М.Булгаков "Москва новая и старая в произведении "Собачье сердце".
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Урок литературы в 9 классе. Данный урок первый при изучении повести "Собачье сердце". В ходе урока ребята познакомятся с фактами биографии М.Булгакова, определять особенности изображения Москвы в повести.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon M.Bulgakov_Sobache_serdce.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Первый урок по повести М.Булгакова «Собачье сердце».

                         Тема: Москва старая и новая. Булгаков и эпоха.

цель: познакомиться с фактами биографии М.Булгакова;

          определить особенности изображения Москвы и его истоки в повести  

          М.Булгакова «Собачье сердце».

         

                                                    Ход урока:

1. Выявление первичного восприятия.

 - Ваши впечатления от повести М.Булкакова «Собачье сердце»?

 - Кто является главными героями произведения?

 - Каков, по-вашему, основной конфликт повести?

2. Анализ первой главы.

- Какова роль Шарика в I главе повести?

Задание: Выпишите из текста характеристики Москвы новой и старой в восприятии Шарика. Чтение главы  и заполнение таблицы

                      Москва старая

                   Москва новая

 Настоящая личность

Господин

Тухлой солонины такой лопать не станет

Ест обильно и не ворует

Бескорыстная личность

Величина мирового значения

Ничего не боится

личность

Негодяй в грязном колпаке

Жадная тварь

Вор с медной ложкой

Самая гнусная тварь

Мерзавцы

Великая сушь в душе

Дрянной магазинчик

Едят гадость

Голодные глаза, воруют

Боятся

Нарушают порядок

Из вонючей солонины щи варят

Вывод: глазами Шарика Булгаков показывает две Москвы: новую и старую. Все, что связано со старой Москвой вызывает симпатию автора. Она населена настоящими личностями, господами, где никто не ворует и ничего не боится. Москва старая предстает перед читателями в негативном свете. Это подчеркивает подобранными автором языковыми средствами: эпитетами ( грязный колпак, гнусная тварь, дрянной магазинчик и др.). В ней живут негодяи, мерзавцы, воры.

3. Анализ главы III.

- Как  наблюдения Шарика дополняются рассуждениями профессора Преображенского?

Работа с текстом. Нахождение и чтение цитат.

« Не угодно ли – калошная стойка…».

«Что такое ваша разруха?...»

 «Успевает всюду тот, кто никуда не торопится…»    

               

Вывод: Если в первой главе Булгаков показывает Москву в восприятии пса Шарика, то в третьей главе о Москве новой рассуждает уже профессор Преображенский. Его Москва новая отличается только масштабом разрушения, коснувшегося всех сфер человеческой жизни: от грязных калош и  отсутствия электричества до разрухи в головах и падения нравов.

4. Фронтальная беседа.

- Какая картина Москвы новой и старой получается у М.Булгакова? Почему?

 - Как вы можете это объяснить?  

5. Чтение переписки М.Булкакова с И. Сталиным.

Попробуем объяснить такое изображение Москвы новой, обратившись к биографии М.Булгакова. ( Ребятам раздается материал, который они самостоятельно читают. Материал взят из книги Л.Я.Шнейберга, И.В.Кондакова

 « От Горького до Солженицына». М.: Высшая школа, 1994)

                                                                «Генеральному секретарю партии И.В.Сталину

                                                                  председателю Ц.И.Комитета М.И.Калинину

                                                                  Начальнику Главискусства А.И.Свидерскому

                                                                   Алексею Максимовичу Горькому

                                                                 литератора  Михаила Афанасьевича Булгакова

                                                   

                                                              заявление.

       В этом году исполняется десять лет с тех пор, как начал я заниматься литературной работой в СССР….

      ….. К настоящему театральному сезону все мои пьесы оказываются запрещенными, в том числе и выдержавшие около 300 представлений «Дни Турбиных»….

           ….По мере того, как я выпускал в свет свои произведения, критика в СССР обращала на меня все большее внимание, причем ни одно из моих произведений…. не только никогда и нигде не получило ни одного одобрительного отзыва, но напротив чем большую известность приобретало мое имя в СССР и за границей, тем яростней становились отзывы прессы, принявшие наконец характер неистовой брани.

        Все мои произведения получили чудовищные, неблагоприятные отзывы, мое имя было ошельмовано не только в периодической прессе, но и в таких изданиях, как Большая Советская энциклопедия и Литературная энциклопедия.

       Бессильный защищаться, я подавал прошения о разрешении, хотя  бы на короткий срок, отправиться за границу. Я получил отказ.

       Мои произведения «Дни Турбиных» и «Зойкина квартира» были украдены и увезены за границу. В г. Риге одно издательство дописало мой роман «Белая гвардия»», выпустив в свет под моей фамилией книгу с безграмотным концом. Гонорар мой за границей стал расхищаться.

      Тогда моя жена Любовь Евгеньевна вторично просила о разрешении ей отправиться за границу одной для устройства моих дел. Мы получили отказ.

     …. К концу десятого года силы мои надломились, не будучи в силах более существовать, затравленный, зная, что ни печататься, ни ставиться более в пределах СССР мне нельзя, доведенный до нервного расстройства, я обращаюсь к вам и прошу вашего ходатайства перед Правительством СССР об ИЗГНАНИИ МЕНЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ СССР ВМЕСТЕ С ЖЕНОЙ МОЕЙ, которая к прошению этому присоединяется.

     Москва

     ….июля 1929 года»

Ответа на заявление М.А. Булгакова не последовало.

«…. После того, как все мои произведения были запрещены, среди многих граждан, которым я известен как писатель, стали раздаваться голоса, подающие мне один и тот же совет:

      Сочинить «коммунистическую пьесу», а кроме того, обратиться к Правительству СССР с покаянным письмом, содержащим в себе отказ от прежних моих взглядов, высказанных мною в литературных произведениях,  и уверения в том, что отныне я буду работать, как преданный идее коммунизма писатель-попутчик.

      Цель: спастись от гонений, нищеты и неизбежной гибели в финале.

     Этого совета я не послушал. Навряд ли мне удалось бы предстать перед Правительством СССР в выгодном свете, написав лживое письмо….. Попыток же сочинить коммунистическую пьесу я даже не производил. Зная заведомо, что такая пьеса у меня не выйдет.»

«….. Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала, - мой писательский долг, так же как и призывы к свободе печати. Я горячий поклонник свободы и полагаю, что, если кто-нибудь из писателей задумал бы доказывать, что она ему не нужна, он уподобился бы рыбе, публично уверяющей, что ей не нужна вода…..»

« …. Выступающие в моих сатирических повестях: черные и мистические краски (я – МИСТИЧЕСКИЙ ПИСАТЕЛЬ), в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, …. А главное – изображение страшных черт моего народа, тех черт, которые задолго до революции вызывали глубочайшие страдания моего учителя М.Е.Салтыкова – Щедрина.

….  М. Булгаков СТАЛ САТИРИКОМ, и как раз в то время, когда никакая настоящая сатира в СССР абсолютна немыслима.

        ВСЯКИЙ САТИРИК В СССР ПОСЯГАЕТ НА СОВЕТСКИЙ СТРОЙ.

        Мыслим ли я в СССР?»

    « И наконец, последние мои черты….: упорное изображение русской интеллигенции, как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение интеллигентско- дворянской семьи …. Такое изображение вполне естественно для писателя, кровно связанного с интеллигенцией.

       Но такого рода изображения приводит к тому, что автор их в СССР, наравне со своими героями, получает – несмотря на свои великие усилия…. – аттестат белогвардейца- врага, а получив его, понимает, может считать себя конченным человеком в СССР.»

« Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя, в отечестве, великодушно отпустить на свободу.

      Если же и то, что я написал, неубедительно, и меня обрекут на пожизненное молчание в СССР, я прошу Советское Правительство дать мне работу по специальности и командировать меня в театр на работу  в  качестве штатного режиссера.

       Я именно и точно и подчеркнуто прошу О КАТЕГОРИЧЕКОМ ПРИКАЗЕ, О КОМАНДИРОВАНИИ, потому что все мои попытки найти работу …. потерпели полное фиаско.  Мое имя стало настолько одиозным, что предложения работы с моей стороны встретили ИСПУГ…

        Я предлагаю  СССР совершенно честного, без всякой тени вредительства, специалиста режиссера и актера, который берется добросовестно ставить любую пьесу, начиная с шекспировских и вплоть до сегодняшнего дня.

       Если меня не назначат режиссером, я прошусь на штатную должность статиста. Если и статистом нельзя – я прошусь на должность рабочего сцены.

      Если  же и это невозможно, я прошу Советское правительство поступить со мной, как  оно найдет нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня , драматурга, написавшего 5 пьес, известного в СССР и за границей, налицо, В ДАННЫЙ МОМЕНТ, - нищета, улица и гибель.

      28 марта 1930г.»

6. Фронтальная беседа.

Что нового вы узнали о Булгакове? Как складывалось отношение Булгакова с новой властью? В чем причина?

7. Вывод: сочинение-миниатюра.

Почему у Булгакова  возникает такая картина Москвы новой?

Вот ответ одного ученика.

 Когда мы читаем «Собачье сердце» Булгакова, то сразу замечаем, что симпатии автора на стороне Москвы старой. Москва новая представлена в грязных, мрачных тонах, а люди, населяющие её, сплошь и рядом непорядочные. Возникает вопрос: почему? Ответ можно найти в письмах М.Булгакова к И.Сталину. В них он пишет о том, что жить в данной стране нельзя, нельзя свободно писать, высказываться, нет свободы слова и мысли. Поощряется и печатается только та литература, которая пишется на заказ, в которой прославляется пролетариат и очерняется интеллигенция. Булгаков так не мог: он считал русскую интеллигенцию –«лучшим слоем нашей страны», и тем самым вызывал недовольство властей. Кроме того, не принимается никакая критика в адрес правящего класса. Булгаков не мог и не хотел жить в такой стране и много раз просил Сталина о разрешении выехать за границу, но все время получал отказ. Поэтому Москва новая  такая мрачная, что полностью соответствует настроению автора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Новая жизнь старых вещей"

Цели и задачи проекта, актуальность, этапы проведения проекта, материалы и инструменты, прядок работы....

Презентация к интегрированному уроку "Полет вдохновения или новая жизнь старых вещей"

Данная презентация показывается совместно с рассказом об истории декупажа....

"Новые черты старой России. Россия после смуты. Бунташный век."

ТЕМА УРОКА: « Новые черты старой России. Россия после смуты. Бунташный век".МЕСТО УРОКА: урок  № 18-19  по  истории России, тема 2, параграф 5-6, второй части учебника «История России 1...

Новая жизнь старых вещей!

Уважаемые коллеги!!!Хочу поделиться с вами технологией ихготовления поделок и нужных вещей для дома из полиэтиленовых пакетов.Пакеты прочно вошли в жизнь каждого человека много лет назад, покорив всех...

Новая жизнь старого музея.

Интересны высказывания мыслителейо значении музея. Как правило, в них больше сарказма. А коллеги знают, какую пользу  и какое значение имеют экскурсии. Ученикам было предложено написать творческу...

«Новая жизнь старых вещей»

Современный темп развития науки и техники выдвигает требования к подготовке специалиста высокоинтеллектуального, обладающего научным мышлением, способного: принимать нестандартные решения, умеющего тв...

" Кто постигает новое, лелея старое, тот может стать учителем"

Эссе - сравнение. приоритеты в образовании  "завтра" и "вчера"...