УНТ-былины
презентация к уроку литературы (5 класс) по теме

 Презентация может быть использована на уроке литературы в 5 классе при изучении темы "Былины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon literatura-bylina-5_klass.ppt2.75 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Былины – жанр устного народного творчества

Слайд 2

Былины – русские народные эпические песни . Они повествуют о подвигах богатырей , сражающихся с чудовищами или вражеским войском, отправляющихся в загробный мир или ещё каким-либо образом проявляющих свою силу, удаль, храбрость.

Слайд 3

Классификация былин по содержанию: Первая , самая многочисленная группа – это былины героического содержания (былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и др.) Вторая – социально-бытовые былины (былины о Садко, о Василии Буслаеве и др.) Третья группа– былины волшебно-сказочного содержания (их немного: «Подсолнечное царство», «Нерассказанный сон». Четвертая (также немногочисленная) – близкие к историческим песням. Пятая – былины пародийного характера.

Слайд 4

Художественные особенности былин Величественное содержание былин выражено в возвышенной и торжественной форме. Былины рассказываются речитативом. Исполнялись чаще в сопровождении гуслей и одним лицом.

Слайд 5

Былинный стих особенный, он приспособлен для передачи живых разговорных интонаций: Из того ли то из города из Мурома, Из того села да Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец. Песенные строки легки и естественны: повторения отдельных слов и предлогов, самый ритм ненавязчивы и не мешают передаче смысла. Рифмы в былинах нет: она затруднила бы естественное течение речи, но всё же певцы не отказывались совсем от созвучий: Так все травушки-муравы уплеталися Дай лазоревы цветочки осыпалися…

Слайд 6

Былины сюжетны. Большую роль в них играет диалог. Композиция былин такова: ЗАЧИН (завязка действия), повествование , кульминация, исход (развязка). Для былин характерно замедление действия. С этой целью употребляется троекратное повторение, используются так называемые общие места. Общие места – это такие устоявшиеся словосочетания для изображения действий, поступков, портретов, силы и т.п., которые употребляются сказителями в разных былинах.

Слайд 7

Одним из основных приемов в создании образов богатырей является ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ – преувеличение основных черт, качеств героев, явлений жизни, связанных с ними . (палица богатыря весит сорок, а иногда и девяносто пудов, конь несет богатыря «выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего» и др.)

Слайд 8

Широкое применение в былинах находят приемы контраста (богатырь и враг-чудовище) и антитеза (герой действует вопреки советам, предупреждениям). Для поэтического языка былин характерны постоянные эпитеты (красна девица, чисто поле, добрый конь и др.), синонимы, сравнения, уменьшительные и увеличительные суффиксы.

Слайд 9

Циклы былин Традиционно выделяются два главных цикла былин, объединённые по месту действия или происхождению героев. События большинства былин происходят в Киеве или в какой-то мере с этим городом связаны, поскольку богатыри находятся на службе у киевского князя Владимира Красное Солнышко. Этот цикл называется киевским или Владимировым . К нему относятся былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, Дюке Степановиче, Хотене Блудовиче, Дунае и др. Даже если действие в этих былинах непосредственно не связано с Киевом или с выполнением поручения князя Владимира, упоминание города или князя обязательно присутствует.

Слайд 10

Второй цикл образуют новгородские былины. Их герои – Садко и Василий Буслаевич – родились и жили в Новгороде. Кроме того, существует ряд песен, не входящих ни в один из этих циклов.

Слайд 11

В отличие от киевских, в новгородских былинах нет «могучих богатырей», «полениц удалых», сражающихся с вражьей силой. Герои этих песен – Садко и Василий Буслаевич, как и киевские богатыри, обладают яркими и особенными чертами: Садко прекрасно играет на гуслях, так, что своей игрой поражает царя морского и получает от него помощь и совет, как разбогатеть.

Слайд 12

Главные герои былин – богатыри , люди исключительные, наделённые чертами, которыми не обладает обычный человек : невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо особенным умением или талантом. Именно эта исключительность роднит их всех, весьма непохожих друг на друга, и ставит в центр повествования. Так, если Илья Муромец знаменит своей силой, то Садко – своим непревзойдённым искусством играть на гуслях.

Слайд 13

Среди богатырей принято выделять «старших» и «младших». К «старшим», как правило, относят Святогора и Волхва Всеславьича. «Старшие» богатыри называются так не только потому, что они по возрасту старше других витязей, но и потому, что они представляют собой более древний, архаический тип героя.

Слайд 14

Описание особенных событий и особенных героев нуждается в какой-то особенной форме, не такой, в которой рассказывают о повседневной жизни. Для описания всего, что связано с главным героем: его силы и телосложения, оружия, коня, той задачи, которую он должен выполнить, и т.д. – используются гиперболы – намеренные преувеличения .

Слайд 15

Время действия былин тоже особенное. Главное его отличие от современности в том, что тогда все изображаемые в былинах чудеса и невероятные события могли случиться и представлялись нормальными – мир существовал по другим законам .

Слайд 16

В XIX веке ученые предполагали, что былины – самый древний вид народной поэзии. Однако известны они только русским и практически незнакомы украинцам и белорусам, а уж другим славянским народам – тем более. Скорее всего в том виде, в каком они дошли до нас, былины появились уже после того, как началось разделение восточных славян на три народа, т.е. не ранее XIII века. Когда возникли былины?

Слайд 17

Одна из первых попыток записать тексты былин как они есть была осуществлена казаком Киршей Даниловым по заказу уральского заводчика Демидова в XVIII веке . Так был составлен большой сборник, получивший полное название «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым».

Слайд 18

В произведениях древнерусской литературы есть упоминания о певцах, которые исполняли свои песни под гусли. Один из таких певцов-сказителей упомянут в «Слове о полку игореве». Это БОЯН, который, возлагая «свои вещие персты» на струны, пел о героических воинах прошлых лет. Можно предположить, что речь идёт именно о сказителе былин, который находился при княжеском дворе. Известный сказитель былин

Слайд 19

В.М. Васнецов «Богатыри»

Слайд 20

Проба пера Сочинить стилизованную былину на школьную тематику. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие былины. Былина Вольга и Микула Селянинович

Презентация предназначена для учащихся 7 класса. В презентации представлены композиционные ососбенности былин, основные циклы и работа по былине "Вольга и Микула Селянинович"....

Урок по литературе для 6 класса. Многообразие былинных героев. Творческий практикум: сочинения былинного сюжета.

Многообразие былинных героев.Творческий практикум: сочинения былинного сюжета. Цели:Познакомить учащихся сразными образами русских богатырей и былинных героев народов России;Развивать умение уст...

Былины - богатырский эпос русского народа. Былины "На заставе богатырской", "Три поездки Ильи Муромца"

Былины являются эпическими песнями о русских богатырях; именно здесь мы находим воспроизведение общих, типических их свойств и историю их жизни, их подвиги и стремления, чувства и мысли. Каждая из эти...

Презентация "Былины.Виды былин"

Презентация знакомит учащихся 5 классов с особенностями былин....

Презентация к урокам литературы в 7 классе по теме: Былины как героические песни эпического характера. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Вольга и Микула Селянинович».

Определение былины, основные особенности былин киевского и новгородского цикла, отражение былинной тематики в произведениях живописи...

Методическая разработка урока по литературе в 7 классе. Новгородский цикл былин. Былина «Садко».

Целью урока : показать учащимся различие новгородского и киевского циклов былин. Совершенствовать навыки выразительного чтения. Совершенствовать навыки устной речи, нравственное и патриотическое воспи...