Филофофия природы в лирике М.Ю.Лермонтова
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

 В ходе урока учащиеся не только познакомятся с основными направлениями в изображении природы М.Ю.Лермонтовым, но и ответять на вопрос: "Почему изменяется пейзажная лирика поэта?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Filosofiya_prirody_v_lirike_M.Lermontova.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы. Тема « Философия природы в лирике М.Ю.Лермонтова». 10 класс.

       Данный урок второй по лирике поэта. Тема первого урока «Лирический герой поэзии М.Ю.Лермонтова». Анализируя стихотворения «И скучно и грустно», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Дума», обучающиеся приходят к выводу о том, что основное настроение лирического героя – тоска, грусть, одиночество. И в этом бездушном мире спасительным для героя являются мечты, обращение к прошлому и общение с природой.

     Поэтому цель данного урока: познакомиться с  основными направлениями  в изображении природы М.Ю.Лермонтовым, ответить на вопрос: почему изменяется пейзажная лирика поэта.

                          Ход урока:

  1. Начать урок я предлагаю с анализа заглавий стихотворений поэта, которые даны на доске. Стихотворения даны в хронологической последовательности.

«Кавказ» -1830г.

«Небо и звезды» - 1831

«Земля и небо» - 1830-1831

«Люблю я цепи синих гор…» 1832

«Синие горы Кавказа, приветствую вас…» - 1832

«Когда волнуется желтеющая нива…» - 1837

«На севере диком стоит одиноко сосна… » - 1841

«Утес» - 1841

«Листок» - 1841

Задание: ответить на вопросы: 1)Какие природные образы, темы характерны для лирики 1830-1832, 1837-1841 годов?  2)Что изменяется?

 Дети без труда определяют, что в первый период присутствуют романтические образы: небо, звезды, горы. Место действия – Кавказ. Во второй период природа меняется. Это уже север и природа русская – нива, сосна. Кроме того, называется какой-то один предмет.

      Далее следует работа по группам.

Задание для 1 группы.

Прочитайте стихотворения «Люблю я цепи синих гор…», «Небо и звезды»,

«Земля и небо»,  «Синие горы Кавказа, приветствую вас…»

               Ответьте на вопросы:  1)Какой ритм стихотворений? Какими словами, образными    

               средствами он создается? В чем, по-вашему,  формула счастья с точки зрения поэта?  

               Почему именно Кавказ выбран местом действия?

              Задание для 2 группы.

Прочитайте  стихотворения «Утес», «Листок», «На севере диком стоит одиноко…».

Ответьте на вопрос : какой мотив объединяет эти стихотворения? Как эти мотивы вы можете связать с жизнью самого поэта? Какие природные образы присутствуют? Какова  география стихотворений? В чем, по-вашему,  формула счастья с точки зрения поэта?  

              Фронтальная беседа после работы.

Ученики 1 группы отмечают, что ритм стихотворения – быстрый. Создается он рядом глаголов: горит, мчался, летел, ускорить, отбрасывал, а также словами: метеор, лихой, ветер, грива.  Счастье в полноте жизненных ощущений, скорости. Жизнь ценна не в своем количестве, а в своей напряженности. Лирический герой либо дышит полной жизнью, либо совсем перестает дышать.  Дети тут же вспоминают образ Мцыри. Кавказ – место, где нет будничной жизни, удобной, безопасной, нет тишины и покоя. Каждое мгновение интересно, загадочно и тревожно.

Ученики 2 группы отмечают, что место действия (география) – средняя полоса России. Основные образы – сосна, листок дубовый, утес. Объединяют эти стихотворения  мотивы одиночества ( утес, сосна  одиноки, на это прямо указано в стихотворениях, листок тоже оторвался от ветки родимой) и поиска родной души,  мечта о счастье. Счастье в том, чтобы рядом была родная душа, в покое. Но также отмечается, что эта мечте неосуществима: сосна никогда не соединится с прекрасной пальмой, младая чинара оттолкнула дубовый листок и утес «тихонько плачет» в пустыне. Вероятнее всего, Лермонтов также был одинок в мире людей. Об этом говорится и в стихотворениях «И скучно и грустно…», «Как часто пестрою толпою окружен…». Но, как и всему живому, ему хочется рассеять безотрадность одиночества, найти родную душу.

 По ходу ответов заполняется таблица

1830-1832гг

1837-1841гг.

Основные образы

Небо, звезды, горы, ветер

Дубовый листок, утес, сосна, лес, ландыш серебристый и др.

География

Кавказ

Средняя полоса России

Формула счастья

Скорость, напряженность, полнота жизненных ощущений

Покой, родная душа рядом

После заполнения таблицы ребята говорят о том, что пейзажная лирика двух представленных    периодов очень разниться.

  1. Предлагаю ребятам поразмышлять над вопросом: почему смещается акцент в изображении картин природы?

 Выслушав предположения учеников( изменился взгляд на жизнь, понял ценность родной природы,  романтический этап творчества сменился реалистическим) , предлагаю им ответь на этот вопрос, обратившись  к стихотворениям   : « Молитва» (1829г), «Мой демон»(30-31г.), «Я не ангелов  и рая…»(31г.), «Когда волнуется желтеющая нива…» ( 37г.),  «Молитва»(39г.). Эти стихотворения помогают понять, что именно изменилось в мировоззрении поэта.

Задание: Прочитайте стихотворения. Ответьте на вопросы: о чем молится лирический герой? Кому? Меняется ли текст молитвы?

    В ходе беседы учащиеся отмечают, что потребность в молитве у Лермонтова была всегда.    Но вначале молитва была грешной, и в ней было больше упрека и бунта.  В первых трех стихотворениях  лирический герой говорит о том, что его душа принадлежит не богу, а демону ( не зря демон мой). Он понимает, что  « не для ангелов и рая Всесильным богом сотворен», он «зла избранник». Его ум далек от бога  и молится он не ему («и часто звуком грешных песен я, боже, не тебе молюсь..»).  Душа лирического героя пустынна, это причиняет лишь страдание («живу страдая и один..»).

     Но постепенно лирический герой  смиряется свое волнение, уже нет вызова («Молитва»,39г). Это позволяет ему увидеть бога («Когда волнуется желтеющая нива..») и помолится не только о себе, но и о душе странника.

  1.  Вывод: соедините  стихотворения первой и второй части и ответьте на вопрос: почему смещается акцент в изображении картин природы?

   В ходе рассуждения ученики приходят к мысли о том, что природные образы, настроение в пейзажной лирике меняются  не случайно, а вместе с мировоззрением поэта. Вначале Лермонтов был бунтарем, открыто заявляя, что его душа принадлежит не богу. Страстного и мятежного, его тянет к необычной природе Кавказа. Постепенно   он примиряется и принимает земную жизнь, становится ближе к Богу и возвращается к родной природе. Родная природа не будоражит, а умиротворяет душу («смиряется души моей тревога…»), а состояние умиротворения делает возможным счастье на земле. Но при этом дети отмечают, что, вероятнее всего, самому поэту стать счастливым не удалось: стихотворения «Утес», «Листок», «На севере диком стоит одиноко…» написаны позже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам 2-3 Мотив одиночества и тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова

Презентация  к урокам по темам: "Мотив одиночества" и "Теиа Родины" в лирике М.Ю.Лермонтова в 9 классе...

Презентация к уроку в 9классе на тему"Тема поэта и поэзии" в лирике М.Ю.Лермонтова

презентация к уроку 4  "Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова"...

Презентация к уроку 5 на тему "Любовь в лирике М.Ю.Лермонтова"

Презентация к уроку 5 "Тема любви в лирике М.Ю.Лермонтова" в 9классе...

"Судьба поколения 30-х годов в лирике М.Ю.Лермонтова".

Подготовка к домашнему сочинению по лирике М.Ю. Лермонтова....

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова

работа посвящена творчеству Лермонтова...

ЛЮБИЛ И Я В БЫЛЫЕ ГОДЫ... (адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова) Литературно-музыкальная композиция.

Литературно-музыкальная композиция с элементами инсценирования.Посвящена адресатам любовной лирики М.Лермонтова....