Сибирская крестьянская община
презентация к уроку по краеведению
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На первоначальном тапе сельскохозяйственного освоения сибирского края, при подъеме пашни, обустройстве на новом месте возникали трудовые земельные сообщества, объединявшие в большинстве своем семейно-родственные коллективы или товарищества. По мере развития эти коллективы оформились в общины.
Сибирская община имел ряд специфических функций. Она представляла собой замкнутый мир старожилов. Община защищала интересы своих членов и отвечала на условиях круговой поруки за исполнение повинностей перед гоударством.
Община выступала коллективным пользователем государственной земли, определяла порядок и наделяла землей крестьян-общинников, защищала границы земельных владений в споре с соседними общинами. Но в Сибири не было передела общинных земель, «мир» не вмешивался в индивидуальную хозяйственную деятельность домохозяев. Община осуществляла совместное пользование угодьями: пастбищами покосами, лесом и т.п.
Община не только не препятствовала росту зажиточности на трудовой основе, новым «заимочным» запашкам, но и поддерживала немощных, убогих, сирот, помогала при пожарах, стихийных бедствиях, неурожаях. Общины по структуре были как простые – в границах отдельных деревень, так и сложные – из нескольких селений. Но и в сложной общине в каждой деревне было свое самоуправление, делегировавшее представителей в органы всей общины.
Сход членов общины – «общественное согласие» - был высшим органом «общества». На сходе все старожилы были равны в правах, но наибольшим авторитетом пользовались мудрые, высоконравственные, талантливые в землепашестве крестьяне. На сходе избирали должностных лиц - старосту, окладчиков, счетчиков, членов различных комиссий, рассыльных, челобитчиков, сотских, десятских и др.
Кроме этого на сходе заслушивались отчеты «выборных» лиц, финансовые отчеты, разрешались споры и тяжбы между крестьянами. Здесь наказывали за нарушения нравственных норм, традиций, за мелкие преступления и т.д. сельский сход собирался 10-16 раз в год, чаще зимой, чем летом.
В период расцвета сибирской общины, во 2-й половине Х I Х в.. Повинности крестьян-общинников делились на государственные, земские и «мирские-общественные», а по содержанию – на натуральные и денежные. К натуральным относились ямщицкие повинности, исправление дорог, выделение лошадей и подвод, отопление правлений. Община оплачивало и «общественные» службы выборных лиц.
Новых членов община принимала на основании решения схода. Переселенец определенное время жил в селении, пользуясь за плату всеми общинными угодьями, «рыбными местами», ягодниками, лесными угодьями. Начиная обустраиваться и заниматься землепашеством, переселенец должен был проявить себя в труде и поведении с положительной стороны. Если «общество возжелало» причислить его в состав «своих», то составляло приговор.
Общество сурово осуждало и наказывало тех, кто допускал правонарушения, ему разрешалось осуществлять определенные судебные функции. Это касалось разбирательств о мелких хищениях, о разделе имущества, хулиганских выходках. За постоянное, циничное нарушение общепринятых норм и правил поведения «общество» вынуждало человека покинуть деревню.
Общину сплачивали совместные праздники – «съезжие», «храмовые», «кануны». Все религиозные и мирские праздники отмечались сообща. «Общество» всем коллективом провожало в последний путь умершего, поддерживало родственников в трудный час. Таким образом, сибирская община являлась величайшей ценностью культуры и общественной жизни.
mikhailzakharcv@rambler.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по истории России Тема. Переход от родовой общины к общине соседской. Класс: 8
План-конспект урока по истории РоссииТема. Переход от родовой общины к общине соседской.Класс: 8 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия...

Урало - Сибирская роспись в интерьере крестьянской избы
Урало -Сибирская роспись – один из наиболее ярких примеров народного промысла. Её элементы и сейчас ещё можно увидеть на старинной посуде, предметах быта, кухонной утвари где-нибудь в крестьянск...

Почему сибирский кедр так редок на Европейской территории. Проблемы интродукции и реинтродукции сосны сибирской (сибирского кедра) на территории европейской части нашей страны.
В настоящей статье Вы узнаете, почему сибирский кедр очень редко встречается на европейской части Российской Федерации, почему он исчез в исторические времена. А так же, как можно восстан...

Деятельность кочевых родовых общин коренных малочисленных народов Севера на примере Сельскохозяйственного производственного кооператива (кочевая родовая община) «Иджек» Алданского района.
ОглавлениеВведение ………………………………………………………&helli...

Деятельность кочевых родовых общин коренных малочисленных народов Севера на примере Сельскохозяйственного производственного кооператива (кочевая родовая община) «Иджек» Алданского района.
ОглавлениеВведение ………………………………………………………&helli...

Образ гармониста в русской крестьянской общине конца 19 – начала 20 века. Этнографический очерк
В русской традиционной деревне гармонист заполнял собой основные социально значимые аспекты общинной жизни. Принимал неотъемлемое участие в свадьбах, застольях, больших церковных праздниках. Являлся п...

Образ крестьянских детей в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»
Образ крестьянских детей в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»...
