Экологические проблемы в поэзии
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Черепанова Елена Александровна
В настоящее время очень много говорят о том, что человек несет вред природе, человек губит природу. Поэты, неравнодушные к тому, что происходит вокруг, с помощью художественно-выразительных средств воссоздают то или иное явление. Сегодня на уроке мы поговорим об экологических проблемах на примере некоторых стихотворений. Посмотрим, как поэты пытаются привлечь внимание человечества к этой теме. Мы проанализируем стихотворения с точки зрения содержания и попробуем найти те художественные средства, с которыми познакомились на предыдущем уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Экологические проблемы в поэзии36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Экологические проблемы в поэзии.

Цели:  1) учить анализу поэтического произведения;

            2) дать понятия некоторых тропов и фигур на примере поэтических

                 произведений;

            3) экологическое воспитание на уроках литературы.

Ход урока.

1.Слово учителя.

В настоящее время очень много говорят о том, что человек несет вред природе, человек губит природу. Поэты, неравнодушные к тому, что происходит вокруг, с помощью художественно-выразительных средств воссоздают то или иное явление.

  Сегодня на уроке мы поговорим об экологических проблемах на примере некоторых стихотворений. Посмотрим, как поэты пытаются привлечь внимание  человечества к этой теме.  Мы проанализируем стихотворения с точки зрения содержания и попробуем найти те художественные средства, с которыми познакомились на предыдущем уроке.

2. Анализ стихотворений.

Послушайте стихотворение А.И. Тихомирова «На реке Чапаевке».( все анализируемые стихотворения есть у каждого ученика на парте)

 Черными лентами окаймлены берега,

 Запах тяжел, испаренья густеют без ветра,

 В траурных пятнах притоплены рыбьи бока,

 Ходит в пленке

 Волна многоцветного спектра.

 Нефтью пропитана, утка лежит под кустом

 В слипшихся перьях, словно в промасленной робе…

- Какую картину создал автор в своем стихотворении? Представили ли вы эту картину? ( Первое слово черный задает тон всему стихотворению. «В черных лентах», «запах тяжел», «в траурных пятнах» (как будто трупные пятна имеет в виду автор) – все эти словосочетания рисуют страшную картину умирания всего живого. Кругом траур).

- А что такое «волна многоцветного спектра»? Представьте многоцветный спектр. Красиво? ( Да, красиво. Это нефть разлилась по реке Чапаевке. Но эта красота несет смерть всему живому).

- Какие художественно- изобразительные средства использует Тихомиров в своем стихотворении?  (В последней строке автор использует сравнение: «в слипшихся перьях, словно в промасленной робе». Сразу представляется тяжелая, неприятная на ощупь роба и не отмываемое ничем масло. Так и слипшиеся перья  уток, которым нельзя ничем уже помочь).

- Почему в конце стихотворения автор поставил многоточие? (Как будто от отчаяния автор не в силах продолжать описание).

Послушайте еще одно небольшое стихотворение А.Ахматовой «Прогулка». Оно состоит всего лишь из двух строк, но попробуйте понять, каким глубоким смыслом наполнено это стихотворение.

А Ахматова «Прогулка».

Бензина запах и сирени,

Насторожившийся покой…

- С какого художественного приема начинается стихотворение? (Автор использует прием антитезы).

- Объясните, для чего Ахматова использует антитезу, что хотела подчеркнуть? (Неприятный, резкий запах бензина, парами которого можно отравиться, и аромат сирени. Сирень – символ пробуждения всего живого, ведь она распускается, когда начинается лето и все начинает расти).

- Какое художественно-выразительное средство использовала А.Ахматова во второй строке стихотворения? (Оксюморон: «насторожившийся покой». Покой не может беспокойным, насторожившимся).

- А что значит многоточие в конце второй строки? (Автор как бы прислушивается  к этому насторожившемуся покою, и насторожился сам. Он ждет, что может принести такой покой).

Как много в современном мире шума: громкая музыка, гудящие моторы машин, рев сирен и т.д. Анализируя следующее стихотворение, поговорим о шумовой экологии.

Л.Стефанова. «Тишина».

Бьют по нервам будильники,                     Тишина, тишиной, тишины…

Верещат телефоны,                                     Тихо все в это тихое утро.

Громыхают лифты,                                      Напряженье уходит

Трамваи скрежещут прямо по мне.            Из сердца, из мышц, из виска.

Тормоза и моторы,                                       Мир скрежещущий выключен,

Телевизоры и клаксоны,                              Как на столе репродуктор.

Транзисторы,                                                В синем небе бесшумно плывут

Отбойные молотки,                                                                           облака.

Вертолеты, соседи, вагоны

Нас пытают мучительной пыткой,

По какой не знаю вине.

- Заметили ли вы, что стихотворение четко делится на две смысловые части? Какие? (1 часть – шум, скрежет, грохот; 2 часть – тишина).

- С какой целью Стефанова Л. Использует ряд однородных членов предложения? (ряд однородных членов предложения и градация создают действительную картину современной жизни. Ощущение постоянного напряжения слуха. Это мучительная пытка. И человек как будто мечется в этом шуме, в этом жутком и неприятном скрежете, скрипе, грохоте).

- Найдите прием звукописи. Отличается ли звукопись 1 и 2 части?  (Звукопись 1 части помогает усилить неприятные ощущения, повтор звуков р, б, ж, з  создает шумовой эффект. А часто встречающие звуки  2-ой части – х, ш, щ, глухие согласные – успокаивают воспаленный слух, раздраженные, взбудораженные нервы).

- Проанализируйте содержание2-ой части. ( Вторая часть начинается со слова тишина.. Автор несколько раз использует это слово в разной форме, он будто любуется этим словом, которое даже своей звуковой оболочкой несет  успокоение его слуху. «Тишина, тишине, тишины.  Тихо все в это тихое утро».  

3.Работа в группах.

-Проанализируйте стихотворение с точки зрения содержания и использования изобразительных средств.(задание разноуровневое)

1 группа  - О.Э. Мандельштам Теннис.

Май. Грозовых туч клочки.                     Все моторы и гудки,-

Неживая зелень чахнет.                           И сирень бензином пахнет.

2 группа – А.К.Передреев. Я жил свободно и открыто…

Я жил свободно и открыто,                  От снега спрятавшись туда.

Я делал чистые дела.                             Садились голуби на фермы,

И производственная крыша                  Роняли перья и помет…

Над головой моей плыла.                      И падали, теряя формы,

Она была как купол цирка.                   Полет коверкая, в пролет…

Но не хватало высоты                           Как ветошь, тлело оперенье…

Парам расплавленного цинка,             Но между цинковых чанов

Удушью серной кислоты.                     Я нес брезентовый передник

И жили голуби под крышей,                Все шесть положенных часов.

4. Домашнее задание.

Попробуйте подобрать стихотворения, в которых затронуты экологические проблемы. Проанализируйте их.

(Это могут быть стихотворения В.Брюсова «Ответ», А.Блока «Возмездие» и «Петроградское небо мутилось дождем» и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по географии 8 классе "Экологические проблемы и экологические ситуации в России""

Тема урока «Экологическая ситуация в России» по географии в 8 классе изучается в разделе «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы»....

Экологические проблемы в поэзии писателей Южного Урала. НРК.

В настоящее время часто говорят о том, что человек несет вред природе, человек губит природу. Мы слышим об этой проблеме из уст людей самых разных профессий. И в  литературе эта проблема, проблем...

Программа экологического воспитания "Экологические проблемы нашего района"

Цель программы: Развивать бережное отношение к природе родного края...

Воспитание экологической компетентности и развитие УУД учащихся в урочной и внеурочной деятельности в результате работы над творческим интегрированным проектом "Современные экологические проблемы Санкт-Петербурга" в системе требований ФГОС.

Презентация творческого интегрированного проекта "Современные экологические проблемы Санкт-Петербурга", выполненного учащимися восьмых классов школ № 356 и 376, и представленного на международный конк...

Экологические проблемы Крыма- наши общие проблемы.

Листая страницы устного журнала, попытаемся выяснить рейтинг самых актуальных экологических проблем, стоящих сегодня перед обществом: некачественная вода, загрязнение воздуха, деградация земельных рес...

Сценарий занятия «Отходы жизнедеятельности как мировая экологическая проблема» (в рамках Всесоюзного экологического урока «Сделаем вместе»)

Занятие доказывает, что проблема отходов общемировая. В каждом регионе России также существует проблема их утилизации. В процессе практической деятельности учащиеся находят варианты  утилизации и...