«Этому нет цены…» (Идейный смысл рассказа Е.И.Носова «Лесной хозяин»)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Птицина Елена Михайловна

Интегрированный бинарный урок литературы и биологии. Вид урока - открытие новых знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e.nosov_lesnoy_hozyain.docx43.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Этому нет цены…»

(Идейный смысл  рассказа Е.И.Носова «Лесной хозяин»)

Цель урока: интерпретация рассказа Е.И.Носова,  выявление художественного замысла автора, формирование коммуникативной  компетенции через анализ художественных образов, созданных автором, актуализация знаний учащихся об экологическом состоянии Курской области.

Задачи:
1. Образовательные:


  • выявить основную мысль рассказа;
  • учить постигать глубинный смысл авторских образов;
  • показать мастерство Е.Носова, талантливое использование изобразительных средств языка в создании живописных картин природы;
  • совершенствовать навыки работы над языком;
  • закреплять умение работать в диалоговом режиме;
  • расширить понятие о художественном слове писателя.

2. Развивающие:


  • Способствовать развитию системного мышления обучающихся;

  • Способствовать развитию их речевой деятельности; 

  • Развивать творческие способности учащихся, их самостоятельность при работе со справочной и критической литературой; навыки групповой самоорганизации; 
  • Формировать универсальные качества творческой личности.
  • Формировать способности воспринимать, интерпретировать и оценивать образцы массовой музыкальной культуры, выражать личностное отношение к ним, аргументируя свои мысли и суждения.

3. Воспитательные: 

  • прививать интерес к предмету, воспитывать вдумчивого читателя;
  • воспитывать чуткость, восприимчивость к окружающему миру, любовь к природе, к Родине, бережное отношение ко всему живому на Земле.
  • Воспитание художественных оценок, вкусов, нравственно-эстетических идеалов, потребностей в художественно-творческой самореализации и духовно-эстетическом самоусовершенствовании в соответствии с возрастными возможностями.

    Тип учебного занятия: интегрированный бинарный урок.
    Вид урока: урок усвоения новых знаний.

^ Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Методы работы:

  1. Словесные: 

  • ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии – общение, обучение в диалоге и полилоге;

  • регламентированная дискуссия.

2. Практические методы:


  • многоаспектная работа со словом, предполагающая обращение к словарю;
  • Метод сравнения и сопоставления.
  • творческая работа с текстом; 

3Наглядный метод иллюстрации
4. Постановка, исследование и решение проблемы
Средства обучения:  мультимедийные презентации, текст рассказа, толковый словарь

 С. И Ожегова.

Эпиграф:

Всем этим можно только любоваться.

Тронул – и всё испортил…

Е.И.Носов

Ход урока
I. Мотивационный этап.
1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. У всех хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.

II. Актуализация знаний   

Выполняя домашнее задание, вы познакомились с рассказом Е.И.Носова «Лесной хозяин».

  1. Как вы думаете, при обсуждении рассказа, о чем мы поведем разговор? Что обязательно должно прозвучать сегодня на уроке? На что будет сориентирована тема нашего урока?  От чьей мысли надо оттолкнуться. Чтобы сформулировать тему? (слайд №1) ( от мысли автора: взаимоотношение человека и природы; красота природы; воспитание любви к природе; природу нужно беречь)
  2. Вам понравилось это произведение? Можете его порекомендовать прочитать кому-нибудь?
  3.  Тогда обратимся к домашнему заданию: вы готовили буктрейлер. Посмотрим, что у вас получилось. (Буктрейлер либо анонс рассказа Е.Носова «Лесной хозяин»).
  4. Могут ли выступить в качестве эпиграфа какие-либо слова из нашего буктрейлера? (слайд №2)

III. Целеполагание
     

  1.  Какие шаги мы предпримем на уроке при обсуждении этого рассказа?

( интерпретировать произведение;

необходимо выявить основную мысль рассказа;

понять глубинный смысл авторских образов;

определить авторскую позицию;

убедиться в необходимости воплощать в жизнь идеи автора).(слайд №3)

Учитель: Хорошо, такой план принимается.

IV. Стадия осмысления.    

Учитель: « Вот они – дальние неведомые страны – вокруг тебя. Поля, луга, рощи, реки, озера. Вооружайся терпением, вниманием и любовью к родной природе и выходи читать увлекательную книгу ее жизни», - писал Е.И.Носов.  (слайд №4)

Принимаем приглашение? Тогда в путь!

  1. Для начала совершим прогулку по лесу. В каком лесу приятнее гулять – в таком или таком? (слайд №5).
  2. Кто из героев рассказа составит нам компанию? (автор и дед Проша)

Давайте уясним разницу между понятиями автор – рассказчик – повествователь:

Повествование в художественном произведении не всегда ведётся от лица автора.

Автор – это реальный человек, который живёт в реальном мире. Именно он продумывает свое произведение от начала (бывает, с эпиграфа, даже с нумерации (арабской или римской) до последней точки или многоточия. Это он разрабатывает систему героев, их портреты и взаимоотношения, это он делит произведение на главы. 

Повествователь - рассказывающий автор, это персонаж художественного мира.

Рассказчик - автор, рассказывающий устами персонажа. (слайд №6)

  1. Прослушайте, пожалуйста, вступление рассказа в исполнении актера Алексея Смирнова (аудиозапись). (слайд №7)
  2. Как характеризует героя рассказа причина, по которой он ходит в лес за лещиной именно осенью. (заботливый, любящий, рассуждает по-хозяйски)
  3. Не  каждый  человек так заботливо относится к природе. Это мы увидели на слайдах. Некоторые скептики, например, считают, что любовь к природе, ее сохранность – это устаревшие нравственные ценности. Вы согласны с ними?
  4. Значит, проблема существует. Давайте попробуем ее обозначить.
  • Человек в лесу – хозяин или гость? (слайд №8)
  1. Чтобы разобраться в этой проблеме, обратимся к  тексту:
  1. Чем представляется автору лес в тот момент, когда он  в него входит?
  2. Зачитайте отрывок от слов «Я тоже рад…» до слов «…упустить»;
  3. С каким настроением автор пишет эти строки?
  4. Назовите слова, которые  демонстрируют  авторское отношение к осеннему лесу. Какая же природа, по мысли автора?

Вывод: автор любит родную землю, подчеркивает в пейзажной зарисовке величие природы,  для  него природа и живая, и в то же время это произведение искусства, созданное художником-осенью – об этом говорят средства выразительности…

  1. Чьи же полотна выставляет напоказ осень-художник?
  2. Обратите внимание на иллюстрации на доске. Узнаваемы ли они по описанию Носова? Подберите  к ним цитаты из рассказа.
  3. Что объединяет творчество этих художников?
  4. Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

ПЕЙЗАЖИ́СТ, пейзажиста, муж. Художник, живописец, специализировавшийя на пейзажах (см. пейзаж во 2знач.) (живоп.).

|| Писатель, хорошо, талантливо описывающий природу (лит.). Тургенев один из лучших русских пейзажистов. (слайд №9)

  1. Посмотрите на палитру красок: золотая, цветная мозаика, золото, серебро, синева.
  2. Палитра  — небольшая тонкая и лёгкая доска четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы.
  3.  Удалось ли художнику Носову написать картину осеннего леса? Красиво получилось, воздействует на читателя?

- Перед нами яркая палитра, состоящая из оттенков жёлтого, красного и синего цветов. Мир природы становится более насыщенным. Такой приём в литературе называется - цветопись. 

Учитель: Е.И.Носов говорил, что пейзажи в рассказах как бы сначала писал красками, а уже потом подбирал к ним слова. Говоря о раннем творчестве писателя, Алексей Кондратович назвал его художником-пейзажистом.

  1. Продолжаем прогулку по лесу. (Учитель зачитывает: герои  входят в лес). лес  в языческие времена олицетворял большой дом из деревьев, которые, считалось, живые, имеют душу.(автор преклоняется перед красотой природы и перед великим искусством, шедеврами художника Ивана Ивановича Шишкина, которому он посвятил свое произведение).
  2. Кто такой язычник? 

Язы́чество — принятый в христианском богословии и частично в исторической литературе термин, обозначающий традиционные и нехристианские религии. В более узком смысле, язычество — политеистические религии.

Язы́чник — человек, исповедующий язычество

  •  Кому посвящает Е.И.Носов рассказ? Имя этого художника вам знакомо? Какие картины И.И.Шишкина вы можете назвать?

  1.  Обратим внимание, одинаково ли представление героями о лесном хозяине. Сопоставим образы, которые возникают в воображении героев, попробуем сделать вывод: какой смысл приобретает образ хозяина леса в рассказе.
  2. Поработаем по вариантам: подчеркните в тексте слова, с помощью которых  1 вариант – дед Проша изображает лесного хозяина, 2 вариант – рассказчик.

У деда Проши

У автора

Ветхий старичок. Полушубок в заплатах, из дыр … мох торчит, на ногу прихрамывает, не любит озорства в лесу, бережет лес от поругания

Простое загорелое лицо лесоруба в мшистой рамке бороды, добрые серые глаза с зорким прищуром, седеющие волосы, натруженные руки, «рисует картины». «Ходит по лесу и шепчет: "Этому нет цены... Берегите это, люди».

 - Как вы понимаете выражения: «не любит озорства в лесу»,  "бережёт лес от поругания"?

ОЗОРСТВО́озорства, мн. нет, ср. 1. Поведение шалуна, баловство, капризы (преим. о детях; неод.). 2. Скандальное, буйное поведение, дебоширство (разг.). Вечное озорствопьяного мужа. 3. Задор, задорное, вызывающее поведение. (слайд №10)

Поругание. ПОРУГА́ТЬ 2, -а́ю, -а́ешь; -у́ганный; сов., кого-что (обычно в форме страдательного прич.) (устар. и высок.). Грубо унизить, опозорить, оскорбить. Поруганы народные святыни. Поруганная честь.

- А какая легенда складывается о лесном хозяине у рассказчика?  

- Назовите фразу, которая выражает авторское отношение к этому вымыслу.   («Хорошая сказка!»)

-Определите в этой фразе ключевое слово (ключевое слово – «хорошая» - почему? – учит беречь лес)

- Как вы думаете, а почему дед Проша и автор по-разному представляют себе хозяина леса?

Вывод: представители разных поколений: дед Проша не просто верит в мифическое существо, но и дополняет поверье легендой собственного сочинения, объясняющей хромоту лешего, оберегающего лес от поругания; автор же представляет себе человека, который охраняет и природу, и ее красоту. В рассказе «Лесной хозяин» Носов намеренно искажает образ лешего, наделяя его исключительно положительными чертами. Образ лешего становится поводом призвать к охране природы и заботе о лесных богатствах. 

- Как вы думаете, смогут ли подружиться или хотя бы просто ужиться леший и человек?

- Кого называют хозяином? Каково значение слова хозяин?

Хозяин   (слайд №11)

-а, мм. -яева. -яев, м. 1. То же, что владелец. Х. дачи. Без хозяина дом сирота (поел.). 2. перен. Полновластный распорядитель. Отец — х. в даме. Х. своей судьбы. Х. положения (о том, кто может независимо действовать в данной обстановке, распоряжаться, решать сам). 3. Человек, который ведёт хозяйство, хозяйственные дела. Хороший, расчётливый, рачительный, разумно бережливый х. 4. Лицо, пользующееся наёмным трудом, частный наниматель. Х. и работник. 5. Глава дома, семьи, хозяйства. Х. рад гостям. 6. Обращение к тому, кто распоряжается, ведает чем-н. (прост.). 7. Муж, супруг (прост.). 8. О начальнике по отношению к подчинённым (прост.). 9. Организм как среда обитания и источник питания паразитов (спец.). Растение-х. * Хозяин своего слова — человек, который верен своему слову, держит его.

Работа со словарной статьей: выберите те значения, которые, на ваш взгляд, не просто подходят к определению слова «хозяин» в рассказе, но и наиболее точно отражают идейный замысел автора.

Хозяин – хороший человек, разумно бережливый распорядитель природных богатств. (слайд №12)

- Вот каким представили себе лесного хозяина девочки.

- Какой  смысл вложил писатель в этот образ, почему он рассказывает нам о нем?  (идейный замысел)

Вывод: автор рисует заботливого хозяина, с любовью оберегающего свой родной лес и его жителей, с целью создания нравственного образца общения человека с природой: ее надо беречь, приумножать, любить.

- Кто-то сказал, что любовь к природе похожа на бумеранг. Попробуйте отстоять либо опровергнуть эту точку зрения.

V. 1. –К чему может привести нерациональное использование природных ресурсов?

Пригласим к разговору учителя биологии.

Учитель биологии:

  • вред, который наносит человек природе;
  • рациональное использование природных ресурсов; (слайд №13)
  • Красная книга Курской области;
  • Алехинский заповедник. (слайд №14)

2. Возвращаемся к произведению. Зачитайте последние строки рассказа. Какая идея, важная для всего произведения, находит отражение в данных строчках?

        Мысль автора о том, что природа родная, ее нужно любить, воплощается через отношение героев к ней.

- Обратимся к эпиграфу: «Всем этим можно только любоваться. Тронул – и всё испортил…». Подтверждается ли мысль автора в этих строчках? (слайд №15)

- Что есть любовь к природе, по Носову?

                

                      Родство               забота                красота

                                                Любовь

                    Единение                                     добро  

                                               Бумеранг

Вывод: Природа в рассказе Е. Носова не фон и не бутафорская декорация, человек вписан в нее накрепко, как и она в человека. Друг без друга они существовать попросту не могут.  Наблюдая красоту родного края, восхищаясь ею, вы должны помнить о том, что красоту нужно беречь. Надо приложить все усилия, чтобы природа продолжала нас радовать, удивлять, манить к себе своей прелестью.

  • Так кто же человек в лесу – хозяин или гость?

VI. Рефлексия 

- Нужны ли такие книги, как рассказ Е.И.Носова?

- Вы уже сказали, каким хозяином природы должен быть человек, по мысли Е.И.Носова и по вашим выводам. Но в этом слове скрываются еще некоторые качества. Я предлагаю вам расшифровать его: хозЯин. (слайд №16)

х – хороший

о – основательный

з – заботливый

Я –

и – искренний

н – надежный

И все эти качества должен иметь Я – хозяин и гость одновременно.

Учитель: Наш урок заканчивается. И в конце я хотела бы обратиться к вашей памяти: на одном из уроков мы читали стихотворение, оно, к сожалению, рассыпалось. Я думаю, вы легко его восстановите и мы прочитаем его вместе. (слайд №17)

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек – всю Землю

Можешь только ты,

Разумный человек!

Ирина Трофимова

-Домашнее задание: на окраинах лесов лесничество устанавливает социальные плакаты, содержание которых также призывает оберегать леса. Представьте себе, что вас попросили подобрать надпись на одном из плакатов. Что бы вы написали? Только одно условие: надпись должна быть необычной.

-Автор пишет, что у лесного хозяина лицо лесоруба, но чем занимается он  в лесу? («раскладывает у ног краски и начинает нерукотворное колдовство»)

- Посмотрите на портрет И.И.Шишкина, который нарисовал художник Иван Крамской.(Слайд)  Есть ли сходство между портретом и описанием в тексте?

-В книге Якова Даниловича Минченкова "Воспоминания о передвижниках" есть удивительные строчки: " С длинной бородой, высокого роста, Шишкин представлял тип настоящего старика-лесовика, точно олицетворяющего его любимую природу, лес".

- Давайте подумаем, почему Е.И.Носов употребил в этих предложениях местоимение – оно же не называет предмета. Одарите это слово смыслом – что «это»?

 - Обратим внимание на лексику: слова «нерукотворное колдовство» дают оценку творчеству великого художника. В чем выражается значение этих слов?

( искусство изображения природы подвластно только сверхъестественному таланту, такому, как у Шишкина)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по литературе "Берегите это, люди! Этому нет цены..."

Презентация к уроку внеклассного чтения в 6-7 классах по рассказу Е.И.Носова "Лесной хозяин"...

Методическая разработка урока по литературе "Берегите это, люди! Этому нет цены..."

Урок внеклассного чтения в 6-7 классах по рассказу Е.И.Носова "Лесной хозяин"...

Ценность ценна когда ее ценят

Классный час, посвященный ценностям семьи....

"Цена любви ценою жизни целой"

Урок-исследование "Цена любви ценою жизни целой".Современное прочтение повести "Бедная Лиза"...

Методическая разработка на тему "Табакокурение и цена этой пагубной привычки".

Людям часто нравится курить пока они молоды и пока у них нет жалоб, они отгоняют от себя мысль, что могут когда-нибудь заболеть. Табак - " медленный убийца". Его потребление приводит к тяжел...

План-конспект урока по экономике на тему: "Мировые и внутренние цены. Базисные и контрактные цены. Оптовые и розничные цены".

Цель урока: формирование у обучающихся представлений об уровне и механизмах формирования мировых и внутренних цен, базисных и контрактных, оптовых и розничных....

Тренинг "Ценить себя, ценить других"

Профилактика буллинга в школе. Для обучающихся 5-7 классов...