ , повышение качества на примере других ступеней обучения .
Участие в конкурсах, олимпиадах и т.п. лучше представлять в табличной форме
В рамках развития личностного потенциала ученики принимают участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня. На уровне района школа входит в тройку лучших школ района на протяжении нескольких лет. Я ежегодно пополняю банк одарённых детей по трём направлениям («Образование», «Спорт» и «Искусство»).
Мой ученики участвуют в конкурсах и олимпиадах. В олимпиаде по избирательному праву ученик 11класса стал призёром областного этапа 2022 года, участником Всероссийского конкурса научно-исследовательских проектов «Казачество на службе Отечеству». На муниципальном этапе олимпиады по избирательному праву пять учащихся 10–11 классов стали призёрами и были награждены грамотами. Ученики становились призёрами муниципального этапа ВОШ по праву (2, 3,4 место в 2021), по экономике (2 место в 2021 году), участниками областного этапа. В текущем учебном году ученики десятых классов приняли участие во Всероссийском правовом диктанте, и были награждены сертификатами. Мои ученики на протяжении нескольких лет принимали участие во всероссийском игровом конкурсе «Золотое руно», в котором становились победителями и призерами (2 место в 2022 году, 2 место в 2023, 2 место в 2024 году). Увеличился охват участников конкурсов различного уровня (314 в 2023 году, 440 в 2024 году). Расширился охват обучающихся, принимающих участие во Всероссийской олимпиаде школьников (в 2023 году – 170, в 2024 году – 194 ученика приняли участие в школьном этапе ВОШ).
В своей работе я стараюсь увлечь ребят теми, профессиями, которые связаны с историей и обществознанием. Результаты этой деятельности уже есть, выпускники прошлого года поступил на юридический факультет ЧелГУ и КГУ.
Использование принципов программы развития личностного потенциала позволяет человеку почувствовать себя не в мире культуры полезности, где он лишь вещь, винтик, но в мире культуры достоинства, где он может самореализоваться, стать успешным, развить самого себя. Я стремлюсь мои уроки сделать именно такой средой для моих учеников и надеюсь развить необходимые навыки XXI века, которые помогут ученикам решать нестандартные жизненные задачи, делать выбор в меняющихся условиях и быть успешными в сложном современном мире.
[1] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2024) об Образовании в Российской Федерации https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/15956ae575273a483e753fc119fb41fc4c37f846/
[2] Доклад «Образование для сложного общества». https://vbudushee.ru/education/lidery-obrazovaniya/kniga-obrazovanie-dlya-slozhnogo-obshchestva/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Пути повышения эффективности уроков русского языка и литературы в целях развития личностного потенциала школьников
"Пути повышения эффективности уроков русского языка и литературы в целях развития личностного потенциала школьников" - презентация из опыта работы учителя русского языка и литературы. На слайдах отраж...

«Использование печатных изданий на уроках истории и обществознания как один из способов формирования критического мышления»
На своих уроках я столкнулась с рядом проблем:1. учащиеся не могут найти необходимую информацию, проанализировать и обобщить неупорядоченные сведения;2. не умеют ис...
Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках математики с целью развития личности учащихся.
Рассмотрены приемы используемые в технолологии критического мышления....

Методическая разработка технологической карты по географии по разделу «Оболочки Земли» (5-6 класс) с целью развития личностного потенциала школьников.
Любой урок – это место, где ученики могут не только осваивать содержание предмета, но и развивать способности самостоятельно приобретать и создавать знания и, что не менее важно, учиться управля...


