Проект"Изучение родословной своей семьи как средство приобщения к национальной культуре бурятского народа"
проект по краеведению (5 класс)

Изучение истории семьи обладает огромным воспитательным потенциалом,  в становлении личности, может служить основой для морально-нравственного воспитания и формирования системы ценностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1proekt.rodoslovnaya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Лингвистическая гимназия№3 г.Улан-Удэ»

Проект:

 Изучение родословной своей семьи как средство

приобщения к  национальной культуре бурятского народа

Автор:  Мункуева Альбина Баировна,

учитель бурятского языка

Участники проекта: учащиеся 5-6 классов, их родители

Тип проекта: информационно-творческий

Актуальность проекта:

История напоминает: все государства имели в разное время свои трудности - революции, войны, экономический и культурный спад. Выстояли же и стали могущественными только те, где не была разрушена основная ячейка общества — семья. В современном обществе все заметнее становится кризис семьи, который выражается, прежде всего, в невыполнении главной своей функции - воспитании детей. Между тем именно в семье формируются ценностные ориентации и социальные установки.

У каждого народа знание истории своей семьи, своих истоков занимало особое место в воспитании подрастающего поколения Народные традиции, обычаи способствовали формированию положительных качеств личности. Среди них особое место у народов Сибири и Дальнего Востока  занимают устойчивые традиции культа предков, старших, родителей. Например, у бурят в обычае было прививать детям любовь к родной старине передавать им знание своей родословной, связанных с ними легенд, преданий и сказаний. Родители, особенно дедушки и бабушки, начинали знакомить детей с родословной, учить запоминать ее наизусть уже с 2-3 лет и в 5 лет без запинок по восходящей и нисходящей называть имена предков по отцовской и материнской линии. Ребенок, хорошо знающий родословную в 5-6 лет, считался воспитанным и умным.

Изучение истории семьи обладает огромным воспитательным потенциалом, так как помогает в становлении личности и эмоциональном благополучии

Формирование чувства сопричастности. Изучение родословной позволяет воспитывать любовь к родному краю, связывать жизнедеятельность каждого родственника с местностью, регионом, государством

Развитие гордости. Узнавая о прошлом своих близких, ребёнок чувствует себя частью большого и надёжного целого, испытывает желание стать продолжателем лучших качеств  предков. 

Формирование полезных навыков и умений. Занятие подробным делом, таким как составление родословной, прививает усидчивость, внимательность, скрупулёзность, чуткость и сосредоточенность

Воспитание патриотических чувств. Чувство патриотизма начинается с положительного отношения ребёнка к семье, её прошлому, предкам, истории родных мест. 

Укрепление семейных связей. Совместная работа по изучению родословной помогает сблизить членов семьи, повысить культуру взаимоотношений. 

Таким образом, изучение истории семьи может служить основой для морально-нравственного воспитания и формирования системы ценностей.

Цель проекта: Изучение родословной своей семьи и её корни через создание генеалогического древа.

   Задачи:

1.Изучить родословную своей семьи совместно с родителями

2.Узнать имена и судьбы предков. Ознакомиться с образом жизни, профессией, историческими событиями того времени и социальным положением родственников;

3. Составить  и нарисовать генеалогическое древо своей семьи совместно с родителями.   Сохранить историю семьи для потомков.

4. Знать родословную своей семьи до 7 колена и более

Методы

  • Опрос родственников — особенно важные сведения может предоставить старшее поколение, которое знает больше о прошлом рода.
  • Поиск информации в интернете — после сбора материала из «живых» источников при необходимости следует работать с электронными ресурсами (интернет-сайты, сообщества)
  • Создание системы хранения информации  (древо на ватмане, блокнот на кольцах с анкетами и историями родственников) или в электронном виде (папки для фото)

Ожидаемый результат:

  • Школьники совместно со своими родителями изучат историю и родословную своей семьи.
  • Научаться  составлять генеалогическое древо своей семьи
  • Будут сформированы исследовательские и творческие способности  дошкольников.
  • Учащиеся и их родители   будут заботиться о  сохранении семейных традиций.
  • Повысится национальное и гражданское самосознание взрослых и детей

 Продукт проекта:

 генеалогическое древо- схематическое представление родственных связей в виде условно-символического «дерева». 

Этапы реализации проекта:

1-й этап – подготовительный

аналитико –диагностическая деятельность

2-й этап – практический.

I. Совместно с родителями  проведение опроса  бабушек и дедушек, родственников о предках: записывать их фамилии, имена и отчества, узнавать, когда и где они жили, чем занимались; узнать историю своей семьи и создать родословную.

 II.  Изучить семейный архив (фотографии, письма, вещи и др.). Рекомендуется разложить материалы по людям и датам, располагать в хронологическом порядке

III.   Изучение родословной своей семьи

 IV. Составление генеалогическое древа своей семьи, изображение

Принципы работы над проектом:

•Принцип добровольности (каждый ребенок со своими родителями может попробовать свои возможности, способности и создать родословную своей семьи.)

•принцип взаимного обучения ( научился сам – научи другого)

•принцип комфортности (развитие интересов в комфортных условиях)

Перспектива проекта:

 В дальнейшем есть возможность создания и выпуска видеофильмов о семьях экспериментальных групп, создание общей книги родословной.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

викторина по теме «Культура бурятского народа» для 8-9 классов.

Форма проведения:телевизионная передача «Своя игра»Цель:1) сохранение и популяризация бурятского языка, развитие интереса и выявление знаний о традициях и обычаях бурятского народа;2) восп...

Статья о межпредметной связи физика- культура бурятского народа

Мы считаем, что курс физики в общеобразовательных учебных заведениях должен быть гуманитарным, призванным решать познавательные и воспитательные задачи обучения. Ведь физика является важнейшей с...

Детский фольклор в традиционной культуре бурятского народа

В последнее десятилетие отмечается усиление внимания к устному народному творчеству , к детскому фольклору, в связи с утратой многих ценностей, впрочем, как и другими народами, межпоколенных связей, а...

Изучение бурятского языка через приобщение учащихся к традиционной культуре бурятского народа

Статья из сборника материалов НПК "Научное наследие Э.Р. Раднаева и современное бурятоведение"...

Какие особенности культуры бурятского народа мне нравятся?

Культура. Духовная и материальная культура. Важнее духовная культура. Не хлебом единым жив человек. Духовность всегда была на первом месте....

Проект "Изучение родословной семьи "

История рода, история семьи способна рассказать о тех особенностях исторического развития страны, которые, обычно, остаются неизведанными; позволяет разносторонне взглянуть на то или иное историческое...

Конкурс «Эврәннь келән һолсн - эврәннь экән һолснлә әдл»- между семьями носителями языка и культуры калмыцкого народа

laquo;Эврәннь келән һолсн - эврәннь экән һолснлә әдл» гидг марһа өрк-бүлмүдин хоорнд давулҗанавидн. Конкурс посвящен общественному движению "Поддержи родной язык " акции "Калмыцк...