Много уроков , хороших и разных!
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Предлагаю некоторые разработки уроков по русскому языку и литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_literature_v_8_klasse_na_temu.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8  классе

учителя русского языка и литературы ГОУ гимназии №399 Красносельского района

Санкт-Петербурга Ястребовой Наталии Станистлавовны

ТЕМА : «Сатирикон» улыбается

Цели и задачи урока:

 - познакомить учащихся с журналом «Сатирикон» как явлением литературы 20 века;

- закрепить знания по теории литературы;

  •  формировать умения по анализу сатирического текста;

- формировать умение работать с дополнительной информацией, выбирая главное;

-        воспитывать чувство юмора

Формы урока:

                           - презентация журнала «Сатирикон»,

  • сообщения учащихся,
  • индивидуальная и групповая работа.

Ход урока

В то смутное, неустойчивое время, гиблое время, «Сатирикон» был чудесной отдушиной, откуда лил свежий воздух

А. Куприн.

1 .Слово учителя

Сегодня на уроке мы познакомимся с историей сатирического журнала начала 20 века «Сатирикон», писателями-сатириконцами, посмотрим карикатуры, познакомимся с книгой «Всеобщая история, переработанная «Сатириконом». На уроке работают литературоведы, историки, лингвисты.

  •  Ребята, а что объединяет слова «сатирический», «сатирики», «Сатирикон»?
  • Дайте определение САТИРЫ. Какие еще виды комического вы знаете?

2.        Слово литературоведам.

Итак, презентация журнала «Сатирикон» (история журнала, задачи «Сатирикона», темы сатиры, обложка, писатели-сатириконцы, художники-сатириконцы, карикатуры)

3.        Слово учителя.

Среди писателей-сатириконцев прозвучали имена авторов книги «Всеобщая история, переработанная «Сатириконом»- Тэффи, О. Дымова,

А.Аверченко, с которыми нас познакомят ученики, подготовившие

сообщения.

(Выступления учеников с биографическими справками о писателях,

историями происхождения псевдонимов, воспоминаниями о себе, чтением отрывков из произведений).

4.        Проверка домашнего задания (беседа)

        Дома вы читали первую часть книги «Древняя история»,
принадлежащую перу Тэффи.

  • Как читался текст?
  • Какое настроение создал? Благодаря чему?
  • Как бы вы определили тему этого фрагмента?

5.        Слово учителя.

Казалось бы, что можно найти смешного в государственных переворотах, многочисленных войнах, эпидемиях, убийствах и тому подобных событиях былых времен, сведения о которых дошли до нас? (Говорят историки, называя важные исторические события начала 20 века и приводя примеры жестокого воспитания детей в Спарте)

-        Почему же писатели обращались к юмору? И что дало право
А.Куприну назвать «Сатирикон» «чудесной отдушиной, откуда лил
свежий воздух»?

(работа с эпиграфом)

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о сатире и юморе в первой части книги «Всеобщая история, переработанная «Сатириконом»

6.        Чтение текста учителем

Задание учащимся: постарайтесь услышать, увидеть, выделить и назвать приемы и средства, с помощью которых создается сатирический эффект. Если непонятны значения каких-либо слов, задайте вопросы лингвистам

7.        Работа с текстом (групповая работа)
Приемы и средства сатиры Тэффи:

  • интонация;
  • лексика (использование просторечных слов, фразеологизмов, контекстуальных синонимов, антонимов, преувеличений, оксюморонов);
  • стилистика (смешение стилей: книжного и разговорного);

-        синтаксис (построение фраз на уровне абсурда) и др.

Вывод:

        Какова же роль юмора? Какое место он занимает в жизни человека?

8. Домашнее задание:

Прочитать оставшиеся главы книги «Всеобщая история, переработанная «Сатириконом», ответить на вопросы учебника.

( Примечание: 2 урок- практикум.

Итог работы с материалом - создание журнала «Наш Сатирикон» о жизни

класса)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Как много девушек хороших"

Разработка внеклассного мероприятия ко дню 8 марта...

Интеллектуальный конкурс: «Много профессий хороших и разных».

Участники: 9 класс Информационно просветительская беседа с игровыми элементами....

Как много девушек хороших!

Классный час: поздравление девочек 7 класса с праздником 8 Марта....

Внеклассное мероприятие по теме: "Много профессий хороших и разных"

Данное воспитательное мероприятие проводилось мною в 9 классе...

ВИКТОРИНА «ЕСТЬ МНОГО ПРОФЕССИЙ, ХОРОШИХ И НУЖНЫХ».

Даже, если нет таланта,Каждый день писать стихи,Можешь стать ты официантомИли гонщиком лихим,Или можешь печь ватрушки,Или петь, или плясать,Или, вот, помочь старушкеПисьма внукам написать!В общем, мож...

Классный час «Много профессий хороших и разных»

Данный материал рекомендован для учащихся 9 классов...

Конкурсная программа, посвященная празднику 8 Марта «Как много девушек хороших...»

Летящие челки, Горящие щеки Да блеск распахнутых глаз. Повсюду девчонки. Скажите, девчонки, Куда нам деваться от вас? Девчонки! Девчонки. Девчонки везде. От них нет спасенья нигде! ...