Главные вкладки

    «Цена хлеба» (по рассказам В.А.Солоухина «Каравай заварного хлеба» и «Мошенники»)
    методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

     

      Через собственную взволнованную память приходит каждый из нас к пониманию непреходящей ценности простого куска хлеба. И дорог он не только как продукт питания. Он дорог как символ человеческой доброты, искренности, любви, дружбы и верности, человеческого благородства. Когда есть хлеб, мы его не замечаем, недооцениваем. Когда, понятно, он есть. Так же мы дышим нужнейшим нам воздухом, почти не замечая его. Но попробуйте воздух у нас отобрать – тогда поневоле моментально заметим. Так что  же такое хлеб? Какова его цена? Именно об этом говорит В.А.Солоухин в своих рассказах «Каравай заварного хлеба» и «Мошенники»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon solouhin.doc49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Цена хлеба» ( по рассказам В.А.Солоухина «Каравай заварного хлеба», «Мошенники»

    Цель:

    - заинтересовать учащихся творчеством Солоухина,

    - ввести  в духовный мир писателя, в  нравственный мир его героев,

    - пробудить читательскую активность,

    - научить высказывать свою точку зрения.

    Оборудование: портрет В.А Солоухина, выставка «Певец родного края».

    Ход урока.

    1. Слово учителя.

    Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказами удивительного писателя, нашего земляка В.А.Солоухина. И пусть этот урок будет для нас уроком мужества и доброты.

    Сообщение темы и эпиграфа:         

                                                «Цена хлеба»

    (по рассказам В.А.Солоухина

     «Каравай заварного хлеба» и «Мошенники»)

                                                       Думаю, что хоть однажды

                                                       все должны мы испытать

                                                       чувство голода и жажды,

                                                       чтобы черствыми не стать.

                                                                  Станислав Дорохов

                                                                                                                                     

      Через собственную взволнованную память приходит каждый из нас к пониманию непреходящей ценности простого куска хлеба. И дорог он не только как продукт питания. Он дорог как символ человеческой доброты, искренности, любви, дружбы и верности, человеческого благородства.

    Когда есть хлеб, мы его не замечаем, недооцениваем. Когда, понятно, он есть. Так же мы дышим нужнейшим нам воздухом, почти не замечая его. Но попробуйте воздух у нас отобрать – тогда поневоле моментально заметим.        

            Так что  же такое хлеб? Какова его цена? Именно об этом мы будем говорить сегодня на уроке.

    2. Групповая форма работы.

        а). Задание давалось на дом:

                  - прочитать рассказ, знать содержание, выделить

                    основную мысль;  

                  - ответить на вопросы:

                     Какое впечатление произвел          

                     на тебя рассказ?

                     Перед каким выбором находятся герои

                     рассказа?

                     Чему учит нас рассказ?

                      В чем смысл жизни?

                   - подобрать стихотворение о хлебе, выучить

                      наизусть одному из членов группы.

         б). Работа 1 группы. Рассказ «Каравай заварного хлеба»

                - знакомство с содержанием рассказа;

                - ответы на поставленные вопросы.

          в).  Работа 2 группы. Рассказ «Мошенники»

                - знакомство с содержанием рассказа;            

                - ответы на поставленные вопросы.

    2. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

    1группа: (представитель от группы)

                                                С. Викулов

     Воистину: не углами изба и теперь красна,

    А хлебом да пирогами, как в давние времена.

    За ужином ли, за чаем мы хлеб не спеша жуем.

    Жуем – и не замечаем, не ценим: добро живем…

    Он – есть! Заварной. Подовый…

    И вот(« Уже не свежа!») буханка, почти пудовая

    С десятого летит этажа, летит, громыхая, в ящик,

    За мусором прочим вслед…

    И булку бросает мальчик, швыряет, как будто в снег.

    И недоросль чей-то сытый, носясь по улице вскачь, гоняет засохший ситный как будто футбольный мяч.

    И попеременно – то левой, то правой – пас…

    Мальчишки поры военной, услышать хочу от вас,

    Солдаты – от вас, и вдовы, и сестры, - от вас ответ:

    Что значит, коль хлеба вдоволь, что значит, коль хлеба нет?

    И дней тех черную стаю припомнив (вам не дано забыть про войну), я знаю, вы скажете мне одно:

    - Не видело горше небо картины наверняка, чем эта: за коркой хлеба протянутая рука.

    Воистину: не углами от века изба красна! А хлебом!

    Все та же мода!

    Так помните же, сыны!

    Хлеб – это судьба народа,

    Хлеб – это судьба страны!

                 

    2 группа: (представитель от второй группы)

          «Хлеб».  Н.Суворов.

    Воспоминанья о былом

    Мы ворошим теперь все реже

    И за обеденным столом

    Не делим хлеб, а просто режем.

    Притом, забыв про нож неострый,

    Ворчим, что хлеб немного черствый,

    А сами, может, в этот час

    Черствей его во много раз.

    Он предо мною на корню

    Стоит пока что невысоко.

    Да будет дождичек ко дню,

    Да будет солнышко ко сроку.

    Да будем мы всегда в ответе

    В своем труде за нивы эти,

    За хлеб, за вкус его и цвет

    В круговороте наших лет.

    -  Какова связь данных стихотворений с рассказами В.А.Солоухина?

    .

    4. Подведение итогов:

    История показывает, что хоть не хлебом единым жив человек, но все-таки именно хлебом определяется человеческое благополучие, человеческое «я».

    5. Домашнее задание: Составить синквейн  (стихотворение, требующее синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлексировать по какому-нибудь поводу)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие "Цена хлеба"

    Внеклассное мероприятие в 5 классе "Цена хлеба" воспитывает уважение к труду земледельца и бережное отношение к хлебу....

    Внеклассное мероприятие "Велика истинная цена хлеба"

    Данное мероприятие предназначено для 5-7 классов. На занятии учащиеся знакомятся с трудом хлеборобов, с воспоминаниями блокадников Ленинграда, жителями тыла. На мероприятии звучат пословицы, поговорки...

    Презентация к внеклассному мероприятию "Велика истинная цена хлеба"

    Данная презентация является дополнением к внеклассному мероприятию "Велика истинная цена хлеба", часть слайдов выпущена из-за ограничения в 3 МБ. Вы без труда можете дополнить презентацию своими слайд...

    пресс-конференция "Цена хлеба"

    Занятие даёт возможность задуматься о значимости хлеба в жизни человека, о необходимости уважения к данному продукту и людям, чей труд связан с его получением....

    Разработка бинарного урока "Приготовление заварного теста. Расчет норм выхода сырья на изделия из заварного полуфабриката, расчет стоимости готового изделия»"

    Материал предназначен для проведения бинарного урока по дисциплинам  «Математика», «Технология приготовления мучных кондитерских изделий»  по теме «Приготовление заварного теста. Расчет норм...

    «Этому нет цены…» (Идейный смысл рассказа Е.И.Носова «Лесной хозяин»)

    Интегрированный бинарный урок литературы и биологии. Вид урока - открытие новых знаний....

    «Чему учит рассказ «Цветок хлеба?» (урок родной литературы в 5 классе по рассказу Ю.Яковлева «Цветок хлеба»)

    Урок «Чему учит  рассказ «Цветок хлеба?» (урок  родной литературы в 5 классе по рассказу Ю.Яковлева «Цветок хлеба»)...