ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В РЕСПУБЛИКЕ В РАМКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ»
проект по краеведению (7 класс)

Жулькевская Ольга Александровна

«Методика изучения истории развития

театрального искусства в республике

В РАМКАХ литературного образования

современных школьников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская работа на тему:

«МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ

ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В РЕСПУБЛИКЕ

В РАМКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ»

      http://d.bernadette.tusovka.kr.ua/data/news/000736/images/main/in-text-teatr.jpg   https://kudaufa.ru/uploads/a9a3c997fc8a4cc827b3908cc8ff8018.jpg    

Автор: Лоскутова О. А.,

учитель МОУ «СОШ № 11»

г. Саранска

Саранск 2017

Содержание

Введение………………………………………………………………………

3

1 Теоретические основы и методика организации школьного изучения истории развития театра в Мордовии как способа привлечения внетекстовых материалов к освоению литературы………………………

7

1.1 История развития театрального искусства в Мордовии…………..

7

1.2 Методические возможности обращения к истории развития театрального искусства в республике в рамках литературного образования школьников………………………………………………..

18

2 Исследовательская часть работы.……………………………………….

23

Заключение……………………………………………………………………

28

Список использованных источников……………………………………….

31

Введение

Актуальность исследования. Современное школьное литературное образование характеризуется активным внедрением инновационных технологий, разрабатываемых в рамках новых подходов к его организации и содержанию, призванных совершенствовать и модернизировать учебный процесс, делать его максимально актуальным в современных образовательных условиях. Одним из таких подходов является интегративный подход, целесообразность применения которого обусловлена синтетической природой литературы как искусства, ее тесными, глубинными связями с изобразительными видами искусства. На основе этого учеными-методистами и учителями-практиками разрабатываются и широко внедряются инновационные педагогические технологии, основанные на понимании внутреннего единства литературы и живописи, литературы и музыки, литературы и театра. В последнем случае, как правило, говорят прежде всего о включении в процесс школьного изучения драмы сведений о режиссерских интерпретациях пьес как способе развития интерпретационного опыта учащихся. Другая контекстная информация, прежде всего материал о развитии самого театра в регионе, республике, городе, его традициях и наиболее удачных постановках, сама театральная культура непосредственно того места, в котором живут и учатся те или иные школьники, остается невостребованной. Наша методическая идея заключается в понимании важной роли такой информации в литературном образовании учеников как дополнительного средства привлечения внетекстовых материалов к освоению предмета, причем она может быть предложена в «готовом виде» учителем, а может стать предметом различных научно-исследовательских разысканий самих учащихся, объектом творческого осмысления. Ранее данная педагогическая технология специально не рассматривалась, несмотря на ее образовательную и воспитательную значимость, большой методический потенциал ее применения в целом. Сказанным объясняется выбор темы исследовательской работы и ее актуальность в современных образовательных условиях.

Объект исследования – история развития театрального искусства в Республике  в рамках литературного образования современных школьников; предмет исследования – процесс и методика включения сведений о развитии театра в городе и регионе в обучение старшеклассников литературе.

Цель работы заключается в определении содержания и методики изучения история развития театрального искусства в Республике  в рамках литературного образования современных школьников.

Цель работы предполагает решение следующих задач исследования:

  1. рассмотреть историю развития театрального искусства в Мордовии;
  2. выявить методические возможности обращения к истории развития театрального искусства в республике в рамках литературного образования школьников;
  3. наметить основные пути реализации данной педагогической технологии;
  4. экспериментально обосновать целесообразность ее включения в содержание учебного процесса по литературе в современной школе.

Методы исследования:

1) методы теоретического исследования – изучение и анализ информации по теме работы, метод обобщения, описательный и типологический методы;

2) методы прикладного исследования – метод учебного эксперимента, статистический метод.

Также исследовательская работа предполагает создание учащимися научно-исследовательских работ (проектов), посвященных одному из театров г. Саранска (Республика Мордовия), которые могут быть дополнены портфолио, содержащими различные фотоматериалы по теме исследования.

Материалом исследования послужила общая информация о театрах  г. Саранска, размещенная на соответствующих сайтах (http://gtkrm.ru/news.php, http://teatr-kroshka.ru/, http://muzteatr-saransk.ru/, http://mordvateatr.ru/, http://www.grdt-rm.ru/) и официальных страницах в социальных сетях (https://vk.com/mhatik).

Теоретическая значимость исследовательской работы определяется усилением актуальности изучения методики применения интегративного подхода к преподаванию литературы в условиях современной школы за счет включения в учебный процесс сведений о развитии театрального искусства, сопряженного с литературой, в том или ином регионе, республике (т. е. на «местном» материале), разработки и описания соответствующей педагогической технологии, теоретического и экспериментального обоснования продуктивности и целесообразности внедрения ее в учебный процесс в современной школе; практическое значение исследования объясняется его общей методической ориентацией, предполагающей применение его результатов и выводов в школьном преподавании литературы в старших классах, его обогащение посредством более широкого включения внетекстовых материалов, выявление новых и весьма перспективных областей для самостоятельной проектно-исследовательской, творческой и поисковой работы учащихся.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что обращение к истории развития театрального искусства в республике в рамках литературного образования школьников представляется перспективным и целесообразным, поскольку предусматривает: а) включение контекстной информации комплекса «литература – театр» (сформированного на основе интегративного подхода к преподаванию предмета и вытекающего из синтетической природы некоторых родов литературы), которая может быть предложена учителем или получена самими учащимися в ходе проектно-исследовательской, поисковой или творческой работы по заданной тематике; б) обогащение интерпретационного опыта учеников в освоении «программных» литературных произведений и текстов, привлекаемых на занятиях внеклассным чтением; в) расширение культурного кругозора и формирование сознательного отношения к процессу изучения литературы в целом.

Экспериментальная база исследования. Исследовательская работа по заявленной проблеме проводилась на базе старших классов МОУ «СОШ № 11» г. Саранска. В эксперименте приняли участие 50 человек – учащихся                  X–XI классов.

1 Теоретические основы и методика организации школьного

изучения истории развития театра в Мордовии как способа

привлечения внетекстовых материалов к освоению литературы

1.1 История развития театрального искусства в Мордовии

Театральная жизнь Мордовии сосредоточена в ее столице – городе Саранск. Именно здесь сегодня активно и успешно развивается сразу несколько театров. Конечно, их не так много, как в крупных городах России. Но их прошлое удивительно богато, а работа во многом уникальна. Кратко охарактеризуем их в данном параграфе исследования.

Во-первых, поскольку наша работа научно-методического характера, то начать разговор о театрах г. Саранск необходимо с детских театров. Таких театра у нас два – Государственный театр кукол и Городской Детский центр театра и кино «Крошка». Детская публика их очень любит, а родители и педагоги видят в них прекрасное средство развития и расширения общего кругозора подрастающего поколения. Чтут эти театры, прежде всего «Крошку», и учащиеся Саранска, поскольку детский центр многофункционален и совмещает в себе кино и театр одновременно, позволяя ученикам знакомиться с кинокартинами, поставленными по мотивам «программных» произведений. Здесь, как видим, комплекс «литература – театр» находит свое воплощение в полной мере и форме, удобной и полезной как для учащихся, так и для учителей-методистов, которые могут благодаря этому организовывать весьма интересные занятия на интегративной основе, а также реализовывать все синтетические возможности драмы как рода литературы с наглядным привлечением режиссерских интерпретаций текстов, представленных и даже поставленных в «Крошке».

Итак, несколько слов об истории этих удивительных саранских театров.

Государственный театр кукол – один из самых старейших театров в Мордовии. Его уникальность на фоне остальных театров республики Мордовия заключается в специфике самого театрального действа, в котором роли играют не живые актеры, а куклы. Театр кукол в большей мере, чем театры других жанров, говорит иносказаниями, метафорами. Ему подвластно многое: и крупные политические проблемы, и тончайшая ирония, и лирика, и героико-патриотическая тематика, и добрая сказка, и злая сатира. Все это определяет широкие возможности театра кукол. Разные источники использует театр для создания своего репертуара. Это произведения русской и зарубежной классики, пьесы современных советских и зарубежных драматургов, инсценировки литературных произведений, мифы, легенды, народные предания. Одним из важнейших источников, питающих репертуар театра для дошкольников и младших школьников, является сказка.

История театра берет начало еще в 30-х годах прошлого столетия.  У истоков его создания стояла семья цирковых артистов Махотиных, организовавшая при Доме художественного воспитания детей Наркомпроса МАССР первый самодеятельный кукольный кружок. 23 декабря 1937 года любительский театр получает статус официального, а 1 января 1938 года становится профессиональным. Годы его становления были сложными: не было своего помещения, профессиональных режиссеров, художников, слаба была материальная база, но были люди, горячо влюбленные в свое дело. Первыми спектаклями театра были инсценировки известных повестей и пьесы-сказки для детей младшего школьного возраста: «Гусенок»                      Н. Гернет, «Волшебная калоша» Г. Матвеева, «Волк и семеро козлят»                       А. Медведкиной, «Репка» Л. Васильевой, инсценировки Е. Сперанского повести А. П. Чехова «Каштанка» и А. Карповой «Храбрецы», «Морской охотник». Показывались концертные программы.

Труппа театра быстро пополнялась, но недолгим было безоблачное детство театра. В июне 1941 года началась Великая Отечественная война. Некоторые работники театра ушли на фронт. Оставшиеся стали считать себя мобилизованными. В суровые военные годы актеры театра своими представлениями помогали поддерживать боевой дух и хорошее настроение бойцов Красной Армии, выступая в госпиталях, военкоматах, на сборных пунктах и вокзалах для воинов, отправляющихся на фронт. В программах концертных выступлений были художественное слово, танцы, музыкальные номера, сатирические частушки, миниатюры и интермедии. Необыкновенным успехом у воинов, да и не только у воинов, пользовался яркий остросатирический спектакль «Гитлер и черт». Таким образом, в великой победе нашей Родины над фашизмом есть и частица труда мордовских кукольников.

И в военное лихолетье, и в первые послевоенные годы театр был разъездным, показывал свои спектакли в школах, детских садах; зимой на санях, а нередко и пешком, актеры путешествовали по республике. Их жизнь, сотканная из дорог, была нелегкой, но любовь к искусству, стремление донести до зрителя идеалы добра и справедливости помогали им преодолеть трудности. В 1948 году в театр был приглашен первый режиссер-профессионал Н. Мисюра и первые артисты-профессионалы, выпускники Хабаровской театральной студии Р. Кантер и М. Грибанова. Первым поставленным спектаклем Н. Мисюра в театре была «Дюймовочка» по                 Г.-Х. Андерсену. В первые послевоенные годы театр много занимался концертной деятельностью, и не будет преувеличением сказать, что концертная деятельность театра в эти годы была преобладающей. Театр много гастролировал по районам республики, выезжал в другие города. В его репертуаре наряду с «Дюймовочкой» появляются и другие спектакли, такие, как «Красный флаг» Г. Матвеева, «Красная Шапочка» Е. Шварца, инсценировки «Кладовая солнца» по М. Пришвину, «Сказка о царе Салтане» по одноименному произведению А. С. Пушкина и новые концертные программы. В последующие годы театром осваивается и героико-патриотическая тема. Режиссер В. Д. Куликов ставит спектакль «Р. В. С.» по А. Гайдару в инсценировке Л. Браусевича, а режиссер В. В. Пятков в своей инсценировке – спектакль «Тимур и его команда».

Пятидесятые годы явились началом освоения театром мордовского народного фольклора. В 1955 году в репертуарной афише появился первый национальный спектакль «Аринка» по пьесе Ф. Атянина. Обращается затем театр и к национальной драматургии, ставит «Волшебный сюлгам»                       П. Юртайкиной и А. Буртынского, «Нерадивый портной» Ю. Фридмана, «Друг мой Вежай» П. Юртайкиной, «Летающий зонтик» Ю. Фридмана и              В. Казаченко, «Виртян-богатырь» и «Повелительница живой воды Ведява»  Е. Плехановой, «Сияжар» И. Переслени и другие.

В 1956 году театр переходит на тростевые куклы, применяет новые виды и конструкции ширм. Впервые были использованы для оформления спектаклей светящиеся краски. В труппу театра пришли новые актеры:                   С. Брейкин, А. Юматова, Н. Пряхина, В. Кутырев, Е. Ермакова, Г. Торчикова, Н. Буланов, В. Золотарев, Н. Школьников.

В 1971 году молодой режиссер В. Я. Казаченко впервые в театре берется за постановку спектакля для взрослых по пьесе И. Штока «Божественная комедия». Экзамен на творческую зрелость был выдержан. В этом спектакле во всей полноте раскрылся талант актера И. В. Пронина, создавшего яркий образ Создателя. С именем заслуженного артиста республики И. В. Пронина связано немало творческих удач театра. Многие из сыгранных им ролей стали подлинным украшением спектаклей и вошли в золотой фонд театра. Судьбе было угодно прервать его творческий путь. Вслед за «Божественной комедией» В. Я. Казаченко успешно осуществляет постановку спектакля тоже для взрослых «Прелестная Галатея» венгерских драматургов Белла Гадор и Силард Дарваш. Но вполне естественно, что главной заботой театра в это время остаются спектакли для главного зрителя – детей.

Переломным годом, годом второго рождения театра стал 1979 год. У театра появился свой «дом» – удобный и красивый. Театр получил стационарное помещение. Труппа театра, имевшая до этого в своем составе десять штатных актеров, была увеличена. Театр получил возможность работать двумя составами. Творческая жизнь стала более насыщенной и интересной, количество спектаклей увеличилось до четырех-пяти в год. В эти годы осуществляется постановка таких спектаклей, как «Чебурашка и его друзья» Э. Успенского, «Три желания» Ю. Елисеева, «Солдатский котелок» З. Сагалова и Л. Жаданова, «Иван-царевич, Серый волк и другие»                        В. Маслова, «Али-баба и разбойники» Ю. Бычкова, «Магома и Чилбик»             Е. Жарикова, «Крошечка-хаврошечка» О. Москвичевой, «Волк и козлята»            Н. Йорданова и целый ряд других.

С 1978 по 2000 годы театр возглавлял заслуженный деятель культуры Мордовии Евгений Курышев. Умелый руководитель, творческий человек он много сделал для развития стационарного театра и формирования его репертуара. За последние годы репертуар театра обогатился такими спектаклями, как «Тайна абрикосовой косточки» Н. Осиповой, «Аленький цветочек» Н. Карнауховой, Л. Браусевича, «Еще раз о Красной Шапочке»               С. Ефремова, «Маленькая фея» В. Рабадана, «Говорящий кувшин» Абу Бакара, «Проделки домового» К. Мешкова, «Принцесса Клякса» и «Новогодняя фантазия» В. Владимирова и др.

Жанровый диапазон спектаклей особенно расширился за последние годы: от сказки для дошкольников по пьесе Н. Гернет «Гусенок» до политического памфлета «Главное желание» по пьесе украинского драматурга П. Высоцкого для старшеклассников. По заказу ГАИ МВД МАССР московским драматургом М. Садовским была написана пьеса, а театром поставлен спектакль «Лесная автобыль», в яркой и увлекательной форме рассказывающий о правилах уличного движения. Успех спектакля превзошел все ожидания.

Еще один театр для детей – Городской детский центр театра и кино «Крошка». Как было отмечено выше, от обычного театра кукол он отличается своей многофункциональностью. Основанный как профессиональный городской театр кукол в 1992 году он сразу же заслужил популярность у маленьких зрителей одновременно и как детский кинотеатр. Это очень удобно в методической работе учителей, побуждает их часто обращаться к услугам данного центра.

«Крошка» имеет богатый репертуар, который состоит из спектаклей по русским, зарубежным сказкам и национальному фольклору. Ежегодно репертуар театра пополняется тремя новыми постановками, и каждая премьера пользуется огромной популярностью. За 20 лет существования кукольным театром поставлено более 40 спектаклей. В настоящее время в его афишах 33 постановки, адресованные разным детским возрастным группам. Многие из них на протяжении десятка лет не сходят со сцены. Это такие спектакли, как «Три поросенка», «Ну, волк, погоди!», «Сказки из корзинки», «Кошкин дом», «Сэмбо», «Дюймовочка» и др.

Для коллектива театра важно заинтересовать зрителя, постоянно расширяя круг своей деятельности, поэтому в жизни театра происходят различные события: премьеры, торжественные открытия и закрытия театральных сезонов, проведение детских фестивалей, участие в международных театральных форумах и показ целевых спектаклей. Активно развиваются и новые направления театральной деятельности, ставятся необычные спектакли. Так, в этом сезоне приобрел большую популярность «спектакль на подушках». Вместо привычных сидений юным зрителям и их родителям предлагается размещаться на удобных мягких креслах-грушах, а также на мягких коврах прямо на полу. Постановка спектаклей рассчитана таким образом, что маленькие зрители вместе со своими родителями сами вовлечены в театральное действо.

Театр востребован зрителями. Его работа не ограничивается показом спектаклей на стационаре, он успешно реализует выездную и гастрольную форму работы в детских садах, школах города и республики и за ее пределами, а также активно сотрудничает с различными учреждениями и организациями города.  

Сегодня наиболее известными постановками, пользующимися огромным успехом у зрителя, являются «Поющий поросенок» С. Козлова в постановке режиссера С. Вишнякова; «Ну, волк, погоди!» А. Хайта,                     А. Курляндского в постановке режиссера Н. Бухтаева; «Бука» М. Суконина в постановке режиссера С. Хрупало; «Сэмбо» Ю. Елисеева в постановке режиссера Г. Чернышовой.

Кроме того, в зале работает звуковое и световое оборудование. Осуществляется кинопоказ для всех возрастных категорий зрителей. Широка и культурно-просветительская и воспитательная работа Центра. В нем, например, действуют киноклубы по различным тематическим направлениям: патриотическое («Опаленные сердца»), эстетическое («В мире сказок»), нравственно-правовое («Подросток и закон»). Проводятся познавательно-развлекательные программы для детской аудитории как на стационаре, так и выездные. Для детей организован ретропоказ старых сказок, проводится показ учебных фильмов в помощь образовательных школьных программ.

Не менее интересной является история театров для взрослых зрителей. Здесь нельзя не сказать о «жемчужине» театральной жизни Саранска – Национальном драматическом театре. История Мордовского национального драматического театра, как и многих наших театров, начинается в 30-е годы ХХ столетия. 25 августа 1932 года – день принятия Президиумом Мордовского облисполкома Постановления об открытии Мордовского национального театра. Над новым театром взял шефство Государственный академический Малый театр (г. Москва).

В начальной стадии работы коллектив театра ставил спектакли по произведениям русских и советских авторов в переводе на мордовские языки («Бедность не порок» А. Островского, «Власть тьмы» Л. Толстого, «Платон Кречет» А. Корнейчука). В театр постепенно начали стекаться народные таланты из Мордовии, из соседних областей, в которых компактно проживает мордва. Впоследствии многие из них стали признанными мастерами сцены.

В жанре драматургии активно стали работать известные мордовские писатели П. Кириллов, Ф. Чесноков, К. Петрова, М. Безбородов, М. Бебан. И в 1939 году была осуществлена первая постановка по пьесе мордовского автора П. Кириллова драма «Литова». В 1940 году поставили комедию                       В. Коломасова «Прокопыч». Также большим успехом у зрителя пользовался спектакль по следующей пьесе П. Кириллова – «Учительница».

В 1989 году произошло второе рождение национального театра, когда после окончания учебы группа выпускников Щепкинского училища (Москва) вернулась в Мордовию. Режиссеров приглашали со стороны, своего режиссера в театре не было. Ставили много, были постановки удачные и не совсем удачные, но актеры трудились, нарабатывали опыт. За эти годы по пьесам национальных авторов были поставлены десятки спектаклей. Успешно шли постановки по произведениям К. Абрамова «Эрьванть эсензэ ормазо» («У каждого своя болезнь»); К. Петровой «Ташто койсэ» («По старинке»); Г. Меркушкина «Сенем-валда» («Голубое сияние»), «Поэтть тяштец» («Звезда поэта»), «Генерал Пуркаев»; В. Мишаниной «Кда орта лангса суви пине» («Если во дворе воет собака»), «Тят шава, тят сала» («Не убий, не укради»); А. Терешкина «Нильгемонь шинь лятфнема» («Сороковины») и многих других. С 1991 года Мордовский Национальный драматический театр принимает участие на всех фестивалях. В труппе театра 29 актеров. С недавнего времени у театра свой красивый новый «дом» – здание театра, которое является настоящим украшением центральной части города.

Не менее, а, возможно, и более красивым зданием является новый «дом» Государственного музыкального театра имени И. М. Яушева. В его репертуаре опера и балет, оперетта и мюзикл (музыкальная комедия), спектакли для детей и концерты классической музыки. История театра началась 1 сентября 1935 года, когда театр был принят на постоянный бюджет Народного комиссариата просвещения Мордовской АССР. 28 ноября того же года премьерой оперетты Карла Миллекера «Нищий студент» труппа открыла свой первый театральный сезон. Театр ни раз реорганизовывали, меняли его статус и официальное название, а также профессиональные требования и задачи.

Отдельно значима страница истории музыкального театра в качестве Театра оперы и балета, существовавшего в Саранске с 1937 по 1948 год (с некоторыми приостановками своей деятельности в годы Великой Отечественной войны). Основу труппы в то время составили артисты из разных городов страны – это были талантливые певцы, имевшие опыт и разностороннее музыкальное образование. Тем не менее особое внимание и интерес вызывало искусство молодых певцов мордовской национальности. В числе ведущих солистов был Илларион Яушев – одаренный музыкант, выпускник Московской консерватории имени П. И. Чайковского.

В 1969 году он был реорганизован в два театра: Мордовский государственный театр драмы и Театр музыкальной комедии.

30 октября 1992 года творческий коллектив начал новый этап своей жизни в качестве музыкального театра. Первый же спектакль, опера Джузеппе Верди «Травиата», вызвал огромный интерес у публики и показал, что немногочисленная, но талантливая труппа солистов была способна осуществлять постановки самых сложных классических опер.

В 2010 году состоялся гала-концерт «Века нам братство подарили», посвященный 75-летию со дня основания Государственного музыкального театра имени И. М. Яушева и проведенный в рамках мероприятий, связанных с подготовкой к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства.

В 2011 году был проведен первый Международный фестиваль классического балета «Браво!», а также, к 75-му юбилейному сезону, музыкальный театр получил значимый подарок: новое красивое здание. Здание прошло основательную реконструкцию: ранее на месте нынешнего нового театра располагалось здание Городского Центра культуры, построенное еще в советское время как Дом политического просвещения. После реконструкции здание театра представляет собой красочный дворец, имеющий четыре этажа, с пристройкой в девять этажей. В настоящее время в музыкальном театре нет главного режиссера. Режиссером-постановщиком является Александр Александрович Челышев. В репертуаре театра оперы, оперетты, мюзиклы, балет, музыкальные комедии, спектакли для детей.

Еще один известнейший театр на нашей земле – Государственный русский драматический театр Республики Мордовия, который был основан 1 сентября 1932 года. Все эти годы театр активно и успешно вел работу по пропаганде театрального искусства в республике и за ее пределами. Театр неоднократно принимал участие в Российских театральных фестивалях и конкурсах: Международном фестивале русских драматических театров в г. Йошкар-Оле (1996, 1998, 2000), Международном театральном фестивале на Волге в г. Тольятти (2001), Международных театральных фестивалях «Соотечественники» (Саранск, 2006, 2007, 2008, 2009), «Театральные встречи на Суре» (Пенза, 2006), «Подмосковные вечера» (Мытищи, 2006) где получил высокую оценку своему творчеству у известных театральных критиков и зрителей.

Сегодняшние творческие позиции театра определяются стремлением идти в ногу со временем. Театр находится в той поре творческой зрелости, когда может ставить перед собой самые сложные задачи и успешно решать их. В театре ставятся пьесы как классического репертуара, так и современных драматургов. На сегодняшний день в репертуаре театра идут следующие спектакли – А. Островский «Банкрот», Ж.-Б. Мольер «Тартюф», Дж. Патрик «Странная миссис Сэвидж», А. Касона «Дикарь», А. Слаповский «Блин-2», М. Мэйо, М. Эннекен «Лгунья», А. Дударев «Порог», Н. Эрдман «Мандат», Р. Куни «Особо любящий таксист», А. Островский «Лес» и др. В труппе театра 31 артист, из них 12 имеют звания народных и заслуженных артистов России и Мордовии. И результат говорит сам за себя. В 2006 году ГРДТ был признан лучшим учреждением культуры Республики Мордовия. В марте 2006, 2007, 2008, 2009 года на сцене ГРДТ проходил Международный фестиваль русских драматических театров «Соотечественники». Директор театра – заслуженный работник культуры Республики Мордовия Сергей Федорович Игонькин.

Помимо государственных театров, в Мордовии появляются и так называемые «альтернативные» театральные труппы и студии. Одна из них – театральная студия режиссера С. Сеничева «МХАТИК». Расшифровывается данное название следующим образом: «с МАЛЕНЬКИМ все просто – мы действительно небольшая творчески одержимая банда. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ – потому что последовательно и упорно исповедуем принципы, провозглашенные основоположниками современного русского театра – общедоступность, студийность и т.д. В общем, «против ложного пафоса, декламации, актерского наигрыша, дурных условностей и ничтожного репертуара», конец цитаты. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ – потому что мы действительно исповедуем эти принципы, а главное – пытаемся реализовать их на практике».

Долгое время Сергей Сеничев работал с художественными коллективами университета и осуществлял постановку их выступлений на фестивале «Студенческая весна». По-видимому, удивительные способности некоторых из таких одаренных студентов послужили причиной организации более профессионального взаимодействия, уже на ином – профессиональном – уровне. Сегодня «МХАТИК» пользуется большой популярностью, как у жителей города, так и его гостей. При театре работают театральные студии для детей и взрослых.

Театр был создан около 6 лет назад. Сначала базировался в ДКИ МГУ. Теперь правительство выделило С. Ю. Сеничеву помещение бывшего театрального кафе. Труппа состоит из актеров разных возрастов (от 8 и до...) без актерского образования. Секретам театрального искусства они обучаются в студии при театре. В репертуаре театра спектакли: «Недотепы, или Вишневый ад» и «Ваня» (по почти одноименным пьесам А. Чехова), «Махонькие трагедии» (классическая вампука в 4 частях), «Танго с биографией» (о жизни и творчестве великого земляка, скульптора Степана Эрьзи), «За Синей Птицей» (сценическая фантазия по пьесе М. Метерлинка с участием воспитанников детской театральной студии «Синяя птица» и их родителей), «Поезд» (фантасмагория по пьесе П. Громова «Возвращение»), «Река на асфальте» Д. Липскерова, «Он в Аргентине» Л. Петрушевской, «Наташкина мечта» (по монологу Я. Пулинович). Сейчас готовятся еще пять новых постановок.

Как видим, театральная история Саранска и Мордовии достаточно богата и разнообразна для привлечения ее в учебно-методических целях на уроках изучения литературы, поскольку каждый спектакль, каждое театральное представление имеют в качестве своей основы литературный источник, по-своему его интерпретируя. Все это позволяет рассматривать их, равно как и театр в общем, театральную историю города, республики, края в качестве внелитературных материалов, которые с большим успехом и высоким образовательным результатом можно использовать на уроках при изучении «программных» произведений и произведений, рекомендованных для внеклассного прочтения. Реализующая подобный подход педагогическая технология в настоящий момент остается неразработанный, хотя наблюдений, касающихся привлечения фрагментов самих спектаклей и других видов театральных режиссерских интерпретаций, в специальной литературе представлено достаточно много. Руководствуясь этим, рассмотрим технологию применения материалов о театральной истории республики и края в литературном образовании школьников в следующем параграфе исследования.

1.2 Методические возможности обращения к истории развития

театрального искусства в республике в рамках литературного образования школьников

Материал о развитии театрального искусства в республике, прежде всего в ее столице – городе Саранск, равно как и сведения подобного характера о других регионах России, находится применительно к литературному образованию школьников в одной плоскости с информацией о различных театральных постановках, режиссерских интерпретациях читаемых и изучаемых учениками текстов. Между тем он носит более теоретический характер и не участвует непосредственно в анализе художественных произведений, что и служит причиной невнимательного к нему отношения со стороны ученых-методистов и учителей-практиков. Можно даже констатировать тот факт, что технология его применения в рамках филологического образования школьников остается до сих пор неразработанной. На наш взгляд, такое положение дел является совершенно необоснованным.

Итак, какова методика включения материала об истории развития театрального искусства в республике в литературное образование школьников?

По нашим наблюдениям, технология может включать два традиционных способа внедрения данного материала в учебный процесс:

  • предоставление его ученикам в «готовом виде», т. е. подготовленным учителем с целью расширения культурного кругозора учащихся, рассказа о наиболее известных постановках того или иного театра, которые имеют непосредственное отношение к изучаемым на уроках и занятиях внеклассным чтением произведениям; с целью осуществления сравнительно-сопоставительного анализа режиссерских интерпретаций «программных» текстов столичными и местными (в данном случае – саранскими) театрами и  т. д.;
  • поиск самими учащимися определенной информации и ее обработка, анализ в рамках специальных исследовательских, творческих и поисковых работ и заданий, с ними связанных; здесь может предполагаться:

1) работа старшеклассников над проектно-исследовательскими работами, посвященными истории и репертуару, традициям того или иного театра; в своей совокупности результаты такой проектно-исследовательской деятельности могут повторять материал, содержащийся в первом параграфе данного исследования, однако у учеников он должен быть более упорядоченным, структурированным, поскольку учитель заранее представит план, отражающий относительно фиксированное содержание их будущих работ, которые могут включать в себя:

а) введение (с указанием цели работы, объекта исследования, его актуальности и структуры, методов сбора информации);

б) основную часть, с теоретическим исследованием общей информации об истории театра, его репертуаре, наиболее выдающихся режиссерах и актерах, известных постановках, их специфики в театральном мире и т. д.;

в) практическую часть (например, интервью с актерами, режиссерами, зрителями; собственные впечатления от увиденного театрального представления; опрос одноклассников; анализ их творческих работ и т. д.);

г) анализ одной постановки по мотивам «программного» произведения (после непосредственного просмотра или в процессе сбора информации о ней, отзывов критиков и зрителей, представленных в изданиях театра, на специализированных порталах Сети Интернет и т. д.);

д) заключение, содержащее основные выводы по работе;

е) список использованных источников;

2) работа учащихся творческого характера в форме:

а) отзывов и рецензий на просмотренные спектакли (оптимально, если они связаны с произведениями школьных программ);

б) работ в форме заочных экскурсий по одному из театров г. Саранска или тура «Саранск театральный», в котором могут быть прописаны все «остановки» экскурсионного маршрута, речь гида, время, которое необходимо выделить на просмотр каждого из объектов (экскурсия подобного рода может быть предложена и самим учителем, на основе и по впечатлениям от которой ученики затем могут работать уже над ее «заочным» вариантом);

в) сочинений на тему «Лучшие выходные – в театре!», где учащиеся должны будут рассказать, какой для посещения театр они бы выбрали для отдыха своей семьи в выходной день и почему;

г) мультимедийных презентаций, посвященных, например, сценической истории того или иного произведения с включением в нее информации о театральных постановках в наших театрах; презентаций, освещающих всю театральную историю города и республики в целом;

д) сочинения на тему «Саранск театральный: чем мы можем гордиться!», где ученик может рассказать о наиболее запоминающихся и известных театральных представлениях, прославивших саранские театры, и т. д.;

3) работа учащихся поискового характера (также весьма интересное, на наш взгляд, направление); здесь предполагается сбор информации о театральной жизни в районах республики, с которыми как-то связаны учащиеся (ездят на каникулы к родственникам и т. д.) (школьных кружках, студиях, фестивалях и т. п.).

Работ подобного характера может быть множество, и их разнообразие зависит от творческого воображения учителя. В данном случае мы лишь наметили основные направления деятельности, составляющие интересующую нас технологию.

При этом необходимо подчеркнуть тот факт, что ученики к выполнению подобной исследовательской, творческой и поисковой работы должны быть относительно подготовлены, то есть должны как минимум любить театр, знать о театре, быть знакомыми с театром, иметь умения и навыки грамотного просмотра и оценивания театрального представления, понимать важность театра как вида искусства в комплексе «литература – театр» в рамках литературного обучения. Это свидетельствует о необходимости интенсивной образовательной, воспитательной и развивающей работы со стороны учителя и родителей в этом направлении, привития интереса к театральному искусству с самых ранних лет, формирования умения видеть в нем уже в школе дополнительный источник знаний о литературных произведениях и способ совершенствования эстетического вкуса, источник расширения культурного кругозора, пополнения культурного опыта в целом.

2 Исследовательская часть работы

 

Данные методические наблюдения мы частично апробировали в процессе проведения учебного эксперимента с целью выявить перспективность и целесообразность применения рассматриваемой нами педагогической технологии, которая заключается в активном включении материалов о развитии театра в республике или регионе в литературное образование современных школьников. Это будет содействовать значительному обогащению методической реализации комплекса «литература – театр» в условиях современного обучения.

Эксперимент проводился на базе МОУ «СОШ № 11» г. Саранска. В нем приняли участие 50 учащихся X-XI классов. Им было предложено выполнить проектно-исследовательскую работу на тему: «Саранск театральный. Возможности театра в моем литературном образовании», содержание которой предполагало соответствие следующему плану:

  • введение;
  • общие сведения о театре;
  • интервью с режиссерами, актерами, зрителями (по выбору учащихся);
  • анализ репертуара театра, соотнесение его со школьной программой по литературе, предложения о включении сведений о той или иной постановке в изучение соответствующего произведения на уроках в школе на основе анализа опыта режиссерской интерпретации текста и т. д., мнение о продуктивности такого подхода в целом;
  • заключение;
  • список использованных источников (необязателен, поскольку работа предусматривает обращение прежде всего к Интернет-источникам, а также к материалам интервью, проведенных школьниками).

Работа проводилась по вариантам, предполагалось групповое участие. Каждой группе учащихся была предложена тема будущего исследования, конкретизирующая общую тему. Среди тематических направлений были указаны следующие:

1) «Саранск театральный. Государственный театр кукол. Возможности театра в моем литературном образовании»;

2) «Саранск театральный. Городской Детский центр театра и кино «Крошка». Возможности театра в моем литературном образовании»;

3) «Саранск театральный. Государственный музыкальный театр имени И. М. Яушева. Возможности театра в моем литературном образовании»;

4) «Саранск театральный. Национальный драматический театр. Возможности театра в моем литературном образовании»;

5) «Саранск театральный. Государственный русский драматический театр Республики Мордовия. Возможности театра в моем литературном образовании»;

6) «Саранск театральный. Альтернативный театр «МХАТИК». Возможности театра в моем литературном образовании».

На проведение и оформление проектно-исследовательской работы было отведено 2 недели.

При оценивании ученических проектно-исследовательских работ в поле нашего внимания оказались прежде всего такие критерии продуктивности и необходимости применения данной технологии, как:

  • качество выполненных учащимися проектных работ, их информационная новизна для школьников, объем предпринятого исследования, творческий подход к оформлению полученных результатов;
  • интерес учеников к исследованию, энтузиазм в самостоятельном добывании новой для них информации;
  • образовательная значимость, возможность включения наблюдений учащихся в учебный процесс, изучение отдельных произведений в целом.

В процессе анализа ученических проектных работ нами было выявлено следующее:

  • в установленное время нам было предоставлено 6 проектно-исследовательских работ (по числу сформированных групп в соответствии с тематическими направлениями); таким образом, все учащиеся с заданием справились;
  • все работы соответствовали ранее намеченному плану, содержали информацию по всем указанным пунктам, сохраняли обязательную структуру исследования;
  • все выводы и наблюдения, сделанные учащимися, дополнялись ученическими комментариями, отличавшимися самостоятельностью мысли, глубиной аналитического подхода, желанием подчеркнуть наиболее важные моменты в сказанном, сформулировать основные выводы;
  • кроме того, все работы содержали портфолио (папку фотоматериалов, связанных с тем или иным театром), незаявленное нами ранее; следовательно, можно отметить высокий уровень творческой инициативы учащихся, которым, по их словам, было очень интересно работать самостоятельно, почувствовать себя в роли исследователей, собрать информативный материал, который может пригодиться одноклассникам и другим ученикам в будущем;
  • все интервью были оформлены правильно;
  • при выполнении наиболее сложной части проекта, в которой требовалось наметить пути его включения в учебный процесс, некоторые работы, например, работа, посвященная Городскому Детскому центру театра и кино «Крошка», помимо рекомендаций, предусматривавших обращение учителей к его постановкам при изучении ряда произведений в школе на уроках внеклассного чтения (поскольку репертуар не соответствует программе), а также организацию специальных просмотров фильмов по «программным» произведениям, встреч с ведущими деятелями искусства, мнения которых о фильме и книге способны обогатить интерпретационный опыт учащихся, содержала еще и ряд вопросов проблемного характера, отвечая на которые, ученики должны обязательно посетить театр:

– Иллюстрации к каким сказкам можно встретить на стенах Городского Детского центра театра и кино «Крошка»? А ты смог бы нарисовать иллюстрации к этим же сказочным сюжетам? Чем бы они отличались от тех, что представлены в этом театре?

– Внимательно рассмотри афишу, размещенную у входа в театр. Какой литературный герой там встречает малышей? С чем, на твой взгляд, связан выбор именно этого героя художником-декоратором? А каким бы было твое предложение по выбору для детей «проводника» в увлекательный мир театра и кино? Аргументируй свою точку зрения.

Другим выигрышным моментом стал опрос одноклассников на предмет зрительских оценок спектакля в национальном драматическом театре, недавно посещенном одним из классов, который провели авторы соответствующего проекта. Это также разнообразило и дополнило их исследование.

Таким образом, гипотеза исследования, согласно которой обращение к истории развития театрального искусства в республике в рамках литературного образования школьников представляется перспективным и целесообразным, поскольку предусматривает: а) включение контекстной информации комплекса «литература – театр» (сформированного на основе интегративного подхода к преподаванию предмета и вытекающего из синтетической природы некоторых родов литературы), которая может быть предложена учителем или получена самими учащимися в ходе проектно-исследовательской, поисковой или творческой работы по заданной тематике; б) обогащение интерпретационного опыта учеников в освоении «программных» литературных произведений и текстов, привлекаемых на занятиях внеклассным чтением; в) расширение культурного кругозора и формирование сознательного отношения к процессу изучения литературы в целом, подтвердилась полностью, что подчеркивает важность и общую продуктивность рассматриваемой нами педагогической технологии.

Заключение

Итак, в рамках предпринятого исследования содержания и методики изучения истории развития театрального искусства в Республике Мордовия как части литературного образования современных школьников мы пришли к следующим выводам.

В Республике Мордовия, как и в любом другом регионе России, достаточно развито театральное искусство, как для детей, так и для взрослых. Выступая в качестве важной части культурной жизни общества, оно не может не стать продуктивным способом расширения культурного кругозора учащихся, обогащения литературного образования в целом, поскольку большинство театральных представлений ставится на основе или по мотивам художественных произведений, нередко входящих в школьные программы или служащих материалом для внеклассного изучения. Сегодня в Саранске успешно работает и развивается 6 театров: Государственный театр кукол, Городской Детский центр театра и кино «Крошка», Государственный музыкальный театр имени И. М. Яушева, Национальный драматический театр, Государственный русский драматический театр Республики Мордовия, альтернативный театр «МХАТИК» (организатор и руководитель                    С. Ю. Сеничев). Все они, кроме последнего, имеют достаточно длительную историю, которая может стать предметом научных и творческих разысканий школьников, а может быть представлена в виде готового сообщения самим учителем.

Анализируя методические возможности обращения к истории развития театрального искусства в республике в рамках литературного образования школьников, мы спроектировали педагогическую технологию, содержащую разные вышеуказанные способы включения данного материала в учебный процесс. В последнем случае, т. е. в рамках самостоятельной работы учащихся, предусматриваются следующие формы работы с материалом об истории развития театрального искусства в Республике Мордовия и ее столице – городе Саранск: 1) создание проектно-исследовательских работ, посвященных истории и репертуару, традициям того или иного театра, которые должны иметь определенную, заранее заданную структуру;                         2) написание творческих работ в форме заочных экскурсий по одному из театров г. Саранска или тура «Саранск театральный», в котором могут быть прописаны все «остановки» экскурсионного маршрута, речь гида, время, которое необходимо выделить на просмотр каждого из объектов; 3) создание сочинений на тему «Лучшие выходные – в театре!», где учащиеся должны будут рассказать, какой для посещения театр они бы выбрали для отдыха своей семьи в выходной день и почему; 4) работа над мультимедийными презентациями, посвященными, например, сценической истории того или иного произведения с включением в них информации о театральных постановках в наших театрах; презентациями, освещающими всю театральную историю города и республики в целом; 5) написание сочинения на тему «Саранск театральный: чем мы можем гордиться!», где ученик может рассказать о наиболее запоминающихся и известных театральных представлениях, прославивших саранские театры, и т. д.; 6) работа учащихся поискового характера; здесь предполагается сбор информации о театральной жизни в районах республики, с которыми как-то связаны школьники (ездят на каникулы к родственникам и т. д.) (школьных кружках, студиях, фестивалях и т. п.).

В рамках учебного эксперимента, в котором приняли участие                         50 человек – учащихся X-XI классов одной из саранских школ, мы частично апробировали предложенную методику, выявили достаточно высокий уровень ее эффективности и познавательного интереса к работе подобного рода со стороны школьников. Выполненные ими проектно-исследовательские работы были дополнены красочными портфолио, что не было предусмотрено заранее; при этом структура проекта, рекомендованная нами, всеми рабочими группами была сохранена. Успешно справились учащиеся и с самым сложным заданием – определением путей включения добытой ими информации в учебный процесс. Так, некоторыми учениками даже были предложены вопросы проблемного характера, предусматривающие непосредственное знакомство с театром.

Все это указывает на большие методические возможности обозначенной нами темы и соответствующей ей педагогической технологии в литературном образовании современных учащихся. Выступая в качестве дополнительного способа привлечения внетекстовых материалов к изучению художественных произведений, она тем не менее значительно расширяет привычное и ставшее уже традиционным обращение лишь к режиссерским интерпретациям читаемых и изучаемых учениками пьес. Здесь же в поле зрения подрастающего поколения, эстетическое развитие которого представляется нам не менее важным, чем собственно образование, попадает вся театральная история родного города, республики и даже региона, что побуждает их более активно знакомиться с театром как видом искусства, а через него и с помощью него более глубоко входить в, художественный мир литературных произведений.

Список использованных источников

  1. Бакуревич, О. В. Литература и театр. Опыт работы литературного театра в общеобразовательной школе / О. В. Бакуревич // Литература (приложение к газете «Первое сентября»). – 2005. – № 4. – С. 7.
  2. Григорьева, Т. П. Литература и театр – два вида искусства, общим для которых является слово [Электронный ресурс] /                                 Т. П. Григорьева. – Режим доступа : http://lira.dolgorukovo.net/view_article.php?id=35 (дата обращения : 16.01.2013). – Загл. с экрана.
  3. Зепалова, Т. С. Уроки литературы и театр / Т. С. Зепалова. – М. : Просвещение, 1984. – 314 с.
  4. Ильев, В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока / В. А. Ильев. – М. : Аспект-Пресс, 1993. – 224 с.
  5. Кольчугина, Е. Роль театра в формировании личности современного школьника : опыт руководителя театрального кружка школы [Электронный ресурс] / Е. Кольчугина. – Режим доступа : http://pedsovet.su/publ/71-1-0-6152 (дата обращения : 06.07.2016). – Загл. с экрана.
  6. Маранцман, В. Г. Театр и школа / В. Г. Маранцман // Литература в школе. – 1991. – № 1. – С. 131–140.
  7. Мезенцева, Н. Е. Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе / Н. Е. Мезенцева // Русская словесность. – 2007. – № 5. – С. 61–64.
  8. Ставцева, Е. М. Мультимедийное сопровождение на уроках литературы [Электронный ресурс] / Е. М. Ставцева // Современные образовательные технологии в изучении и преподавании русской литературы. – Режим доступа :  http://meropr.ropryal.ru/liter2008/img/tom12.pdf (дата обращения : 18.11.2015). – Загл. с экрана.
  9. Тюркин, Б. В. Проблема режиссуры на уроке литературы в современной школе / Б. В. Тюркин // Теоретико-методические аспекты профессионального образования : сб. ст. / под ред. Г. П. Корнева.  Самара : СГПУ, 2012.  С. 138144.
  10. Хализев, В. Е. Драма – как явление искусства / В. Е. Хализев. – М. : Просвещение, 1978. – 228 с.
  11. Чирковская, Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе / Т. В. Чирковская. – М. : Академия, 2007. – 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская работа на тему "МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ У УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ"

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ У УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ....

Исследовательская работа на тему: «Предприятие «Конфил»: история и современность»

Исследовательская работана тему: «Предприятие «Конфил»: история и современность»...

Исследовательская работа по теме : "МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ИСПЫТАНИЯМ 3 СТУПЕНИ ГТО НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ"

Цель  данного иследования : разработать методику подготовки к обязательным испытаниям 3 ступени ГТО на  занятии по физической культуре....

Исследовательская работа по теме "Детский сад. История и современность"

laquo;Не зная прошлого, невозможно понятьподлинный смысл настоящего и цели прошлого»М.ГорькийЛюбой край, область, даже небольшая деревня – они неповторимы. В каждом месте своя природа, св...

Исследовательская работа по теме: "Образ Снегурочки в разных видах искусства"

Исследовательскую работу провела ученица 7 класса Минаева Дарья. Новизна работы состоит в том, что в ней проведена параллель между разными видами изобразительности образа Снегурочки...

Исследовательская работа на тему: «Белгородский флаг: история и современность»

Символы государства нужны как воплощение истории страны, так и отражение настоящего. Российская символика складывалась постепенно, на протяжении столетий. Она вобрала в себя традиции национальной куль...

Курсовая работа на тему "Методика изучения образа «лишнего человека» в произведениях И.С. Тургенева на уроках литературы ".

В данной курсовой работе рассказывается о методике изучения образа лишнего человека....