Методическая разработка на тему "Табакокурение и цена этой пагубной привычки".
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Синявская Екатерина Александровна

Людям часто нравится курить пока они молоды и пока у них нет жалоб, они отгоняют от себя мысль, что могут когда-нибудь заболеть. Табак - " медленный убийца". Его потребление приводит к тяжелым болезням. Каждый человек должен знать об опасностях, которые хранит в себе табак и табачный дым! Наша задача донести эту информацию до детей и молодежи, чтобы защитить их от привыкания к табаку и привить им здоровый образ жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx25.97 КБ
Файл tabakokurenie_i_tsena_etoy_pagubnoy_privychki.docx35.75 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Ижорский политехнический лицей»

Методологическая разработка.

Технологическая карта открытого классного часа

для обучающихся группы 205

Тема: «Табакокурение и цена этой пагубной привычки».

Автор:  Синявская Е.А., преподаватель, учитель

                                                                                                                 

Санкт-Петербург

2017


Методологическая разработка.

Форма организации: Классный час в формате научной конференции, доклада.

Тема: «Табакокурение и цена этой пагубной привычки». Выбор темы обусловлен возрастом учащихся в соответствии с потребностями воспитательного характера в конкретном коллективе.

Цель:  Формирование у учащихся сознательного негативного отношения к курению и понимания необходимости вести здоровый образ жизни.

 Задачи: 

  1. Познакомить слушателей с данными современной статистики курения в мире и в России.
  2. Поделиться занимательными фактами из истории табакокурения.
  3. Рассказать о вреде курения и о его последствиях.
  4. Сформировать отрицательное отношение к курению.

А также:

  1. Сделать акцент на нравственном воспитании учащихся.
  2. Научить учеников самостоятельному, критическому мышлению.
  3. Научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
  4. Принимать самостоятельные, аргументированные решения.

Данный классный час направлен на формирование следующих универсальных учебных действий: 

Личностные: самоопределение, смыслообразование, то есть установление учащимися значения  результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, нравственно-эстетическое оценивание материала.

Познавательные: работа с информацией (её поиск), структурирование знаний, смысловое чтение, а также умение строить сообщения в устной форме, сравнивать.
Регулятивные:  целеполагание, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане, прогнозирование, контроль, коррекция и оценка.                                                      

Коммуникативные: формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, постановка вопросов.

Технологическая карта классного часа.

Этапы

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Формируемые компетенции

Методы воспитания

Прогнозируемый результат

  1. Подготовительный этап;

( 1 неделя)

Объявляет тему, цель классного часа.

Слушают информацию.

Общекультурная;

Учебно-познавательная;

Словесный;

Эмоциональное воздействие;

Интерес к озвученной теме

  1. Мотивационный этап: постановка целей классного часа.

(2 минуты)

Приветствует учащихся;

Объявляет тему классного часа;

Ставит проблему, аргументирует ее актуальность;

 

Слушают сообщение;

Ценностно-смысловая;

Информационная;

Личностная;

Словесный;

Эмоциональное воздействие;

Понимают и принимают информацию;

Осознают её значимость;

  1. Ознакомительный этап;

(3 минуты)

Задает наводящие вопросы с целью понять общекультурные, базовые знания учащихся по теме;

Направляет разговор;

Отвечают на вопросы преподавателя;

Делают свои предположения;

Высказывают свою точку зрения;

Общекультурная;

Коммуникативная;

Учебно-познавательная;

Личностная;

Словесный;

Дедуктивный;

Формирование навыков говорения,

самоанализа и самооценки.

  1. Этап реализации;

             Объяснительно-   иллюстративный этап.

(25 минут)

Преподаватель даёт слово ученикам выступить с подготовленным ими материалом;

Показывает  фотографии для создания эмоционального настроя;

Слушают доклад;

Смотрят фотоматериал;

Делятся впечатлениями;

Обсуждают и/или выражают мысли, отношение.

Коммуникативная:  умение формировать собственное мнение и позицию;

аргументировать и координировать ее с позициями других участников;

Регулятивная:

строить логическое рассуждение, уметь общаться и взаимодействовать с другими участниками;

Личностная;

Словесный;

Визуальный;

Наглядный;

Аналитический;

Обогащение знаний;

Общее развитие учащихся;

Эмоциональное воздействие;

  1. Наблюдательный этап

(5 минут)

Наблюдает за учащимися;

Дает возможность учащимся « смотреть и видеть, слушать и слышать», наблюдать;

Беседует;

Оценивает ответы и комментарии учеников;

Направляет беседу в нужное русло;

Слушают друг друга;

Участвуют в беседе;

Коммуникативная:

способность общаться одного члена группы  с другими участниками.

Личностная:

позитивное влияние,

управление волнением,

креативность,

развитие эмоционального поведения,

проявление взаимоуважения;

Словесный;

Эмоциональный;

Дедуктивный;

Аналитический;

Формирование навыков говорения;

  1. Обобщающий этап;

Обобщение полученных знаний;

(5 минут)

Преподаватель обобщает и систематизирует полученную информацию;

Подготавливает учащихся к обобщенной деятельности;

Воспроизводит тему  на новом уровне (переформулированные вопросы).

Самостоятельно делают выводы;

Приводят собственные доводы, мысли;

Делают выводы;

Коммуникативная;

Личностная;

Ценностно-смысловая;

Словесный;

Аналитический;

Умение самостоятельно систематизировать материал;

Лаконично выражать свои мысли;

  1. Рефлексивный этап;

(5 минут)

Контролирует усвоение, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

Анализ и содержание итогов работы; Формирование выводов по изложенному материалу;

Систематизируют полученную                информацию;

Взаимодействуют с преподавателем и другими участниками беседы;

Формирование выводов по изученному материалу;

Общекультурная;

Коммуникативная;

Личностная;

Ценностно-смысловая;

Словесный;

Дедуктивный;

Аналитический;

Умеют самостоятельно делать выводы;

Оценивают уровень полученных знаний;

       

                                                                                                                             



Предварительный просмотр:

Часть 1.

ТАБАКОКУРЕНИЕ И ЦЕНА ЭТОЙ ПАГУБНОЙ ПРИВЫЧКИ.

Табакокуре́ние (или просто курение) — это вдыхание дыма тлеющих высушенных или обработанных листьев табака,  наиболее часто в виде курения сигарет, сигар, сигарилл (курительные трубочки,  свёрнутые из табачного листа и начиненные резаным табаком, выглядящие как тонкие сигары), курительных трубок или кальяна. В некоторых социумах курение табака является ритуалом. 

Табакокурение считается типичным рискованным фактором: оно приносит кратковременное расслабление, но в долгосрочном воздействии вредит сердцу, системе кровообращения, вызывая прежде всего инфаркт миокарда и атеросклероз. Оно во много раз увеличивает риск различных раковых заболеваний, в частности гортани и легких, может вызвать язву двенадцатиперстной кишки и хронический бронхит.

Самое страшное в этих тяжелых заболеваниях то, что они, как правило, развиваются в течение долгого времени и лишь постепенно становится ясным их истинный масштаб.

Хотелось бы привести некоторые данные мировой статистики:

Согласно оценке экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в мире от заболеваний, связанных с курением, ежегодно умирает 4 млн. человек.  Каждые десять секунд на планете умирает один заядлый курильщик.  90% смертей от рака легких, 75% - от хронического бронхита и 25% - от ишемической болезни сердца  возникают в результате курения.

В настоящее время во всем мире насчитывается 1,1 миллиард  курильщиков – это одна треть  всего взрослого (старше 15 лет) населения.

Хотя за последние десятилетия в экономически развитых странах произошло значительное снижение количества курящих, распространенность курения в целом остается высокой и составляет 20–75 % среди мужчин и 5–40 % среди женщин.

В конце XX века от пристрастия к табаку ежегодно в мире умирало 3 млн. человек, в начале XXI века – уже 3,5 миллиона. По прогнозам, к 2020 году от болезней, связанных с курением, ежегодно будут умирать 10 миллионов людей!

Что касается нашей страны!

В Российской Федерации  курит около 50% взрослого населения.

Ежегодно в России от причин, связанных  с курением преждевременно умирает более трехсот тысяч человек.

Россия была некогда одной из некурящих стран мира, а сегодня занимает среди курящих стран  лидирующее положение.

В Российской Федерации курит 50% взрослого населения.

 На сегодняшний день  Россия стоит на первом месте по использованию табака среди взрослого населения (44 миллионов, из которых 65% составляют мужчины и 30% — женщины).

Среди курящих взрослых в России 80 % мужчин и 50% женщин, т.е. 7,3 млн.   пристрастились к курению в подростковом возрасте.

За последние 20 лет число курильщиков в России  увеличилось на  440 тыс. человек, в первую очередь за счет вовлечения в потребление новых социальных групп - молодежи и женщин.

Интенсивность курения в России: в среднем мужчины выкуривают по 18 сигарет в день, женщины по 13  сигарет. При этом эти данные раскидываются не только на курящих, но и на некурящих людей.  Пассивному курению  подвергаются  35%  россиян - на работе,  79% - в ресторанах,  90 % - в барах.

Часть 2

История табакокурения.

  • Итак, табак выращивали в Америке задолго до его открытия европейцами. Традиция табакокурения зародилась у американских индейцев, вероятно, не позже 1 века. Сначала она была связана с религиозными ритуалами, но к концу 15 в. стала повседневной бытовой практикой по всему Западному полушарию Америки.
  •  Первыми европейцами, которые научились курить табак, стали члены экспедиции Колумба в Вест-Индии. Кроме того, карибские туземцы нюхали тонко размолотый табак через У-образные тростниковые трубки. Эти трубки назывались у них «тобàго» или «тобàка», откуда и произошло испанское слово, означающее соответствующее растение и его сухие листья.
  • В  1492 г.: матросы Колумба впервые завезли табак в Европу, и практически уже через 60 лет  к 1560 году  табак  распространяется  во Франции, Испании и Португалии.
  • В 1560г.: Жан Нико французский посол в Португалии сумел вырастить его на европейской почве и провел первые анализы табака, обнаружив в нем сильнодействующее вещество, которое и было названо по имени открывателя никотином.

И ещё несколько интересных фактов из истории табака:

  • В Англии в 1585 г. за курение табака подвергали тяжелым телесным наказаниям, курильщиков водили по улицам с петлёй на шее, а «злостных» даже приговаривали к смертной казни. Их отрубленные головы с трубкой во рту выставляли на площади.
  • В Турции эта вредная привычка приняла столь грозное распространение, что курильщиков сажали на кол.

ИСТОРИЯ ТАБАКОКУРЕНИЯ В РОССИИ.

  • О появлении табака в России мнения ученых-историков расходятся.
  •        Одни считают, что курение табака на Руси было ещё до открытия Америки, другие  полагают, что табак завезли английские купцы во времена Ивана Грозного  (1530-1584)  и называли его -  «чёртово зелье». Курение на короткое время приобретает временную популярность в среде знати.
  • При царе Михаиле Федоровиче Романове отношение к табаку резко меняется. Табак подвергается официальному запрету. Михаил Романов запретил курение из-за частых пожаров. Тем курильщикам, которые попадались первый раз, давали 60 ударов палками по стопам, а во второй раз отрезали уши и нос (1634г.).
  •  Очень давно люди поняли, что табак – сильный яд. Его стали с успехом применять для уничтожения клопов, блох. Его раствором опрыскивали деревья для уничтожения вредителей.

        В России долгое время употребление табака  не поощрялось.

  •   В 1646 году правительство Алексея Михайловича пыталось изменить прежний порядок и взяло продажу табака в монополию. Однако под влиянием могущественного патриарха Никона, вскоре восстанавливаются жестокие меры против "богомерзкого зелья".
  • Но в феврале-апреле 1697 года серией указов царь Петр Алексеевич  (Петр I),   государь-реформатор, для которого нарушение веками устоявшегося образа жизни было непременным условием правления, легализовал продажу табака и установил правила его распространения в России.

Часть 3

СОСТАВ ТАБАЧНОГО ДЫМА И МЕХАНИЗМ ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА.

Горящая сигарета -  это химическая фабрика, продуцирующая 4000  соединений, в их числе более 40 канцерогенов и 12 коканцерогенов .

Для справки:

КАНЦЕРОГЕН – ракообразующее вещество

КОКАНЦЕРОГЕН – вещество, усиливающее воздействие других вредных веществ, входящих в состав сигареты.

1-2 пачки сигарет содержат смертельную дозу никотина. Табачные изделия готовятся из высушенных листьев табака, которые содержат белки, углеводы, минеральные соли, ферменты, жирные кислоты, и др. Среди них можно отметить две группы веществ, опасных для человека- никотин и изопреноиды.

По количественному содержанию в листьях табака и по силе действия на различные органы  и системы человека никотин занимает  1-ое место. Он проникает в организм вместе с табачным дымом, в составе которого имеются вещества раздражающего действия, в том числе канцерогенные, т.е способствующие возникновению злокачественных опухолей, много углекислого газа – 9,5% (в атм. воздухе его нет). Никотин относится к нервным ядам. В экспериментах на животных и наблюдениях над людьми установлено, что никотин в малых дозах возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения , способствует нарушению ритма сердечных  сокращений, тошноте, и рвоте.

В больших дозах тормозит, а затем парализует деятельность клеток Центральной Нервной Системы, в том числе и вегетативной.

Несколько фактов, которые интересно знать:

Никотин выделен из листьев табака и табачного дыма в 1809 г.

Температура тления табака – 300°С (во время затяжки 900°С - 1100 °С)

Температура табачного дыма – 40-60 °С

Горящая сигарета продуцирует более 4 000  химических соединений, из них: 40 канцерогенов и 12 коканцерогенов.

При выкуривании 20 г табака образуется 1г дегтя.

Современные фильтры удерживают не более 20% содержащихся в дыме веществ.

Еще немного статистики:

  • Из-за наличия в табачных изделиях радиоактивного полония-210, человек, выкуривающий по 20 сигарет в день, за год получает ту же дозу радиации, как и после двухсот (200) рентгеновских снимков.
  • Регулярное курение сокращает жизнь в среднем на 15 лет, причем одновременно снижается ее качество за счет ухудшения самочувствия и снижения физических возможностей. Люди, выкуривающие от одной до девяти сигарет в день, живут меньше на 4,5 года,  по 10-19 сигарет – на 5,5 лет,  по 20-39 сигарет – на 6,5 лет.

ВЛИЯНИЕ НИКОТИНА НА ЧЕЛОВЕКА

  • Никотин в первой короткой фазе расширяет сосуды мозга (создает обманчивое впечатление улучшения умственной деятельности), затем резко сужают их.
  • Отравляет клетки мозга  (ухудшается память, зрение, умственная работоспособность, появляется бессонница, головные боли).
  • Что касается курящих учеников, то они отстают в учебе, становятся нервными, рассеянными, ленивыми, грубыми и недисциплинированными.
  • Развиваются нервные заболевания – невралгии, невриты, плекситы (заболевания нервных узлов – сплетений).
  • Развиваются хронические заболевания дыхательных органов: бронхит, астма, гибель эпителия, усиленное выделение слизи, воспаление голосовых связок.
  • Туберкулез легких (из 100 случаев заболевания туберкулезом 95% - курильщики)
  • Провоцирует рак легких (почти 97% больных раком – курильщики) и рак гортани (в 6 – 10 раз больше).

Это лишь небольшой список заболеваний и проблем со здоровьем, возникающих у курильщиков. Курение пагубно сказывается не только на нервной, дыхательной системе человека, но и на пищеварительной, половой, выделительной и опорно-двигательной системе.

Любопытный факт: Если вы скажете школьнику, что через 40 лет он умрет от сердечно-сосудистых заболеваний, он вас поднимет на смех.  Зато, если девочке объяснить, как курение ухудшает состояние кожи и мнимая «продвинутость» способна затруднить общение с противоположным полом, результат беседы может оказаться совсем другим.

Часть 4.

ПОДРОСТКОВОЕ КУРЕНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ.

Табакокурение среди подростков.

Россия  стоит в первых рядах и по уровню курения среди подростков.

В России курят более трёх миллионов подростков: 2,5 млн. юношей и 500 тысяч девушек.    

По данным Российской  национальной выборки к 11-му классу курят более 60 % мальчиков и 40 % девочек, в 13-15 лет - 25 % и 21 % соответственно. Среди учащихся профессиональных училищ  курит 75% юношей и 64% девушек.

Курящие дети - очень печальный факт. Число курящих детей, в семьях курильщиков в 2 раза выше, чем в семьях, где родители не курят.

Самый ранний возраст приобщения к курению 8-10 лет:  мальчики обычно начинают курить в 9 – 10 лет,        девочки в 11- 12 лет.

Как уже было сказано выше, число курящих увеличивается все больше и больше, в основном за счет молодежи .

  • В большинстве стран курит примерно треть пятнадцатилетних подростков, значительная часть которых начали курить уже с 7 - 10 лет.
  •  В странах бывшего СССР из 45 миллионов курильщиков 60 - 70% начали курить до 18-летнего возраста.
  • Количество курящих в последние годы пополняется за счет девочек, причем с опережением числа курящих мальчиков.

Чем же опасно для здоровья курение с детских лет?

Нужно отметить, что ребенок - это не совсем копия взрослого по всем параметрам. У него еще находятся в стадии развития все системы и органы, имеет свои особенности и состояние обмена веществ в организме. Поэтому ребенок, подросток значительно чувствительнее, уязвимее к действию любых вредных веществ, в том числе и табачных ядов, чем взрослый человек.

У курящих детей в первую очередь изменяются функции центральной нервной и сердечно-сосудистой систем. Такие дети, прежде всего, становятся легковозбудимыми, вспыльчивыми, раздражительными, невнимательными.

Постепенно развивается зависимость от табака, и если нет сигареты, появляется состояние дискомфорта в самочувствии, что выражается в виде беспокойства. Все мысли заняты тем, чтобы поскорее закурить.

Причины курения подростков

  • 60% девочек  ответили, что это модно и красиво;
    20% девочек  ответили, что таким образом хотят нравиться мальчикам;
  • 15% девочек ответили, что таким образом хотят
  •  привлечь к себе внимание;
    5% девочек  ответили, что так лучше смотрятся.

Из всего вышесказанного легко сделать вывод, что курение наносит серьезный вред нашему здоровью, как физическому, так и психическому. И, следовательно, было бы логично задать вопрос: «КАК БРОСИТЬ СИГАРЕТУ?», «Как бросить курить?»

По словам известного американского писателя Марка Твена: «Бросить курить очень просто. Лично я делал это семьдесят два раза».

Даже исходя из этой цитаты становится понятно, что на самом деле бросить курить не так-то и просто, но все-таки возможно.

  • В медицине существует термин «Индекс курящего человека».  Если есть курящие, то можете рассчитать свой личный индекс. Он рассчитывается так: количество сигарет выкуриваемых за сутки умножить на 12 месяцев.
  • Пример: 25 сигарет х 12 месяцев = 300.
  • Индекс 200-250 относится к «злостным курильщикам».

Делайте выводы!

Часть 5

Пассивное курение.

Уже было сказано об интенсивности курения в России. Выяснили, что в среднем мужчины выкуривают по 18 сигарет в день, женщины по 13  сигарет. При этом эти данные раскидываются не только на курящих, но и на некурящих людей.  Таким образом пассивному курению  подвергаются  35%  россиян - на работе,  79% - в ресторанах,  90 % - в барах.

  • Пассивное курение также негативно сказывается на здоровье человека, как и табакокурение.

Наример, в помещении, где курят, загрязнённость воздуха может увеличиться в 6 раз. Девушки, работающие в пропитанном сигаретным дымом воздухе учреждений, как бы выкуривают до 20 сигарет ежедневно. Жена интенсивно курящего человека в сутки пассивно выкуривает  по 10 – 12 сигарет, а его дети – по  6 – 7. Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьезных заболеваний.

  • Пассивное курение является непосредственной причиной возникновения астмы у детей. Но даже дети, не страдающие астмой, довольно часто кашляют, легче подхватывают грипп и простужаются, если их родители курят.
  • Даже у никогда не куривших детей может развиться пристрастие к никотину, если им приходится постоянно вдыхать клубящийся вокруг взрослых дым. Никотин обнаруживается в крови малышей, чьи родители курят, и даже в крови новорожденных, у которых курят матери. Эти дети не могут выйти из комнаты и вынуждены дышать дымом, подвергаясь опасности приобрести зависимость от никотина намного раньше, чем научатся говорить!
  • По данным Всесоюзной лаборатории по проблемам табакокурения из 100% систематически курящих лиц лишь 57% имеют привычку к курению, а у 93-95% фиксируется табачная зависимость.
  • Таким образом можно сделать вывод, что табачная зависимость - это хроническое заболевание согласно "Международной статистической классификации болезней, травм и причин смерти".
  • Как утверждает единственный в нашей стране доктор медицинских наук по клинике табакокурения Смирнов: «Лица с табачной зависимостью нуждаются в медицинской помощи, и не простой, а специализированной».   По данным опроса 60 % курильщиков хотели бы избавиться от табачной зависимости, но пока им это не удается.

Оценка мотивации к отказу от потребления табака

Вопрос

Ответы - Баллы

1. Бросили бы вы курить, если бы это было легко?

Определенно нет – 0

Вероятнее всего нет – 1

Возможно да – 2

Вероятнее всего да – 3

Определенно да – 4

2. Как сильно вы хотите бросить курить?

Не хочу вообще – 0

Слабое желание – 1

В средней степени – 2

Сильное желание – 3

Однозначно хочу бросить курить – 4                                          

Результаты:

Сумма баллов больше 6:
Высокая мотивация отказа от курения
Сумма баллов от 4-6:
Слабая мотивация
Сумма баллов 3 и ниже:
Отсутствие мотивации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе "Берегите это, люди! Этому нет цены..."

Урок внеклассного чтения в 6-7 классах по рассказу Е.И.Носова "Лесной хозяин"...

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек." На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн...

Методическая разработка открытого практического занятия "Полезные и вредные привычки"

Методическая цель данного открытого занятия - показать использование некоторых современных технологий (ИКТ, вербально-графической, здоровьесберегающей) на различных этапах занятия при обучении английс...

Методическая разработка Литературно-гимнастической композиции "Об этом нельзя словами"

О событиях в Багеровском противотанковом рве в Керчи нельзя молчать – это как Бабий яр в Киеве или Пискаревское кладбище в Петербурге. Он являет собой завещание потомкам – не допустить пов...

Методическая разработка «МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ НАШЕ БОГАТСТВО, МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА»

Методическая разработка  «МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ  НАШЕ БОГАТСТВО,  МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА»Видео:Что такое толерантность? Краткая история терпимости lhttps://ww...

методическая разработка воспитательного занятия "ЗОЖ. Полезные и вредные привычки"

Беседа с подростками. Цель:развивать потребность в сохранении и укреплении здоровья, в формировании полезных привычек....

Методическая разработка классного часа по теме: «Профилактика вредных привычек у подростков»

Методическая разработка классного часа по теме: «Профилактика вредных привычек у подростков»...