Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство приобщения к культурно-историческим ценностям
статья по краеведению
В статье определяется важность приобщения обучающихся через проектно-исследовательскую деятельность к культурно-историческим ценностям родного края
Скачать:
Предварительный просмотр:
Захарьина Л.А.,
МБОУ «Школа-гимназия»,
г. Ярцево
Проектно-исследовательская деятельность учащихся
как средство приобщения к культурно-историческим ценностям
При изучении истории и обществознания в новых ФОП усиливаются требования к такому личностному результату как «осознание российской гражданской идентичности», при этом делается акцент на воспитательную составляющую: гражданское воспитание, в частности прописывается готовность не только к выполнению гражданских обязанностей, но и к участию в волонтерской деятельности и патриотическое воспитание как главная составляющая формирования российской идентичности, причем делается акцент на необходимость проявления интереса к родному языку, истории, культуре Российской Федерации, своего края, народов России и ценностному отношению к достижениям своей Родины, своего народа.
Для учителя истории данные постулаты не являются новыми, ведь в нашей работе всегда присутствуют именно эти воспитательные направления. Однако, как всякий историк я делаю упор на отбор содержательного компонента к урокам и внеурочной деятельности, ведь интерес к истории, полученные и преобразованные учащимися знания способствуют осознанию себя гражданами своего отечества.
Когда я только начинала работать в гимназии, обратила внимание, что стимулировать мотивацию к изучению истории страны возможно в направлении изучения прежде всего истории родного края, города. Поэтому мотивировала учащихся к посещению культурно-исторических достопримечательностей Смоленщины через организованные мною экскурсии. Чтобы внести активный компонент в изучение края, вовлекала школьников в исследовательскую деятельность по тематике региональной и местной истории. А в программу регионального курса внесла соответствующий содержательный компонент.
Местный материал дает возможность учителю показать и объяснить отличия, особенности в исторических явлениях, что является основополагающим для развития исторического мышления. С точки зрения мотивационного изучения истории именно краеведение позволяет реализовать задачу познания истории как ремесла историка. То есть именно краеведение дает возможность ученику стать субъектом познавательной деятельности через самостоятельную исследовательскую работу. Таким образом, именно проектно-исследовательская деятельность учащихся является определяющей в этой работе.
В ходе организации проектно-исследовательской деятельности подбирается тематика (см. Приложение 1), которая позволяет приобщить учащихся к культурно-историческим ценностям своего края, России, мировым. Например, в ходе реализации долгосрочного проекта «История рядом: Ярцевский сквер» (является историческим ядром Ярцева), был собран исторический материал, с которым учащиеся выступали на школьной и муниципальной конференции, составлены викторины, отснят видеоролик (https://yadi.sk/i/0E6-4gDVCrQ5AA), ставший методическим пособием кабинета, авторы проводят экскурсии для других учащихся. В ходе реализации творческих проектов создаются макеты исторических сооружений. Так кабинет краеведения обогатился макетом участка Смоленской крепостной стены, отдельных башен крепости, макетом памятника «Катюша» в д.Соловьево и другими. Участвуя в акции памяти «Бессмертный полк», ученица выбрала исследовательскую работу по теме «Феномен «Бессмертного полка», успешно выступила на областной конференции «Край Смоленский»; многие учащиеся благодаря к приобщению к краеведческим исследованиям участвуют в краеведческой областной олимпиаде (на протяжении моей работы в гимназии регулярно, см. Приложение 2), некоторые учащиеся через краеведение пришли в волонтерскую работу.
Подобная работа позволяет актуализировать социокультурный опыт учащегося, окультурить его, т.е. поднять на более высокий ценностный уровень, сделать научным. Происходит обогащение личностной сферы учащегося не только на когнитивном, но и на эмоционально-чувственном уровне: меняется отношение к себе самому, к социальному окружению, к истории своего народа в целом. В ходе выполнения работы учащиеся встречаются с новыми людьми, учатся общению с ними, обрабатывают информацию, самостоятельно добытую из различных источников, переводя ее в знаковые системы в виде графиков, таблиц, делают проекты в виде презентаций или макетов, т.е. приобретают не только предметные, но и метапредметные умения и навыки. Мотивы и потребности учащегося прогрессируют от «хорошей оценки в журнале» к престижным: признание в классе, школе, на районной конференции, и социальным: возможности принести пользу своим проектом классу, школе, каким-то образом изменить конкретную социальную ситуацию к позитиву. То есть знаниевый и эмоциально-чувственный компоненты формирующейся гражданской идентичности «прорастают» в деятельностный: готовность к участию и реальное участие в групповых и социальных видах активности.
Приложение 1
Тематика исследовательских и проектных работ, с которыми учащиеся успешно выступили на районной и областной конференциях
Год | Фамилия участника | Название исследовательской работы | Результат на областной конференции «Край Смоленский» |
2011/2012 | Гончарова Е.10кл., (участница очной Всероссийской конференции «Отечество») | История развития спорта в г. Ярцеве | 1 место, диплом победителя |
2012/2013 | Капцов И., 9 кл. | Был ли полный разгром Е. Богарне в сражении при переправе через р. Вопь | 3 место, диплом 3 степени |
2012/2013 | ДавыдоваИ., 10 кл. (участница и призер очных Всероссийских чтений) | Ущерб и разорение, понесенные Духовщинским уездом в ходе Отечественной войны 1812 года | Победитель межрайонной конференции, проходящей в педагогическом лицее Призер XXI юношеских чтений им. В. И. Вернадского |
2013/2014 | Галкина И., 10кл. (участница очной Всероссийской конференции «Отечество») Галкина А.10 кл. | История возникновения и переименований названий улиц г.Ярцева. История Ярцевских СМИ и их роль в жизни города. | 3 место, диплом 3 степени 3 место, диплом 3 степени |
2014/2015 | Промошкина А.,10 кл. | Смоляне в Первой мировой войне | 2 место, диплом 2 степени |
2015/2016 | Промошкина А.,11 кл. | Короткая, но яркая жизнь выпускника нашей школы Бориса Михайловича Гусева | 2 место, диплом 2 степени |
2020/2021 | Маханькова О., 9 кл. Спиридонова С., 10 кл. | Феномен «Бессмертного полка» Смоляне-декабристы | 2 место, диплом 2 степени 2 место, диплом 2 степени на районной конференции |
2021/22 | Маханькова О., 9 кл | Феномен «Бессмертного полка» | 1 место , диплом 1 степени «Высший пилотаж», Смоленск |
2022/2023 | Боровикова А. , 11 кл. | История рядом: Ярцевский сквер + видеоэкскурсия | 1 место , диплом 1 степени на областной конференции |
2024/2025 | Печенина Владислава, 6 кл Востриков Ярослав, 7кл | Маска Тутанхамона Смоленская крепость. Башня Громовая | 2 место, диплом 2 степени на районной конференции 1 место , диплом 1 степени на областной конференции «Шаг в науку» |
Приложение 2
Участие в областной краеведческой олимпиаде
Год | Фамилия участника | Результат |
2011/2012 | Михайлова Ксения, ученица 11АБ класса | Сертификат участника |
2013/2014 | Капцов Иван, 10 кл. Промошкина Алина , 9 кл. | Сертификаты участников |
2014/2015 | Промошкина Алина, 10 кл. | Призер, диплом призера |
2015/2016 | Плотникова Екатерина,8 кл. | Победитель, диплом победителя(участница Всероссийской краеведческой олимпиады) |
2016/2017 | Завьялов Владимир, 8 кл. | Сертификат участника |
2017/2018 | Завьялов Владимир, Дмитриева Диана, 9 кл. | Призеры, дипломы призеров(участники Всероссийской краеведческой олимпиады) |
2018/2019 | Спиридонова София, Дроздов Никита, Рожнов Савелий, 8 кл. | Победитель, призеры (участники Всероссийской краеведческой олимпиады) |
2019/2020 | Тростинский Данила, 9 кл. | Призер, диплом призера |
2020/2021 | Тростинский Данила, Дроздов Никита, Рожнов Савелий, 10 кл. | Призеры, дипломы призеров |
2021/2022 | Панкова Александра, 10 кл. | Призер, диплом призера |
2023/2024 | Лобазенков Илья, 8 кл. | Призер, диплом призера |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15
в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...

Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию
В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...

Доклад «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной системы, это отражено в законе об образовании, концепциях...


