Урок по литературе для 6 класса. Многообразие былинных героев. Творческий практикум: сочинения былинного сюжета.
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

 

Многообразие былинных героев.

Творческий практикум: сочинения былинного сюжета.

Цели:

  1. Познакомить учащихся сразными образами русских богатырей и былинных героев народов России;
  2. Развивать умение устного выступления на заданную тему;
  3. побуждать учащихся к литературному творчеству;
  4. развитие чувства патриотизма и любви к людям у учащихся на примерах самоотверженных поступков былинных богатырей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_mogoobrazie_bylinnyh_geroev.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №2

Урок по литературе для 6 класса.

Многообразие былинных героев.

Творческий практикум: сочинения былинного сюжета.

Разработчик –

учитель русского языка и литературы

 

Козаченко Марины Леонидовны.

г. Темрюк - 2011г.

Многообразие былинных героев.

Творческий практикум: сочинения былинного сюжета.

Цели:

  1. Познакомить учащихся сразными образами русских богатырей и былинных героев народов России;
  2. Развивать умение устного выступления на заданную тему;
  3. побуждать учащихся к литературному творчеству;
  4. развитие чувства патриотизма и любви к людям у учащихся на примерах самоотверженных поступков былинных богатырей.

Ход урока.

  1. Самостоятельная работа.

Сегодня у нас практикум. Сначала вы будете практиковаться в устных цельных выступлениях, а потом подумаем, как вы будете сами сочинять былины. Героические эпосы в современном духе.

Я надеюсь, что все рекомендованные былины вы нашли и прочитали. (Учитель, конечно, имеет все тексты былин, готов пересказать сюжеты с прочтением отдельных отрывков, которые включены в «Стандарт»,- «Садко», «Вольга», «Джангар».)

Порядок вашего выступления таков (обозначен на доске) :

  1. Назовите былину;
  2. Если знаете, укажите, в какой цикл она входит, к какому историческому времени относится;
  3. Перескажите кратко сюжет былины;
  4. Выделите главных действующих лиц;
  5. Охарактеризуйте богатыря и его противника – только в схватке с сильным врагом проявляется характер героя;
  6. Есть ли у богатыря помощники, каково его снаряжение, которое тоже не последнюю роль играет в подвигах богатыря;
  7. Укажите причину свершения героического поступка главного героя, и почему будущие поколения людей называют его героем;
  8. В заключение скажите о художественных особенностях былины: как описывается художественное пространство, что интересного в композиции, языке произведения.

        Учитель: Вот вам план цельного выступления и о самотоятельно прочитанной былине. Наверное по одной былине мы послушаем выступление нескольких учеников. Но вы должны постараться представить свою былину предельно полно, чтобы дополнений не требовалось. Я даю вам три минуты на то, чтобы собраться с мыслями.

        Учитель: Мы говорили, что былины – это героический народный эпос древних времён.

- А сегодня этот жанр жив? (Нет).

- Но если бы вы захотели, то смогли бы сочинить былину?

- Кто же мог стать героем вашей былины? Кого сегодня можно считать богатырём?

- От кого бы «новый русский» спасал бы русскую землю? И воплощает ли «новый русский» идеал поведения для людей?

Можно ли создавать другие былины об Илье Муромце, Алёше Поповиче, Микуле Селяниновиче? Возможно ли появление других героев в наше время, таких же, как описаны в народном эпосе и другие напасти на русскую землю. кроме захватчиков прошлого (татаро-монголов, польских интервентов, французских императорских войск Наполеона, немецко-фашистских захватчиков?)

- А об однокласснике можно написать былину? Будет ли она отличаться от классической? (Можно, но это будет шутливая былина.)

- А что это мы такой разговор ведём? (Мы сами будем сочинять былины!).

- Правильно, к этому я и веду. Значит, вы можете написать юмористическую стилизацию под былину.

  1. План работы.

Определим последовательность ваших творческих шагов:

1.Выберем героя. Чётко себе представим, какой он, чтобы словесно нарисовать образ, внешне и с характером идеального героя;

2. Придумаем ему достойного врага, скоторым богатырь вступит в борьбу, чтобы проявить свои богатырские качества;

3. Кто ещё будет участвовать в событиях былины?

4. Какое пространство будет в былине?

5. Представим себе и подробно опишем битву или сражение, схватку).

6. С какого зачина начнём былину, какой концовкой завершим?

7. Подберём клише, которое можно использовать в былине;

8. Соберём все, что подготовили, и начнём последовательно писать, не забывая, что в подходящих местах надо вставить троекратное повторение, постоянные эпитеты, гиперболу, сравнения, литоту, повторы, словесно и выразительно оформить напевный ритм (ай, ой да и т.д.)

III|. Домашнее задание.

Сочините былину.

Примечание: Предлагаю вниманию учителей былину, сочинённую моим учеником.

Былина о Чёрном Вороне.

Поселился да на высокой горе

Вблизи города Чернигова Ворон Чёрныя,

Ворон Чёрный да зловредный да татарския.

И клевал он полюшки пшеничные,

И топтал он посевы урожайные.

Вот прослышал про ту беду добрый молодец

Деревенщина Иван из села дальнего.

Выезжал он поутру на добром коне

На просторы-то  на урожайные.

И увидел он на поле корешки одни.

Нет ни зёрен, ни соломы для скотинушки.

И спешит Иван к горе. К жилищу Чёрна Ворона,

Куда лучик света не залётывал,

Проезжал он среди гор да густых лесов,

Где ногой человек не прохаживал.

Только птицы и звери там кружмя кружат.

Выезжает вдруг на берег, светом залитый,

Видит речку быструю бурливую,

Гору серую да высокую.

А на той горе на высокыя

Гнездо чёрное ворониное.

И взнуздал Иван коня белогривого,

Подскочил-то конь, засверкал ногой

Да подковушками крепко вбитыми.

Подскочил-то конь, да на полгоры.

Затянул Иван  узду крепкую –

Второй раз добрый конь подскакивал,

Что подковы у него все отлётали.

Отпустил узду добрый молодец,

Оттолкнулся конь что есть силушки,

И взлетел родимый на гору серую

Прямо к гнёздышку Чёрна Ворона.

А в гнезде сидит Воронёночек,

Трижды выше роста человечьего.

Воронёнок, вражий сын, встрепенулся,

Клювом, крылышком своим замахнулся.

Что все травушки низко пригнулися,

Все лазоревы цветочки да осыпалися.

Добрый конь под Иваном спотыкается,

Богатырский меч изгибается.

И сказал Иван да таковы слова:

« Что ты буланный мой. конь спотыкаешься,

Что ты буланый мой меч, изгибаешься?

Не срамите мою честь богатырскую,

Мою волюшку и силушку Русскую!»

И пошла тут битва страшная,

Битва старашная да великая.

Воронёнка пёрышки да отлётывают,

На шелом на кольчугу залётывают.

А Иван не робеет, не хмурится,

С ярым Воронёнком насмерть рубится.

Как ударил Иван по лапам врановым,

Лапам врановым да железныя.

Поотпали да лапы вражие,

Чёрный Воронёнок да на гору падает.

Да накинул Иван петлю богатырскую

да на выю ворожью черна ворона.

Да стегнул Иван да добра коня,

Полетел добрый конь да с горы до долу,

Да летел буланный быстро, как молния,

По крутой горе да в полюшко.

И разбились тут все бока вражии,

Все на косточки да на жилочки.

Тут вдруг солнце красное стало черное,

Светла молния по небу прокатилася.

Летит Воронище да злодей старшой.

Да увидел Воронище гнездо разорённое,

Да увидел он Ивана Деревеньщину,

Да дитя свово – биты косточки.

Говорит Воронище да таковы слова:

Ты зачем, Иван, мне разор учинил?

Али жизнь тебе боле не надобна?

И ответил Иван Деревенщина:

«Не затем я к тебе пожаловал,

Злодей Воронище да поганое,

Что мне жизнь свою положить легко,

А затем, что бы не ходила смертушка

Да помеж людом русским от голода.

Чтобы матери и малые детушки

были сытые и вольные.

Выходи –ка ты да на смертный бой,

На кровавый бой да на последний бой.

Будем биться за жизнь люда русского,

За жизнь вольную, не голодную.

И ударил Иван по Воронищу поганому,

Да отрубил ему черну голову.

Покатилась голова да под гору ту,

Прямо к косточкам сына Воронищева.

И настала тут тишь голубиная,

И огонь из неба перестал сверкать,

Да явилось снова красно солнышко.

Все вокруг цветёт, да жизнь радует.

На полях да сурожь выбивается,

Радостной муравушкой расстилается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Осьминоги" к уроку природоведения в 5 классе "Многообразие животных"

На уроке по теме "Многообразие животных" дети выступают со своими сообщениями. Раньше готовили устные выступления с применением фотографий и рисунков. С появлением в кабинете интерактивной доски учу р...

Урок МХК в 11 классе"Многообразие стилей зарубежной музыки"

Урок МХК в 11 классе"Многообразие стилей зарубежной музыки"...

Урок музыки в 5 классе Многообразие жанров в музыке

обощающий урок музыки в 5 классе "Многообразие жанров в музыке"...

Презентация к уроку биологии в 7 классе "Многообразие и значение земноводных".

Презентация к уроку биологии в 7 классе по теме "Многообразие и значение земноводных". Краеведческий компонент урока....

Конспект открытого урока по литературе в 8-ом классе по теме "Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Цель:     определение темы и идеи поэмы;углубление представления учащихся о личности М.Ю. Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме, выявление структурных особенностей произведени...