Методическая разработка урока по литературе "Берегите это, люди! Этому нет цены..."
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Урок внеклассного чтения в 6-7 классах по рассказу Е.И.Носова "Лесной хозяин"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beregite_eto.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Савина  Надежда Григорьевна, учитель 441 гимназии

"Берегите это, люди. Этому нет цены..."

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе по рассказу

Е. И. Носова "Лесной хозяин".

Цели урока:

Обучающие:

-выявить основную мысль рассказа;

-учить постигать глубинный смысл авторских образов;

-показать мастерство Е.Носова, талантливое использование изобразительных средств языка в создании живописных картин природы;

-совершенствовать навыки работы над языком;

-закреплять умение работать в диалоговом режиме.

Развивающие:

-развивать все виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо);

-развивать эмоционально-образное, ассоциативное и аналитическое мышление;

-раскрывать творческий потенциал учащихся.

Воспитательные:

-прививать интерес к предмету, воспитывать вдумчивого читателя;

-воспитывать чуткость, восприимчивость к окружающему миру, любовь к природе, к Родине, бережное отношение ко всему живому на Земле.

Слово учителя.

- Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Тема урока: "Берегите это, люди. Этому нет цены..." (Тема урока записана на доске).

- Как вы думаете, ребята, что можно беречь? (Из ответов учащихся, которые учитель пишет на доске, создаётся кластер).

Обратите внимание на словосочетание берегите природу. Что мы включаем в понятие природа?

- Напишите слова-ассоциации к слову лес. (Чтение слов учащимися).

- А вы любите бывать в лесу? А в каком лесу вы любите наслаждаться природой? ( Учащиеся читают свои сочинения, написанные дома).
- Спасибо, ребята. Сочинения очень хорошие. Из ваших творческих работ видно, что вы знаете лес, бываете в нём, любуетесь его очарованьем и, конечно же , бережно к нему относитесь.

Лес - это особый мир, в котором мы можем увидеть красоту, величие, изящество и загадочность. Лес иногда называют лесным царством, А как вы думаете, есть ли хозяин у этого лесного царства?

- Рассказ о лесном хозяине написал известный русский писатель Евгений Иванович Носов. Сегодня на уроке в нашей творческой лаборатории мы будем работать с художественным словом этого удивительного человека. Дома вы познакомились с рассказом "Лесной хозяин". Понравился он вам? Какое чувство вызвал у вас этот рассказ? Что больше всего поразило в нём? О чём этот рассказ? Кто его герои? (Составление на доске схемы).

                           лесной хозяин

             

                    дед Проша       рассказчик

-Как ведёт себя дед Проша в лесу? (Прислушивается).

-А зачем он это делает? Ведь в лесу итак тихо.

-Называет ли как-то лесного хозяина дед Проша?

-А встречался ли с ним дед Проша?

-Давайте послушаем художественный пересказ этой встречи, а вы во время пересказа обратите внимание на портрет лесного

 хозяина.

-Давайте начертим таблицу, разделив её на две равные части. Первая часть называется "он". Запишем описание внешности

 лесного хозяина ("ветхий старичок", "полушубок в заплатах, из дыр торчит мох", "глаза - стылые ледышки").

-А чем занимался лесной хозяин? Найдите в тексте и запишите в тетрадь.("Зорко бережёт лес").

-Как вы думаете, сочинил эту историю дед Проша или правда встречал лесного хозяина?

-А как считает рассказчик? Найдите и прочитайте.

-Как вы понимаете выражение "бережёт лес от поругания"?

- А какая легенда складывается о лесном хозяине у рассказчика? ( Чтение и заполнение второй части таблицы, которая называется "человек": "простое загорелое лицо с бородой", "серые глаза с зорким прищуром", "седеющие волосы","добрые глаза светятся радостью", "большие натруженные руки").

-Чем занимается лесной хозяин  рассказчика? («Ходит по лесу и шепчет: "Этому нет цены... Берегите это, люди», «рисует картины»).

-Догадались вы, кто этот человек? (И.И.Шишкин).

-Почему вы так решили? ( Посвящение рассказа).

-Иван Иванович Шишкин - великий русский художник. Посмотрите на портрет его, который нарисовал художник Крамской.(Слайд) Есть ли сходство между портретом и описанием в тексте?

-В книге Я. Д. Минченкова "Воспоминания о передвижниках" есть удивительные строчки: " С длинной бородой, высокого роста,

 Шишкин представлял тип настоящего старика-лесовика, точно олицетворяющего его любимую природу, лес".

-А сейчас вы увидите полотна, которые нарисовал Шишкин (Слайды "Утро в сосновом лесу", "Лесная глушь", "Сосновый бор», "Ручей в берёзовом лесу", "Дубовая роща", "Бурелом", "Дебри", "В лесу графини Мордвиновой. Петергоф").

-Что чаще всего рисовал Шишкин?

-В нашем классе тоже есть художники. Они, правда, ещё пока юные и не такие известные, как Шишкин, но нарисовали прекрасные иллюстрации к рассказу. Предоставляем им слово.

-Вернёмся к нашей таблице и завершим работу. Что общего у лесного хозяина деда Проши и лесного хозяина рассказчика?

-Только ли беречь лес призывает лесной хозяин рассказчика?

 Берегите лес    берегите природу    берегите Родину    берегите Землю.

-У М. Дудина есть прекрасные строчки, послушайте, пожалуйста, я их вам сейчас прочту: "Берегите, Землю, берегите!" (Отрывок из стихотворения читает учитель. (Слайд).

-Возвращаемся к теме урока. Как вы думаете, почему эти предложения стоят рядом? Какая между ними связь?

-Спасибо, ребята. Вы сегодня очень хорошо работали. А дома я советую прочитать удивительные рассказы Е. И. Носова

 "Лоскутное одеяло", "Белый гусь", "Как патефон петуха от смерти спас", "Трудный хлеб", "Тридцать зёрен", "Как ворона на крыше заблудилась".

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по литературе "Берегите это, люди! Этому нет цены..."

Презентация к уроку внеклассного чтения в 6-7 классах по рассказу Е.И.Носова "Лесной хозяин"...

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Методическая разработка урока "Вода...Как много в этом слове..!"

Вода - самое распространенное вещество на нашей планете. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней, что считаем ее обыденным явлением, а между тем, вода удивительна и необыкновенна! Она ...

Методическая разработка урока на тему "знаменитые люди"

Разработка данного урока поможет каждому учителю английского языка спланировать свой урок по данной теме...

методическая разработка урока в рамках муниципального конкурса "Урок года" по теме "Об этом можно говорить стихами

Ребятам предлагается задуматься о вечных ценностях(любовь, верность, семья)...

Методическая разработка урока по истории "Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины"

Презентация по истории России на тему "Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины"...

Методическая разработка урока по теме "Древнейшие люди"

Тема урока: Древнейшие людиВид урока: урок учебной деятельности ( формирует естественно - научное отношение к миру).Цели урока:1. Личностные: воспитание чувства само-  и взаимоуважения; развитие ...