Главные вкладки

    Экологические проблемы в поэзии
    методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

    Черепанова Елена Александровна
    В настоящее время очень много говорят о том, что человек несет вред природе, человек губит природу. Поэты, неравнодушные к тому, что происходит вокруг, с помощью художественно-выразительных средств воссоздают то или иное явление. Сегодня на уроке мы поговорим об экологических проблемах на примере некоторых стихотворений. Посмотрим, как поэты пытаются привлечь внимание человечества к этой теме. Мы проанализируем стихотворения с точки зрения содержания и попробуем найти те художественные средства, с которыми познакомились на предыдущем уроке.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Экологические проблемы в поэзии36.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Экологические проблемы в поэзии.

    Цели:  1) учить анализу поэтического произведения;

                2) дать понятия некоторых тропов и фигур на примере поэтических

                     произведений;

                3) экологическое воспитание на уроках литературы.

    Ход урока.

    1.Слово учителя.

    В настоящее время очень много говорят о том, что человек несет вред природе, человек губит природу. Поэты, неравнодушные к тому, что происходит вокруг, с помощью художественно-выразительных средств воссоздают то или иное явление.

      Сегодня на уроке мы поговорим об экологических проблемах на примере некоторых стихотворений. Посмотрим, как поэты пытаются привлечь внимание  человечества к этой теме.  Мы проанализируем стихотворения с точки зрения содержания и попробуем найти те художественные средства, с которыми познакомились на предыдущем уроке.

    2. Анализ стихотворений.

    Послушайте стихотворение А.И. Тихомирова «На реке Чапаевке».( все анализируемые стихотворения есть у каждого ученика на парте)

     Черными лентами окаймлены берега,

     Запах тяжел, испаренья густеют без ветра,

     В траурных пятнах притоплены рыбьи бока,

     Ходит в пленке

     Волна многоцветного спектра.

     Нефтью пропитана, утка лежит под кустом

     В слипшихся перьях, словно в промасленной робе…

    - Какую картину создал автор в своем стихотворении? Представили ли вы эту картину? ( Первое слово черный задает тон всему стихотворению. «В черных лентах», «запах тяжел», «в траурных пятнах» (как будто трупные пятна имеет в виду автор) – все эти словосочетания рисуют страшную картину умирания всего живого. Кругом траур).

    - А что такое «волна многоцветного спектра»? Представьте многоцветный спектр. Красиво? ( Да, красиво. Это нефть разлилась по реке Чапаевке. Но эта красота несет смерть всему живому).

    - Какие художественно- изобразительные средства использует Тихомиров в своем стихотворении?  (В последней строке автор использует сравнение: «в слипшихся перьях, словно в промасленной робе». Сразу представляется тяжелая, неприятная на ощупь роба и не отмываемое ничем масло. Так и слипшиеся перья  уток, которым нельзя ничем уже помочь).

    - Почему в конце стихотворения автор поставил многоточие? (Как будто от отчаяния автор не в силах продолжать описание).

    Послушайте еще одно небольшое стихотворение А.Ахматовой «Прогулка». Оно состоит всего лишь из двух строк, но попробуйте понять, каким глубоким смыслом наполнено это стихотворение.

    А Ахматова «Прогулка».

    Бензина запах и сирени,

    Насторожившийся покой…

    - С какого художественного приема начинается стихотворение? (Автор использует прием антитезы).

    - Объясните, для чего Ахматова использует антитезу, что хотела подчеркнуть? (Неприятный, резкий запах бензина, парами которого можно отравиться, и аромат сирени. Сирень – символ пробуждения всего живого, ведь она распускается, когда начинается лето и все начинает расти).

    - Какое художественно-выразительное средство использовала А.Ахматова во второй строке стихотворения? (Оксюморон: «насторожившийся покой». Покой не может беспокойным, насторожившимся).

    - А что значит многоточие в конце второй строки? (Автор как бы прислушивается  к этому насторожившемуся покою, и насторожился сам. Он ждет, что может принести такой покой).

    Как много в современном мире шума: громкая музыка, гудящие моторы машин, рев сирен и т.д. Анализируя следующее стихотворение, поговорим о шумовой экологии.

    Л.Стефанова. «Тишина».

    Бьют по нервам будильники,                     Тишина, тишиной, тишины…

    Верещат телефоны,                                     Тихо все в это тихое утро.

    Громыхают лифты,                                      Напряженье уходит

    Трамваи скрежещут прямо по мне.            Из сердца, из мышц, из виска.

    Тормоза и моторы,                                       Мир скрежещущий выключен,

    Телевизоры и клаксоны,                              Как на столе репродуктор.

    Транзисторы,                                                В синем небе бесшумно плывут

    Отбойные молотки,                                                                           облака.

    Вертолеты, соседи, вагоны

    Нас пытают мучительной пыткой,

    По какой не знаю вине.

    - Заметили ли вы, что стихотворение четко делится на две смысловые части? Какие? (1 часть – шум, скрежет, грохот; 2 часть – тишина).

    - С какой целью Стефанова Л. Использует ряд однородных членов предложения? (ряд однородных членов предложения и градация создают действительную картину современной жизни. Ощущение постоянного напряжения слуха. Это мучительная пытка. И человек как будто мечется в этом шуме, в этом жутком и неприятном скрежете, скрипе, грохоте).

    - Найдите прием звукописи. Отличается ли звукопись 1 и 2 части?  (Звукопись 1 части помогает усилить неприятные ощущения, повтор звуков р, б, ж, з  создает шумовой эффект. А часто встречающие звуки  2-ой части – х, ш, щ, глухие согласные – успокаивают воспаленный слух, раздраженные, взбудораженные нервы).

    - Проанализируйте содержание2-ой части. ( Вторая часть начинается со слова тишина.. Автор несколько раз использует это слово в разной форме, он будто любуется этим словом, которое даже своей звуковой оболочкой несет  успокоение его слуху. «Тишина, тишине, тишины.  Тихо все в это тихое утро».  

    3.Работа в группах.

    -Проанализируйте стихотворение с точки зрения содержания и использования изобразительных средств.(задание разноуровневое)

    1 группа  - О.Э. Мандельштам Теннис.

    Май. Грозовых туч клочки.                     Все моторы и гудки,-

    Неживая зелень чахнет.                           И сирень бензином пахнет.

    2 группа – А.К.Передреев. Я жил свободно и открыто…

    Я жил свободно и открыто,                  От снега спрятавшись туда.

    Я делал чистые дела.                             Садились голуби на фермы,

    И производственная крыша                  Роняли перья и помет…

    Над головой моей плыла.                      И падали, теряя формы,

    Она была как купол цирка.                   Полет коверкая, в пролет…

    Но не хватало высоты                           Как ветошь, тлело оперенье…

    Парам расплавленного цинка,             Но между цинковых чанов

    Удушью серной кислоты.                     Я нес брезентовый передник

    И жили голуби под крышей,                Все шесть положенных часов.

    4. Домашнее задание.

    Попробуйте подобрать стихотворения, в которых затронуты экологические проблемы. Проанализируйте их.

    (Это могут быть стихотворения В.Брюсова «Ответ», А.Блока «Возмездие» и «Петроградское небо мутилось дождем» и др.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Экологические проблемы в нашем посёлке"

    Творческий проект на английском языке выполнен обучающимися 7 класса Дубенковой А., Хрулёвой А.,Рузлевой О.,Уховой М.,Щедриной Д. во главе с  научный руководителем Т.В. ...

    Интегрированный урок по теме "Экологические проблемы в современном мире".

    Тема урока "Экологические проблемы" - очень актуальная. Урок английского языка интегрирован с химией и информатикой....

    Урок на тему "Экологические проблемы в современном мире",7 класс

    Цели урока:     1. Развитие умений обмениваться информацией, полученной из стихотворения “Alexanderplatz”....

    внеклассное занятие "Школьные экологические проблемы в математических расчетах"

    Занятие по математика+ экология для 5-6 классов. Исследовательская работа на уроках математики....

    Экологические проблемы в поэзии писателей Южного Урала. НРК.

    В настоящее время часто говорят о том, что человек несет вред природе, человек губит природу. Мы слышим об этой проблеме из уст людей самых разных профессий. И в  литературе эта проблема, проблем...

    Сценарий занятия «Отходы жизнедеятельности как мировая экологическая проблема» (в рамках Всесоюзного экологического урока «Сделаем вместе»)

    Занятие доказывает, что проблема отходов общемировая. В каждом регионе России также существует проблема их утилизации. В процессе практической деятельности учащиеся находят варианты  утилизации и...