Исследовательская работа на тему: ««Православная Мордовия глазами наших поэтов (на материале творчества А. Громыхина)»
проект по краеведению (6 класс)
Исследовательская работа
на тему:
««Православная Мордовия глазами наших поэтов
(на материале творчества А. Громыхина)»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 75.12 КБ | |
| 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
Школьная научно-практическая конференция
Литературоведение
Исследовательская работа
на тему:
««Православная Мордовия глазами наших поэтов
(на материале творчества А. Громыхина)»
Автор работы: Забиякина А.,
ученица 5 Б класса
Руководитель работы: Лоскутова О. А.,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ №11»
Саранск 2017
Содержание
Введение……………………………………………………………………… | 3 |
1 Теоретические основы исследования…………………………………….. | 7 |
1.1 Общая характеристика творчества и художественного метода А. Громыхина………………………………………………………………… | 7 |
1.2 Художественная топография православного Саранска в лирике А. Громыхина………………………………………………………………… | 12 |
2 Исследовательская часть………………………………………………….. | 20 |
Заключение…………………………………………………………………… | 23 |
Список использованных источников………………………………………. | 25 |
Введение
Актуальность темы исследовательской работы. Религиозные представления, верования и ценности представляют собой одну из аксиологических и морально-этических доминант, очерчивающих абрис внутренней, духовной жизни человека, находя свое непосредственное воплощение и в культурных явлениях, созданных им, в том числе в поэзии. Глубоко впитавший в себя христианство, принявший его как основу мировоззрения и мировосприятия, поведения и мироотношения Мордовский край подарил современной российской поэзии множество образцов произведений духовной направленности, насыщенных христианскими образами, мотивами и даже жанрами (примером чего являются жанры поэтической молитвы и исповеди в творчестве В. Нестерова, Н. Ишуткина, В. Орловой). «В современной мордовской лирике все чаще встречается обращение художников слова к вопросам религии в целом и к православию в частности. Стихи религиозного характера по жанрово-стилистическим особенностям максимально приближены к жанрам молитвы и исповеди. Художественные творения подобного рода стали довольно популярными в последнее десятилетие. Жанры поэтической молитвы и исповеди сложились в мордовской поэзии на основе церковных мотивов», – пишет по этому поводу О. И. Налдеева [7, с. 18]. Как правило, произведения подобного характера включают просьбу, мольбу лирического героя о прощении и даровании ему счастья, выражение благодарности за все то, что Всевышний ниспослал и продолжает ему посылать. Объединяют творческие поиски данных авторов и весьма распространенные и характерные для христианской апологетики мотивы вины, искупления, греховности, благодарности. Все это, подчеркнем, весьма характерно для литературы, касающейся духовной проблематики и внутренней жизни человека в сопоставлении с христианской системой ценностей и представлений.
Однако поистине выдающимся и замечательным явлением в данном случае являются поэтические опыты современного мордовского поэта А. Громыхина. Меня его поэзия заинтересовала тем, что на страницах произведений автора буквально оживает православно-религиозная топография нашего города – Саранска. Не ограничиваясь лишь внешними описаниями церквей и соборов, А. Громыхин смыкает с ними изображение внутренней, духовной жизни своего лирического героя, предельно одухотворяя географические координаты православной Мордовии, что усиливает исследовательский интерес к его поэтическому наследию и воспитательное значение последнего в целом. Между тем неизученность произведений автора, отсутствие исчерпывающих работ, посвященных художественному своеобразию его творчества, обусловливают актуальность избранной нами темы исследования.
Объект исследования – поэтический мир А. Громыхина.
Предмет исследования – образ православной Мордовии в творчестве А. Громыхина.
Цель исследования – выявить особенности художественного воплощения православной Мордовии в творчестве современного саранского поэта А. Громыхина.
Задачи исследования:
1) познакомиться с основными чертами творчества и художественного метода А. Громыхина;
2) проанализировать особенности художественного воплощения образа православного Саранска и всей православной Мордовии в поэзии А. Громыхина;
3) определить уровень знаний у современных учащихся по данной проблеме.
Методы исследования: метод целостного анализа художественного произведения, метод описания, метод сравнения; метод педагогического эксперимента, метод опроса, метод беседы; статистический метод.
Материалом исследования стали тексты стихотворений, объединенных в литературном сборнике «В соборе чувств…». Отметим и весьма «говорящее» название этого сборника (даже здесь упоминается собор, церковь как символ духовного, ноуменального плана жизни человека, определяющего качество и уровень его нравственного бытия), и его особое оформление с изображением колокольни одной из саранских церквей. Все это превращает данную книгу в подлинное художественное единство, скрепленное глубокой верой поэта в Бога и искренним стремлением заглянуть в самые потайные уголки своей души, показать читателям весь спектр, всю палитру своих переживаний.
Теоретическая значимость исследовательской работы определяется возможностью расширения представлений о художественном и проблемно-тематическом своеобразии современной мордовской поэзии, особенностях художественного метода А. Громыхина как характерного представителя новой плеяды современных мордовских художников слова; практическое значение исследования объясняется возможностью применения его результатов и выводов в школьном преподавании литературы родного края, в курсах и спецкурсах по современной мордовской литературе на филологических факультетах педагогических вузов.
Гипотеза исследования состоит в предположении того, что, несмотря на богатейшее духовное содержание произведений современного мордовского поэта А. Громыхина и запечатление в них во всех топографических нюансах наиболее значимых и родных для православного человека мест, создание облика православной Мордовии, произведения этого автора современным учащимся практически не знакомы, равно как и тема православия в современной отечественной литературе, что негативно сказывается на их духовном росте, процессе нравственного совершенствования, препятствует максимально полной реализации воспитательного потенциала российской литературы последних десятилетий в целом.
Экспериментальная база исследования. Исследовательская работа по заявленной проблеме проводилась на базе X-XI классов МОУ «СОШ № 11». В эксперименте приняли участие 50 человек в возрасте 15-17 лет.
1 Теоретические основы исследования
1.1 Общая характеристика творчества и художественного метода А. Громыхина
Заслуженный поэт Республики Мордовия Алексей Громыхин широко известен читателям как в нашей республике, так и во многих других регионах России. Несмотря на то, что он является уроженцем Пензенской области (родился в селе Татарский Шелдаисс Беднодемьяновкого района), его жизнь и судьба прочно связаны с Саранском, Мордовией. Сейчас это мордовский поэт, горячо любимый далеко за пределами республики.
А. Громыхин одновременно окончил отделение поэзии Литературного института им. А. М. Горького и МГУ им. Н. П. Огарева. Его стихи публиковались в издательстве «Современник», «Библиотеке журнала «Молодая гвардия», еженедельнике «Литературная Россия», Приволжском книжном издательстве, Издательстве Мордовского университета. Он – автор многих книг стихов и прозы. Кроме того, в переводе Громыхина вышли отдельные книги мордовских поэтов: Николая Ишуткина, Геннадия Гребенцова, Владимира Корчеганова и др. А в книгу стихотворений «Исповедуюсь тебе» автор кроме своих стихов включил переводы двадцати мокшанских и эрзянских поэтов, что, несомненно, явилось крупным вкладом в развитие национальной литературы и получило большой общественный резонанс. Ему принадлежат переводы сказовой поэмы В. Радаева «Умарина», сказок народной сказительницы С. М. Люлякиной, поэмы о Сергее Есенине «Костер рябины красной» И. Кудашкина. А. Громыхин является автором оригинальной поэмы «Эрзянский Апостол» (о Степане Эрьзе), в которой дал новую оригинальную концепцию образа великого скульптора. Вместе с известными композиторами Н. Кошелевой, Г. Сураевым-Королевым, М. Фоминым, С. Терхановым и Н. Митиным поэтом написано более 80 песен, в том числе детских, которые вошли в репертуар известных артистов Мордовии и детских музыкальных школ.
Интересен и самобытен художественный метод автора. Творчество А. Громыхина отличается высокой художественностью, глубиной образов, лаконизмом. По словам Н. И. Ишуткина, «в нескольких строках поэт умеет дать реальную картину мира, художественно осмыслить глубинные процессы бытия. Его стихи и проза пользуются большой популярностью. Они волнуют, вызывают на сопереживание. Поэт умеет найти яркие метафоры, благодаря чему многие его стихотворения стали хрестоматийными» [3, с. 109].
Перу А. Громыхина принадлежат не только лирические произведения. Его творчество разнообразно по жаровому составу. Однако и в прозе он остается поэтом: именно поэзия является доминантой его художественного мировосприятия и мирочувствования. Неслучайно его прозаический цикл назван «Капли росы на траве»: маленькие новеллы представляют собой как бы светлую росную россыпь. В этих произведениях – дыхание живой жизни, то, что нам удивительно знакомо, но подчас остается незамеченным. Через простые, но яркие образы показана жизнь нашей «глубинки», ее людей, судьба каждого из которых – готовый поэтический образ. Названные рассказами, эти произведения не имеют четкой жанровой очерченности. Сюжеты их просты, как, впрочем, и сами герои. Написаны произведения спокойно и просто; автор понимает, что и на обыкновенном человеческом языке мы сказали друг другу далеко не все.
Творчеству Алексея Громыхина в целом присущи оригинальная образность, необычность видения мира и построения его поэтических и лирико-философских моделей, искренность и глубина обнаженного чувства:
Прощай! Я не скажу люблю…
Это слово непроизносимо…
Я как-нибудь свою любовь стерплю!
Стерплю!!! И пусть душе невыносимо… [1, с. 39].
Или же:
Я в постелях чужих о тебе,
несравненная, думал…
Я себя истязал, вырывая больные крыла…
И, улыбку кривя,
Утешался я мыслью угрюмой,
Что когда-то
Со мною
Ты в жаркой постели была! [1, с. 55].
Проникновенны стихи поэта о Природе, своем отношении к ней, хотя часто они имеют контекст трагизма:
Песни звонкого лета отпеты...
Льется грусть в светлом шорохе звезд.
И горят, чуть колышась от ветра,
Золотые фонтаны берез! Осень!
Осень… Ты невыразима!
Сколько красок, раздумий и тайн!
Словно жизнь моя необратимо
Вдруг вступила в последний свой тайм [1, с. 33].
Говоря о природе, лирический герой вдруг задумывается о своей жизни, углубляется в свои внутренние переживания, окрашивая их в те же минорные тона, которые определяют бытие природы в данной пейзажной зарисовке. Избирая форму «романтического дневника» с его акцентируемым монологизмом, но, вместе с тем, отказываясь от принципа хроникальности, точных дат, «дневникового» биографизма, автор передает процесс душевного переживания лирического героя, перемену чувств и эмоций.
Вообще все стихи А. Громыхина связаны по преимуществу с жизнью природы, с интимными движениями одинокой человеческой души, с вопросами о конечных, не постигаемых логикою целях бытия, человечества и личности. Автор – непревзойденный мастер психологического портрета, его интересует точная деталь, полутона. Камерность здесь такое же неотъемлемое качество (и, может быть, непременное условие) стиха, как и его космизм; приоритет личностного, схваченного в непосредственных ощущениях начала несомненен; а мост от предельно конкретного к предельно абстрактному, от эмпирических наблюдений к натурфилософским обобщениям, от индивидуума к Вселенной перебрасывается с легкостью, минующей, впрочем, все, относящееся к жизни социума. По замечанию С. П. Гудковой, «каждое отдельно взятое произведение А. Громыхина представляет собой некие контекстно-метафорические голограммы, основанные на поэтических образах: «Часто задумываюсь: а в чем же, где именно начало грусти? И прихожу к выводу, что начало грусти в начале жизни»…» [2, с. 11].
По своему художественному методу поэтическое творчество автора во многом ориентировано на традиции литературы Серебряного века. В его произведениях находят свое развитие многие мотивы и образы «младших символистов» (А. Блока, А. Белого и др.). Так, например, здесь легко обнаружить характерное блоковское противопоставление суетного «дольного шума» городской жизни и Прекрасной Дамы, Таинственной Девы, образ которой часто появляется из грез, снов, поэта. Мотивы сна, мечты, иллюзии постоянно присутствуют в поэтическом воображении А. Громыхина. «Современный человек целиком погружен в суету мира, он не замечает ничего, кроме самого себя, и «тоскует над собой». А в это время природа живет уже ожиданием прихода Божественной красоты. Пейзаж в поэзии А. Громыхина также таинственен и символичен: сумрак тревожно дышит в ожидании весны, причем весна у поэта не только время года, но и символ рождения нового чувства, ощущение приближения счастья и восторга: «Сочится зелень… / Буйствует весна! / И вновь, и вновь в душе моей цунами…» или: «Небо нежное вновь синеет / От наступающей весны…/ Полюби меня чуть сильнее, / Позови в свои странные сны»…» [2, с. 14-15].
В поэтической системе А. Громыхина находят свое продолжение не только традиции поэтов-символистов, но и активно вводятся некоторые формальные элементы поэтики футуристов. В частности, заметно увлечение поэта неологизмами, визуализацией стиха (экспериментальными опытами с типографским шрифтом), игрой звукосмысловыми связями слов, комбинированием внутрибуквенных массивов.
Интересна метрика громыхинского стиха. Как отмечает критик и литературовед С. Чупринин, «по своей жанровой форме, композиционно-стилистическим решениям и основным принципам версификации стихи Алексея Громыхина в основном сориентированы на верлибр и – прежде всего – на канон так называемой «восточной» лирической, лирофилософской миниатюры» [9].
Поэт всегда в поиске, постоянно работает как над своими произведениями, так и над новыми переводами. В настоящее время он готовит к изданию избранные произведения и переводы в 12 томах. Это многотомное собрание сочинений и переводов А. Громыхина, несомненно, станет уникальным явлением в российской и финно-угорской литературе.
Таким образом, художественный метод А. Громыхина можно назвать лирико-философским. В его поэзии (о любви, природе) всегда наличествует два плана: ноуменальный, высший и реальный, обращенный к явлениям окружающего мира, через которые автор посредством глубокого психологического анализа пытается придти к сложным жизненным и философским обобщениям, выводам. Грусть, печаль – доминанты эмоционального тона его стихотворений и лирических миниатюр. Язык Громыхина предельно символичен и образен; обилие полутонов, точных деталей позволяет создать полный, исчерпывающий психологический портрет его лирического героя, показанного в «большом мире»: в различных взаимодействиях с людьми и природой, окружающим миром, под воздействием чего его внутренний мир непостоянен, «текуч», отзывчив и в то же время созвучен внешнему, гармоничен с ним.
1.2 Художественная топография православного Саранска
в лирике А. Громыхина
Глубочайший анализ внутреннего мира лирического героя, спроецированного на природу, реалии окружающего мира, и безграничная вера в Бога, который для автора является духовным и нравственным ориентиром, обусловленный этим философско-медитативный характер и семантическая многоплановость стихотворений представляют собой основу художественного мировосприятия А. Громыхина. При этом религиозный план лирического повествования появился в его творчестве вполне закономерно. По мнению ряда исследователей, частности С. П. Гудковой, он берет свое начало из детства поэта, которое прошло в деревне. Всеобъемлющий взгляд на мир, способность видеть окружающее «целым», в сложном сцеплении событий и явлений обостряет восприятие и осмысление духовно-нравственных проблем своего времени. Как пишет по этому поводу С. П. Гудкова, «автор обращается к близким ему темам и образам. Отсюда и частый мотив – воспоминание, который придает всему повествованию особую лирическую тональность. Тема малой родины, родной деревеньки, жизнь односельчан «как живущих, так и уже давно умерших», проблемы «отцов и детей», преемственность поколений – все это вновь осмыслено писателем. Опыт деревенского жителя находит своеобразное художественное преломление в творчестве А. Громыхина. Не случайно один из писателей сказал: «что мир ребенка, выросшего в деревне, другой, свой собственный… Человек видит мир сразу весь, он у него с самого начала перед глазами. Поэтому и связь деревенского жителя с миром первороднее». Подобную связь с миром мы можем наблюдать во многих лирических этюдах Алексея Громыхина: «Последний двор», «Музыка деревни», «Вечные церкви», «Хозяйская закваска» и мн. др. Писателя волнует черствость человеческих душ, людское равнодушие. Закрытие церквей, храмов привело человека к потере нравственных ориентиров, опустошению, одиночеству. Именно вера в Бога, по мнению автора, дает человеку силу, становится живительным родником, питающим человеческую душу: «Мне показалось, что на свете бывают люди, похожие на храмы. И пока они есть, эти живые храмы, будет жить земля русская, будут звучать колокола…» («Вечные храмы»). Питают душу русского человека, конечно же, его родные корни, поэтому так часто и обращается писатель к тихой родине детства – деревне. Светлые воспоминания детства сменяются у героев А. Громыхина чувством сиротства, одиночества» [2, с. 9].
Где ж твой
Пожарник-трамвай?!...
РУССКИЕ ХРАМЫ
Словно старые раны,
Вы – храмы!
Взорвали вас...
Но разве им по силам
Взорвать Россию?
Разрушить душу?...
Разве зря
Мы от века САМИ – ХРАМЫ?!! [1, с. 150].
«Люди как храмы…», «мы… сами храмы»... Данное сравнение, на наш взгляд, является своеобразным «ключом» к православному мироощущению автора. Как и у человека, у каждого храма есть душа, и вместе они устремлены к Богу, в своих молитвах и вере, которая не дает человеку оступиться в жизни и учит видеть и замечать все прекрасное. «… душа, по Алексею Громыхину, – это главная, голограммная, сакральная метафора Жизни. И, соприкасаясь с ее нежной и одновременно очень болезненной, даже трагической аурой, мы находимся в соборе. В соборе чувств» [2, с. 20]. Возможно, именно поэтому А. Громыхин с такой скрупулезностью воспроизводит православную топографию Саранска. Возможно, это попытка заглянуть в душу православного человека, живущего совсем рядом с автором, в одном городе, районе, республике…
Итак, каким же предстает православный Саранск и вся православная Мордовия в поэзии А. Громыхина?!
Прежде всего это тихий край белых берез и полноводных рек, своей красотой очищающих души соотечественников:
Сура и Мокша
С Волгой осияно
Текут едино
В море-океан…
ЕДИНЫЙ ПУТЬ
К большому океану
Им изначально
Господом был дан
Три реки: Волга, Мокша, Сура,
Полноводны вы, как и вчера…
Плывут над вами березовые вечера
И на душе от белых берез светло [1, с. 117-118].
Свет в душе лирического героя – признак спокойствия и гармонии с окружающим миром, находящимся под заботой Господа Бога.
В центре республики, в сердце Саранска – кафедральный собор, освященный в честь святого праведного воина Феодора Ушакова:
Здравствуй, город! Родная столица!
Наш Саранск, мы гордимся тобой!
Кафедральный собор золотится
И вселяет нам в души покой [1, с. 136].
Покой, свет в душе – ключевая фраза многих стихотворений А. Громыхина. Это символ богатой духовной жизни и знак правильного жизненного пути человека.
Собор – средоточие духовной жизни Саранска. И в то же время символ духовно возрождаюшейся Мордовии: ведь неслучайно от позолоты его куполов спокойно на душе у горожан.
Саранский кафедральный собор, освященный в честь преподобного Феодора Ушакова, часто встречается на страницах громыхинских стихов. Вот другой пример с описанием этого храма:
Небо, даруй нам силы.
Силы нам так нужны
Для созиданья России,
Голубоглазой страны...
Родина... Русь... Увядаю …
Только ты вновь цвети...
Церковь стоит золотая –
Словно к созвездьям летит!
Было бы очень нелепо,
Если б, от бед ютясь,
Русь моя с крестным небом
Вдруг разрушила связь... [1, с. 77].
Или:
Златоглавая церковь – приют благодати
И земного, как чаши берез, божества...
Не подмяли его иноземные рати,
Но распяли,
Растлили его безнадежно лихие дела и слова [1, с. 79].
Покой, душевное тепло и свет умиротворения – основные составляющие духовной жизни наших горожан, по мнению А. Громыхина. Поэтому неслучайно в его поэзии часто повторяются эти слова и строки о топографии города:
Здесь люди вас улыбкой встретят.
Здесь добротой полна земля…
Ты – лучший город на планете,
Столица скромная моя!
Иду по улицам знакомым…
И так душе моей тепло!
Тебе, Саранск, пою влюблено,
С тобою вечно мне светло! [1, с. 140].
И далее:
Здесь памятники Никону
Пушкину, Эрьзе,
Ушакову, Полежаеву, Огареву.
Здесь удивительные фонтаны,
Одетые в мрамор,
И сказочный Пушкинский парк.
Здесь подпирают небо
СОБОРЫ И ЦЕРКВИ
И на душе светло
От добрых улыбок [1, с. 142].
От кафедрального собора, от Советской площади, словно солнечные лучи, расползаются саранские улицы – с соборами и церквями. В данном стихотворении они также упоминаются автором. Саранск А. Громыхина – своеобразная колыбель духовной жизни: не только Мордовии, но и всей России. Это предначертано ему исторически: ведь это город известнейшего патриарха Никона, начавшего судьбоносную церковную реформу. Это город непобедимого адмирала Федора Ушакова, прославленного в лике святых:
Слава Саранску и доброе слово
Городу Никона и Ушакова [1, с. 142].
Духовное возрождение Мордовии и всей России, как представляется А. Громыхину, закономерно и неотвратимо. Ведь это земля многих святых, искренних молитв и чаяний в лучшую жизнь. Наша земля просияла многими святыми, а также людьми, настолько щедро одаренными талантами, что их тоже, по своему духовному импульсу и силе, которой они смогли воодушевить соотечественников к внутреннему самосовершенствованию, автор также считает святыми. Так, к примеру, Степан Эрьзя в поэтической речи А. Громыхина удостаивается звания «эрзянского апостола». Русь, Мордовия, Саранск в поэзии автора – святая земля, которой пусть и нелегко живется на планете, но благодаря своим духовным силам ей суждено выстоять в самые тяжелые невзгоды:
Русь моя, тебе ль самой болеть?
Потерпи…
Тебе поможет поле
И колоколов седая медь…
Неспроста же их отлили предки,
И сплотив тем звоном русский дух,
Снятся нам в печальных снах нередко
И лелеют наш славянский дух! [1, с. 152].
Лирического героя повсюду сопровождает колокольный звон. И действительно, Саранск в некоторые часы буквально наполнен колокольным звоном многочисленных соборов и церквей – новых и возрожденных из небытия.
И ты скажешь себе: «Жизнь прошла...»
И надрывно посмотришь в окно...
Тихо выплывут колокола,
Что уже не звучали давно...
Тихо выплывут колокола
И раздастся грустнеющий звон... [1, с.178].
Саранск в поэтическом воображении А. Громыхина – символ возрождающейся России: ведь по всей русской земле сейчас идет полным ходом возрождение когда-то позабытых и разрушенных храмов, отрываются воскресные школы, дети изучают Закон божий. Все это мило и дорого сердцу поэта:
В добром сердце твоем
БОГОРОДИЦЫ ДОМ,
Золотая моя Россия!
Православная Русь!
Я тобою горжусь!
Дай, Господь, тебе новую силу!
Ты – одна
СОЛЬ ЗЕМЛИ!
Святы храмы твои...
Подпираешь ты небо,
Россия!.. [1, с. 140].
Текстовые выделения таких выражений, как «соль земли», т. е. средоточие духовных ценностей, божественной правды, сближает А. Громыхина в понимании мессианской роли России в духовном возрождении всего человечества с поэтами-символистами.
Колокольный звон, Вера в Бога, Поэзия … – все это чудодейственные средства, способные вернуть человеку покой и умиротворение:
Я – хаос обнаженных чувств!
Но хаос требует Собора! [1, с. 169].
Итак, в образно-символической и метафорической форме в поэзии А. Громыхина сквозь православную топографию Саранска как символическое воплощение духовной, религиозной жизни города, средоточием которой выступает Кафедральный собор и окружающие его старинные и новые церкви, расположенные на расходящихся от центральной площади улочках, автор говорит о внутренней, духовной жизни современника: его печалях и радостях, восторгах от городских красот и горестях от душевной опустошенности, вечных забот, тревог и волнений, насыщающих нашу жизнь. Церковь, собор, колокольный звон как символ активной церковной жизни созвучны представлениям А. Громыхина о душевном покое и тепле – залоге счастья и ощущения умиротворенности. Гармония – это собор, внутренний храм души, возводящийся кропотливо и постепенно: занятиями поэзией, любовью к женщине, но прежде всего верой в Бога, осознанием и пониманием красоты божественных заповедей, божественной Истины. Об этом храме души и пишет автор, выстраивая его с опорой на те топографические реалии, которые знакомы ему с юности, и те, которые появились в Саранске совсем недавно, в последние годы. Но Саранск – это еще не вся Мордовия, земля которой для Громыхина священна и благословенна. От Собора Феодора Ушакова и саранских церквей расходятся лучи божественной красоты дальше: по водным артериям Суры, Мокши и Волги по всей России, духовный свет от которой освящает внутреннюю жизнь всех людей на земле.
2 Исследовательская часть
В рамках предпринятого исследования художественного воплощения темы православной Мордовии в творчестве современных мордовских поэтов, в частности А. Громыхина, нами был проведен опрос на предмет определения уровня знаний у современных учащихся по данной проблеме. Опрос предполагал ответы старшеклассников на следующие вопросы:
- Какова роль православия для русской литературы? Приведите примеры авторов и их произведений, в которых бы такие мотивы играли важную роль?
- Разрабатывается ли тема православия в мордовской литературе? Почему?
- Приведите примеры мордовских авторов, затрагивающих вопросы православия в своих текстах.
- Как бы вы оценили значимость изучения православных мотивов и образов в мордовской лирике для школьного образования?
В данном учебном эксперименте приняли участие 50 человек в возрасте 15-17 лет.
Ответы учащихся на данные вопросы не были равноценными.
Так, на первый вопрос «Какова роль православия для русской литературы? Приведите примеры авторов и их произведений, в которых бы такие мотивы играли важную роль?» большая часть учащихся (34 человека) не дали развернутого ответа, отметив, что данная роль была существенной. Несколько человек (14 человек) попытались объяснить, в чем заключалась эта роль, представив и охарактеризовав православие как основу русской культуры и – шире – русского миропонимания и мироощущения. Религиозность и выросшие на этой почве соборность и патриархальность долгое время определяли те константы русского мировосприятия, которые впоследствии стали именоваться «русским национальным характером», «русским космосом», «русским космо-психо-логосом». Все это просто не могло не найти отражения в русской литературе. В работах двух учащихся мы обнаружили подробный перечень писателей и их произведений религиозной направленности. Среди них Н. С. Лесков с его «Очарованным странником», «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского, «Выбранные места из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя. В работе одного из учащихся встретились цитаты из поэзии А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, что свидетельствует о достаточно широких представлениях о творчестве данных авторов, где религиозные, православные мотивы играли далеко не определяющую роль. Однако, к сожалению, подобного рода ответы были единичными. В последующей за опросом беседе мы попытались задать наводящие вопросы из данной области, что существенно помогло учащимся, однако в самостоятельной письменной работе подробных и исчерпывающих ответов на данный опрос им сформулировать не удалось.
По второму вопросу «Разрабатывается ли тема православия в мордовской литературе? Почему?» ни одним из учащихся не был дан исчерпывающий, полный ответ. В устной беседе некоторые из старшеклассников (22 человека) предположили, что скорее всего религиозные мотивы в родной литературе также разрабатывались, поскольку она составная часть литературы российской, для которой тема православия очень значима и интересна. Наоборот, другие учащиеся (28 человек) высказали более скептичные мнения по этому поводу: ведь православие всегда на мордовской земле соседствовало с язычеством, и именно последнее является родным, испокон веков существовавшим в жизни и мировоззрении мордвы. К сожалению, в обоих случаях учащиеся обратились к логике, но не к знаниям родной литературы.
Соответственно, третье задание «Приведите примеры мордовских авторов, затрагивающих вопросы православия в своих текстах» было оставлено учащимися без внимания.
Отвечая на четвертый вопрос, который звучал следующим образом: «Как бы вы оценили значимость изучения православных мотивов и образов в мордовской лирике для школьного образования?», большинство учащихся (47 человек) оценили ее как высокую и высказали надежду, что в школе введут факультатив или электив подобной направленности. Тем более что мордовская литература мало знакома ученикам: ее почти не изучают на уроках, сами школьники ею также мало интересуются, но подобного рода тема, существенная для духовно-нравственного воспитания молодого человека, окажется очень полезной, расширит представления о родной литературе и современной российской словесности в целом.
Таким образом, гипотеза исследования, которая заключалась в предположении того, что, несмотря на богатейшее духовное содержание произведений современного мордовского поэта А. Громыхина и запечатление в них во всех топографических нюансах наиболее значимых и родных для православного человека мест, создание облика православной Мордовии, произведения этого автора современным учащимся практически не знакомы, равно как и тема православия в современной отечественной литературе, что негативно сказывается на их духовном росте, процессе нравственного совершенствования, препятствует максимально полной реализации воспитательного потенциала российской литературы последних десятилетий в целом, в ходе экспериментальной работы подтвердилась полностью. Это указывает на острую необходимость разработки проблем духовности, религиозности и православия, выявления своеобразия их художественного воплощения в региональных литературах, в том числе и на материале творчества современных мордовских писателей и поэтов.
Заключение
Православие составляет важную часть мировоззрения и мировосприятия русского человека, определяя его отношение к миру, к людям, аксиологическую и этическую стороны жизни и поведения. Несомненно, высокая степень религиозности нашего общества не могла не найти отражения в литературе. Христианские идеалы и ценности воплощены в произведениях многих отечественных классиков, углубляя и усложняя не только их духовно-нравственную проблематику, но и придавая им философский характер, что позволяет литературоведам называть Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого и др. русскими религиозными писателями.
Не обходят стороной религиозную проблематику и мордовские авторы. В произведениях многих современных мордовских художников слова можно встретить традиционные православные мотивы и образы. Однако творчество А. Громыхина в этом отношении стоит особняком, поскольку в его поэзии православная Мордовия изображена с большей точностью и топографической детализацией. Воспроизводя характерные для православной Мордовии, прежде всего Саранска, реалии (Кафедральный собор, освященный в честь преподобного Феодора Ушакова, другие храмы и церкви, расположенные на центральных улицах города) и наделяя их богатым образно-символическим смыслом, автор постепенно расширяет их перечень за счет гидронимов (Мокша, Сура, Волга), также переводя их в этико-философский план и показывая тем самым святость всей русской земли, одаренной свыше особой миссией – духовно просвещать другие народы и сохранять подлинный очаг веры в Бога.
Подобная философская сложность поэзии А. Громыхина позволяет рассматривать его стихотворения в качестве своеобразных лирико-философских этюдов с богатейшими голограммными смыслами и обусловливает художественное своеобразие его лирики, которое заключается в обилии полутонов, эмоциональной восторженности и в то же время минорном характере в целом.
Между тем тема православия в поэзии современных мордовских авторов не знакома учащимся, равно как и их творчество, которое если и изучается, то обзорно, поверхностно. Этим объясняется полное незнание рассмотренной нами проблемы современными старшеклассниками, хотя ими признается необходимость ее пристального изучения ввиду высокой образовательной и воспитательной значимости.
Список использованных источников
- Громыхин, А. В соборе чувств… : проза, поэзия, литературный дневник / А. Громыхин. – Саранск : Изд. Дом «книга», 2008. – 240 с.
- Гудкова, С. П. Единое дыхание : поэзия и проза А. Громыхина / С. П. Гудкова // Громыхин, А. В соборе чувств… : проза, поэзия, литературный дневник. – Саранск : Изд. Дом «книга», 2008. – С. 8-20.
- Гудкова, С. П. Крупные жанровые формы в русской поэзии второй половины 1980 – 2000-х годов : автореф. дис… докт. филол. наук / С. П. Гудкова. – Саранск, 2011. – 41 с.
- Ишуткин, Н. И. Слово о друге / Н. И. Ишуткин // Громыхин А. В соборе чувств… : проза, поэзия, литературный дневник. – Саранск : Изд. Дом «книга», 2008. – С. 5-7.
- Ишуткин, Н. И. Слово о поэте : отзыв о творчестве А. Громыхина / Н. И. Ишуткин // Финно-угорский мир. – 2009. – № 4. – С. 108-109.
- Налдеева, О. И. Жанрово-стилистические особенности поэтической молитвы в современной мордовской лирике / О. И. Налдеева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009. – № 4-6. – Т. 11. – С. 1577-1579.
Налдеева, О. И. Художественное осмысление и воплощение религиозных мотивов в современной мордовской поэзии / О. И. Налдеева // Вестник НИИ гуманитарных наук. – 2012. – № 2-22. – С. 18-19.
- Наумова, Е. В. Книга стихов в русской поэзии Мордовии «нулевых» годов : (на материале творчества А. А. Громыхина) / Е. В. Наумова // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2012. – № 1. – Ч. 2. – С. 258-260.
- Чупринин, С. О творчестве А. Громыхина (из рецензии на рукопись) [Электронный ресурс] / С. Чупринин. – Режим доступа : http://klebgrom.narod.ru/index/0-5
- Чупринин, С. Творческая характеристика Алексея Александровича Громыхина [Электронный ресурс] / С. Чупринин. – Режим доступа : http://klebgrom.narod.ru/index/0-5
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О. И. Налдеева : «В современной мордовской лирике все чаще встречается обращение художников слова к вопросам религии в целом и к православию в частности. Стихи религиозного характера по жанрово-стилистическим особенностям максимально приближены к жанрам молитвы и исповеди. Художественные творения подобного рода стали довольно популярными в последнее десятилетие. Жанры поэтической молитвы и исповеди сложились в мордовской поэзии на основе церковных мотивов».
Поистине выдающимся и замечательным явлением в данном случае являются поэтические опыты современного мордовского поэта А. Громыхина . Не ограничиваясь лишь внешними описаниями церквей и соборов, А. Громыхин смыкает с ними изображение внутренней, духовной жизни своего лирического героя, предельно одухотворяя географические координаты православной Мордовии, что усиливает исследовательский интерес к его поэтическому наследию и воспитательное значение последнего в целом.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ выявить особенности художественного воплощения православной Мордовии в творчестве современного саранского поэта А. Громыхина .
Задачи исследования : 1) познакомиться с основными чертами творчества и художественного метода А . Громыхина ; 2) проанализировать особенности художественного воплощения образа православного Саранска и всей православной Мордовии в поэзии А . Громыхина ; 3) определить уровень знаний у современных учащихся по данной проблеме.
Гипотеза исследования состоит в предположении того, что, несмотря на богатейшее духовное содержание произведений современного мордовского поэта А. Громыхина и запечатление в них во всех топографических нюансах наиболее значимых и родных для православного человека мест, создание облика православной Мордовии, произведения этого автора современным учащимся практически не знакомы, равно как и тема православия в современной отечественной литературе, что негативно сказывается на их духовном росте, процессе нравственного совершенствования, препятствует максимально полной реализации воспитательного потенциала российской литературы последних десятилетий в целом.
МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ: тексты стихотворений, объединенных в литературном сборнике «В соборе чувств…». Данный сборник обладает «говорящим» названием (даже здесь упоминается собор, церковь как символ духовного, ноуменального плана жизни человека, определяющего качество и уровень его нравственного бытия) и особым оформлением с изображением колокольни одной из саранских церквей. Все это превращает данную книгу в подлинное художественное единство, скрепленное глубокой верой поэта в Бога и искренним стремлением заглянуть в самые потайные уголки своей души, показать читателям весь спектр, всю палитру своих переживаний.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД А. ГРОМЫХИНА Художественный метод А. Громыхина можно назвать лирико-философским. В его поэзии (о любви, природе) всегда наличествует два плана: ноуменальный, высший и реальный, обращенный к явлениям окружающего мира, через которые автор посредством глубокого психологического анализа пытается придти к сложным жизненным и философским обобщениям, выводам. Грусть, печаль – доминанты эмоционального тона его стихотворений и лирических миниатюр. Язык Громыхина предельно символичен и образен; обилие полутонов, точных деталей позволяет создать полный, исчерпывающий психологический портрет его лирического героя, показанного в «большом мире»: в различных взаимодействиях с людьми и природой, окружающим миром, под воздействием чего его внутренний мир непостоянен, «текуч», отзывчив и в то же время созвучен внешнему, гармоничен с ним.
«Мне показалось, что на свете бывают люди, похожие на храмы. И пока они есть, эти живые храмы, будет жить земля русская, будут звучать колокола…» (А. Громыхин , «Вечные храмы»). Поэта волнует черствость человеческих душ, людское равнодушие. Закрытие церквей, храмов привело человека к потере нравственных ориентиров, опустошению, одиночеству. Именно вера в Бога, по мнению автора, дает человеку силу, становится живительным родником, питающим человеческую душу.
В центре республики, в сердце Саранска – кафедральный собор, освященный в честь святого праведного воина Феодора Ушакова: Здравствуй, город! Родная столица! Наш Саранск, мы гордимся тобой! Кафедральный собор золотится И вселяет нам в души покой. Собор – средоточие духовной жизни Саранска и в то же время символ духовно возрождаюшейся Мордовии: ведь неслучайно от позолоты его куполов спокойно на душе у горожан.
От кафедрального собора, от Советской площади, словно солнечные лучи, расползаются саранские улицы – с соборами и церквями. В данном стихотворении они также упоминаются автором. Саранск А. Громыхина – своеобразная колыбель духовной жизни: не только Мордовии, но и всей России. Здесь подпирают небо СОБОРЫ И ЦЕРКВИ И на душе светло От добрых улыбок .
Вопросы и задания для анкетирования учащихся Какова роль православия для русской литературы? Приведите примеры авторов и их произведений, в которых бы такие мотивы играли важную роль? Разрабатывается ли тема православия в мордовской литературе? Почему? Приведите примеры мордовских авторов, затрагивающих вопросы православия в своих текстах. Как бы вы оценили значимость изучения православных мотивов и образов в мордовской лирике для школьного образования?
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ: В образно-метафорической форме в поэзии А . Громыхина сквозь православную топографию Саранска как символическое воплощение духовной, религиозной жизни города, средоточием которой выступает Кафедральный собор и окружающие его старинные и новые церкви, расположенные на расходящихся от центральной площади улочках, автор говорит о внутренней, духовной жизни современника. Церковь, собор, колокольный звон как символ активной церковной жизни созвучны представлениям А. Громыхина о душевном покое и тепле – залоге счастья и ощущения умиротворенности. Гармония – это собор, внутренний храм души, возводящийся кропотливо и постепенно: занятиями поэзией, любовью к женщине, но прежде всего верой в Бога, осознанием и пониманием красоты божественных заповедей, божественной Истины. Об этом храме души и пишет автор, выстраивая его с опорой на те топографические реалии, которые знакомы ему с юности, и те, которые появились в Саранске совсем недавно, в последние годы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектно-исследовательская работа "Их именами названы улицы нашего края "
Конкурс "Моя педагогическая копилка" (к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне).Проектно-исследовательская работа выполнена учащимися 8,9 классов для дальнейшего применения ее на уроках английс...

Поисково-исследовательская работа отнесена к разделу История нашей родной станицы Тема : « История храмов - нашей малой родины»
Родина моя - Старонижестеблиевская. Тихо течет Ангелинский ерик. Как бы краеведы ни объясняли его название, все равно ассоциация с тихим ан...

Исследовательская работа, посвящённая столетнему юбилею Вадима Шефнера. Старая Русса в творчестве Шефнера. «Примите ж, люди, мой посильный дар».
Исследовательская работа, посвящённая столетнему юбилею Вадима Шефнера.Старая Русса в творчестве Шефнера.«Примите ж, люди, мой посильный дар»....

Исследовательская работа по православной культуре " Образ Сергия Радонежского в изобразительном искусстве".
Данная исследовательская работа заняла 1 место в городском конкурсе исследовательских работ,. С этой работой ученицы выступали на республиканском конкурсе "История многонациональной культуры"...

Исследовательская работа по православной культуре " Вы соль земли... Вы-свет мира...(Жизнеописание святой земли русской Ксении Петербургской - образец великого служения людям)".
Данная работа получила высокую оценку на городском конкурсе исследовательских работ ДОД "Юность" 1 место. Ученицы участвовали с ней на республиканском конкурсе "История многонациональной культуры", яв...

исследовательская работа «Русская Православная Церковь во времена монгольского нашествия».
Цель нашей исследовательской работы - выявить роль Русской Православной Церкви в истории своей страны, своего народа, своей семьи, через сохранение памяти предков, участвовавших в борьбе за свободу и ...

Исследовательская работа " Идеальный учитель математики глазами детей"
Идеальный учитель математики глазами детей...
