Учебно-методическое пособие по творчеству Н.Рубцова
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Пособие содержит методические рекомендации, дидактический и тестовый материал в формате ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Rubcov_N.rar939.45 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ В Г. ОЗЁРСКЕ


 Лирика второй половины ХХ века

Учебный модуль

         

ОЗЁРСК 2009

АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ:

Аверина М.А., кандидат филологических наук.

РЕЦЕНЗЕНТ:

Свиридова А.В., доктор филологических наук, доцент

ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

Откровение

Вот так бывает: 
Открываешь книгу,
Читаешь все рассеянно, подряд.
И вдруг вас будто током ударяет —
Вы держите сокровище в руках.
Вот так внезапно, просто и красиво
Стихи Рубцова поселились в нас.
Они как будто древнее светило
Нам светят тихо и ведут подчас.
Они нас будто нежно обнимают,
Стараются утешить в тишине
И,  душу нашу лаской согревают,
Баюкают, как маленьких во сне.
То заставляют вдруг от сна очнуться,
Встряхнуться от тревожной суеты.
От боли сильной медленно пригнуться
И вновь подняться в сонмы красоты.

Леонченко З. В.


Методические указания

В разговоре об определяющих чертах поэтического мира у Николая Рубцова не на последнем месте стоят такие первоосновы бытия, как земная твердь и водная стихия, конечно же, стихии света и ветра и всепроникающая стихия музыки, а также еще одна немаловажная для него "стихия странствий", или, как ее назвал он сам в одном из стихотворений, "одинокая странствий звезда". Все это и формирует художественное пространство и время в мире поэта, обусловливает целостность его восприятия и образного воплощения вновь создаваемой им художественной реальности.

В письме 1968 года В. И. Другову, секретарю по идеологии Вологодского обкома КПСС, Рубцов рассказал о своей жизни «без всякого художества и подробностей» так:
         «Родился я в 1936 году. Родителей лишился рано, поэтому исключительно мало знаю о них. С пяти лет воспитывался в различных детдомах Вологодской области, в частности в Никольском Тотемского района. Там закончил семь классов, и с тех пор мой, так сказать, дом всегда находился там, где я учился или работал. А учился я в двух техникумах — в лесотехническом и горном, работал кочегаром тралового флота треста „Севрыба“, слесарем-сборщиком... в г. Ленинграде, шихтовщиком на Кировском (бывшем Путиловском) заводе, прошел четыре года военной службы на эскадренном миноносце Северного флота. В 1962 г. сдал экстерном экзамены за десять классов и поступил на заочное отделение Литературного института им. Горького в Москве. В настоящее время — студент-заочник последнего курса этого института. Начиная с того же 1962 г. я постоянно жил и зарабатывал, как говорится, на хлеб (а также занимался студенческими делами) в г. Вологде и ее окрестностях. Но постоянного адреса все это время не имел. Снимал „углы“, ночевал у товарищей и знакомых, иногда выезжал в Москву — на период экзаменационных сессий. В общем, был совершенно не устроен».

Рубцов, желая заниматься литературой и числясь студентом-заочником, не имея собственного дома, практически не мог рассчитывать на получение квартиры. Общежития того времени не были похожи на современные: в комнатах могло жить до десяти и более человек.

Рубцов мечтал о своем доме, но не мог найти в себе силы, чтобы униженно просить (а иначе в тот период было невозможно) выделить ему отдельное жилье.

Сирота, он был «подранком войны», несущим в своем сердце неизбывное горе одиночества и ощущение ценности каждого человека, уникальности встреч. Пребывание в детском доме, а затем учеба в двух техникумах в маленьких северных городках не могли ему дать хорошего образования. Годы, проведенные на Северном флоте, вряд ли активно способствовали расширению его литературного кругозора. Тяжелая работа, неустроенная жизнь — все вело к тому, что природный талант Рубцова должен был заглохнуть.

Но случилось иначе. 1955 год. Рубцову 19 лет. Он работает на заводе в Ленинграде, ходит в литературный кружок. Его призывают на военную службу во флот, в город Североморск, что в 25 километрах от Мурманска — в Кольском заливе Баренцева моря.

Здесь, на эсминце, Рубцов находит людей, которые тоже любят поэзию и поддерживают его интерес к стихам. Выходит первая — машинописная — книжка Рубцова, которая называлась «Волны и скалы» (1962). Не раз писал он восторженные строки о море, называл милым «Суровый берег, выплывший из мрака / Уступами дремотных, хмурых скал!».

Этой самой землей, любовь к которой вдохновляла поэта, в наиболее трудные годы помогая ему держаться на плаву, стала тихая Вологодчина: Никола — село, в котором находился детский дом, где будущий поэт закончил семилетку, и Тотьма — небольшой районный городок на берегу Сухоны

Время, проведенное поэтом в Никольском, было особенно плодотворным. Сейчас здесь музей Николая Рубцова.

В древней Тотьме с ее удивительными храмами-парусниками, с монастырем, в зданиях которого располагался после войны лесотехнический техникум, будущий поэт учился. Именно отсюда уехал он к морю, о котором страстно мечтал. В 1985 году стараниями скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова в Тотьме, на берегу Сухоны, среди светлых берез поставлен первый памятник Рубцову. Второй памятник был поставлен позже — в Вологде.

Вологодской земле посвящены стихотворения Рубцова, ставшие шедеврами русской лирики: «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...», «Журавли», «Видения на холме», «В горнице», «Старая дорога», «Привет, Россия — родина моя!..», «Ночь на родине», «Тихая моя родина», «Звезда полей», «Русский огонек».

При обращении к весьма непростому жизненному и творческому пути Рубцова, особенно в зрелый период, хорошо видно, как последовательно раскрывается, углубляясь и поворачиваясь разными гранями, целостный и динамичный художественный мир его поэзии. Его цельность проявляется в живом взаимодействии, слиянии обыденного и возвышенно-романтического, земного и небесного, житейской реальности и тайны, мифа, легенды.

В основании этого целостного мира, как писал сам поэт и отмечали исследователи, находятся тема и образ родины и дороги (скитаний), обусловленный этим мотив движения в пространстве и времени — от "малой родины" (изба и деревушка, поле и лес, холмы и долины...) до мирозданья, безграничной и вечной вселенной.

И еще необходимо подчеркнуть нераздельную связь, укорененность рубцовского дарования в сегодняшнем дне, в социальной и духовной жизни, в истории народа, в природе родного края — именно здесь истоки, живые родники, питающие его творчество, формирующие самые главные, существенные черты художественного мира, обусловливающие его целостность и органичность.

Основные темы и мотивы лирики Рубцова — это родина-Русь, ее природа и люди, исторические судьбы народа, духовный мир человека, его нравственные ценности, красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Не менее важное место в его художественной системе занимают проблемы назначения искусства, миссии поэта и поэзии. Поэт в эстетике и собственном творчестве Рубцова всегда раскрывает судьбы и души людей, их помыслы и деяния, всю жизнь человеческую на фоне быта и бытия, пропуская их через сердце, оставаясь наедине со своей совестью и мирозданьем.


Дидактический материал

* * *

Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны,
Неведомый сын удивительных вольных племен!
Как прежде скакали на голос удачи капризной,
Я буду скакать по следам миновавших времен...
      
Давно ли, гуляя, гармонь оглашала окрестность,
И сам председатель плясал, выбиваясь из сил,
И требовал выпить за доблесть в труде и за честность,
И лучшую жницу, как знамя, в руках проносил!
      
И быстро, как ласточка, мчался я в майском костюме
На звуки гармошки, на пенье и смех на лужке,
А мимо неслись в торопливом немолкнущем шуме
Весенние воды, и бревна неслись по реке...
      
Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно
Во мгле над обрывом безвестные ивы мои!
Пустынно мерцает померкшая звездная люстра,
И лодка моя на речной догнивает мели.
      
И храм старины, удивительный, белоколонный,
Пропал, как виденье, меж этих померкших полей, —
Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны,
Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей!..
      
О, сельские виды! О, дивное счастье родиться
В лугах, словно ангел, под куполом синих небес!
Боюсь я, боюсь я, как вольная сильная птица,
Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!

Боюсь, что над нами не будет таинственной силы,
Что, выплыв на лодке, повсюду достану шестом,
Что, все понимая, без грусти пойду до могилы...
Отчизна и воля — останься, мое божество!

Останьтесь, останьтесь, небесные синие своды!
Останься, как сказка, веселье воскресных ночей!
Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы
Старинной короной своих восходящих лучей!..

Я буду скакать, не нарушив ночное дыханье
И тайные сны неподвижных больших деревень.
Никто меж полей не услышит глухое скаканье,
Никто не окликнет мелькнувшую легкую тень.


И только, страдая, израненный бывший десантник
Расскажет в бреду удивленной старухе своей,
Что ночью промчался какой-то неведомый всадник,
Неведомый отрок, и скрылся в тумане полей...

Н.Рубцов

Вопросы и задания

  1. Как вы ощущаете ткань стихотворения? Можно ли сказать, что все оно построено на одной или двух мыслях или образах? Или, может быть, образы и мысли переплетаются, образуя сложный узор?
  2. Какое впечатление останется у вас от этого текста? С чем его можно сравнить?
  3. Третья строфа заканчивается многоточием, которое как бы обозначает начало следующего смыслового отрезка.
  4. «Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно...». Отчего грустно лирическому герою стихотворения?
  5. Интонации каких произведений устного народного творчества слышатся в четвертой и пятой строфах? Какую роль в создании этого впечатления играют повторы?
  6. Какие детали роднят эти строфы со стихотворением «Где-то в поле возле Магадана...»?
  7. Как вы думаете, идет ли в стихотворении речь о реальной лодке, которая «на речной догнивает мели», или поэт хотел сказать о чем-то другом?
  8. Какие образы связывают  шестую-восьмую строфы с предыдущими? Какое ощущение создает эта связь?
  9. Как вы понимаете строки:

Боюсь, что над нами не будет таинственной силы,

Что, выплыв на лодке, повсюду достану шестом...

  1. Предыдущие строфы похожи на песню-плач. На что похожи шестая-восьмая строфы?
  2. Определите размер стиха.
  3. Почему поэт выбирает именно пятистопный амфибрахий?
  4. Как после нашего разговора вы воспринимаете первую и последние строфы? Почему лирический герой видит себя скачущим по холмам всадником? Какова роль этого всадника?
  5. Как вы думаете, почему только одному человеку — израненному бывшему десантнику — поэт дает возможность увидеть «неведомого отрока»?

Ночь на родине

Высокий дуб. Глубокая вода.
Спокойные кругом ложатся тени.
И тихо так, как будто никогда
Природа здесь не знала потрясений!

И тихо так, как будто никогда
Здесь крыши сел не слыхивали грома!
Не встрепенется ветер у пруда,
И на дворе не зашуршит солома.

И редок сонный коростеля крик...
Вернулся я — былое не вернется!
Ну что же? Пусть хоть это остается,
Продлится пусть хотя бы этот миг,

Когда души не трогает беда,
И так спокойно двигаются тени,
И тихо так, как будто никогда
Уже не будет в жизни потрясений,

И всей душой, которую не жаль
Всю потопить в таинственном и милом,
Овладевает светлая печаль,
Как лунный свет овладевает миром...

Н.Рубцов

  1. Какие ощущения стремится вызвать у читателей поэт?
  2. Как вы воспринимаете мелодику этого стиха?
  3. Какой художественный прием использует автор в первой строке? Какие пространственные координаты он задает?
  4. Перечитайте первый и второй стих. Уточните, какое перед нами пространство: двухмерное или трехмерное?
  5. Какие чувства «подключает» автор в двух первых строфах: зрение, обоняние, осязание, слух? С помощью чего он это делает?
  6. Можем ли мы сказать, что в третьей строфе появляется четвертое измерение? Какое?
  7. Как вы думаете, какая часть стихотворения является критической, поворотной точкой? Почему?
  8. Составьте схему рифмовки всего стихотворения. С помощью чего автор создает ощущение поворота и единства текста?
  9. Как на уровне рифмовки проявляется вера в устойчивость жизни, в преодоление кризисных ситуаций?
  10. Печаль, которая овладевает душой лирического героя, — это печаль обреченности или печаль надежды?
  11. Сравните первую и последнюю строфы. Почему мы можем сказать, что в стихотворении звучит голос надежды?
  12. Определите размер. В каком стихотворении Рубцова вы уже встречались с этим размером? Как он влияет на характер стихотворения?
  13. Какой предстает перед нами природа в стихотворениях Рубцова?

Контрольно-измерительные материалы

Вариант 1

Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания

В горнице моей светло
Это от ночной звезды
Матушка возьмет ведро
Молча принесет воды

Красные цветы мои
В садике завяли все
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем

Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день

Буду поливать цветы
Думать о своей судьбе
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе

Н.Рубцов

Ответ необходимо дать в виде слова или словосочетания

В1. Какому поэтическому жанру близко это стихотворение?

В2. Определите вид рифмовки.

В3. Как называется средство: «хлопотливый день», «кружевная тень»?

В4. Как называется приём иносказательности: «дремлет…тень»?

В5. 2-ая и 4-ая строфы почти совпадают по содержанию. Как называется этот приём?

В6. Как называется фигура речи, использованная в 4-ой строфе:

       Буду поливать цветы…

       Буду до ночной звезды…?

В7. Укажите стилистический приём: «на стене моей», «лодку мастерить себе»?

Выполните задания в виде связного ответа на вопрос

в объёме 5-10 предложений

С1 Традиции какого поэта начала ХХ века  в большей степени нашла отражение в данном стихотворении?

С2 Какова роль образа звезды в этом стихотворении?

Вариант 2

Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания

ЛИСТЬЯ ОСЕННИЕ

Листья осенние
Где-то во мгле мирозданья
Видели, бедные,
Сон золотой увяданья,
Видели, сонные,
Как, натянувши поводья,
Всадник мрачнел,
Объезжая родные угодья,
Как, встрепенувшись,
Веселью он вновь предавался,-
Выстрел беспечный
В дремотных лесах раздавался!..
Ночью, как встарь,
Не слыхать говорливой гармошки,
Словно как в космосе,
Глухо в раскрытом окошке,
Глухо настолько,
Что слышно бывает, как глухо...
Это и нужно
В моем состоянии духа!
К печке остывшей
Подброшу поленьев беремя,
Сладко в избе
Коротать одиночества время,
В пору полночную
В местности этой невзрачной
Сладко мне спится
На сене под крышей чердачной,
Сладко, вдыхая
Ромашковый запах ночлега,
Зябнуть порою
В предчувствии близкого снега...
Вдруг, пробудясь,
По лесам зароптали березы,
Словно сквозь дрему
Расслышали чьи-то угрозы,
Словно почуяли
Гибель живые созданья...
Вот он и кончился,
Сон золотой увяданья.

В1. Как называется приём: «листья…видели…сон»?

В2. Укажите название средства: «словно как в космосе, глухо в открытом окне».

В3. Запишите термин, которым называют художественное определение: «говорливая гармошка», «сон золотой».

В4. Как называется приём, основанный на сочетании несочетаемых понятий: « сон золотой увяданья»?

В5. Определите стихотворный размер.

В6. Как называется стилистический приём: «под крышей чердачной», «в пору полночную», «В местности этой невзрачной»?

В7. Как называется средство, основанное на скрытом сравнении: «сон золотой увяданья»?

Выполните задания в виде связного ответа на вопрос

 в объёме 5-10 предложений

С1. Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения.

С2. Традиции кого из русских поэтов 19 и 20 веков нашли отражение в этом стихотворении?

3 уровень усвоения материала - творчество

Темы сочинения

  1. Темы и образы лирики одного из современных отечественных поэтов.
  2. Каковы основные темы поэзии Н.Рубцова?
  3. Каковы основные темы поэзии Н. М. Рубцова и кто из русских поэтов 19-20 веков близок ему по содержанию поэтического творчества?

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по творчеству М.Цветаевой

Учебно-методическое пособие содержит методические указания для учителя, дидактический материал и  тестовые задания в формате ЕГЭ....

Картотека учебно-методических материалов для изучения творчества А.С. Пушкина в средней и старшей школе

В картотеке собраны и систематизированы учебно-методические материалы для изучения творчества А.С. Пушкина в средней и старшей школе (по публикациям в журнале "Литература в школе" и еженедельном прило...

Влияние учебно-методического комплекса «Компетентность. Инициатива. Творчество» на основные компоненты образовательной системы.

Сегодня каждый педагог понимает, что школа должна найти такие пути модернизации содержания образования, которые дали бы возможность выпускнику школы реализовать свою индивидуальность. Образовательная ...

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...

Учебно-методический материал по изучению творчества Н.В. Гоголя

Сайт - помощник в изучении жизни и творчества Н. В. Гоголя....

Апробация учебно - методического пособия «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс. 5-8 класс». Отчёт о проделанной работе за учебный год

Отчет о работе региональной инновационной площадки за 2015-16 уч.г.  Апробация учебно - методического пособия «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчеств...

Учебно-методическое электронное пособие "Язык программирования (сценариев) JavaScript"

Учебнометодическое пособие является базовым учебным пособием для использования на занятиях обучающего курса "Графические и анимационные эффекты в JavaScript". Пособие опубликовано по адресу:...