сценарий внеклассного мероприятия "Музейный урок"Казачество на государевой службе"
план-конспект занятия по краеведению (7 класс)
Данная разработка составлена для учащихся 7-8 классов и направлена на формирование интереса к истории родного края и страны
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.64 КБ | |
| 1.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия
«Казачество на государевой службе»
Данная разработка составлена для работы с учащимися 8-9 классов и направлена на формирование у учащихся интереса к истории родного края, к своим корням, истокам.
Актуальность: Вопросы воспитания патриотизма всегда находятся в центре внимания государства. Так, в одном из своих выступлений Президент нашей страны В.В. Путин сказал: «…В России не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Это и есть национальная идея. Это идея не идеологизирована и не связана с деятельностью какой – то партии. Это связано с общим объединяющим началом».
«…Единство и сплоченность делают граждан России сильнее в сложные времена, когда особенно остро ощущается значимость доверия и солидарности, опоры на традиции братства и родную историю.
Патриотизм не возникает на пустом месте, он формируется благодаря интересу к истории, к своим корням, истокам. Большой интерес у школьников вызывает военная история. Для жителей нашего региона олицетворением военной истории является казачество.В 2024 году исполняется 100 лет с момента основания Кяхтинского пограничного отряда. У истоков пограничной службы на рубежах России стояли казаки. Актуальность темы определяется необходимостью более пристального внимания к казачеству, так как на всех этапах истории Забайкалья, начиная с первой половины XVII в., оно играло в ней не только главную военную, но и весомую социально-экономическую и культурную роль. Именно знакомство с историей казаков позволит сформировать в детях интерес к истории родного края, к истории своей Родины.
Новизна мероприятия : Поход в исторический музей и знакомство с экспонатами выставки «Казачество на государевой службе» из собрания Государственного исторического музея(г.Москва) является само по себе событием уникальным в жизни сельского школьника .Новизна мероприятия заключается в том, что учащиеся при посещении выставки не будут выполнять пассивную роль слушателя, а благодаря полученным заданиям ,смогут самостоятельно ознакомиться с экспонатами выставки.
Цель внеклассного мероприятия: воспитание чувства патриотизма, любви к Родине.
Задачи внеклассного мероприятия:
1. Формировать интерес учащихся к изучению истории России,
истории родного края..
2.Приобщать учащихся к историко-культурному наследию на основе материалов выставки «Казачество на государевой службе» из собрания Государственного исторического музея(г.Москва)
3)Формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности у учащихся.
Место проведения внеклассного мероприятия: Музей истории Бурятии им.М.Н.Хангалова. Выставка «Казачество на государевой службе» из собрания Государственного исторического музея(г.Москва)
Форма проведения: музейный урок, практическая работа по изучению экспонатов выставки
Оборудование: музейный экспонаты, раздаточный материал.
методы и технологии : групповая работа, поисковый, метод исследовательских и проблемных заданий, самостоятельная работа с источниками исторической информации
Опережающее задание, предварительная работа
Класс делится на 3 группы и получает задание по самостоятельному изучению истории русского казачества. Каждая группа должна подготовить сообщение по своей теме.
Задание для 1 группы : изучить историю возникновения казачества в России.
Задание для 2 группы: изучить историю формирования казачества в Бурятии
Задание для 3 группы: найти материал по теме « Порядок службы казаков и жизненный уклад».
Ход занятия:
1. Организационный этап.
2. Вступительное слово учителя.
Казачество- уникальное сословие. Для нас они интересны, прежде всего потому, что являются частью истории нашего народа, нашей страны и нашего региона. Для нас,жителей Бурятии,казачество является олицетворением военной истории .В 2024 году исполняется 100 лет с момента основания Кяхтинского пограничного отряда. У истоков пограничной службы на рубежах России стояли казаки.
Проблемы происхождения и сущности казачества по сей день остаются дискуссионными. «Казак « в переводе с тюркского означает — «вольный, независимый человек, удалец». Очевидно, слово «казак» возникло в глубокой древности и относится к эпохе героического народного эпоса. Человечество никогда не покидала мечта о «вольной и счастливой» жизни. Собравшиеся отдельные группы людей превращались в боевые дружины и устраивали свою жизнь на основе равенства, справедливости, взаимоуважения и взаимопонимания. Среди других народов они и получили названия «казаков» или «свободных людей».
Ученики представляют опережающее задание №1 тезисы по теме: История возникновения казачества в России:
-Древнейшие казачьи поселения были основаны на земле, которая никому не принадлежала. Это была широкая полоса, тянувшаяся от южных отрогов Уральского хребта и северных берегов Каспийского моря, с востока на запад по северным берегам Азовского и Черного морей до Карпатских гор. А на севере от этой полосы находились линии укрепленных городов-крепостей Московского государства.
- Дипломатические отношения с Русским государством привели к тому, часть казаков стали служить Русскому государству и служилые казаки, которые с самого начала входили в действующую военную организацию Московского государства, были частью государственных служилых людей, несли службу по охране городов и рубежей России.
-В интересах защиты расширяющихся границ Русского государства и для освоения малозаселенных земель Прибайкалья, Сибири, Дальнего Востока, Семиречья созданы новые казачьи войска.
- Воинская слава казачества укрепилась на полях сражений в Северную и Семилетнюю войны, во время Итальянского и Щвейцарского походов А.В. Суворова. Особенно отличились казачьи полки в период войн с Наполеоном.
Выступает группа учащихся с опережающим заданием №2 по теме : История формирования казачества в Бурятии
- История возникновения казачества в Бурятии связана с необходимостью защиты расширяющихся границ Русского государства. В октябре 1727 г. подписывается Кяхтинский договор, который окончательно уточнил и занес на карту границы, зафиксированные в Буринском договоре. Возникает необходимость строительства и охраны границ . Началось строительство Селенгинской, Петропавловской и Троицко-Савской крепостей
- К непосредственной охране границы привлекались русские, буряты и эвенки. 27 июня 1764 г. правительство издало Указ о казаках селенгинской линии. Бурятские казачьи полки были сформированы по желанию самих же бурят из четырнадцати родов. К середине 1765 г. формирование четырех бурятских полков было закончено.
Выступает группа учащихся с опережающим заданием №3 по теме « Порядок службы казаков и жизненный уклад».
- Служба в полках была пожизненной. По мере выбывания одних казаков из строя, их должны были сменять другие. Для этого в казачата определялись с пятнадцати лет.
- В основе деления полков лежал десятичный признак, т.к. полки делились на сотни, сотни — на десятки, во главе которых стояли, соответственно, сотники, пятидесятники, десятники. Шестисотенные бурятские полки возглавляли есаулы, а всеми четырьмя полками руководил главный войсковой старшина — атаман. Первым бурятским атаманом был Цырен Бадалуев.
- Все должности являлись выборными, но должны были утверждаться. Забайкальцы отвечали за безопасность границы, несли на ней караулы, преследовали контрабандистов, ловили беглых, находились в конвоях на этапах, охраняли заводы и золотые прииски, а также отбывали воинскую повинность вне пределов своего края.
Учитель. Наше занятие проводится в стенах музея Истории Бурятии, на выставке «Казачество на государевой службе». Материалы этой выставки представлены Государственным историческим музеем (г.Москва). Сегодня мы будем знакомиться с экспонатами выставки не как пассивные слушатели, а как исследователи, поисковики. Наш класс делится на 3 группы и каждая группа получает задание.
1 Задание первой группе: ознакомиться с наградами, представленными на этой выставке и ответить на вопросы:
- Какие награды являются самыми ранними ,кому они были вручены?
- Какие виды наград представлены на выставке?Как менялись награды с течением времени?Как вы думаете,с чем это связано?
- Об участии в каких военных событиях свидетельствует данные награды?
задание второй группе : ознакомиться с оружием , представленным на выставке и ответить на вопросы:
1)Какие орудия являются самыми ранними? Предположите, насколько удобными они были в использовании?
2) Как менялось вооружение казака с течением времени? Какие виды оружия чаще всего использовались казаками и почему?
3)Какое оружие на этой выставке является наградным?
задание третьей группе: изучить одежду, обмундирование казаков и ответить на вопросы
1) Чем отличается обмундирование нижних чинов , офицеров и генералов? Как вы думаете , с чем это связано?
2) Какое обмундирование было у казаков Бурятских казачьих полков в XVIII веке ? Предположите, почему им было позволено сохранить традиционную форму одежды?
3) Какое обмундирование было у казаков Северного Кавказа, чем отличалось оно от остальных и почему?
Заключительный этап
По результатам исследования каждая группа готовит презентацию по теме исследования. Материал презентации будет представлен на следующем уроке.
Учитель: На занятии мы познакомились с историей казачества и с тем, какую роль оно сыграло в истории Российского государства. История казачества, несомненно, полна интересных фактов и событий, с частью которых нам удалось познакомиться сегодня. На следующем занятии мы узнаем, какие интересные факты удалось вам выяснить самостоятельно, при знакомстве с выставкой «Казачество на государевой службе».
Источники:
1)Высотина Е.А. Казачество в Истории России,Забайкалья и Бурятии,
Улан-Удэ,2011 год
2) Казаки в Сибири. - Иркутск : Типография Востсиб АГП, 1994
3) Меринов, Н. М. Иркутское казачье войско: история и современность / Н. М.Меринов. - Иркутск : Репроцентр А1, 2009
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И стория казачества России 2 2
И стория формирования казачества Бурятии
Порядок службы казаков
Задание 1 группе 1) ознакомиться с наградами, представленными на этой выставке и ответить на вопросы: 2)Какие награды являются самыми ранними ,кому они были вручены? 3) Какие виды наград представлены на выставке?Как менялись награды с течением времени?Как вы думаете,с чем это связано? 5 5
Н аграды казачества России 6
Задание 2 группе ознакомиться с оружием , представленным на выставке и ответить на вопросы: 1)Какие орудия являются самыми ранними? Предположите, насколько удобными они были в использовании? 2) Как менялось вооружение казака с течением времени? Какие виды оружия чаще всего использовались казаками и почему? 3)Какое оружие на этой выставке является наградным? 7
О ружие казачества России 8
З адание 3 группе : изучить одежду, обмундирование казаков и ответить на вопросы 1) Чем отличается обмундирование нижних чинов , офицеров и генералов? Как вы думаете , с чем это связано? 2) Какое обмундирование было у казаков Бурятских казачьих полков в XVIII веке ? Предположите, почему им было позволено сохранить традиционную форму одежды? 3) Какое обмундирование было у казаков Северного Кавказа, чем отличалось оно от остальных и почему? 9
С пасибо за внимание! 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология. Сценарий внеклассного мероприятия: «УРОК БУДУЩЕГО».
Сценарий внеклассного мероприятия: «УРОК БУДУЩЕГО». (5-11 классы)Детей в любом возрасте привлекает творческая деятельность, возможность творить, выдумывать, пробовать, мечтать и спорить. ...

Сценарий внеклассного мероприятия "Урок парламентаризма"
Внеклассное мероприятие,посвященное 20-летию Законодательного Собрания Ростовской области...
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ. ТЕМА: КАЗАЧЕСТВО
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ. ТЕМА: КАЗАЧЕСТВО...

Сценарий внеклассного мероприятия «Урок Победы»
Сценарий внеклассного мероприятия «Урок Победы»...

Сценарий внеклассного мероприятия "Урок Трудовой доблести"
Сценарий внеклассного мероприятия "Урок Трудовой доблести" посвящен труженикам тыла....
Сценарий внеклассного мероприятия Урок добра
Сценарий мероприятия посвященый уроку добра...
Сценарий внеклассного мероприятия "Урок трезвости" для студентов ПОО
Сценарий мероприятия по формирования трезвеннического мировозрения и профилактике употребления ПАВ у моложёжи...
